Динамика успешности развития команды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика успешности развития команды




 

«Кривая» развития любой организации (или команды) выглядит следующим образом (рис. 3):

1 — зона становления;

2 — зона успешной деятельности;

3 — зона «поискового периода»;

4 — альтернативная зона распада;

5 — альтернативная зона роста на основании новой цели.

Таким образом команда проходит несколько этапов:

1. Становление, создание команды. Уместно вспомнить о «10 шагах созда­ния команды».

2. Успешное развитие. Команда четко осознает общий результат, владеет тех­нологиями ситуационного анализа и решения проблем, технологией созда­ния общего терминологического поля и продуктивно работает на результат. Этап завершается достижением общекомандной цели.

3. Поиск, или поисковый период. Команда, с одной стороны, наслаждается успехом, с другой — ищет новые цели. По истечении срока этапа поиска (для каждой команды он разный, в среднем 3-4 месяца) возможна альтернати­ва: распад команды или работа ради достижения новой цели.

4. Распад (альтернатива). Из команды уходят люди (по «объективным обстоя­тельствам»), растет напряжение. Результат — реорганизация.

5. Рост (альтернатива). Команда находит новую общую цель, воодушевляется и начинает работу в зоне успешного развития. При этом не исключается не­значительное частичное обновление состава команды.

Итак, команда, пройдя зоны становления и успешного развития, в итоге дости­гает определенного максимума успешности, соответствующего ее ресурсам и кон­курентоспособности. Далее наступает поисковый период, в течение которого ко­манда и ее лидер должны изыскать новые ресурсные возможности или сферы приложения своих сил. Если этого не произойдет, то за поисковым периодом по­следует фаза снижения результативности деятельности команды, вплоть до ее по­следующего распада. Причем распад команды произойдет не вследствие действия внешних факторов (хотя этим так удобно объяснять плачевный результат!), а в ре­зультате интенсивного усиления центробежных течений среди членов самой ко­манды. Эти центробежные течения возникают постоянно, во все периоды жизне­деятельности команды, но и максимально интенсивными они становятся после того, как команда достигает своего пика успешной результативности. И это естествен­но. Ведь один из принципов создания и функционирования команды — это работа на общий результат. Достижение общего результата и есть пик успешной резуль­тативности. Когда цель достигнута, наступает непродолжительный период наслаж­дения лаврами победителя. Но далее неумолимо приближается поисковый пери­од, в течение которого должна быть сформирована новая цель, новый общий результат. В противном случае членам команды становится непонятно — «а что мы вместе делаем?». Интересно, что подобные мысли возникают даже при условии

наличия прекрасных человеческих взаимоотношений и командного духа. Дело в том, что дух команды — это прежде всего инструмент для достижения результа­та, цели.

Дух команды и образ цели, результат, к которому должна прийти команда, взаи­мосвязаны и влияют друг на друга. «Дух» позволяет продуктивно двигаться к цели, а образ цели помогает сгладить «центробежные течения», возникающие в силу дей­ствия побочного эффекта «человеческого фактора». Поэтому, с одной стороны, «ко­мандный дух» является одним из инструментов достижения результата; а с другой — образ цели является одним из инструментов формирования духа команды.

Понимание динамики успешности развития команды дает ее членам и лидеру инструмент для «правильного» восприятия и поведения на различных этапах жиз­ненного цикла.

ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ

На этапе становления действует логика «10 шагов создания команды» (под­робно о них см. главу 3).

Первый шаг: понимание руководителем собственных осознаваемых и неосоз­наваемых целей работы в режиме команды.

Второй шаг: подбор и отбор кандидатов в члены команды.

Третий шаг: работа членов команды над собственными осознаваемыми и нео­сознаваемыми целями.

Четвертый шаг: исследование межличностных предпочтений.

Пятый шаг: целенаправленное формирование энергии единства.

Шестой шаг: формирование ценностей команды.

Седьмой шаг: обучение команды технологиям работы.

Восьмой шаг: создание имиджа команды.

Девятый шаг: усиление командного духа.

Десятый шаг: сопровождение деятельности команды.

Собственно уже десятый шаг входит в зону успешного развития команды. По­говорим об этапе успешного развития команды подробнее.

ЭТАП УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ

На этапе успешного развития команда сталкивается с различными серьезными и незначительными ситуациями. Назовем их стратегическими ситуациями в кон­тексте продуктивной работы. Среди них можно выделить пять наиболее важных в любой сфере деятельности команды.

Развертывание активной деятельности по достижению основной цели. Для строительной бригады это закладка фундамента, в сезонной сельскохозяйствен­ной бригаде — посевная, в команде рекламистов — запуск новой рекламы в СМИ.

Следуя военной терминологии, эту стратегическую ситуацию можно назвать на­ступлением. Команда создана, следовательно, она должна активно реализовы-вать свой потенциал, а именно — завоевывать неосвоенные территории. В насту­пательной операции для команды важны четыре ключевых момента:

□ четкое понимание своих конкурентных преимуществ, «изюминок», ресур­сов, возможностей; прежде чем наступать, команда должна хорошо оце­нить свои силы и возможности;

□ достаточный период подготовки к «наступлению»; члены команды должны продумать каждую мелочь, оценить все риски, спрогнозировать реакцию соперника, клиента, рынка, рассмотреть и сопоставить альтернативные сце­нарии наступления, грамотно распределить «зоны ответственности»;

□ правильный, продуманный выбор момента наступления. Точный выбор вре­мени может предопределить успех — классическое правило стратегов. Вре­мя наступления — это великая тайна команды. На этот период отменяются все корпоративные мероприятия, отпуска и даже болезни. Члены команды должны так устроить и свои личные дела, чтобы в период наступления они не отнимали силы;

□ понимание того, что наступление — это активное, отчасти агрессивное дей­ствие. В наступление должна быть вложена вся энергия команды. Наступле­ние требует от каждого члена команды максимальной самоотдачи.

Удачное наступление приносит лавры успеха, а это всегда приятно. Главное понимать, что наступление — это грамотные, профессиональные действия коман­ды, направленные на достижение либо промежуточного, либо конечного резуль­тата. Первая стадия наступления завершается достижением промежуточного результата.

Анализ промежуточного результата или аналитическая пауза. Для строи­тельной бригады это ожидание и оценка качества заливки фундамента для после­дующих операций технологического цикла. В сельскохозяйственной бригаде это завершение посевной и анализ ее успешности. В команде рекламистов — анали­тическая пауза для разбора первых результатов запуска ролика в СМИ. В произ­водственно-сбытовой команде — анализ результатов первого этапа маркетинга новой экономической ниши. В военной терминологии эту стратегическую паузу можно назвать закреплением на достигнутых рубежах.

В некоторых сферах деятельности (банковское дело, розничные продажи и др.) в этой ситуации целесообразно тактическое отступление для:

□ усыпления бдительности конкурента;

□ пополнения банка информации о рынке, клиенте, конкурентах, ситуации;

□ оценки и проработки неожиданно возникших рисков.

Во время отступления самое уязвимое место — дух команды. Поэтому команда должна ясно осознавать выгодность для нее такого тактического хода. В этой стра­тегической ситуации команда еще раз, уже с новых позиций оценивает свой по­тенциал, надежность своего тыла.

Оборона. Ситуация связана с возможностью вероломного нападения в услови­ях рыночной конкурентной борьбы. Например, в момент развертывания своей PR-акции команда столкнулась с более масштабной общественной кампанией конку­рирующей или появляющейся на рынке фирмы; или на бирже кто-то развернул спекулятивную операцию против акций фирмы-команды, или на сельскохозяйствен­ном рынке начался завоз более дешевой продукции из другого региона и пр.

Команды, ориентированные на наступление, часто оказываются уязвимыми в ситуациях нападения на них. Все учебники и трактаты, посвященные стратегии, говорят о том, что способность к обороне — часть успешного функционирования, в том числе и команды.

 

Главная причина, по которой команда на этапе успешного разви­тия принимает решение об обороне, — это недостаток ресурсов для организации наступления.

Успешная оборона в команде — это сочетание трех процессов:

□ ритмичная работа команды в режиме экономии ресурсов;

□ оперативный сбор информации о «нападающем» и актуальной ситуации на рынке;

□ поиск нестандартных решений, приемов для «контратак» (например, когда американский автомобильный рынок подвергся наступлению японских кон­курентов, американцы развернули массовую рекламную кампанию, деви­зом которой стал тезис «истинный патриот должен ездить на отечественной машине»; за счет этого американские автомобилестроители выиграли вре­мя на перестройку производства и выпуск новых моделей).

Правильно организованная оборона дает команде выигрыш во времени, силах и информации. Главное — уметь своевременно, оперативно и плавно перейти к оборо­нительной операции, что должно быть заранее продумано, так как подобные ситуа­ции возникают, как правило, внезапно и разворачиваются неожиданным образом.

Внезапность — основное оружие конкурента.

Поражение. Как пишет Д. Степанов, «поражение — это не только неисполне­ние стратегического замысла, срыв задуманного, но и реализация стратегическо­го замысла противника, направленного против вас». Несмотря на то что пораже­ние приносит команде ряд негативных переживаний и существенно влияет на ее дух, очень важно воспринимать эту ситуацию как контрольный тест для команды. Только поражение может продемонстрировать команде все ее уязвимые места, ошибки в подготовке «наступления», скрытые конфликты и противоречия. Поэтому главная задача команды в подобной ситуации — устоять, извлечь как можно боль­ше уроков и обратить их в свою пользу. Возможность поражения обязательно дол­жна проигрываться командой при выборе стратегии и тактики своих действий, сво­его наступления.

На этапе успешного развития команды ситуация частного поражения может рассматриваться как реальный тренинг эффективных действий команды в экстре­мальной ситуации:

□ проверка команды на прочность — прекрасный тест на жизнеспособность. По тому, как команда выйдет из чрезвычайной ситуации, каков будет ха­рактер взаимоотношений между членами команды, как будет действовать лидер, можно будет дать прогноз ее эффективности в перспективе;

□ поражение должно сплотить команду. Все мелочи отходят на задний план. Успешное преодоление состояния неуспеха становится конкретным общим результатом, активизирующим ресурсы членов команды;

□ поражение активизирует аналитические процессы. Почему это произошло? Что следует изменить, усовершенствовать? Какие ресурсы следует задей­ствовать, чтобы застраховать себя от аналогичных ситуаций? Отвечая на эти и другие вопросы, команда учится конструктивному проблемному ана­лизу, что, в свою очередь, делает ее более зрелой;

□ поражение может простимулировать изменение подхода к решению проблем, к изменению стиля деятельности в целом, а следовательно привести к форми­рованию более органичного для команды стиля успешной деятельности.

Опытные команды могут специально применять инсценировки поражения, ког­да перед конкурентом необходимо создать иллюзию собственной гибели. В этом случае поражение — это прелюдия наступления.

Достижение поставленной цели, или победа. Это — успех, достижение ре­зультата, ликование, праздник, лавры, шампанское, чувство перспективы и дру­гие приятные вещи. Кажется, что с победой «все понятно», главное — ее добиться. Однако победа оказалась среди стратегических ситуаций неслучайно. Дело в том, что команде необходимо выработать четкое понимание смысла как поражений, так и побед.

В чем смысл победы? В том, что она прежде всего показывает, что команда находится на правильном пути, применяет верную тактику и стратегию, грамотно готовится к наступлениям, хорошо работает с клиентами и партнерами. Как гово­рится, победу нужно готовить. Другой вывод заключается в том, что, хоть и не час­то, но все-таки действует фактор удачи, счастливого случая, везения.

Поэтому если на этапе успешного развития команда достигает успеха, победы, то после того как утихнут тосты и восхищенные возгласы, важно проанализировать ис­точники победы. Все составляющие успеха должны войти в «копилку» команды. Ну, а если основной источник победы — это везение, значит, жизнь дала команде шанс по­верить в свои силы, накопить ресурсы. Следовательно, важно грамотно его использо­вать «на перспективу». «Сегодня он празднует победу, одержанную вчера, и в нынеш­нем триумфе черпает силы для завтрашних сражений», — пишет об этом П. Коэльо.

Главная опасность в данной ситуации — потеря бдительности, головокружение от успехов. Однако и принижать значение успеха тоже нельзя. Побеждая, коман­да балансирует на «лезвии бритвы»: с одной стороны, завершается конкретный этап ее деятельности и важно собрать свой «урожай», с другой — необходимо

понимать, что победа это лишь указание на то, что команда на правильном пути при условии, что ее переживание успеха не затянется надолго...

Этап успешного развития команды связан с ее подъемом. Несмотря на разно­образные приключения, «стратегические ситуации», это самый плодотворный этап жизнедеятельности команды. Именно на этом этапе лидер команды или руковод­ство, проверяя всех членов команды «в деле», может выделить «гвардию», т. е. то ядро, на которое можно рассчитывать всегда, при любых обстоятельствах, и кото­рых нужно удерживать в команде (фирме, организации) не жалея разнообразных ресурсов. Также на этом этапе несложно выделить и «балласт», с которым можно будет расстаться при неблагоприятном стечении обстоятельств. Команда ведь мо­жет обновляться...

Итак, команда достигает цели. Наступает непродолжительное время почива-ния на лаврах. Что дальше? И как говорят мудрецы, «опасность подстерегает на вершине» — команда входит в зону периода поиска. Согласно мудрой поговорке, «люди устают от процветания не меньше, чем от войны». Поэтому руководству, самой команде необходимо сосредоточиться на постановке следующих целей. В противном случае команда перейдет в фазу распада.

В заключение — один очень важный совет психолога. Для того чтобы команда смогла сформировать новые цели своей деятельности или вдохновиться новыми целями, поставленными руководством, членам команды необходим коммуни­кационный отпуск, хотя бы небольшой. Члены команды должны отдохнуть друг от друга. За время отпускной паузы происходит реабилитация их взаимоотношений. Это необходимый этап «зарядки аккумулятора психологических ресурсов ко­манды».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.025 с.)