Модификация реалистической школы на рубеже веков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модификация реалистической школы на рубеже веков



Традиции реалистической классики и новые черты реализма (неореализм, импрессионистическая, экспрессионистическая манера письма). Продолжение классических традиций в творчестве И. Бунина. «Вечные темы» в творчестве И. Бунина. Бунин и Октябрь. А. Куприн как представитель реалистической школы рубежа веков. Литературный кружок «Среда» и издательство «Знание» как центры реалистической культуры. Роль М. Горького в литературном процессе эпохи. Современная интерпретация романа «Мать» М. Горького. Романтические и реалистические тенденции в творчестве Горького. Цикл статей «Несвоевременные мысли».

 

4.3. Символизм. Теория и практика «старших» символистов

Философия, этика и эстетика «старших» символистов. Влияние философских идей Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, А. Бергсона на эстетику символистов. Философско-эстетическое обоснование символизма Д. С. Мережковским (доклад «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»). В. Брюсов – руководитель московской школы символистов. З. Гиппиус в кругу «старших» символистов. Философско-эстетическое кредо З. Гиппиус в романе «Чертова кукла». Эволюция религиозно-философских взглядов Д. Мережковского. Ф. Сологуб и его роман «Мелкий бес»: традиции литературы ХIХ века. И. Анненский как предтеча постсимволизма.

4.4. Эстетическая система младосимволизма
Влияние поэзии и религиозной философии В. Соловьева на формирование эстетики и мировоззрения младосимволистов. Обоснование теории младосимволизма В. Ивановым и А. Белым. Переосмысление истории и грядущей судьбы России в дилогии: «Серебряный голубь», «Петербург». Миф о Петре I. «Трилогия вочеловечения» А. Блока. Особенности драматургии Блока: образно-художественная символика пьес («Балаганчик», «Король на площади» и др.). Поэмы Блока: идея возмездия и преемственности поколений («Возмездие»); осмысление событий русской революции («Двенадцать»). Депрессивный спад, кризис Блока после 1917 г. Кризис символизма как идейно-художественного направления в 1910-е гг.

 

Акмеизм как следствие кризиса символизма

Противостояние символизму в журнале «Аполлон» (с 1909 г.). Деятельность «Цеха поэтов». Основные положения эстетики акмеистов. Н. Гумилев как основной теоретик акмеизма. Эволюция поэтического творчества Н. Гумилева. Поэма «Заблудившийся трамвай» как пример визионерства поэта. Раннее творчество А. Ахматовой: драматизм внутреннего ощущения лирической героини. Христианские мотивы в творчестве ранней Ахматовой. Культурфилософская образная символика в дооктябрьском творчестве О. Мандельштама.

 

Футуризм как феномен русского авангарда

Разнородность течения. «Кубофутуризм» и «эгофутуризм»: основные представители. Особенности эстетики футуристов: элементы массовой культуры в эстетической системе футуристов; манифест как форма творчества; установка на абсолютное новаторство; концепция художественного творчества. Гуманистическое и философско-эстетическое содержание творческого наследия В. Хлебникова. Социальная утопия в поэме «Ладомир». Становление В. Маяковского как поэта. Тематика и проблематика поэм В. Маяковского 1914–1916 гг. Новаторство В. Маяковского и В. Хлебникова.

 

4.7. Синтез различных художественных систем
в литературе начала ХХ века

Тема «маленького человека» в произведениях Л. Андреева. Проблема «подпольного сознания», экзистенциальная проблематика (влияние идей Ф. Достоевского, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра). Особенности художественного стиля Л. Андреева. Жизнь низов в прозе А. Ремизова. Синтез объективного повествования и субъективного восприятия мира автором. Реалистическая проблематика, натурализм в изображении жизни и быта «маленького человека», модернистские принципы его художественной интерпретации. Революция 1917 года в восприятии Л. Андреева и А. Ремизова. Неоклассицизм в русской литературе: творчество М. Волошина, В. Ходасевича.

 

 

Раздел 5. «Русская литература первой половины XX века

(1920-е – 1955 гг.)»

Тематический диапазон и проблематика прозы 20-х гг.

Литература Советской России и Русского зарубежья как составные части единого национально-художественного целого русской культуры ХХ века. Проблема кризиса русского национального сознания и культуры в публицистике М. Горького («Несвоевременные мысли»), записках И. Бунина («Окаянные дни»), статье А. Блока («Крушение гуманизма»). Проблема «героя» и «массы», личности и множеств в «Донских рассказах» М. Шолохова и «Конармии» И. Бабеля. Тема интеллигенции и революции в литературе 20-х, проблема гуманизма и насилия (В. Вересаев, Б. Пильняк, Е. Замятин). Феномен «нового человека». Сатирическое изображение действительности (И. Ильф, Е. Петров, М. Зощенко). Жанр антиутопии: роман Е. Замятина «Мы».

 

Поэзия 20-30-х гг.

Основные художественные системы, литературные направления и их судьба в постреволюционный период. Общественно-политическая ситуация 20-30-х и ее влияние на литературный процесс. Судьба литературных течений и направлений Серебряного века в послереволюционный период развития литературы. Модификация футуризма. Драматическое несоответствие идеалов и действительности в послеоктябрьском творчестве В. Маяковского. Особенности драматургии Маяковского. Творчество Д. Хармса как явление русского авангарда. Феномен «новокрестьянской поэзии». Имажинизм как литературное течение. Творческая эволюция С. Есенина. Гуманистический пафос послеоктябрьского творчества А. Ахматовой (стихи, поэмы «Реквием», «Поэма без героя»). Творчество О. Мандельштама 20-30-х гг.

 

Литература русского зарубежья (первая волна эмиграции)

Судьбы поэтов русской эмиграции первой волны. Поэты «парижской ноты». Мемуарно-биографическая литература эмиграции. Позднее творчество И. Бунина, Д. Мережковского, З. Гиппиус. Тема России в сознании русских эмигрантов. Творчество М. Цветаевой. Единый лирический сюжет поэм 20-х годов. Феномен искусства в литературно-критических статьях Цветаевой (оценка ею творчества поэтов-современников). Феномен прозы В. Набокова (особенности стилевой манеры).

А. Платонов – писатель-философ

Социальные и этико-философские основы творчества А. Платонова. Синтез марксизма, технократических теорий Пролеткульта, православной эстетики и натурфилософских идей ХХ века. «Философия общего дела» Н. Федорова и ее трансформация в художественном мире А. Платонова. «Сокровенный человек» как главный платоновский персонаж. Конкретно-историческая и философская проблематика романа «Чевенгур». Варианты «крестьянского социализма». «Котлован» как повесть-предупреждение. Социальная мифология в прозе Платонова. Особенности поэтики А. Платонова.

 

Творческий путь М. Булгакова

Становление творческой манеры писателя. Фантастика и гротеск в сатирической прозе М. Булгакова 20-х гг. Критическое изображение послереволюционной действительности, комедийная игра с господствующими государственными доктринами («Дьяволиада»). Сатирические повести «Роковые яйца», «Собачье сердце». Цикл произведений о белом движении («Белая гвардия», «Дни Турбинных», «Бег»). Философский роман «Мастер и Маргарита». Современное и вечное, реальное и фантастическое в романе. Булгаковское «троемирие». Отрицание линейной концепции истории и прогресса. Образы библейской мифологии и мировой литературы в романе. «Покой» и «свет» как философские категории.

 

Творчество М. Шолохова в историческом контексте эпохи

Идейно-художественная позиция М. Шолохова в ранних рассказах. «Тихий Дон» – вершинное произведение русской и мировой литературы. История создания и публикации романа. Тема народных судеб во времена революции и гражданской войны. Эволюция Г. Мелехова. Проблема авторства романа «Тихий Дон». Творческая история создания романа «Поднятая целина». Идеология соцреализма в романе. События коллективизации глазами Шолохова. Шолохов в годы Великой Отечественной войны.

Литература периода Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия

Подчинение тематики и проблематики литературы идее борьбы против фашизма. Динамика жанров в прозе, поэзии, драматургии. Публицистика А. Толстого, И. Эренбурга, М. Шолохова, А. Фадеева. Вторая волна русской эмиграции. Расцвет соцреализма. Человек и война в прозе послевоенного десятилетия (В. Некрасов «В окопах Сталинграда», В. Панова «Спутники»). «Русский лес» Л. Леонова как социально-философский роман. Философская проза М. Пришвина.

 

 

Раздел 6. «Русская литература второй половины XX – начала XXI веков»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.009 с.)