Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Шаг шестой: формирование ценностей командыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Система взаимоотношений в команде очень тонка, поэтому так много времени требуется для того, чтобы она сложилась. Финальным аккордом этого процесса станет формирование ценностей команды. Ценности команды — это ее нормы, принципы, правила жизнедеятельности. К обсуждению ценностей можно неоднократно возвращаться в разные периоды совместной работы. Невыполнение норм влечет за собой деформацию межличностных связей и нарушает работу команды. Поэтому не жалейте времени (10-15% рабочего времени в неделю) на формирование ценностей команды. В процессе формирования ценностей и вытекающих из них норм и правил команды Вы можете идти двумя путями: □ первый путь: самостоятельная творческая деятельность команды по формированию ценностей; □ второй путь: осмысление общечеловеческих ценностей и их принятие (или непринятие) в систему ценностей команды. Эти пути не исключают друг друга, и вы можете двигаться по ним параллельно, а также создавать точки пересечения. Первый путь: самостоятельная творческая деятельность команды по формированию ценностей. На этом пути целесообразно использовать технологию создания общего терминологического поля. Члены команды предлагают ценности, которыми должна руководствоваться команда, вы их записываете, конкретизируете, приходите к общим формулировкам. Далее на основе выделенных ценностей команда обсуждает правила, а также награды и санкции. Второй путь: осмысление общечеловеческих ценностей и их принятие (или непринятие) в систему ценностей команды. На этом пути вам предстоит подготовить формулировки общечеловеческих ценностей и посвятить работе с ними несколько занятий в команде. Обсуждение общечеловеческих ценностей выведет команду на качественно иной уровень взаимодействия. Для удобства работы в команде условно разделим общечеловеческие ценности на три большие группы: 1. Роскошь человеческого общения; 2. Сокровища практической мудрости; 3. Ценность Созидания. Последовательно рассмотрим каждую из них. РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Наблюдая за командами, занятыми обсуждением ценностей, мы заметили, что в 80% случаев называются ценности, связанные с коммуникативной культурой: открытость, деликатность, умение слушать и слышать. Действительно, сегодня нормальное человеческое общение становится роскошью, даже в командах. Поэтому, работая над формированием ценностей команды по второму пути, вы можете специально выделить время для обучения членов своей команды основным приемам человеческого общения. Для этого можно провести специальный коммуникативный тренинг, пригласив внешнего тренера, или действовать самостоятельно (10-15% рабочего времени в неделю). Если вы решили действовать самостоятельно, вам предстоит прежде всего обсудить и принять правила общения в команде. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ В КОМАНДЕ
Однако правила общения в команде могут остаться лишь пустой декларацией, если члены команды не будут развивать в себе навык активного слушания. Активно слушать — это значит внимательно слушать и слышать то, что говорит партнер, не перебивая его собственными отвлеченными ассоциациями или неуместными репликами. Многие ошибки команда совершает из-за того, что чья-то ин- тересная идея, предложение, мнение не были услышаны или были неверно поняты. Главная проблема — отсутствие умения слушать и слышать другого. Для отработки навыка активного слушания вы можете провести два игровых упражнения. Внимательный слушатель Задача: отработать у членов команды навык внимательного слушания и понимания партнера. Предложите членам команды разделиться на пары и познакомьте их с условиями игры. В паре один является Рассказчиком, другой — Внимательным Слушателем. Договоритесь между собой, кто из вас будет Рассказчиком, а кто — Слушателем. После выполнения задания вы сможете поменяться ролями. Задача Рассказчика — что-либо рассказывать на любую тему: о новом кинофильме, книге, сортах цветов на участке, о погоде, о политике. Задача Слушателя — внимательно его слушать, стараться не перебивать. Периодически Слушатель кивает головой, говорит «угу», «да-да», «как интересно», «это просто удивительно». Словом, любые короткие фразы, демонстрирующие вашу реакцию и соответствующие тому, о чем рассказывает вам Рассказчик. На это вам отводится 1 2 мин. После чего Рассказчик замолкает и отдыхает в течение 5 мин, которые нужны Слушателю, чтобы как можно подробнее записать то, что сообщил ему Рассказчик. Если команда согласна, в процессе игры вы можете проводить видеосъемку отдельных пар. В этом случае при обсуждении сначала просматривается все, что говорил Рассказчик, потом группа узнает то, что записал Слушатель. Когда «страсти утихнут», попросите команду сесть в круг и начните обсуждение игры. При этом вы можете задавать членам команды следующие вопросы: □ Легко ли рассказывать, когда вас внимательно слушают? □ Легко ли внимательно слушать? □ Что мешало точно воспроизвести все то, о чем говорил Рассказчик? □ Что необходимо для того, чтобы внимательно слушать? □ Что необходимо для того, чтобы быть услышанным? □ Чему эта игра может научить команду? Обычно внимательно слушать партнера мешают собственные ассоциации, эмоции, суждения и прочее. Данное упражнение необходимо повторять многократно, пока члены команды не скажут, что им легко слушать и понимать партнера, и не научатся максимально «близко к тексту» передавать то, о чем рассказал партнер. Желающий понять На основании умения слушать партнера можно сформировать навык его понимания. Тот, кто хочет понять другого, постоянно задает себе вопрос: «Что он имеет в виду?» Желание понять, что имеет в виду собеседник, позволяет сформулировать уточняющий вопрос и получить на него ответ. В начале игрового упражнения вам необходимо провести для членов вашей команды мини-лекцию, чтобы познакомить их с приемами активного слушания. Содержание мини-лекции может быть следующим. Для того чтобы понять суть идей другого, нужно быть уверенным, что ты правильно его услышал и понял. Здесь нам на помощь приходят техники активного слушания. Давайте с ними познакомимся и потренируемся активно слушать партнера. Первая техника — «эхо». Она позволит вам лучше запомнить то, что сказал партнер. Чтобы лучше запомнить, нужно просто это повторить! Как эхо. Только в нашем случае перед тем, как повторить высказывание партнера, мы будем использовать короткую вводную фразу: «Ты сказал...», «Ты говоришь...», «Вы говорите...». А заканчивать повторение фразы партнера можно коротким вопросительным словом: «Так?», или «Это так?», «Я тебя правильно понял?». Таким образом формула фразы-эха выглядит следующим образом: «Вводная фраза (Ты говоришь), повторение того, что сказал партнер, короткое вопросительное слово (это так?}» Эту формулу можно выписать на доске «Ты говоришь... я тебя правильно понял?» ПРИМЕР — Для команды главное — сотрудничество. — Ты говоришь, что для команды главное — это сотрудничество, я тебя правильно понял? Техника вторая — «поддержка». Эта техника незаменима, когда ваш партнер чрезвычайно эмоционален, возбужден, расстроен. Слушая его, вы используете вводные фразы, оказывающие эмоциональную поддержку и демонстрирующие понимание вами чувств собеседника: «Я понимаю твои чувства....»; «Как, должно быть, это непросто...»; «Это так прекрасно, что....»; «Да, тебе пришлось нелегко...»; «Я очень рад за тебя...» и другие. После поддерживающей вводной фразы вы повторяете то, о чем говорил ваш партнер. В этом случае допустимо слегка видоизменять фразу собеседника. ПРИМЕР — Ну, как же так! Они опять ссорятся, каждый пытается доказать, что он прав! Это просто невозможно! Они разрушают командный дух! — Как, должно быть, тебе тяжело наблюдать за этими ссорами! Ведь ты болеешь за дух нашей команды! Техника третья — «интерпретация». Эта техника необходима, когда у вас уже есть гипотеза, относительно сути того, о чем говорит ваш партнер. Но вам необходимо ее проверить. В этом случае вы используете следующие вводные фразы: «Если я тебя правильно понял, ты хочешь сказать...»; «Правильно ли я понял, ты имеешь в виду....»; «То есть ты хочешь сказать, что...». В конце вашей гипотезы вы употребляете вопросительное слово, как и в случае с техникой «эхо»: «так ли это?», «это ли ты имел в виду?» и пр. Приведем формулу интерпретирующего вопроса: «Ты имеешь в виду,.... (гипотеза), правильно ли я тебя понял?» ПРИМЕР — Что делать с моими людьми, просто не знаю... Надо придумать что-то такое, чтобы они поняли, что дела лучше делать вместе. А то каждый мнит себя «пупом земли», каждый хочет, чтобы успех принадлежал только ему одному! — Если я вас правильно понял, речь идет о сотрудничестве между вашими людьми, о формировании эффективно работающей на общий результат команды, правильно ли я вас понял? После мини-лекции выпишите все три техники на доску. Разделив членов своей команды на пары, познакомьте их с правилами игры. Инструкция. Один из вас становится Рассказчиком, а второй — Активным Слушателем. Задача Рассказчика — познакомить слушателя с какой-либо своей проблемой или идеей. Например, о том, как улучшить жизнь в команде, семье, государстве; решить важную политическую проблему; усовершенствовать какую-либо технологию и пр. Задача Слушателя — постараться как можно точнее понять смысл идеи Рассказчика. При этом Слушатель может задавать уточняющие вопросы, используя техники активного слушания. На это вам дается 1 5 мин. После чего Слушатель должен записать то, как он понял суть идей Рассказчика. По согласованию с командой, игра одной пары может быть записана на видео, и просмотрена всеми перед тем, как послушать гипотезу Слушателя. Это упражнение необходимо проводить многократно, пока члены команды не научатся точно понимать и воспроизводить смысл идей партнеров. Итак, чтобы человеческое общение в команде стало действительно «роскошным» необходимо много тренироваться, вводя такие игры в структуру работы команды.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.173.72 (0.008 с.) |