Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие творчества и его общие проявления↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Понятие творчества и его общие проявления
Понятием творчества охватываются все формы создания и появления нового на фоне существующего, стандартного. Первый круг творчества касается создания новых, не существовавших ранее форм материи. Это касается и «сотворение мира», и бесконечных форм живой жизни, человека и его мозга, который подключился к творчеству природы и сам способен к созданию новых форм материи, в том числе в продуктах художественного творчества. Второй круг творчества направлен на изменение, обновление, преобразования и совершенствование существующего. И, наконец, третий круг творчества направлен на разрушение «старого мира» и построение на его месте нового. Это относится главным образом к социальным перестройкам и революциям, а также появлению новых направлений в искусстве, стремящихся разрушить сложившиеся стереотипы. Проникнуть в «тайны творчества», как и в сущность любого скрытого явления, можно на основании знания общих, инвариантных законов его возникновения, протекания и проявления в продуктах творчества. Эти знания должны касаться, в первую очередь, общих законов творчества самой природы, создавших человеческий мозг и заставивших его работать по своим принципам. Но эти знания законов не должны быть принятыми на веру, как говорил А.Эйнштейн, их надо продумать самому, пропустить через конкретный собственный опыт, проверить в действии, в творческих работах, и если они действительно общие, то они должны проявиться и у вас. Только в таком случае вы сможете открыть главные тайны творчества — природу его пробуждения, механизмы его протекания и рождения новых идей, замыслов и открытий.
Проявления творчества в разных видах материи
Творчество как процесс рождения разных видов новообразований за счет изменений, преобразований существующих форм или создания новых форм за счет соединения элементов является формой существования всех видов материи. В.И.Вернадский объединил их понятиями «геосфера», «биосфера» и «ноосфера» . Творчество включает в себя: а) изменения и преобразование земной поверхности за счет стихийных процессов, б) образование новых форм материи (типа нефти и других полезных ископаемых), зарождающихся при сочетании определенных условий, в) в химических соединениях и реакциях, лежащих в основе образования разного рода веществ. Весь эволюционный процесс направлен на совершенствование способностей живых организмов адаптироваться к постоянно меняющейся среде. Высшим продуктом эволюции живой материи является мозг, обладающий не только уникальной приспособляемостью к среде, но и способностью создавать новую. «Творчество разума» обладает наиболее могучей силой, дублирует и продолжает творчество самой природы, контактирует с «Высшим разумом» как родоначальником всего сущего. Таким образом, творческие задатки существуют в мозгу каждого человека. Оно ярко и спонтанно проявляется у детей, инстинктивно развивающих свой мозг в игровой деятельности и в сновидениях, когда мозг получает свободу от контроля сознания. В зрелом возрасте, согласно мировой статистике, спонтанное проявление потребности и способности к творческой деятельности наблюдаются только у 5% людей в любой популяции. Исследования биологической базы творческих способностей показали, что такое спонтанное проявление потребности и способности к творчеству проявляется при сочетании некоторых благоприятных нейрофизиологических задатках (о которых речь пойдет ниже), а остальным необходимо искать индивидуальный путь открытия творческих каналов.
Общие механизмы творчества. Специфика творчества человека Общие механизмы творчества
Появление новых форм материи, существуют во всех ее видах и имеют одинаковые механизмы протекания. Их три. 1.пусковой механизм. Никаких изменений и преобразований не возникает при воздействии умеренных и повторяющихся стандартных раздражителях. Например, обычный, даже сильный дождь не вызывает схода лавин или наводнений. Процесс новообразования происходит в борьбе с уже существующим стандартом, сложившейся структурой, которая сопротивляется своему разрушению. Изменение предполагает сохранение объекта с убавлением, прибавлением, заменой деталей, придающих новую форму целостному объекту. Преобразование предполагает появление новой формы материи (вода превращается в лед, в снег, в пар) при сохранении основной сущности или при придании объекту новой функции Соединение элементов приводит к созданию новой формы материи. В каждой из сфер такое соединение имеет свою специфику. «Соединимость» входит в число основных критериев и базовых показателей всех видов творчества. Специфика творчества человека Особой формой творчества человека является психическое отражение, когда внешний мир трансформируется в новую форму существования материи — нейронную, знаковую, хранящуюся в памяти и участвующую в сотворении моделей нового мира и своеобразия индивидуальности. Отраженный мир начинает существовать по своим законам и творить по общим, что-то изменяя, преобразуя, образуя новые потребности, ценности, цели. Процесс образования нового проходит во взаимодействии разных сил, определяющих изменение, преобразование одного из объектов взаимодействия, находящегося в более слабой позиции. Особенно наглядно это прослеживается в эволюции живых организмов, когда побеждает более сильный ген или генетический код, организм, способный к адаптации к новым условиям. Таким образом, творчество как процесс изменения, преобразования, соединения разных форм материи характеризуется общим качеством — созданием необходимого, не существовавшего ранее результата. Наряду с созданием объектов предметного мира, человек открывает новые виды деятельности, которые объединены некоторой «глобальной необходимостью». К числу таких древних изобретений относится и изобразительная деятельность.
Творчество в детском возрасте
Заложенная в генетическом коде программа созревания и развития в раннем детстве является прекрасным образцом творчества самой природы. После рождения идет активное «создание» человека, в котором на равных участвуют общевидовые природные задатки, влияние социальной среды и индивидуальные особенности в строении нервной и эндокринной системы. Прежде всего происходит «настройка анализаторов, «необходимая для адаптации к конкретным условиям обитания Мозг выполняет свою главную функцию — подстройку под условия, в которые попадает живой организм. Не меньшую роль играет культурная среда, в окружении которой происходит формирование психических и интеллектуальных качеств ребенка. Не менее важным показателем естественного творчества является изнутри идущая потребность у ребенка в самостоятельном выполнении какой-либо деятельности и действий, свободном владении ими. Она проявляется в том, что ребенок стремится делать все «сам»: одеваться, складывать и конструировать что-то из песка, кубиков, рисовать. Спонтанное стремление ребенка к самопознанию, познанию и освоению окружающего мира, к самостоятельной, творческой деятельности является доказательством того, что творческий процесс входит в жизнь ребенка помимо его сознания.
Социальные потребности
Эта потребность в присоединении и эмоциональном контакте с другими людьми, нахождении своей роли и индивидуального смысла своего существования в социуме, а также своего статуса, который определяется количеством влияний, оказываемых на других. Эта потребность выполняет несколько функций. Прежде всего, информационную. Ребенок ориентируется в среде и контактирует со взрослыми при помощи эмоций, выражая свое неудовольствие плачем, а удовольствие — улыбкой. Такую же информацию несут художественные образы, если художник при их создании вступал в эмоциональный контакт с портретируемым. Потребность в смысле индивидуальной жизни для сохранения ее конкретного вида, как говорилось выше, побуждает человека к поиску своего места и функции в ней. Смысл жизни задается проблемами самой жизни. 1) гарантированные законом или обычаями гражданские свободы (совести, волеизъявления, места проживания, равенства перед обществом и законом и т. д.); Духовные потребности
Духовные потребности можно назвать «бестелесными». Духовные потребности — сугубо внутренние, базирующиеся на выходе из плена «телесных необходимостей» и направленные на приобщение ко всеобщему. Такое приобщение происходит через потребление уже готовых продуктов науки и искусства и через созидание и деяние. Духовные потребности — это та идеальная форма Жизни, к которой стремится каждый человек в глубине Души. Это ощущение интереса к жизни, красоты и радости бытия, доброты и взаимопонимания между людьми, чувство собственной необходимости для других, выполнения своей миссии. Дух-е п-ти базируются на развитии интеллектуальных и эмоциональных качественных особенностей. Идет расширение сферы мышления и сознания, а также углубление их в сущность и первопричину происходящего во внешнем мире, в ценности, связанные с законами существования жизни, о которых говорилось выше. Формирование духовных потребностей происходит уже в детстве. Чувство прекрасного детское сознание воспринимает намного ярче и красочней. Поэтому так важно заложить в ребенке все эстетические и духовные качества, в которых он нуждается. Это поможет ему не только гармонично взаимодействовать с окружающим миром и заниматься саморазвитием, но и уже в старшем возрасте пережить кризисы, связанные с потерей близких людей, болезнями и катастрофами. Чем сильнее личность в духовном плане, тем проще переживаются разного рода жизненные невзгоды.Если потребность в духовном развитии не прекращает одолевать вас, то удовлетворить её можно с помощью тех же методов, которые используются при формировании духовных потребностей у детей. Эти способы даже не нужно запоминать. Они настолько естественны, что в повседневной жизни мы порой их даже не замечаем. 1. Общение с природой. Многие люди воспринимают дачу как каторгу, а выезд на природу им давно не приносит должного удовольствия. Попробуйте расслабиться и полюбоваться закатом или шелестом листьев под ногами. А если на даче овощи, которые вы посадили, наконец, взошли и этот факт доставил вам чувство радости и восторга, можете не сомневаться что вы находитесь в гармонии с самим собой. 2. Обращение к искусству. Многие людей способны взволновать такие сферы искусства как музыка, архитектура, живопись, графика, танец и другие. Выберите для себя то направление, к которому вы неравнодушны и ваша потребность в гармонии будет полностью удовлетворена. 3. Прислушивайтесь к себе. Ваш внутренний голос может сообщить вам много важной информации. Не нужно отстраняться от него. Найдите время, чтобы его услышать. Это может быть прогулка на природе, занятие йогой или посещение церкви. Слушайте свой внутренний голос хотя бы 5 минут в день, и вы заметите, как в душе наступает чувство умиротворенности. Вы добьетесь чувства согласия с самим собой и начнете более уверенно принимать решения. 4. Общайтесь с животными. Наши братья меньшие способны поднять на ноги даже физически неполноценного человека. Что говорить о тех, кто просто нуждается в духовной гармонии. Становясь ближе к созданиям природы, мы сами становимся её частью, а значит, обретаем душевное спокойствие.Духовные потребности человека могут проявляться даже в простых на первых взгляд желаниях – выехать на природу с друзьями и подышать воздухом, или посетить неизвестный город и встряхнуть сознание новыми впечатлениями. Если вы чувствуете подобное стремление сходите на концерт, или в церковь, съездите на природу или просто погуляйте по городу на закате. Не забывайте, что наше главное богатство – это духовные ценности и знания. Чем больше мы удовлетворяем потребность в них, тем сильнее становится наша личность. Творчество как процесс. Происходит на следующих уровнях: безсознательном, подсознании, сознании, сверхсознании. Высшим уровнем развития творчества-воздействие между уровнями, когда креативное поле захватывает все участки мозга. Понятие безсознательного: Включает в себя совокупность психических образований, процессов и механизмов, функционирование которых субъект не отдает отчета. Безсознательное базируется на: этапах эволюционнго развития и генетической памяти. В структуру безсознательного входят: нейрофизиологические задатки, темперамент и специальные способности, являющиеся жесткими образованиями и не поддаются изменениям. Подсознательное:- созд. Стереотипы мышления, поведения отношений, стандарта, проявляющиеся в типичных ситуациях. Подсознание верит сознанию и если чел осознает себя нетворческим то сознание и подсознание в состоянии бодрствования работает синхронно. Свои качества подсознание показывает в сновидениях, дневные впечатления уравниваются по силе и значимости. К ним подкл. Впечатления из памяти и все это перераб. Во время сна по принципу: что будет если..Во сне происходит доучивание, поиск выхода из причин. Ситуаций, рождаются замыслы и соверш. Открытия. Если сознание включается в творчесикй поиск, то подсознание подключ к нему. Перед подсознанием нужно ставить четкие и ясные вопросы и оно обязательно даст ответы.Сознательная форма-имеет определенный инструмент – логические операции анализа и синтеза, обобщения и умозаключения, направленных на подсозн. Реальности. Без логики и абстр. Сознания творчество становится бессмысленным и хаотичным. Сверхсознание - в основе высших проявлений творчества-сверхсознание-неосознаваемые первоначальные этапы лоюбого вида творчества. Рождения гениальных догадок и озарений. Сверхсозн. Совмещ все уровни работы мозга до уровня интуиции. Сверхсознание интегрирует в себе работу безсознательного и подсознания, что позволяет сознанию подключаться к ноосфере как сфере сущ. Разума и получать оттуда необходимую информацию.
Творчество как продукт Критерии творчества в изобразительном искусстве особенно тонки и разнообразны. В них на равных участвуют знания конкретной специфики художественного творчества, понимание законов общения со зрителем, стремление к совершенствованию личностных образований.Условно все виды продуктов можно подразделить в соответствии с основной направленностью мыслительного творческого поиска: на познание скрытых закономерностей, нахождение способов лучшей адаптации к среде, создание новых материальных и духовных объектов. Отсюда основными продуктами творчества являются: · открытия на всех уровнях, от всеобщих закономерностей существования материи до открытия проявления всеобщего в конкретном; · изобретения, направленные на совершенствование способов адаптации к среде как через орудия труда, так и посредством нахождения оптимальных способов организации деятельности, взаимодействий между людьми, воздействий на них; · создание новой формы материи начиная с материалов, типа металлов, и кончая произведением искусства. Художественное произведение должно содержать все перечисленные «продукты творчества». Поэтому на каждом из них необходимо остановиться отдельно и более подробно рассмотреть их сущность.Через творчество человек достигает своего бессмертия, даже если он изобрел иголку, вилку, колесо, нарисовал первое изображение на скале. Продукты творчества человека становятся его «детьми», которые служат людям в течение веков. Именно к этому стремится на неосознаваемом уровне каждый человек, ища смысл своей индивидуальной жизни, стремясь найти свое место во всеобщем. Таким же бессмертным является любое деяние, направленное на сохранение жизни. Поэтому встречаясь с произведением искусства, человек ощущает свою сопричастность к вечности, к бесконечной силе человеческих возможностей, к сохранению жизни. Среди множества критериев оценки проявления творчества в искусстве можно отметить три главных: · отражение в конкретном всеобщего с новых, индивидуальных, позиций; · передача мыслей и отношений к реальности в неожиданной и точной форме; · присутствие всех компонентов, соответствующих коренным духовным потребностям человека — в познании сущностных явлений, в гармонии с прекрасным миром, в пробуждении новых мыслей (сотворчестве). Единицей отсчета индивидуального своеобразия является социально-типическое, которое формируется главным образом в процессе конкретной профессиональной деятельности. Социально-типическим для художника является его неповторимая индивидуальность.
Структура индивидуальности В формировании способностей участвуют три составляющие индивидуальности: природные задатки, воспитуемые качества, необходимые для адаптации к конкретной социальной среде, и качества, развиваемые в конкретных видах деятельности — игровой, учебной, профессиональной, творческой. В зависимости от природных задатков происходит разная по форме адаптация к среде. В одном случае социальная среда подавляет индивидуальность и ее творческие задатки, в другом — человек сохраняет свою творческую индивидуальность при благоприятных социальных условиях, а в третьем случае — человек проявляет творчество независимо от среды. Для таких людей существует специальный термин: «поле-независимый». Как показывают эмпирические (фактические, экспериментальные данные, в одних и тех же условиях воспитанные дети, брошенные на попечение государства в дома ребенка и интернаты, показывают разные способности к творчеству. Благоприятные природные задатки делают из них творческих людей даже при очень неблагоприятных условиях. Отсюда для выявления природы индивидуальных различий в творческих способностях и креативности необходимо остановиться на общих законах формирования индивидуальности и ее структуре. Прежде всего необходимо помнить, что неповторимая индивидуальность является продуктом творчества самой природы. В изобразительном искусстве знание законов связи внешних форм с внутренним содержанием является особенно важным. В художественных профессиях индивидуальное своеобразие должно являться социально-типическим, поскольку каждое произведение, создаваемое художником, имеет творческую неповторимость. Интеллектуальные способности и потребности в определенных видах умственной деятельности, в реализации себя, своих неповторимых индивидуальных задатков также необходимы в художественных профессиях. В структуру индивидуальности входят, прежде всего, природные нейро-физиологические задатки. Они являются наиболее стойкими и жесткими образованиями, способствующими сохранению индивидуальных различий если не в макро-, то в микросоциальной среде. В число физиологических задатков, на фоне деятельности нейрогуморальной системы, входит тип нервной организации, или темперамент. Именно тип нервной системы определяет специфику контакта со средой, динамику работоспособности, потребность в напряженной, нестандартной деятельности, стойкость и сопротивляемость внешним влияниям. Особенности организации нервной системы, ее активационно-энергетического блока являются, таким образом, первым природным основанием для деления людей по принципу зависимости или независимости от среды. К числу воспитуемых относятся все социально-ориентированные качества человека, направленные на приобщение к социальным нормам, к соблюдению морально-этических правил в поведении, общении, деятельности. Они базируются и направлены на единение индивидуального и всеобщего, о чем говорилось выше. Ведущей в формировании этих качеств является внешняя среда: ее социальные ценности, система обучения и профессиональная деятельность. Приобщение к социальным стандартам и требованиям препятствует иногда проявлению самостоятельности и блокирует творческие задатки. К развиваемым качествам относятся способности к разного вида интеллектуальной деятельности, базирующиеся на особенностях работы информационного блока. Этот блок заведует получением информации из внешнего мира, ее центральной переработкой и выдачей в разной форме в зависимости от характера деятельности. Работа этого блока также связана с нейро-физиологическими задатками, соотношением по силе разных анализаторных систем (слуховой, зрительной, тактильной), учет которых также должен быть обязательным в процессе направленного развития творческих способностей. Понятие творчества и его общие проявления
Понятием творчества охватываются все формы создания и появления нового на фоне существующего, стандартного. Первый круг творчества касается создания новых, не существовавших ранее форм материи. Это касается и «сотворение мира», и бесконечных форм живой жизни, человека и его мозга, который подключился к творчеству природы и сам способен к созданию новых форм материи, в том числе в продуктах художественного творчества. Второй круг творчества направлен на изменение, обновление, преобразования и совершенствование существующего. И, наконец, третий круг творчества направлен на разрушение «старого мира» и построение на его месте нового. Это относится главным образом к социальным перестройкам и революциям, а также появлению новых направлений в искусстве, стремящихся разрушить сложившиеся стереотипы. Проникнуть в «тайны творчества», как и в сущность любого скрытого явления, можно на основании знания общих, инвариантных законов его возникновения, протекания и проявления в продуктах творчества. Эти знания должны касаться, в первую очередь, общих законов творчества самой природы, создавших человеческий мозг и заставивших его работать по своим принципам. Но эти знания законов не должны быть принятыми на веру, как говорил А.Эйнштейн, их надо продумать самому, пропустить через конкретный собственный опыт, проверить в действии, в творческих работах, и если они действительно общие, то они должны проявиться и у вас. Только в таком случае вы сможете открыть главные тайны творчества — природу его пробуждения, механизмы его протекания и рождения новых идей, замыслов и открытий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.23.239 (0.011 с.) |