Понятие творчества и его общие проявления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие творчества и его общие проявления



Понятие творчества и его общие проявления

 

Понятием творчества охватываются все формы создания и появления нового на фоне существующего, стандартного.

Первый круг творчества касается создания новых, не существовавших ранее форм материи. Это касается и «сотворение мира», и бесконечных форм живой жиз­ни, человека и его мозга, который подключился к твор­честву природы и сам способен к созданию новых форм материи, в том числе в продуктах художественного творчества. Второй круг творчества направлен на изменение, обновление, преобразования и совершенствование существующего. И, наконец, третий круг творчества направлен на разрушение «старого мира» и построение на его мес­те нового. Это относится главным образом к соци­альным перестройкам и революциям, а также появле­нию новых направлений в искусстве, стремящихся разрушить сложившиеся стереотипы. Проникнуть в «тайны творчества», как и в сущность любого скрытого явления, можно на основании знания общих, инвариантных законов его возникновения, про­текания и проявления в продуктах творчества. Эти зна­ния должны касаться, в первую очередь, общих законов творчества самой природы, создавших человеческий мозг и заставивших его работать по своим принципам. Но эти знания законов не должны быть принятыми на веру, как говорил А.Эйнштейн, их надо продумать самому, пропу­стить через конкретный собственный опыт, проверить в действии, в творческих работах, и если они действитель­но общие, то они должны проявиться и у вас. Только в таком случае вы сможете открыть главные тайны твор­чества — природу его пробуждения, механизмы его про­текания и рождения новых идей, замыслов и открытий.

 

Проявления творчества в разных видах материи

 

Творчество как процесс рождения разных видов новообразований за счет изменений, преобразований существующих форм или создания новых форм за счет соединения элементов является формой существования всех видов материи. В.И.Вернадский объединил их понятиями «геосфера», «биосфера» и «ноосфера»

. Творчество включает в себя:

а) изменения и преобразование земной поверхности за счет стихийных процессов,

б) образование новых форм материи (типа нефти и других полезных ископаемых), зарождающихся при сочетании определенных условий,

в) в химических соединениях и реакциях, лежащих в основе образования разного рода веществ.

Весь эволюционный процесс направлен на совер­шенствование способностей живых организмов адап­тироваться к постоянно меняющейся среде.

Высшим продуктом эволюции живой материи является мозг, обладающий не только уникальной приспособляемостью к среде, но и способностью созда­вать новую.

«Творчество разума» обладает наиболее могучей силой, дублирует и продолжает творчество самой при­роды, контактирует с «Высшим разумом» как родона­чальником всего сущего.

Таким образом, творческие задатки существуют в мозгу каждого человека. Оно ярко и спонтанно прояв­ляется у детей, инстинктивно развивающих свой мозг в игровой деятельности и в сновидениях, когда мозг получает свободу от контроля сознания. В зрелом воз­расте, согласно мировой статистике, спонтанное про­явление потребности и способности к творческой дея­тельности наблюдаются только у 5% людей в любой популяции.

Исследования биологической базы творческих способностей показали, что такое спонтанное прояв­ление потребности и способности к творчеству прояв­ляется при сочетании некоторых благоприятных ней­рофизиологических задатках (о которых речь пойдет ниже), а остальным необходимо искать индивидуаль­ный путь открытия творческих каналов.

 

 

Общие механизмы творчества. Специфика творчества человека

Общие механизмы творчества

 

Появление новых форм материи, существуют во всех ее видах и имеют одинаковые механизмы протекания. Их три.

1.пусковой механизм. Никаких изменений и преобразований не возни­кает при воздействии умеренных и повторяющихся стандартных раздражителях. Например, обычный, даже сильный дождь не вызывает схода лавин или на­воднений.

Процесс новообразования происходит в борьбе с уже существующим стандартом, сложившейся струк­турой, которая сопротивляется своему разрушению.

Изменение предпола­гает сохранение объекта с убавлением, прибавлением, заменой деталей, придающих новую форму целостному объекту.

Преобразование предполагает появление новой формы материи (вода превращается в лед, в снег, в пар) при сохранении основной сущности или при прида­нии объекту новой функции

Соединение элементов приводит к созданию но­вой формы материи. В каждой из сфер такое соедине­ние имеет свою специфику. «Соединимость» входит в число основных критериев и базовых показателей всех видов творчества.

Специфика творчества человека

Особой формой творчества человека яв­ляется психическое отражение, когда внешний мир трансформируется в новую форму существования материи — нейронную, знаковую, хранящуюся в па­мяти и участвующую в сотворении моделей нового мира и своеобразия индивидуальности.

Отраженный мир начинает существовать по сво­им законам и творить по общим, что-то изменяя, пре­образуя, образуя новые потребности, ценности, цели.

Процесс образования нового проходит во взаимо­действии разных сил, определяющих изменение, пре­образование одного из объектов взаимодействия, нахо­дящегося в более слабой позиции. Особенно наглядно это прослеживается в эволюции живых организмов, когда побеждает более сильный ген или генетический код, организм, способный к адаптации к новым усло­виям.

Таким образом, творчество как процесс изменения, преобразования, соединения разных форм материи характеризуется общим качеством — созданием необ­ходимого, не существовавшего ранее результата. На­ряду с созданием объектов предметного мира, человек открывает новые виды деятельности, которые объединены некоторой «глобальной необходимостью». К чис­лу таких древних изобретений относится и изобрази­тельная деятельность.

 

 

Творчество в детском возрасте

 

Заложенная в генетическом коде программа со­зревания и развития в раннем детстве является прекрасным образцом творчества самой природы.

После рождения идет активное «создание» чело­века, в котором на равных участвуют общевидовые природные задатки, влияние социальной среды и ин­дивидуальные особенности в строении нервной и эн­докринной системы.

Прежде всего происходит «настройка анализато­ров, «необходимая для адаптации к конкретным усло­виям обитания

Мозг выполняет свою главную функцию — подстройку под условия, в которые попадает живой организм.

Не меньшую роль играет культурная среда, в ок­ружении которой происходит формирование психичес­ких и интеллектуальных качеств ребенка.

Не менее важным показателем естественного твор­чества является изнутри идущая потребность у ребенка в самостоятельном выполнении какой-либо деятельно­сти и действий, свободном владении ими. Она проявля­ется в том, что ребенок стремится делать все «сам»: одеваться, складывать и конструировать что-то из пес­ка, кубиков, рисовать.

Спонтанное стремление ребенка к самопознанию, познанию и освоению окружающего мира, к самосто­ятельной, творческой деятельности является доказа­тельством того, что творческий процесс входит в жизнь ребенка помимо его сознания.

 

Социальные потребности

 

Эта по­требность в присоединении и эмоциональном контакте с другими людьми, нахождении своей роли и индиви­дуального смысла своего существования в социуме, а также своего статуса, который определяется количе­ством влияний, оказываемых на других.

Эта потребность выпол­няет несколько функций. Прежде всего, информаци­онную. Ребенок ориентируется в среде и контактирует со взрослыми при помощи эмоций, выражая свое не­удовольствие плачем, а удовольствие — улыбкой.

Такую же информацию несут художественные об­разы, если художник при их создании вступал в эмоци­ональный контакт с портретируемым.

Потребность в смысле индивидуальной жизни для сохранения ее конкретного вида, как говорилось выше, побуждает человека к поиску своего места и функции в ней. Смысл жизни задается проблемами самой жизни.

1) гарантированные законом или обычаями гражданские свободы (совести, волеизъявления, места проживания, равенства перед обществом и законом и т. д.);
2) конституционные или традиционно-общественные гарантии и общая степень уверенности в завтрашнем дне (отсутствие или наличие страха перед войной, иным тяжелым социальным кризисом, потерей работы, изменением ее направленности, голодом, лишением свободы за убеждения или высказывания, бандитским нападением, воровством, неожиданным острым или хроническим заболеванием в условиях плохо организованного здравоохранения, инвалидностью, старостью, распадом семьи, ее незапланированным ростом и т. д.);моральные нормы общения между людьми;
4) свобода познания и самовыражения, в том числе через уровень образования, изобразительное и другие виды искусства, максимальной отдачи сил и способностей людям, обществу с получением от них знаков внимания;
5) чувство нужности обществу (личной и эталонной для человека группы), а через него нужности самому себе;возможность образования социальных групп различного иерархического уровня и свободного общения с лицами своего круга — своей этнической, социальной, трудовой, экономической группы и их половозрастных модификаций как непосредственно, так и через средства информации;сознание своего пола и возраста, следование их общественным нормативам;наличие или возможность образования семьи как социальной ячейки; соответствие выработанных в ходе социализации стереотипов и идеалов реальным общественным нормам (совпадение индивидуальной картины мира с реальной действительностью) или терпимость общества к индивидуальным стереотипам, отличающимся от сложившихся общественных норм (если они не переходят в патологию);равномерность информационно-познавательной среды (без информационных перегрузок и информационного «вакуума»);определенный социальный фон для удовлетворения остальных групп потребностей человека.

Духовные потребности

 

Духовные потребности можно назвать «бестелес­ными». Духовные потребно­сти — сугубо внутренние, базирующиеся на выходе из плена «телесных необходимостей» и направленные на приобщение ко всеобщему.

Такое приобщение происходит через потребление уже готовых продуктов науки и искусства и через со­зидание и деяние.

Духовные потребности — это та идеальная форма Жизни, к которой стремится каждый человек в глубине Души. Это ощущение интереса к жизни, красоты и радости бытия, доброты и взаимопонимания между людьми, чувство собственной необходимости для других, выполнения своей миссии.

Дух-е п-ти базируются на развитии ин­теллектуальных и эмоциональных качественных особен­ностей. Идет расширение сферы мышления и сознания, а также углубление их в сущность и первопричину про­исходящего во внешнем мире, в ценности, связанные с законами существования жизни, о которых говорилось выше.

Формирование духовных потребностей происходит уже в детстве. Чувство прекрасного детское сознание воспринимает намного ярче и красочней. Поэтому так важно заложить в ребенке все эстетические и духовные качества, в которых он нуждается. Это поможет ему не только гармонично взаимодействовать с окружающим миром и заниматься саморазвитием, но и уже в старшем возрасте пережить кризисы, связанные с потерей близких людей, болезнями и катастрофами. Чем сильнее личность в духовном плане, тем проще переживаются разного рода жизненные невзгоды.Если потребность в духовном развитии не прекращает одолевать вас, то удовлетворить её можно с помощью тех же методов, которые используются при формировании духовных потребностей у детей. Эти способы даже не нужно запоминать. Они настолько естественны, что в повседневной жизни мы порой их даже не замечаем.

1. Общение с природой. Многие люди воспринимают дачу как каторгу, а выезд на природу им давно не приносит должного удовольствия. Попробуйте расслабиться и полюбоваться закатом или шелестом листьев под ногами. А если на даче овощи, которые вы посадили, наконец, взошли и этот факт доставил вам чувство радости и восторга, можете не сомневаться что вы находитесь в гармонии с самим собой.

2. Обращение к искусству. Многие людей способны взволновать такие сферы искусства как музыка, архитектура, живопись, графика, танец и другие. Выберите для себя то направление, к которому вы неравнодушны и ваша потребность в гармонии будет полностью удовлетворена.

3. Прислушивайтесь к себе. Ваш внутренний голос может сообщить вам много важной информации. Не нужно отстраняться от него. Найдите время, чтобы его услышать. Это может быть прогулка на природе, занятие йогой или посещение церкви. Слушайте свой внутренний голос хотя бы 5 минут в день, и вы заметите, как в душе наступает чувство умиротворенности. Вы добьетесь чувства согласия с самим собой и начнете более уверенно принимать решения.

4. Общайтесь с животными. Наши братья меньшие способны поднять на ноги даже физически неполноценного человека. Что говорить о тех, кто просто нуждается в духовной гармонии. Становясь ближе к созданиям природы, мы сами становимся её частью, а значит, обретаем душевное спокойствие.Духовные потребности человека могут проявляться даже в простых на первых взгляд желаниях – выехать на природу с друзьями и подышать воздухом, или посетить неизвестный город и встряхнуть сознание новыми впечатлениями. Если вы чувствуете подобное стремление сходите на концерт, или в церковь, съездите на природу или просто погуляйте по городу на закате. Не забывайте, что наше главное богатство – это духовные ценности и знания. Чем больше мы удовлетворяем потребность в них, тем сильнее становится наша личность.

Творчество как процесс.

Происходит на следующих уровнях: безсознательном, подсознании, сознании, сверхсознании. Высшим уровнем развития творчества-воздействие между уровнями, когда креативное поле захватывает все участки мозга. Понятие безсознательного: Включает в себя совокупность психических образований, процессов и механизмов, функционирование которых субъект не отдает отчета. Безсознательное базируется на: этапах эволюционнго развития и генетической памяти. В структуру безсознательного входят: нейрофизиологические задатки, темперамент и специальные способности, являющиеся жесткими образованиями и не поддаются изменениям. Подсознательное:- созд. Стереотипы мышления, поведения отношений, стандарта, проявляющиеся в типичных ситуациях. Подсознание верит сознанию и если чел осознает себя нетворческим то сознание и подсознание в состоянии бодрствования работает синхронно. Свои качества подсознание показывает в сновидениях, дневные впечатления уравниваются по силе и значимости. К ним подкл. Впечатления из памяти и все это перераб. Во время сна по принципу: что будет если..Во сне происходит доучивание, поиск выхода из причин. Ситуаций, рождаются замыслы и соверш. Открытия. Если сознание включается в творчесикй поиск, то подсознание подключ к нему. Перед подсознанием нужно ставить четкие и ясные вопросы и оно обязательно даст ответы.Сознательная форма-имеет определенный инструмент – логические операции анализа и синтеза, обобщения и умозаключения, направленных на подсозн. Реальности. Без логики и абстр. Сознания творчество становится бессмысленным и хаотичным.

Сверхсознание - в основе высших проявлений творчества-сверхсознание-неосознаваемые первоначальные этапы лоюбого вида творчества. Рождения гениальных догадок и озарений. Сверхсозн. Совмещ все уровни работы мозга до уровня интуиции. Сверхсознание интегрирует в себе работу безсознательного и подсознания, что позволяет сознанию подключаться к ноосфере как сфере сущ. Разума и получать оттуда необходимую информацию.

 

 

Творчество как продукт

Критерии творчества в изобразительном искусст­ве особенно тонки и разнообразны. В них на равных участвуют знания конкретной специфики художе­ственного творчества, понимание законов общения со зрителем, стремление к совершенствованию личност­ных образований.Условно все виды продуктов можно подразделить в соответствии с основной направленностью мысли­тельного творческого поиска: на познание скрытых закономерностей, нахождение способов лучшей адаптации к среде, создание новых материальных и духов­ных объектов. Отсюда основными продуктами творчества явля­ются:

· открытия на всех уровнях, от всеобщих закономер­ностей существования материи до открытия про­явления всеобщего в конкретном;

· изобретения, направленные на совершенствование способов адаптации к среде как через орудия тру­да, так и посредством нахождения оптимальных способов организации деятельности, взаимодей­ствий между людьми, воздействий на них;

· создание новой формы материи начиная с матери­алов, типа металлов, и кончая произведением ис­кусства.

Художественное произведение должно содержать все перечисленные «продукты творчества». Поэтому на каждом из них необходимо остановиться отдельно и более подробно рассмотреть их сущность.Через творчество человек достигает своего бессмер­тия, даже если он изобрел иголку, вилку, колесо, нарисо­вал первое изображение на скале. Продукты творчества человека становятся его «детьми», которые служат лю­дям в течение веков. Именно к этому стремится на нео­сознаваемом уровне каждый человек, ища смысл своей индивидуальной жизни, стремясь найти свое место во всеобщем. Таким же бессмертным является любое дея­ние, направленное на сохранение жизни. Поэтому встре­чаясь с произведением искусства, человек ощущает свою сопричастность к вечности, к бесконечной силе челове­ческих возможностей, к сохранению жизни. Среди множества критериев оценки проявления творчества в искусстве можно отметить три главных:

· отражение в конкретном всеобщего с новых, ин­дивидуальных, позиций;

· передача мыслей и отношений к реальности в не­ожиданной и точной форме;

· присутствие всех компонентов, соответствующих коренным духовным потребностям человека — в познании сущностных явлений, в гармонии с пре­красным миром, в пробуждении новых мыслей (со­творчестве).

Единицей отсчета индивидуального своеобразия является социально-типическое, которое формируется главным образом в процессе конкретной профессио­нальной деятельности. Социально-типическим для ху­дожника является его неповторимая индивидуальность.

 

Структура индивидуальности

В формировании способностей участвуют три со­ставляющие индивидуальности: природные задатки, воспитуемые качества, необходимые для адаптации к конкретной социальной среде, и качества, развиваемые в конкретных видах деятельности — игровой, учебной, профессиональной, творческой. В зависимости от природных задатков происходит разная по форме адаптация к среде. В одном случае социальная среда подавляет индивидуальность и ее творческие задатки, в другом — человек сохраняет свою творческую индивидуальность при благоприят­ных социальных условиях, а в третьем случае — чело­век проявляет творчество независимо от среды. Для таких людей существует специальный термин: «поле-независимый». Как показывают эмпирические (факти­ческие, экспериментальные данные, в одних и тех же условиях воспитанные дети, брошенные на попечение государства в дома ребенка и интернаты, показывают разные способности к творчеству. Благоприятные при­родные задатки делают из них творческих людей даже при очень неблагоприятных условиях. Отсюда для выявления природы индивидуальных различий в творческих способностях и креативности необходимо остановиться на общих законах форми­рования индивидуальности и ее структуре. Прежде всего необходимо помнить, что неповторимая инди­видуальность является продуктом творчества самой природы. В изобразительном искусстве знание законов связи внешних форм с внутренним содержанием является особенно важным. В художественных профессиях индивидуальное своеобразие должно яв­ляться социально-типическим, поскольку каждое про­изведение, создаваемое художником, имеет творческую неповторимость. Интеллектуальные способности и потребности в определенных видах умственной деятельности, в реали­зации себя, своих неповторимых индивидуальных задат­ков также необходимы в художественных профессиях. В структуру индивидуальности входят, прежде все­го, природные нейро-физиологические задатки. Они яв­ляются наиболее стойкими и жесткими образованиями, способствующими сохранению индивидуальных разли­чий если не в макро-, то в микросоциальной среде. В число физиологических задатков, на фоне дея­тельности нейрогуморальной системы, входит тип не­рвной организации, или темперамент. Именно тип не­рвной системы определяет специфику контакта со средой, динамику работоспособности, потребность в напряженной, нестандартной деятельности, стойкость и сопротивляемость внешним влияниям. Особенности организации нервной системы, ее активационно-энергетического блока являются, таким образом, первым природным основанием для деления людей по принципу зависимости или независимости от среды. К числу воспитуемых относятся все социально-ориентированные качества человека, направленные на приобщение к социальным нормам, к соблюдению мо­рально-этических правил в поведении, общении, дея­тельности. Они базируются и направлены на едине­ние индивидуального и всеобщего, о чем говорилось выше. Ведущей в формировании этих качеств является внешняя среда: ее социальные ценности, система обу­чения и профессиональная деятельность. Приобщение к социальным стандартам и требованиям препятству­ет иногда проявлению самостоятельности и блокирует творческие задатки. К развиваемым качествам относятся способности к разного вида интеллектуальной деятельности, базирую­щиеся на особенностях работы информационного блока. Этот блок заведует получением информации из внешне­го мира, ее центральной переработкой и выдачей в раз­ной форме в зависимости от характера деятельности. Работа этого блока также связана с нейро-физиологическими задатками, соотношением по силе разных анализаторных систем (слуховой, зрительной, тактиль­ной), учет которых также должен быть обязательным в процессе направленного развития творческих способ­ностей.

Понятие творчества и его общие проявления

 

Понятием творчества охватываются все формы создания и появления нового на фоне существующего, стандартного.

Первый круг творчества касается создания новых, не существовавших ранее форм материи. Это касается и «сотворение мира», и бесконечных форм живой жиз­ни, человека и его мозга, который подключился к твор­честву природы и сам способен к созданию новых форм материи, в том числе в продуктах художественного творчества. Второй круг творчества направлен на изменение, обновление, преобразования и совершенствование существующего. И, наконец, третий круг творчества направлен на разрушение «старого мира» и построение на его мес­те нового. Это относится главным образом к соци­альным перестройкам и революциям, а также появле­нию новых направлений в искусстве, стремящихся разрушить сложившиеся стереотипы. Проникнуть в «тайны творчества», как и в сущность любого скрытого явления, можно на основании знания общих, инвариантных законов его возникновения, про­текания и проявления в продуктах творчества. Эти зна­ния должны касаться, в первую очередь, общих законов творчества самой природы, создавших человеческий мозг и заставивших его работать по своим принципам. Но эти знания законов не должны быть принятыми на веру, как говорил А.Эйнштейн, их надо продумать самому, пропу­стить через конкретный собственный опыт, проверить в действии, в творческих работах, и если они действитель­но общие, то они должны проявиться и у вас. Только в таком случае вы сможете открыть главные тайны твор­чества — природу его пробуждения, механизмы его про­текания и рождения новых идей, замыслов и открытий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.03 с.)