Характер взаимодействия участников игры между собой 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характер взаимодействия участников игры между собой



Участники игры могут сотрудничать между собой. Они могут предварительно договориться о том, кто какую территорию занимают, что они строят. Таким обра­зом, каждый имеет свою территорию в песочнице, но общая картина создается авторами коллегиально и, заметим, бесконфликтно. Этот характер взаимодействия мы обозначим как сотрудничество, далее нам это потребуется для заполнения протокола наблюдений.

Участники группы могут строить картину, объединенную общей идеей. Терри­тории членов группы не выделены, размыты; все подчинено единой идее, царит полное взаимопонимание. В этом случае мы можем наблюдать ассимиляцию.

Допустим, в песочнице появляются несколько автономных стран, которые не мешают друг другу (все или кто-то из участников игры строят обособленно друг от друга). Иногда между ними есть средства коммуникации (дороги, мосты, прохо­ды), но случается, что они вообще отсутствуют. Бывает, что два члена группы на­ходятся между собой в конфронтации, а другой (или двое других) спокойно строят свои миры. Иногда кто-то создает свою «параллельную страну», тогда как другие участники строительства демонстрируют сотрудничество. В данном случае можно фиксировать «параллельную игру».

Но нередко скрытый конфликт переходит в песочнице в явную форму. И тогда мы говорим о конфронтации между участниками игры или отдельными ее членами. Если в группе находятся два или более лидера, может наблюдаться открытое про­тивостояние и даже разразиться конфликт. При этом группа может спонтанно разде­литься на подгруппы. В данном случае в протоколе фиксируется конфронтация.

«Борьба за территорию» может проходить как драматично, так и мирно. На­пример, один участник игры расставляет свои фигурки по всей территории песоч­ницы, говоря о том, что он улучшает этот мир. Но тем самым он фактически «конт­ролирует территорию».

Отметим, что психолог только наблюдает за кандидатами, не давая им оценку, и старается определить ресурсы их взаимодействия друг с другом.

Распределение ролей

Наблюдая за игрой в песочнице, можно определить распределение ролей в группе. Обычно сразу проявляются лидеры, которые начинают предлагать, дикто­вать, нормировать и прочее. Таким образом проясняется не только лидер, но и его направленность, созидательная или разрушительная, а также стиль руководства, демократичный или авторитарный.

Наблюдая за спонтанным распределением ролей, специалист выявляет также и связи между членами группы. Набирается материал для социометрии.

Стиль поведения каждого участника игры

В группе человек может проявить себя с неожиданной стороны. Этот показа­тель будет информативен только в том случае, если психолог имеет возможность индивидуального общения с кандидатом.

Ценности, объединяющие участников игры

Обычно фигурки или элементы ландшафта, символизирующие общегрупповые ценности, располагаются в центре. Что может объединить разных людей? Удоволь­ствия и развлечения — в центре мы увидим развлекающиеся фигурки. Духовные устремления — там займут свои места Ангел, Храм, Мудрец, Учитель. Стремление к успеху и проявлению себя — соответственно, гора и фигурки. Так или иначе в центре групповой картины располагается нечто общее для всех. Также важно от­метить, кто предложил центральную композицию и фигурки. Как правило, этот че­ловек будет играть особую роль в жизни команды.

Если центр групповой композиции пуст, то либо группа еще не нашла общие ценности, либо уровень взаимодействия между ее участниками достаточно поверх­ностен, либо происходит нечто, что нуждается в дополнительном изучении пси­холога.

Все наблюдения психолог может фиксировать в протоколе наблюдения.

Когда кандидаты закончат общую композицию, психолог может переходить к ее обсуждению.

Обсуждение песочной картины

Расскажите о стране, которую вы создали, и об истории ее создания.

Интересно, кто начинает рассказ о картине. Как правило, это либо лидер груп­пы, либо тот, кто был максимально вовлечен в процесс создания композиции. Пер­вым вступает тот, кто готов брать на себя ответственность за группу.

Хотелось бы вам оказаться в этой стране?

Ответ на этот вопрос покажет, насколько кандидаты готовы создавать комфорт­ные для себя условия. Иногда некоторые участники игры говорят о том, что им не хотелось бы попасть в эту страну. Это сигнал — им некомфортно в группе. На­сколько это серьезно, покажут другие совместно созданные песочные картины.

Хотелось ли вам что-либо изменить в этом мире?

Если большинство кандидатов хотят что-либо изменить в этом мире, то это сви­детельствует об их неудовлетворенности общим результатом. Данное обстоятель­ство, естественное для других групп, в случае работы с кандидатами в члены од­ной команды является фактором риска. По-видимому, кандидаты недостаточно совместимы друг с другом. Подвергается ли это обстоятельство коррекции или нет, покажут последующие совместные игры. Если и на третью-четвертую совместную игру кандидаты по-прежнему будут не удовлетворены общим результатом, следу­ет говорить о нежизнеспособности данного состава команды.

Внести изменения захотел один кандидат. Как он себя поведет дальше? Будет ли он настаивать на изменениях, будет ли советоваться с командой, или предпоч­тет внести свои изменения сразу, пока комментирует их? Если кандидат начинает навязывать свою линию, то перед нами потенциальный источник напряжения в ко­манде, ее «слабое звено».

Что бы вам хотелось взять для себя из этой страны в реальный мир: идею, со­стояние, мысль, ощущение, впечатление?

Ответ на этот вопрос покажет ценность происходящего для кандидатов, уро­вень их вовлеченности в групповую деятельность.

Участники игры могут обменяться и другими впечатлениями, после чего психо­лог просит их разобрать картину и разровнять песок.

Для того чтобы сделать общее заключение относительно жизнеспособности группы, психологу потребуется от четырех до семи занятий.

Отметим, что совместные игры в песочнице не только диагностичны, но и тре­нируют навыки взаимодействия друг с другом, формируют коммуникативную куль­туру членов команды. Песочные композиции также подскажут интересные идеи в практике работы команды, поэтому песочница может стать важным элементом оборудования офиса. Завершая обзор основ командообразования отметим, что на мероприятия по формированию команды важно отводить 10-15% рабочего времени в неделю.

Глава 2





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.62.78 (0.008 с.)