А.С. Пушкин: личность и творчество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А.С. Пушкин: личность и творчество



Основные факты биографии и этапы творчества.

Лицейские годы – идейное и художественное становление, поиски своего места в литературе, освоение поэтических традиций Г. Державина, В. Жуковского, К. Батюшкова и др. Отечественная война 1812 года в творческом сознании поэта. Предромантический характер лицейской лирики, ее жизнеутверждающий пафос. Литературные «экзамены» молодого поэта («Воспоминания в Царском Селе» и «Городок»), стилистическое и тематическое разнообразие его творчества.

Петербургский период. Участие в обществах «Арзамас» и «Зеленая лампа». Сочетание различных жанровых традиций и стилей в лирике. Революционные идеи и декабристские настроения в творчестве, становление гражданского романтизма в оде «Вольность», элегии «Деревня», дружеском послании «К Чаадаеву, политических эпиграммах. «Руслан и Людмила» как образец постклассицистской поэмы: жанровое и композиционное своеобразие, новаторство в создании образов, сочетание героики и лиризма, фольклорные элементы, языковое разнообразие, роль автора-повествователя. Полемика вокруг поэмы.

Период южной ссылки. «Высокий» романтизм в творчестве А. Пушкина и его особенности: двоемирие, поэтика крайностей и контрастов («Черная шаль» и др.). Культ духовной свободы, изгнанничества и одиночества. Тема плавания и странствия («Погасло дневное светило»). Тематическое разнообразие лирики периода южной ссылки. «Южные» поэмы как вершина русского романтизма. Байронический герой «южных» поэм и его трагедия. Романтизм «очарованной души» в морских элегиях, идиллиях о Музе, любовных стихах. Начало работы над «Евгением Онегиным». Пессимизм и скептическое отношение к миру в «демонических элегиях» 1823 года («Демон», «Свободы сеятель пустынный…») и последующее преодоление «демонизма».

Ссылка в Михайловское. Становление реалистической традиции в творчестве А. Пушкина. «Евгений Онегин» как реалистический «роман в стихах» и «энциклопедия русской жизни». Жанровая трансформация в лирике А. Пушкина, утверждение жанра «лирического стихотворения». Тематическое многообразие в лирике михайловского периода: тема поэта и поэзии, любовная и философская лирика. Стихотворная повесть «Граф Нулин». Развитие жанра поэмы в творчестве писателя («Домик в Коломне»).

Особенности мировоззренческой позиции А. Пушкина после возвращения из ссылки (Пушкин и декабристы, Пушкин и Николай I) и ее отражение в стихах.

Новаторство А. Пушкина – драматурга. Трагедия «Борис Годунов» – историческая трагедия нового типа, ее национально-историческая и нравственно-философская проблематика. Система образов и особенности композиции. Историзм А. Пушкина и Н. Карамзина. «Маленькие трагедии»: проблематика, вечные темы и образы, связь с ренессансной и классицистской традициями (Шекспир и Мольер).

Образ Петра I в творчестве А. Пушкина: поэма «Полтава», работа над романом «Арап Петра Великого», поэма «Медный всадник» (сочетание истории и современности, проблема личности и государства).

Значение Болдинской осени в творчестве А. Пушкина. Философское содержание лирики («Бесы», «Элегия»). А. Пушкин – создатель национального, среднерусского пейзажа («Осень»). «Повести Белкина» как начало русской реалистической прозы. Тема «маленького человека» в русской литературе. Сочетание реального и фантастического в повести «Пиковая дама». Тема игры, власти денег. Образ Петербурга.

Завершение работы над «Евгением Онегиным» и отражение в нем духовной эволюции автора. Особенности жанра, стиля и композиции. Образы героев, автора и читателя. Реализм как движение жизни в произведении.

Сказки А. Пушкина, их своеобразие и связь с фольклором. Развитие реалистической традиции в позе: романы «Дубровский» и «Капитанская дочка». Идейно-художественное и стилевое своеобразие, образная система. Тема «народного бунта».

Особенности лирики 30-х годов («Каменноостровский цикл», «Когда за городом задумчив я брожу», «Я памятник себе воздвиг…»). Сочетание гуманистической и христианской традиций в творчестве писателя.

А. Пушкин – критик и редактор: участие в «Литературной газете», издание журнала «Современник».

Дуэль и смерть. Значение и традиции А. Пушкина в русской литературе XIX – XX веков. Переосмысление его творческого наследия в различные эпохи.

Поэты пушкинской поры («плеяда»)

А. Дельвиг: развитие жанров идиллии и «русской песни», тема творческой свободы поэта, мечта о «золотом веке». Дельвиг – издатель и редактор («Северные цветы», «Литературная газета»).

Е. Баратынский: «поэзия мысли» – преобладание философских мотивов, размышлений об одиночестве поэта, повторение мотива смерти, духовном кризисе цивилизации. Философское расширение жанра элегии. Проблема романтического героя и особенности конфликта в поэмах «Эда» и «Бал». Позднее творчество. Художественное единство сборника «Сумерки», его мотивы и проблематика.

Д. Давыдов: сочетание романтической традиции и принципов школы «легкой поэзии»: послания, любовные элегии, «гусарская лирика». Сборник «Стихотворения Дениса Давыдова 1832 года» как опыт лирической биографии.

П. Вяземский: вольнолюбивые и сатирические мотивы лирики, интимная тема, реалистический пейзаж и современные зарисовки. П. Вяземский – литературный критик и пропагандист романтизма.

Н. Языков: сочетание «вакхических» и свободолюбивых мотивов пафос борьбы, песенный характер ранней лирики, новаторство художественной формы. Эволюция взглядов поэта в 1830 – 1840гг.

Д. Веневитинов: романтическая «поэзия мысли», образ мыслителя и творца в лирике, вольнолюбивые идеи и настроения, пафос свободы личности.

 

М.Ю. Лермонтов: личность и творчество

Основные этапы жизни и творчества. Сочетание романтической и реалистической традиции в творчестве М. Лермонтова. Идейные и творческие искания. Свободолюбивые мотивы ранней лирики, ст. «Парус» как «поэтический манифест» М. Лермонтова-романтика. Кавказ в жизни и творчестве поэта.

Стихотворение «Смерть поэта» как выражение политического и общественного протеста. Проблематика и философское содержание драмы «Маскарад».

Одиночество как ключевая тема творчества М Лермонтова («Нет, я не Байрон…», «Выхожу один я на дорогу).

М. Лермонтов – «поэт мысли». Патриотические мотивы в ст. «Бородино», «Родина». Мастерство М. Лермонтова – пейзажиста («Когда волнуется желтеющая нива…»). Социально-философская проблематика лирики М. Лермонтова («Прощай, немытая Россия…», «Дума»), тема отцовства («Дубовый листок»), поэта и поэзии («Пророк»), наполеоновская тема («Воздушный корабль»). Антивоенная направленность ст. «Валерик».

«Песня про купца Калашникова»: фольклорная традиция, проблема власти и свободы личности. Идейно-тематическое и жанровое своеобразие романтических поэм («Демон», «Мцыри»). «Поэма «Демон» и ее место в творческом наследии М. Лермонтова.

Развитие реалистической традиции в творчестве М. Лермонтова: «Тамбовская казначейша», «Княгиня Лиговская».

«Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе. Композиционное своеобразие романа. Типы психологического анализа и самоанализа в произведении. Образ Григория Печорина как «героя» и «жертвы» своего времени. Конфликт героя с судьбой, проблема Востока и Запада в главе «Фаталист». Язык романа.

М. Ю. Лермонтов в русской философской критике «серебряного века» (Вяч. Иванов, Ин. Анненский, Дм. Мережковский и др.).

 

Духовный мир Н. Гоголя

Основные этапы жизни и творчества, формирование мировоззренческой концепции.

Единство реального и фантастического, использование фольклорных сюжетов, юмор и национальный колорит в повестях «Вечера на хуторе близ Диканьки».

«Тарас Бульба» как первая национально-историческая эпопея. Проблема зла в красоте и искусстве в «Миргороде» и «Петербургских повестях»: фантастическое начало и гротеск, романтическое мироощущение, контраст между идеалом и действительностью, изображение социальных противоречий, синтез трагического, сатирического и комического. Проблема творчества в повести «Портрет». Тема «маленького человека» и значение повести «Шинель» в русской литературе. Петербург в изображении Гоголя и его традиция в русской литературе (Ф. Достоевский, Ан. Белый и др.).

Н. Гоголь – драматург. Общественно-социальное и философское содержание комедии «Ревизор»: новаторство драматургических принципов, анекдотичность сюжета и сатирический пафос, многозначность немой сцены. «Театральный разъезд» как авторский комментарий к комедии.

Жизнь Н. Гоголя за границей. Трехчастный замысел и жанровое своеобразие «национальной поэмы» «Мертвые души». Система образов, место Чичикова в сюжетной канве произведения. Тема России и ее исторической судьбы. Нравственно-философский смысл названия, христианская дидактика в поэме. Работа Н. Гоголя над вторым томом и неосуществленный замысел третьего тома.

Художественное мастерство и новаторство Н. Гоголя-реалиста.

Духовные искания Н. Гоголя в 1840-е годы. «Выбранные места из переписки с друзьями» как сочетание исповеди и проповеди. Нравоучительный аспект в творческом наследии Н. Гоголя, видение им роли современного писателя. Его позитивная морально-этическая программа и утопическая концепция. Продолжение духовной традиции в «Авторской исповеди», и «Размышлениях о Божественной литургии». Полемика вокруг «Выбранных мест…».

«Гоголевское направление» и «гоголевский текст» в русской литературе. Н. Гоголь в оценках литературной критики XX века (Ан. Белый, К. Мочульский, Вл. Набоков, Ю. Манн и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.180.32 (0.008 с.)