Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По методу «минимум-максимум»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ В ПЕРЕГОВОРАХ Лидер задает команде следующие вопросы: Q Что мы хотим в итоге получить от этого партнера? Q Почему нам это важно? □ Что нам это даст? Все варианты ответов членов команды лидер (или его помощник) выписывает на доску, чтобы каждый мог это видеть. В конце шага лидер резюмирует: «Итак, от переговоров с данным партнером мы хотим... (читает), это для нас важно, потому что... (читает), успешные переговоры дадут нам...(читает)». Так команда приходит к общему «образу цели» предстоящих переговоров. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОПРОСОВ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ Лидер задает команде вопрос: «На основании того, что мы хотим получить от переговоров, какие вопросы нам необходимо обсудить с партнером?» Все вари- анты ответов выписываются на доску. В конце шага лидер резюмирует: «Итак, для достижения успеха в переговорах нам необходимо обсудить с партнером следующие вопросы... (читает)». ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ НЕУСПЕШНЫХ ИЛИ СОРВАННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ Лидер задает команде вопрос: «Если мы "провалим" эти переговоры, чем нам это грозит?» Все варианты ответов выписываются на доску. К концу этапа лидер резюмирует: «Если мы потерпим поражение в переговорах, не договоримся с этим партнером, у нас будет... (читает). Похоже, эти переговоры действительно для нас являются чрезвычайно значимыми (или: если мы не договоримся, по сути, ничем особо серьезным нам это не грозит, будем работать, как работали, искать новых партнеров)». ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИНАЛЬНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ Лидер задает команде вопрос: «Что является самым значимым из того, чем мы готовы пожертвовать, чтобы договориться с этим партнером?» Все варианты ответов выписываются на доску, затем лидер громко и четко зачитывает их. Далее лидер задает команде вопрос: «Итак, как мы сформулируем свое финальное предложение?» Варианты формулировок также выписываются на доску, затем команда выбирает наиболее точный вариант, а лидер его озвучивает. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТСТУПЛЕНИЯ Лидер обращается к команде: «Мы определили нижнюю границу уступок, свою программу-минимум в переговорах. Лучше не доходить до этой черты. Если партнер нас "загонит в угол", какое предложение отступления мы можем сформулировать?» Все варианты предложений записываются на доску, и коллегиально выбирается наиболее удачный вариант. Лидер громко и четко его озвучивает. Важно помнить, что выдвижение предложения отступления является сигналом к отсрочке переговоров. Поэтому команда, находясь на пятом шаге, может обсудить варианты и приемы выхода из переговоров, их отсрочки или переноса. Все найденные приемы выхода из переговорного процесса выписываются на доску и дополнительно озвучиваются лидером. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ Лидер задает команде следующие вопросы: □ Что конкретно мы можем предложить партнеру? □ В чем состоит привлекательность наших предложений для партнера? Q Какие аргументы мы можем выдвинуть для того, чтобы придать вес нашим предложениям? □ Какие контраргументы мы можем выдвинуть, если партнер усомнится в ценности или целесообразности наших предложений? Делая шестой шаг, команда должна четко сформулировать собственные предложения и аргументы в поддержку собственной позиции. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Лидер задает команде вопрос: «Если наше начальное предложение, несмотря на всю систему аргументации, "не пройдет", на какие уступки мы можем пойти? какие дополнительные предложения сделать?» Все варианты ответов выписываются на доску. В конце этого этапа лидер уточняет формулировки альтернативных предложений. ФОРМУЛИРОВКА ГЕНЕРАЛЬНОЙ ЛИНИИ И СТРАТЕГИИ ПЕРЕГОВОРОВ Пройдя семь шагов, команда уже может сформировать «генеральную линию» переговоров, свое начальное, последующие и финальное предложения. Лидер четко проговаривает основные вопросы переговоров, начальное и финальное предложения, приемы выхода из переговоров. Далее команда выдвигает тех, кто будет вести переговоры (1 -3 человека), и обсуждает вопрос ролевого распределения между ними. ПОДГОТОВКА К ПЕРЕГОВОРАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА «ШЕСТЬ ШЛЯП» Метод позволяет последовательно рассмотреть шесть аспектов переговорного процесса с позиции команды и построить гипотезу относительно проявления этих шести аспектов у партнера. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСУЖДЕНИЯ
Подобная работа с информацией в команде на стадии подготовки дает ощущение уверенности и позволяет грамотно распределить роли для непосредственного ведения переговоров. ПЕРЕГОВОРНАЯ КОМАНДА Переговорная команда должна включать не более трех человек. Если на переговоры является многочисленная команда и все ее члены находятся в равном качестве, то партнер сам определяет того, кто принимает решения, и того, чье мнение учитывает лицо, принимающее решения. После этого «разведывательного» этапа переговоров партнер обращается только к этим членам команды, полностью игнорируя остальных. Дело в том, что обычный человек может концентрировать свою «переговорную энергию» воздействия на одном-двух собеседниках (максимум трех). В противном случае переговоры могут превратиться в дебаты, и основная их нить «утонет» в комментариях многочисленных членов переговорных команд с обеих сторон. В контексте деловых переговоров, которые ограничены по времени и обязательно должны закончиться конкретным результатом, внимание и энергия партнера направляется на одного человека, частично — на второго (а из вежливости иногда и на третьего). Консультантов у «первого лица» переговоров может быть много, однако ни один из них не имеет права прямого выхода на партнера, так как это свидетельствует о том, что основной «переговорщик» команды очень слаб и не может вести переговоры самостоятельно (соответственно и имидж команды резко падает в глазах партнера). Поэтому основная переговорная команда должна состоять из двух человек, играющих следующие роли: О Лидер. Совмещает функции «аргументатора» и «полемиста»; □ Миротворец. Ищет компромисс, использует техники снятия эмоционального напряжения. Поговорим об этих ролях более подробно. Лидер. Роль Лидера связана с гибким совмещением функций Аргументатора и Полемиста. В начале переговоров Лидер выступает как Аргументатор и отражает позицию команды в переговорном процессе, четко излагает все позиции и аргументы в защиту своей позиции. Выполняя функции Аргументатора, Лидер убедителен и неэмоционален. Он ведет себя как человек, хорошо знающий себе цену, как «гигант мысли». Его речь всегда нетороплива и убедительна. При аргументации позиции команды он не отвлекается на посторонние ассоциации, ремарки собеседников; четко следует своей линии, игнорируя любые помехи. Как Аргументатор Лидер всегда стоит на позиции своей команды, стараясь не переходить на позицию партнера по переговорам. При обсуждении компромиссных вариантов Л идер-Аргумен-татор всегда ставит вопрос о гарантиях и выгодах для своей команды. Даже если команде не удалось на переговорах реализовать свою позицию, Лидер-Аргумента-тор никогда не показывает своих эмоций (досаду, разочарование, гнев). Лидер-Аргументатор — носитель идеи, и если противоположной стороне она оказалась «не близка», он принимает это с достоинством. Когда же основные предложения высказаны, Лидер переходит в режим Полемиста. Выполняя функции Полемиста, Лидер внимательно слушает собеседника, конспектирует его речь, суждения и аргументы (желательно максимально «близко к тексту»). Его главная задача — искать в позиции противоположной стороны противоречия и слабые места. Его речь обычно строится по следующей формуле: «Вы сказали, что... (Лидер-Полемист произносит аргумент, довод партнера). И то очень важно. Однако, в то же время остается открытым вопрос... (Лидер-Полемист приводит противоречие в позиции партнера). Согласны ли вы с тем, что данное противоречие можно разрешить, если... (здесь приводится контраргумент или контрпредложение)». Лидер в ипостаси Полемиста ведет себя как мастер диалога, работы с информацией, прекрасный аналитик. Кроме того, он владеет техниками активного слушания, имеет гибкий ум, обладает хорошо развитым критическим мышлением. Он может излагать перед партнером перспективы негативных сценариев («что будет, если мы не договоримся»), оказывать цивилизованное давление (на основе достоверных контраргументов). В процессе контраргументации он может ссылаться на себя же в качестве «аргументатора»: «как я говорил ранее, наша позиция...». Миротворец — это тот, кто внимательно слушает собеседника, возможно, конспектирует его суждения. Его главная задача — искать общее в позиции своей ко- манды и противоположной стороны. Он сосредотачивает свое внимание на том, чтобы обернуть аргументы противоположной стороны в свою пользу. Типичные речевые обороты Миротворца: «Посмотрите, в наших позициях нет противоречий», «Как важно то, что вы предлагаете, потому что мы тоже много работали на эту тему», «В наших позициях много общего». Миротворец вступает в переговоры в двух ситуациях: □ тупик, пауза эмоционального отчуждения; □ завершающая стадия переговоров (чтобы облегчить процесс поиска компромисса). Миротворец может быть в меру эмоциональным, однако главная его особенность заключается в том, что он обладает позитивным мышлением (умеет находить в ситуации, событии урок для обеих сторон, умеет видеть положительную сторону любого предложения, умеет видеть общее в разных позициях, стремится прийти к согласию и комфортному для сторон состоянию). Если член команды, играющий в переговорах роль «миротворца», достаточно эмоционален, то он может оказывать эмоциональную поддержку участникам переговорного процесса. В этом случае его главная задача — присоединяться к эмоциональному состоянию противоположной стороны, внимательно слушать, кивать, мягко улыбаться. В тупиковой ситуации переговоров (когда перестают работать когнитивные информационные характеристики диалога) Миротворец в корректной форме проговаривает переживания и впечатления, возникшие у сторон. Другими словами, «сглаживает острые углы». Он использует такие обороты, как: «Наверное, наши предложения оказались несколько неожиданными для вас», «Мы понимаем ваши чувства», «То, что сейчас возникла пауза — совершенно естественно», «Вероятно, вы ожидали увидеть немного другое и сейчас удивлены, и, быть может, даже несколько разочарованы», «Поверьте, мы вовсе не желали поставить вас в затруднительное положение», «Вы знаете, иногда в переговорах стороны не достаточно хорошо понимают друг друга, и это совершенно естественно, ведь, на первый взгляд, у нас разные позиции. Но, тем не менее, всегда можно найти точки соприкосновения». Миротворец может быть мягким, обаятельным; иметь речь вкрадчивую и неторопливую. Он умеет удерживать контакт «глаза в глаза» с собеседником. Миротворец в некотором смысле может даже «гипнотизировать» собеседника, снижая уровень напряжения. Миротворец в определенных переговорных ситуациях, по согласованию с командой и Лидером, может даже не говорить по существу вопроса, но при этом он обеспечивает эмоционально комфортную среду переговоров. Бывает, что само по себе присутствие Миротворца действует положительно. Поэтому роль Миротворца нужно поручать члену команды, обладающему располагающей внешностью: открытая мягкая улыбка, спокойные гармоничные движения. Нередко с этой ролью хорошо справляются женщины среднего возраста (некоторым удается транслировать бессознательному собеседника образ заботливой доброй матери). При благополучном завершении переговоров Миротворец демонстрирует лучезарную улыбку, а при недостаточно хорошем исходе — мягкую, грустную улыбку, и всегда выражает надежду на возможное сотрудничество. В некоторых «переговорных командах» вместо «миротворца» может быть выделена роль Эксперта. В этом случае Лидер договаривается с партнером об общих позициях, а проработку технических деталей поручает Эксперту. При этом партнер сразу понимает значимость позиции «эксперта», а также и то, что к Лидеру за «мелочами» обращаться нельзя. Подготовка и проведение переговоров «в команде» обеспечивает уверенность переговорщиков, ощущение тыла, а также использование ресурсов коллективного разума. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Надеемся, что, прочитав эту книгу, вы постепенно создадите свою неповторимую команду. И она будет продуктивной. Тогда произойдет еще одно важное событие — Вы внесете свой вклад в процесс перехода к новой философии бизнеса, приоритетом которой является Человек, с его талантами и возможностями. Быть может, сегодня такие слова звучат не очень правдоподобно или слишком пафосно. Однако, кто может запретить нам стремиться к лучшему? Создавая команду, вы побеждаете. Ушли в прошлое стереотипы, предубеждения, неэффективные формы работы, страхи, преодолены трудности. На пути ко-мандообразования вам предстоит множество побед. Наслаждайтесь ими сегодня, чтобы завтра с новыми силами продолжать путь и одерживать новые победы. Если у Вас возникли вопросы и пожелания, вы можете написать по электронной почте: psi@cycla.ioffe.rssi.ru. Приложение
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.242 (0.009 с.) |