Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Творчество вместо стереотипных действийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Творчество характеризуется нестандартным подходом к характеру деятельности. Используемые в контексте творческой деятельности методики, правила, технологии часто отличаются от привычных. Творческий подход в команде всегда более эффективен, результативен, рационалистичен, экономичен, чем деятельность по принятым правилам. О творчестве сегодня немало написано, существуют прекрасные тренинги развития креативности. Однако пониманию творчества в команде уделено, на наш взгляд, еще недостаточно внимания. Если в команде собрались одни творческие личности, это замечательно. Правда, при одном условии — творческие действия должны быть направлены на достижение общего результата. Каждый член команды может иметь индивидуальную направленность творческой активности. Для одних характерна невероятная самоотдача, увлеченность делом, и в этом реализуется их творческая энергия. Другим свойственно совершенствовать имеющиеся технологии и подходы. Третьи придумывают, изобретают что-то принципиально новое. Все это ипостаси творчества. Для того чтобы знать, какое задание поручать команде и прогнозировать результат его выполнения, важно знать, носителями каких форм творчества являются члены команды. Чаще всего в контексте работы команды, ее члены проявляюттри формы творчества (креативности): 3 энтузиазм; Q рационализаторство; □ изобретательство. Рассмотрим каждую из них подробнее. «Энтузиазм». Использование в работе обычных методов, но с необычной самоотдачей, душевной теплотой, неформальным подходом. За счет такой нестандартности заметно повышаются авторитет, влияние и, как следствие, качество и надежность результата, на получение которого направлена деятельность. Для такого подхода характерно ненормированное привлечение собственных ресурсов: эмоциональных, духовных, моральных, физических, материальных. Для того чтобы выполнить задание, человек может пожертвовать собственными деньгами, не спать, не есть, «разбиться, но сделать». Человек «болеет за дело» и делает все возможное и невозможное для того, чтобы оно «двигалось». Энтузиазм имеет свои «плюсы» и «минусы». «Плюсы»: Q максимальное человеческое, душевное, заботливое отношение к заданию, ситуации, ее объектам; □ перспективная польза для развития ситуации и ее объектов; □ уникальный результат. «Минусы»: □ подход реализуется за счет самоотверженности и душевных качеств члена команды; □ нестандартность подхода делает его носителя единственным и незаменимым; другой человек, не обладающий этими качествами, не сможет выполнять работу с такой же эффективностью и самоотдачей; □ малая приемлемость «энтузиазма» для большинства; □ большой расход используемых ресурсов (жизненная энергия, финансы, материалы, время, оборудование и пр.) □ «сгорание» человека: тот, кто «болеет за дело» или все стремится сделать сам, «с душой», тот больше переживает, затрачивает больше энергии и быстрее «сгорает». Наиболее распространенный пример «энтузиазма» — это эксклюзивные вещи ручной работы, продукты, материалы. Они всегда дороги и предполагают наличие Мастера. 2. «Рационализаторство». Совершенствование и рационализация отдельных элементов используемых методик (правил, механизмов, технологий и т. п.). Эффект может проявляться: □ в облегчении методик; G в повышении их результативности; □ в экономии какого-то ресурса (времени, материалов, более высокой квалификации сотрудника и т. п.); □ в качестве и надежности планового результата усовершенствованной методики. Рационализатор стремится что-либо улучшить, усовершенствовать, «обновить». «Плюсы»: □ экономия различных ресурсов; □ упрощение технологии в целом, что делает ее доступной для освоения многими; □ выигрыш во времени или объемах выполненной работы. «Минусы»: О снижение уровня душевной отдачи и «подпитки» для развития ситуации; □ появление рисков, обусловленных рационализацией; Q сокращение рабочих мест. Классический пример — замена ручной дойки коров машинной. Повысились надои, но молоко потеряло некоторые свои свойства. Когда процесс усовершенствования достигает серьезных масштабов, «рационализаторство» может перейти в «изобретательство». 3. «Изобретательство». Предложение принципиально новых приемов, способов, методов, правил, форм организации, форм взаимодействия (учета, контроля) и т. п. Естественно, что новое предложение должно очевидным (для основного состава команды) образом превосходить по конечному результату привычно действующий механизм (методику, технологию, порядок и т. п.). «Плюсы»: □ максимальное содействие техническому прогрессу; □ выигрыш во времени, объемах, расходах; О выигрыш в экономии ресурсов. «Минусы»: □ повышение рисков неапробированных, новых предложений; □ сокращение рабочих мест; □ возможные нарушения привычного хода вещей. Гениальные предложения и изобретения нередко оборачиваются к человеку теневой стороной (ядерное оружие, нарушение экологии и пр.). Важно, чтобы в команде органично сочетались все три формы творчества: и «энтузиазм», и «рационализаторство», и «изобретательство». Для эффективной работы команды достаточно одного-двух «изобретателей» и примерно равного соотношения «энтузиастов» и «рационализаторов». Если команда состоит из одних «энтузиастов», она будет трудиться с невероятной самоотдачей. Однако задания, связанные с поиском новых идей, созданием новых продуктов, технологий, концепций, — будут непростыми. «Команда энтузиастов» — это коллектив отменных исполнителей. Команда, состоящая преимущественно из «рационализаторов», будет прекрасно справляться с заданиями, связанными с усовершенствованием, модернизацией уже имеющихся технологий и продуктов. Команда «изобретателей» продуктивна в областях, требующих постоянного притока свежих идей и комбинаций (творческий и рекламный бизнес, научные лаборатории, биржи и пр.). Способности к «рационализаторству» легко тренируются с помощью специальных игр, используемых в тренингах креативности. Таким образом, команду «энтузиастов» можно обогатить «рационализаторскими» чертами. «Изобретательский» же подход предполагает особый склад ума, также как «энтузиазм» требует наличия определенных личностных качеств (альтруизм, самоотверженность, преданность и пр.) и высокой мотивации. Итак, в групповых играх и упражнениях, направленных на развитие творчества в командной деятельности, мы будем обращать внимание на три ключевых момента: □ диагностика форм творчества (креативности): какую форму творчества проявляет каждый член команды («энтузиазм», «рационализаторство», «изобретательство» или их различные комбинации); понимание форм творчества позволит правильно распределять нагрузку между членами команды и прогнозировать качество результата совместной деятельности; □ тренинг креативности: развитие творческих возможностей членов команды; □ результативность творческого процесса: творческие версии членов команды должны существовать не сами по себе, а быть ориентированными на наиболее эффективный путь достижения конечного результата. ИГРЫ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ ИДЕЮ «ТВОРЧЕСТВО ВМЕСТО СТЕРЕОТИПНЫХ ДЕЙСТВИЙ» Семь испытаний царя (диагностика форм проявления творчества членами команды) Преобладание той или иной формы проявления творчества у членов команды позволяет наиболее рационально распределять между ними функциональные обязанности, зоны ответственности или задания. Совокупное преобладание определенной формы проявления творчества в команде позволяет использовать ее потенциал адекватно имеющимся задачам. Диагностика форм проявления творчества членами команды проводится в непринужденной игровой форме. Всем участникам раздаются листы бумаги и ручки, их просят удобно расположиться и послушать вводную историю. «В некотором царстве, в некотором государстве, жил-был один Мастер, и было у него три сына. Все трое — красавцы, как на подбор. Все трое — талантливые, точно в отца. Смотрел на них отец, нарадоваться не мог. Но временами ему становилось грустно: таких красивых и талантливых грех держать в безвестности. Их на царскую службу отправить надобно. Собрал отец каждому сыну котомку со всем необходимым, вывел их на дорогу и сказал: — Сыновья мои любимые! Красивыми и талантливыми вы уродились! Такие должны царю служить, государству помогать. Отправляйтесь же ко двору. Наш царь-батюшка человек мудрый. Он, верно, испытать вас надумает. Все его задания выполняйте, да меня вспоминайте. Ну, с Богом! — закончил Мастер и, расцеловав сыновей, пошел к дому. Долго ли, коротко ли, прибыли братья к царскому двору. Вышел государь, посмотрел на них внимательно. "Сразу видно, толковые ребята", — решил про себя царь, а вслух сказал: — Ну, зачем пожаловали на царский двор? Службы искать или почестей снискать? — Службы искать и почестей снискать, царь-батюшка, — с поклоном отвечали братья. — Отец наш, Мастер, нас к тебе отправил, велел все задания выполнять. Так мы готовы! — Что готовы — хорошо, а отца вашего я знаю. Лучше его нет мастера в нашей стране. Верно и сыновья в него пошли? Проверим! Знаете ли вы, какое число счастье человеку приносит? — V каждого человека, царь-батюшка, свое счастливое число! Но мудрецы говорят, что семерка всем удачу и счастье приносит, — ответили братья. — Ага, образованные, значит, — обрадовался царь. — Так вот, коли семерка — число счастливое, дам я вам семь заданий. Только, чур, между собой — не совещаться. Каждый задание должен выполнить по-своему. Вот я и посмотрю, одинаково вы мыслите, аль по-разному. Если одинаково — только одного на службу оставлю, остальные отцу помогать отправятся. Если по-разному — всех приму на царскую службу. Согласны ли вы с моими условиями? — Согласны, царь-батюшка, — ответили братья. Вот каждому брату отвели дом. Через три дня царь вызывает их к себе и говорит: — Вот вам мое первое задание. У каждого из вас в саду, что рядом с домом, пень старый и сухой имеется. Вот я и хочу, чтобы вы сделали его зеленым и цветущим. Как вы этого добьетесь — меня не касается. Все, что нужно вам для работы, спрашивайте. А как зазеленеет пень у кого — сразу ко мне бегите, только братьям своим про успех не рассказывайте. Обмениваться удачами будем, когда пень у каждого зацветет! Задание понятно? — Понятно, — ответили братья и разошлись по своим домам». — Дорогие друзья, — продолжает ведущий, — а вам понятно первое задание царя? Если это так, пожалуйста, на листе бумаги поставьте цифру «1». Подумайте, что бы вы сделали на месте братьев, как бы вы добились того, чтобы пень зазеленел. У вас есть 3 минуты. Запишите свое решение рядом с цифрой «1». Вам интересно узнать, что сделал каждый брат? Тогда слушайте. «Первый брат решил, что нужно поливать пень как можно чаще, разговаривать с ним, отнестись к нему с любовью и заботой. День и ночь, забыв про отдых, он его обхаживал, все свое внимание посвящал пню. Подолгу сидел рядом с ним, рассказывал ему о жизни в отчем доме, о полях пшеницы, об отцовской кузнице, о девушке с глазами, как два чистых голубых озера. И, о чудо, через некоторое время на пне появились зеленые росточки! Второй брат точно знал, что сухим пень становится из-за отсутствия достаточного количества воды и удобрений. Он попросил у царя шланг, насос и будильник и сделал замечательное приспособление для полива: насос качал воду из колодца, она по шлангу поступала в лейку. Специальный механизм переворачивал лейку точно по звонку будильника. Второй брат составил расписание поливов, удобрил землю и пошел на рыбалку. Пока он занимался своими делами, система полива работала сама по себе. Прошло некоторое время, и, о чудо, на пне появились зеленые ростки! Третий сын внимательно осмотрел пень и пришел к выводу, что ему не хватает свежих сил, обновления. Он заказал у царского садовника несколько полезных культур и привил их пню. Через некоторое время пень зацвел разными сортами растений!» — Вот, как поступили братья, — продолжает ведущий, обращаясь к участникам. — А теперь прошу каждого задать самому себе вопрос: чей путь мне ближе всего? Под цифрой «1», рядом с вашим вариантом решения, напишите, чей путь вам ближе всего — первого, второго или третьего брата. Спасибо! А теперь послушайте, что было дальше. «Царь порадовался, что каждый из братьев достиг успеха, а когда узнал, что все они действовали по-разному, так всех троих расцеловал и наградил. Прошло некоторое время, и снова царь вызывает к себе трех братьев: — Вот, — говорит, — вам мое второе задание. Наш придворный агроном вывел репку диковинную, выросла она больше человеческого роста. Корни у нее — дай бог каждому, мощные, как у дуба. Никак не вытянешь. В нашем царстве всего три экземпляра имеется. Вам нужно придумать, как эти репки из-под земли достать. Выросли они в разных местах, так что вы мешать друг другу не будете. Задание понятно? Ну, с богом, приступайте!» — Дорогие друзья, — продолжает ведущий, — вам понятно второе задание царя? В таком случае поставьте на своих листах цифру «2». У вас есть 3 минуты, чтобы записать свой способ решения этой задачи. Вы, наверное, хотите узнать, что сделал каждый из братьев? — спрашивает ведущий, когда все закончат выполнять задание. — Итак... «Первый брат взял лопату. День и ночь он аккуратно откапывал главный корень и каждый корешок. Репка накренилась и вылезла из земли. Так первый брат достал репку целехонькой, а образовавшуюся от корней яму снова землей заполнил. Второй брат репу внимательно осмотрел, обвязал веревками, а веревки к мощному коню привязал. Дернул конь раз, дернул другой, дернул третий, и наконец, вытащил репку. Третий брат окопал корневую систему репки, огородил ее и стал интенсивно откачивать насососм воду и поливать ею землю. Земля около корней стала такой жидкой, чтскорни репки освободились и репка всплыла». — Вот как поступили братья, — продолжает ведущий, обращаясь к участникам. — А теперь прошу вас ответить на вопрос: путь какого брата наиболее близок вам? Под цифрой «2», рядом с вашим вариантом решения, напишите, путь какого брата вам ближе всего — первого, второго, или третьего. Спасибо! А теперь послушайте, что было дальше. «Царь порадовался за братьев, а когда узнал, что все они действовали по-разному, так всех троих расцеловал и наградил. Прошло некоторое время, и снова царь вызвал к себе трех братьев: — Вот вам мое третье задание. Ураган разрушил мой амбар с зерном. Там, в отдельных отсеках хранились греча, пшеница и горох. Вот все и перемешалось. Мы ее уже на три части разделили, каждому из вас мешки выделили. Спасайте урожай, и я вас награжу! Задание понятно?» — Дорогие друзья, — продолжает ведущий, — вам понятно третье задание царя? В таком случае поставьте на своих листах цифру «3». У вас есть 3 минуты, чтобы записать свой способ решения этой задачи. Вы, наверное, хотите узнать, что сделал каждый из братьев? — спрашивает ведущий, когда все закончат выполнять задание. — Итак... «Первый брат день и ночь, без сна и отдыха, по зернышку все крупы перебрал, по мешкам разложил, спас свою часть урожая. Второй брат замерил величину зерна каждой крупы и изготовил три сита с диаметром сетки, соответствующей величине зерна каждой культуры. Все просеял и по мешкам разложил, спас свою часть урожая. Третий сын долго трудился над специальным сепаратором. Изготовил его и пропустил через него все культуры. Чудесный сепаратор отделил зерна и они высыпались в отдельные мешки. Так третий сын спас свою часть урожая». — Вот как поступили братья, — продолжает ведущий, обращаясь к участникам. — А теперь прошу вас ответить на вопрос: путь какого брата наиболее близок вам? Под цифрой «3», рядом с вашим вариантом решения, напишите, путь какого брата вам ближе всего — первого, второго, или третьего. Спасибо! А теперь послушайте, что было дальше. «Царь обрадовался, что братья урожай спасли. А когда узнал, что все они действовали по-разному, так всех троих расцеловал и наградил. Прошло некоторое время, и снова царь вызвал к себе трех братьев. — Вот, — говорит, — вам мое четвертое задание. Подарил мне сосед три стада. В каждом стаде по двадцать златорунных овец. Сейчас пришло время стрижки. Каждый волос — на вес золота. Да вот беда: овцы норовисты, никто их подстричь не может. Сделайте милость, решите вы эту задачу, подстригите овец. А я вас награжу». — Дорогие друзья, — продолжает ведущий, — вам понятно четвертое задание царя? В таком случае поставьте на своих листах цифру «4». У вас есть 3 минуты, чтобы записать свой способ решения этой задачи. Вы, наверное, хотите узнать, что сделал каждый из братьев? — спрашивает ведущий, когда все закончат выполнять задание. — Итак... «Первый брат, будучи человеком терпеливым, долгое время наблюдал за повадками овец, проводил с ними дни и ночи. Он изучил их характер, овцы привыкли к нему и полюбили. Они стали совсем ручными и с радостью дали себя остричь. Второй брат придумал станок с приманкой. Овца сама заходила в станок за лакомством, станок закрывался, и специальные приспособления надежно и безболезненно для овцы фиксировали ее ноги и голову на время стрижки. Третий брат изобрел особый витаминизированный препарат, вызывающий линьку у овец. Препарат добавлялся в воду, овца ее выпивала и уже через несколько дней сама сбрасывала шерсть. Препарат был основан на целебных травах, включал в себя множество других полезных для здоровья овец веществ и стимулировал рост шерсти». — Вот, как поступили братья, — продолжает ведущий, обращаясь к участникам. — А теперь прошу вас ответить себе на вопрос: путь какого брата наиболее близок вам? Под цифрой «4», рядом с вашим вариантом решения, напишите, путь какого брата вам ближе всего — первого, второго или третьего. Спасибо! А теперь послушайте, что было дальше. «Царь обрадовался, что братья остригли овец. Его казна существенно пополнилась. А когда узнал, что они сделали, чтобы добыть руно, так всех троих расцеловал и щедро наградил. Прошло некоторое время, и снова царь вызвал к себе трех братьев. — Вот вам мое пятое задание. В трех местах моего сада растут чудесные стелющиеся розы. Но у меня одна забота — земля в саду такая плодородная, что сорняки забивают мои розы и заслоняют им свет. Освободите розы от сорняков». — Дорогие друзья, — продолжает ведущий, — вам понятно пятое задание царя? В таком случае поставьте на своих листах цифру «5». У вас есть 3 минуты, чтобы записать свой способ решения этой задачи. Вы, наверное, хотите узнать, что сделал каждый из братьев? — спрашивает ведущий, когда все закончат выполнять задание. — Итак... «Первый брат аккуратно вручную прополол розы. Перебрал всю землю вокруг них и удалил все корешки сорняков. Розы благодарно поклонились ему. Второй брат использовал плоскорез, специальное приспособление, позволяющее срезать все сорняки вокруг кустов. Третий брат положил между кустами роз толстый слой соломы, она не позволяла расти сорнякам». — Так братья справились с пятым заданием царя, — говорит ведущий. — А теперь прошу вас ответить себе на вопрос: путь какого брата наиболее близок вам? Под цифрой «5», рядом с вашим вариантом решения, напишите, путь какого брата вам ближе всего — первого, второго или третьего. Спасибо! А теперь послушайте, что было дальше. «Царь обрадовался, что его любимым розам помогли. А когда узнал, что они делали, чтобы розам помочь, так всех троих расцеловал и щедро наградил. Прошло некоторое время, и снова царь вызвал к себе трех братьев. — Вот вам мое шестое задание. Есть у меня три старых конюшни. Никто их вычистить не может, а помещений у нас не хватает. Попробуйте привести конюшни в порядок, а я вас награжу. Чтобы вычистить конюшни, просите у меня, что хотите, любую вам помощь окажем. Задание понятно?» — Дорогие друзья, — продолжает ведущий, — вам понятно шестое задание царя? В таком случае поставьте на своих листах цифру «6». У вас есть 3 минуты, чтобы записать свой способ решения этой задачи. Вы, наверное, хотите узнать, что сделал каждый из братьев? — спрашивает ведущий, когда все закончат выполнять задание. — Итак... «Первый брат работал день и ночь, выносил из конюшни грязь, да в поле закапывал, да так аккуратно, что красоту поля не нарушил. Потом все очистил, помыл, где надо доски приколотил. И засияла конюшня, как новенькая. Второй брат вырыл рядом с конюшней яму глубокую. Потом направил в конюшню из нескольких шлангов мощные струи воды. Вода всю грязь вымыла и в яму стекла. Закопал второй брат яму, утрамбовал, а остальное уже вручную убрал. И засияла конюшня, как новенькая. Третий брат взял несколько домкратов и поднял конюшню повыше. Вся грязь на земле осталась. Добавил он туда песка, камней, опилок — и получилась земля ладная. Положил он сверху камни огромные, зацементировал их — и получился крепкий фундамент. Опустил он конюшню обратно. Только теперь она уже на новом высоком фундаменте стоит, как новая». — Так братья справились с шестым заданием царя, — говорит ведущий. — А теперь прошу вас ответить себе на вопрос: путь какого брата наиболее близок вам? Под цифрой «6», рядом с вашим вариантом решения, напишите, путь какого брата вам ближе всего — первого, второго, или третьего. Спасибо! А теперь послушайте, что было дальше. «Царь обрадовался, что у него теперь еще три конюшни появилось. А когда узнал, что братья делали, чтобы конюшни очистить, так всех троих расцеловал и щедро наградил. Прошло некоторое время, и снова царь вызвал к себе трех братьев. — Вот вам мое седьмое, последнее задание. Оно все решает. Подарил мне английский король семена чудесной пшеницы. Мы засеяли ими три поля. Взошла пшеница, такая красивая, ладная, уже и колосья почти налились. Но вот беда, кто-то по ночам приходит и да пшеницу поедает. Кто — не известно. Все мои сторожа на службе засыпают. Вот скоро убирать урожай надо. А уберем мы урожай или кто-то за нас постарается — пока не ясно. А жаль, так мне охота аглицкого хлеба покушать! Уберегите мои поля до жатвы, а я вас награжу. Задание понятно?» — Дорогие друзья, — продолжает ведущий, — вам понятно седьмое задание царя? В таком случае поставьте на своих листах цифру «7». У вас есть 3 минуты, чтобы записать свой способ решения этой задачи. Вы, наверное, хотите узнать, что сделал каждый из братьев? — спрашивает ведущий, когда все закончат выполнять задание. — Итак... «Первый брат дни и ночи глаз не смыкал: все ходил по полю, воров отгонял. Так и уберег пшеницу. Второй брат быстро организовал команду часовых, составил расписание 20-минутных вахт. За 20 минут заснуть не успеют. Так он сохранил пшеницу. Третий брат придумал «живое» пугало. Специальный механизм позволял пугалу двигаться, оставаясь на месте, и издавать звуки. Он расставил эти пугала по всему полю, они размахивали «руками» и как будто переговаривались. Так он уберег пшеницу». — Так братья справились с седьмым заданием царя, — говорит ведущий. — А теперь прошу вас ответить себе на вопрос: путь какого брата наиболее близок вам? Под цифрой «7», рядом с вашим вариантом решения, напишите, путь какого брата вам ближе всего — первого, второго, или третьего. Спасибо! Итак, братья выполнили все испытания царя. Царь был очень доволен братьями и принял их на службу. Первого брата он назначил наставником царевича. Как вы думаете, почему? Царь подумал: «Этот брат терпелив, с душой, с любовью, основательно и не щадя своих сил относится к делу. Он научит царевича быть заботливым и трудолюбивым, поможет понимать нужды подданных и быть внимательным к ним. А это для будущего государя — первое дело!» Второго брата царь сделал своим советником. Как вы думаете, почему? Царь рассуждал так: «Этот брат умен и сообразителен. Он быстро сообразит, что нужно и как можно улучшить жизнь в нашем государстве. Подскажет, как облегчить труд строителям и оружейникам, крестьянам и придворным». Третьего брата царь назначил главным изобретателем в государстве. Как вы думаете почему? Царь рассуждал так: «Этот брат выдумщик искусный. Вот кто прогресс в моем государстве двигать будет! Дам ему помощников надежных, и тогда он быстро придумает, как решить все проблемы в государстве!» — Так закончилась эта история, — продолжает ведущий. — Братья заняли достойное место при дворе и принесли много пользы своему государству. А теперь давайте обсудим, какие варианты решения царских заданий выбрали вы и какие варианты оказались вам ближе всего. Группа переходит к обсуждению, в результате которого выясняется преобладающая форма проявления творчества каждого члена команды. Три брата символизируют три формы проявления творчества: □ первый брат — «энтузиазм»; □ второй брат — «рационализаторство»; □ третий брат — «изобретательство». Ведущий знакомит членов команды с существом каждой формы проявления творчества, рассказывает об «энтузиазме», «рационализаторстве», «изобретательстве». После этого участники игры проговаривают свои способы решения задач царя и с помощью группы относят свой вариант к одной из форм проявления творчества. Таким образом с помощью семи заданий можно увидеть, какую форму проявления творчества предпочитает каждый участник. Далее обсуждается, чей путь решения задания выбрал каждый участник. В этом случае члены команды делали выбор из трех вариантов как посторонние наблюдатели. Совпадает ли собственный вариант решения задания с выбором альтернатив, или нет? Например, собственный вариант решения первого задания царя («цветущий пень») соответствует «энтузиазму», а из трех альтернатив был выбран путь второго брата, соответствующий «рационализаторству». Это говорит о гибкости человека, склонности к «рационализаторству», но важно развивать его способности в этом направлении. Соединив собственные варианты с выбором из трех альтернатив, каждый участник игры получит общую картину проявления форм творчества. Эту картину можно представить в процентном отношении. Например, участник А. имеет следующую картину:
Итого: путь «рационализаторства» выбран в общей сложности 9 раз, путь «энтузиазма» — 3 раза, путь «изобретательства» — 2 раза. Картина участника А: 64% — «рационализаторства», 21 % — «энтузиазма», 1 5% — «изобретательства». Картину процентного соотношения трех форм проявления творчества можно составить и для команды. Благодаря этой игре можно узнать направленность творческой мысли каждого участника и команды в целом. Замечание. В процессе тестирования может оказаться, что собственный вариант решения задачи связан с привлечением к работе придворных царя (они и поливают пень день и ночь, и перебирают семена, и держат овец, и пропалывают розы...), то есть задание царя выполняется «чужими руками». Если это наблюдается в более 50% случаев, можно говорить об интересной тенденции, связанной с проявлением организаторских способностей. Правда, если один член команды имеет тенденцию все делать чужими руками, это не всегда радует его коллег... Пересечение пустыни Эта игра связана с движением. Ведущий просит всех участников игры убрать мебель и встать вместе вдоль стены комнаты. «Представьте себе, — говорит ведущий, — что перед вами безводная пустыня. Оазис с водой далеко, на том конце комнаты. Вам предстоит пересечь пустыню и оказаться у противоположной стены, но пустыня не прощает повторов, поэтому пересекать ее можно только по очереди, причем своим, неповторимым способом. И каждый «авторский» вариант пересечения пустыни мы будем сопровождать аплодисментами, а на повторы реагировать унылым посвистом». Движение начинает один из участников игры, когда он достигнет противоположной стены, в игру вступает следующий. И так происходит до тех пор, пока вся группа не окажется у противоположной стены. После этого движение продолжается в противоположном направлении. Группа возвращается обратно, так же демонстрируя разные способы пересечения «пустыни». Игру можно продолжать до тех пор, пока участники играют с интересом, азартом. Вопросы для обсуждения 1. Удалось ли немного размяться? 2. Трудное ли было задание? 3. В какой момент вы стали задумываться над его выполнением? 4. Постоянный поиск нового решения утомлял, раздражал или увлекал вас? 5. Чему может научить команду эта игра? Обсуждение игры проводится в контексте противостояния стереотипным действиям. Творческая мастерская (задания для развития креативности) Эти упражнения предназначены для актуализации и тренировки творческих способностей. 1. Назовите 10 любых существительных. Напишите историю, которая бы объединила единым сюжетом все эти слова. Имена нарицательные можно превращать в имена собственные, а также использовать их во всем многообразии значений. 2. В течение 5 мин. придумайте как можно больше способов использования шариковой ручки (граненого стакана, отвертки, зубочистки, скрепки, пуговицы, игральных карт, чехла от женского складного зонтика и пр.). Обсудив свои идеи с группой, коллегиально выберите наиболее оригинальный способ и придумайте историю, в которой будет использоваться этот способ. 3. Придумайте как можно больше способов поимки льва. Напишите соответствующую историю о самом оригинальном способе. 4. Придумайте другие способы, с помощью которых принц может найти Золушку. Напишите продолжение сказки на основании наиболее оригинального способа. 5. Если бы вы были директором автомобильного завода, что бы вы предприняли для повышения конкурентоспособности ваших машин? Придумайте как можно больше способов. 6. Если бы вы были директором сельскохозяйственного кооператива, что бы вы сделали для увеличения прибыли вашего хозяйства? Придумайте как можно больше способов. 7. Если бы вы были директором школы, что бы вы сделали, чтобы уровень подготовки выпускников был максимально высоким? Придумайте как можно больше способов. 8. Если бы вам предстояло выучить японский язык, что бы вы предприняли? Придумайте как можно больше способов. 9. Возьмите цветные карандаши и бумагу. Возьмите в руку простой карандаш. Закройте глаза и позвольте вашей руке нарисовать, что угодно. Откройте глаза и раскрасьте получившийся рисунок. 10. Все вместе сочините частушки на тему «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». 1 1. Все вместе сочините частушки на тему «Вместе справимся мы с делом». 1 2. Возьмите большой лист ватмана, цветные карандаши, фломастеры или краски. Нарисуйте общую картину на тему «Наш общий успех».
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.243 (0.014 с.) |