Креативность как личностная способность к творчеству



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Креативность как личностная способность к творчеству



Установлено, что для развития творческих способнос­тей требуется определенный уровень развития интел­лектуальных способностей. «Коэффициент интеллекта» измеряется количеством решения нестандартных задач за определенное время и соотносится со средним коли­чеством их решения в определенных выборках испыту­емых, принимаемых за 100. По отношению к этой сред­ней норме высчитывается коэффициент интеллекта. У высокотворческих людей он составляет не менее 120, т. е. всегда превышает норму.выделили 4 типа взаимоотношений между указанными способностями.1 тип — одинаково высоко развиты как интеллек­туальные, так и творческие способности. Этот тип пре­красно адаптируются к среде и творит.2 тип — высокотворческие испытуемые, но плохо адаптируемые к среде. Это социальные изгои, они слывут чудаками, людьми «не от мира сего».3 тип — высоко интеллектуальные, но не творчес­кие лица. Они прекрасно адаптируются к среде, стре­мятся к преуспеванию во всех областях и достигают его путем выполнения всех социальных требований.4 тип — плохо развиты способности как интеллек­туальные, так и творческие. Это люди, которые стремят­ся к социальной активности и карьере, стремятся прим­кнуть к разного типа существующим течениям. Такие исследования показывают, что интеллект и творчество имеют разные основания и выполняют раз­ные функции в адаптации к среде. Оптимальным вари­антом является их сочетание. Именно это сочетание лежит в основе креативности как личностного образо­вании. Именно это сочетание должно быть объектом раз­вития и критерием развития творческих способностей. А для этого необходимо знать отличия креативности и творческих способностей. Основные различия между творчествам и креативностью1. Прежде всего, с психологической точки зрения, творчество это процесс, который может включаться во все виды деятельности и вместе с тем отсутствовать даже в таком виде деятельности, который требует та­кого включения. Это относится ко всем профессиям творческого типа и в первую очередь художественным. Креативность — это личностное качество, бази­рующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как автоматизированный навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой. Точно так же, как внимание — процесс, который может или нет включаться в деятельность, в то время, как внимательность — лич­ностное качество, которое характеризуется постоян­ством и проявляется по мере необходимости в разных ситуациях.2. Следующим существенным отличием является природа творчества и креативности. Творческие потенции заложены в мозгу каждого человека, поскольку мозг является тем органом, в кото­ром продолжается творчество самой природыСпонтанное проявление творческих способностей наблю­дается у ограниченного числа людей и основывается на благоприятных природных задатках.Креативность же как личностная характеристика Проявляется главным образом в том, что человек творческое начало вкладывает во все виды деятельности. Творческий художник, например, может быть одновре­менно и столь же творческим исследователем, органи­затором, педагогом. Как пишет Девид Дейс в своей книге «Креативность во всем» творчество у таких лю­дей проявляется во всем — в одежде, в приготовлении пищи, организации отдыха, во взглядах на мир, в вы­полнении любого дела, в постоянном стремлении к самосовершенствованию и совершенствованию окру­жающей среды.Таким образом, креативность — это личностное качество, которое базируется на потенциальных возмож­ностях каждого человека, актуализации неосознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью, свободной, но присоединяющейся ко всеобщему через продукты своего творчества, гармонически сочетает индивидуальные и социально-значимые интересы.

Общие представления о способностях, основные признаки наличия способностей

Понятием «способности» определяется, главным образом, то сочетание индивидуальных качеств, кото­рое необходимо и достаточно для овладения конкрет­ными видами деятельности. Способности делятся на общие, специальные и духовно-творческие. Общие способности касаются тех «способов дей­ствий и взаимодействий», которыми могут овладеть практически все люди и которые необходимы для адап­тации к среде и деятельности. Это способности запо­минать, мыслить, обучаться, овладевать навыками го­ворения, общения и деятельности, т. е. реализовывать все заложенные в человеке в эволюционном процессе видовые признаки. К числу общих способностей относятся и творчес­кие, которые, как уже говорилось выше, заложены в каждом человеке. Они стоят «над» специальными спо­собностями и могут проявляться в любой деятельности по инициативе человека. Это происходит потому, что у высокотворческих людей сосуществуют полярные качества каждого из процессов, а потому при необходи­мости могут выступать разные из них. Специальные способности являются фундаментом для конкретных форм его проявления. Поэтому твор­чество по характеру продукта делится на «мини» и «макси», в зависимости от специальных способностей к разного вида и масштаба сложности деятельностиВместе с тем творческие способности могут не про­являться в тех видах деятельности, цель которых — со­здание нового, индивидуального, неповторимого, к чис­лу которых относится и изобразительное искусство. Простыми навыками называются те, которые тре­буют выполнения однотипных, стандартных движений или действий и которыми может овладеть любой чело­век. И, наконец, специальные способности требуют разных форм контакта с другими людьми, непосред­ственного (педагог, организатор и т. п.) или опосредо­ванного произведениями искусства, литературы. Та­кой контакт называется «духовным», обращенным не к конкретным людям, а направленным на всех неиз­вестных художнику людей, на пробуждение общих гу­манных чувств и мыслей человека, заложенных в его природе и запрятанных в глубинах его подсознания. Человека нет необходимости «достраивать», совер­шенствовать, как машину: все доброе, равно как и злое, закладывается в человеке средой, в которой не последнее место занимает искусство. Поэтому в струк­туру специальных художественных способностей вхо­дят духовно-творческие.Творческие способности в изобразительном искус­стве тесно переплетаются со специальными. Иногда их трудно вычленить, поскольку само преобразование объективной реальности в новую форму является твор­ческим процессом. В застывшей форме, при изображе­нии одной и той же натуры, каждый художник на уров­не подсознания проявляет свою индивидуальность. Как говорил П.Пикассо, изобразительное искусство все построено на лжи, отражающей глубокую правду жиз­ни, в том числе и натуру самого творца.Поэтому художественно-творческие способности можно определить как человеческие способности. Тво­рит в искусстве личность, а не отдельно отработанные профессиональные навыки.Как показал анализ творчества с позиции деятель­ности, процесса и продукта, данный в предшествую­щей главе, человек только сам должен ставить перед собой цель, проблему, научиться видеть необходимое и потребное будущее, сам должен организовать свою деятельность и находить путь к мыслям и чувствам зри­теля. Творческая личность должна преодолеть те «ло­вушки», которые ставит перед ним специфика деятель­ности, собственная неорганизованность и невежество в понимании функций и направленности художествен­ного творчества и психологии зрителя, воспринимаю­щего его продукт.Творчество начинается с непредвзятого взгляда на мир, с внутренней свободы, с нестандартного мышле­ния. От художника требуется ясность жизненной по­зиции, заинтересованность в судьбах людей, осмысле­ние времени.

Структура индивидуальности

В формировании способностей участвуют три со­ставляющие индивидуальности: природные задатки, воспитуемые качества, необходимые для адаптации к конкретной социальной среде, и качества, развиваемые в конкретных видах деятельности — игровой, учебной, профессиональной, творческой. В зависимости от природных задатков происходит разная по форме адаптация к среде. В одном случае социальная среда подавляет индивидуальность и ее творческие задатки, в другом — человек сохраняет свою творческую индивидуальность при благоприят­ных социальных условиях, а в третьем случае — чело­век проявляет творчество независимо от среды. Для таких людей существует специальный термин: «поле-независимый». Как показывают эмпирические (факти­ческие, экспериментальные данные, в одних и тех же условиях воспитанные дети, брошенные на попечение государства в дома ребенка и интернаты, показывают разные способности к творчеству. Благоприятные при­родные задатки делают из них творческих людей даже при очень неблагоприятных условиях. Отсюда для выявления природы индивидуальных различий в творческих способностях и креативности необходимо остановиться на общих законах форми­рования индивидуальности и ее структуре. Прежде всего необходимо помнить, что неповторимая инди­видуальность является продуктом творчества самой природы. В изобразительном искусстве знание законов связи внешних форм с внутренним содержанием является особенно важным. В художественных профессиях индивидуальное своеобразие должно яв­ляться социально-типическим, поскольку каждое про­изведение, создаваемое художником, имеет творческую неповторимость. Интеллектуальные способности и потребности в определенных видах умственной деятельности, в реали­зации себя, своих неповторимых индивидуальных задат­ков также необходимы в художественных профессиях. В структуру индивидуальности входят, прежде все­го, природные нейро-физиологические задатки. Они яв­ляются наиболее стойкими и жесткими образованиями, способствующими сохранению индивидуальных разли­чий если не в макро-, то в микросоциальной среде. В число физиологических задатков, на фоне дея­тельности нейрогуморальной системы, входит тип не­рвной организации, или темперамент. Именно тип не­рвной системы определяет специфику контакта со средой, динамику работоспособности, потребность в напряженной, нестандартной деятельности, стойкость и сопротивляемость внешним влияниям. Особенности организации нервной системы, ее активационно-энергетического блока являются, таким образом, первым природным основанием для деления людей по принципу зависимости или независимости от среды. К числу воспитуемых относятся все социально-ориентированные качества человека, направленные на приобщение к социальным нормам, к соблюдению мо­рально-этических правил в поведении, общении, дея­тельности. Они базируются и направлены на едине­ние индивидуального и всеобщего, о чем говорилось выше. Ведущей в формировании этих качеств является внешняя среда: ее социальные ценности, система обу­чения и профессиональная деятельность. Приобщение к социальным стандартам и требованиям препятству­ет иногда проявлению самостоятельности и блокирует творческие задатки. К развиваемым качествам относятся способности к разного вида интеллектуальной деятельности, базирую­щиеся на особенностях работы информационного блока. Этот блок заведует получением информации из внешне­го мира, ее центральной переработкой и выдачей в раз­ной форме в зависимости от характера деятельности. Работа этого блока также связана с нейро-физиологическими задатками, соотношением по силе разных анализаторных систем (слуховой, зрительной, тактиль­ной), учет которых также должен быть обязательным в процессе направленного развития творческих способ­ностей.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.004 с.)