Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ситуация пятая - появление в команде альтернативного неформального лидераСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Может показаться, что данная проблема довольно неожиданна для успешно действующей команды с общепризнанным лидером, являющимся, к примеру, еще и создателем команды. Однако это только поверхностное впечатление. Например, когда команда проходит поисковый период, легко может появиться альтернативный лидер, особенно, когда основной лидер находится в творческом тупике. А если статусный лидер «охладел» к работе в команде, то появление конкурента, безусловно, закономерно. В любом случае, появление в команде альтернативного лидера — это результат неэффективной деятельности самого лидера. Показатели неэффективности лидера команды: □ успешность лидера в отстаивании и продвижении интересов команды снизилась до уровня скрытого недовольства в команде; Q перспективные пути и цели развития команды недостаточно убедительно аргументированы, недостаточно реальны и не подкреплены соответствующими ресурсами; □ отношение лидера к команде или ее отдельным членам существенно изменилось или стало чересчур личным (появились «фавориты» и «опальные»); □ личностный и профессиональный уровень членов команды стал заметно превосходить уровень лидера (по объективной или субъективной оценке); □ лидер не улавливает наметившуюся тенденцию к смене или обновлению норм и ценностей команды, установленных на этапе ее становления. ПРИМЕР Снижение успешности лидера в отстаивании интересов команды наиболее наглядно проявилось на первом этапе становления рыночных отношений в нашей стране. Тогда многие руководители самостоятельных подразделений научно-производственных объединений вместе со своими командами быстро «отпочковались» от своей alma-mater и создали производственные кооперативы. Однако воспитанные в советской административной системе, руководители не обладали качествами и навыками, позволяющими команде выживать в псевдорыночных условиях. Они не могли обеспечить достойную защиту интересов своей команды, и их авторитет в глазах соратников-подчиненных быстро растаял. И многие кооперативы-команды «рухнули» (безусловно, не без помощи государства) именно из-за утраты лидерами своего авторитета в новых внешних условиях. Второй показатель неэффективности лидера команды наиболее часто проявляется в период поиска новых «ниш» деятельности, новых технологий, новых продуктов деятельности, так как на прежнем пути команда уже не может добиться нового успеха в силу изменившихся внешних условий (насыщение рынка, появление более мощных конкурентов и пр.) и отсутствия необходимых дополнительных ресурсов (оборудование, финансы, технологии, площади и др.). В этих условиях лидер может оказаться не готовым к новому виду деятельности. Многочисленные малые инжиниринговые фирмы возники на начальном этапе становления рыночной экономики, но быстро исчезли, так как еще не сформировались рыночные условия для нормального функционирования этих фирм, а их лидеры, высокие профессионалы в своей технической отрасли, оказались не готовыми экстренно переквалифицироваться на другие, сервисные виды деятельности. Последние три показателя неэффективности лидера команды характерны для крупных многочисленных команд управленческого или торгово-производственного характера, где лидер достаточно далек от рядовых членов команды и не участвует в основном технологическом процессе, осуществляя преимущественно руководящие и внешнеэкономические функции. Определенная «оторванность» от основной массы членов команды и во многом единоличное пользование результатами ее деятельности неумолимо создают предпосылки для: □ неравноценного отношения ко всем членам команды; □ опережающего профессионального роста активных, честолюбивых и амбициозных членов команды; □ потери лидером чувства значимости командных ценностей для рядовых членов; □ утраты лидером чуткого отношения к настроению команды, состоянию ее духа и к смене ценностных ориентиров у профессионально выросших рядовых членов команды. Итак, если лидер неэффективен, появляется альтернативный лидер. Что делать при появлении альтернативного лидера? Прежде всего, лидеру необходимо осознать, какой урок преподнесен ему конкурентом, каковы явные и скрытые причины неэффективности лидера? Возможно, он находится на начальной стадии «звездной болезни», когда человек начинает думать, что он всегда прав? А может, он уже устал и на самом деле готов передать команду в руки альтернативного лидера, а сам склонен заняться чем-то другим, сохраняя при этом функцию головного руководителя, куратора, стоящего вне команды? Если лидер команды — грамотный стратег, он обязательно использует появление альтернативного лидера во благо: □ серьезно займется своим образованием, профессиональным и личностным развитием и сохранит свое лидерское место; □ сделает альтернативного лидера своим преемником, если тот соответствует 12 требованиям к лидеру команды (см. главу 5), а сам при этом сохранит кресло руководителя вне команды и откроет новое направление своей деятельности; Q инициирует обновление команды. Итак, мы рассмотрели динамические особенности команды и увидели, что на ее жизнедеятельность влияют два основных фактора: динамика успешности развития команды в целом и особенности индивидуального развития членов команды. Глава 5 МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМАНДЫ Прежде чем приступить к мониторингу эффективности команды, важно уточнить, что мы в данном случае понимаем под термином «эффективность деятельности команды», и какими показателями она описывается. Только после этого станет понятно, в чем должен заключаться мониторинг, по каким параметрам и каким образом его вести, как впоследствии анализировать полученные результаты и использовать их в перспективной деятельности команды. ПОНЯТИЕ МОНИТОРИНГА В общем плане эффективность чего-либо рассматривается обычно по сравнению с чем-то аналогичным (то есть предназначенным для достижения той же цели). По сравнению с аналогом это «что-либо» может быть более или менее эффективным для реализации одних и тех же целей. Это «что-либо» может сравниваться также и с самим собой, но за предшествующие временные периоды. Под эффективность деятельности команды (ЭДК) мы будем понимать величину прироста успешности команды по следующим показателям: □ стабильное достижение заданного результата в установленный срок; □ стабильный уровень качества работ; Q эффективное использование привлекаемых ресурсов; □ стабильное расширение (или удержание) «ниши» своей деятельности. Термин предпочтительнее использовать для сопоставления с другими, традиционными формами организации деятельности. Оценка эффективности деятельности команды позволяет нам убедиться в целесообразности ее создания, точнее — в экономической выгодности затрат на ее создание, поддержку и стимулирование по сравнению с обычными традиционными формами работы. Если по полученным результатам командная форма деятельности оказывается предпочтительной и выгодной, то последующая статистика оценки ЭДК нам нужна для определения резервов повышения ее результативности. Мониторинг ЭДК — это постоянно действующая система тренинговых, тестовых и информационно-аналитических мероприятий, обеспечивающая диагностику состояния команды, поддержку ее жизнеспособности и эффективной деятельности на протяжении всего периода существования команды. Мониторинг ЭДК призван решить три задачи: 1) Оценить производственные резервы команды в части использования новых технологий и повышения качества работ (товаров, услуг). 2) Оценить внешние коммуникативные резервы команды в части улучшения позиционирования и совершенствования взаимодействия с внешней средой. 3) Оценить внутри командные резервы в части улучшения профессионального состава и морально-психологического климата в команде (командный дух). Мониторинг годовых значений ЭДК этих показателей формирует необходимую информационную базу для статистического анализа. Если годовой прирост по указанным показателям по отношению к предшествующим периодам принимает устойчивые отрицательные значения, то команда работает неэффективно. Необходимо сделать экстренный анализ вероятных причин и принять неотложные меры, чтобы исправить ситуацию или стимулировать переход команды на «поисковый» этап кривой успешного развития. Если команда работает непосредственно в рыночных условиях и результат ее деятельности фигурирует на рынке товарной продукции и услуг наряду с другими конкурентами, то вместо понятия ЭДК целесообразно применять более рыночные понятия — «конкурентоспособность команды» или «конкурентные возможности команды». Конкурентоспособность команды характеризует ее возможности находиться в зоне успешного развития и перспективно действовать в условиях динамичной рыночной конкуренции с производителями аналогичных работ, товаров и услуг. Для постановки и организации мониторинга конкурентоспособности команды необходимо установить наиболее информативный состав показателей. В общем, ее можно описать тремя группами показателей: Производственно-экономические показатели: □ сопоставимость стоимости работ (услуг, товаров) с показателями основных конкурентов; □ сопоставимость показателей качества с аналогичными показателями основных конкурентов; □ сопоставимость показателей уровня сервиса с аналогичными показателями основных конкурентов; □ состав дополнительных услуг (скидок, бонусов и пр.), отсутствующих у конкурентов. Показатели рыночной устойчивости команды: □ сопоставимость величины рыночной «ниши» (или ассортимента услуг, работ, товаров) с возможностями основных конкурентов; □ рейтинг собственного бренда на фоне основных конкурентов; □ уровень профессионализма, гибкости и «универсальности» членов команды по отношению к персоналу основных конкурентов; □ степень соответствия уровня информационно-рекламной и фандрайзинго-вой деятельности тому уровню, который необходим в настоящее время для успеха в выбранной сфере деятельности. Заметим, что незнание указанных характеристик конкурентов не освобождает команду от ответственности за поражение на рыночном «поле боя». Основных конкурентов необходимо «знать в лицо», а их ожидаемые конкурентные возможности следует объективно представлять лучше, чем свои. Именно с этого начинают свою деятельность дальновидные менеджеры. Показатели психологической стабильности команды: □ уровень командного духа, или мотивационного фона команды; □ уровень креативности и адаптируемости в реальных рыночных условиях команды в целом; □ уровень эффективной внешней коммуникации команды; □ уровень психоэмоционального благополучия, стабильности членов команды. Мониторинг первых двух групп показателей очевиден. Без этого команда просто не сможет выйти на участок успешного развития. Отметим лишь необходимость четкой систематичности слежения за этими показателями. Важно выстроить график их движения по календарным периодам и постоянно контролировать изменения. Это основная характеристика системного мониторинга. Эпизодические оценки не являются мониторингом и могут принести существенный вред. Периодичность мониторинга устанавливается для каждого показателя отдельно (от одного месяца до полугода в зависимости от специфики деятельности команды). Специальной методики для мониторинга первых двух групп показателей не требуется, так как данные показатели находятся в сфере профессиональной деятельности команды и достаточно очевидны для ее лидера и членов. Мониторинг третьей группы показателей часто представляется руководителям наиболее «туманным», так как связан с аспектами психологического сопровождения бизнеса. И нередко именно невнимание к третьей группе показателей существенно снижает эффективность деятельности команды в целом. Поэтому данной группе показателей мы уделим наибольшее внимание. Формирование системы мониторинговых мероприятий и их проведение — основная функция руководителя (лидера) команды в едином и непрерывном процессе командообразования и поддержания устойчивого развития команды.
Главное назначение мониторинга — создание статистически объективной основы для формирования стратегии и тактики устойчивого развития команды, поддержание необходимого уровня эффективности ее деятельности на всех этапах функционирования. Любой полноценный мониторинг, объективно отражающий суть и диагностику внутрикомандных процессов, должен отвечать двум принципиальным требованиям: 1. Системность. Мониторинг должен обеспечивать возможность всесторонней оценки внутрикомандной ситуации и основных тенденций ее развития. Отдельный фрагмент внутрикомандной ситуации (например, эффективность взаимодействия, или продуктивность, и т. д.) не дает возможность сформировать целостную картину, поскольку является своего рода срезом по анализируемому аспекту. 2. Полнота и логическая завершенность. Мониторинг должен включать в себя три основных этапа: □ получение, статистическое накопление строго определенной информации; □ анализ и диагностирование наблюдаемых внутрикомандных явлений; □ формирование мер профилактики и поддержки устойчивой эффективности команды. Основными методическими требованиями к используемым в процессе мониторинга методам и приемам диагностики являются: □ объективность и статистичность используемой информации; □ сравнительный характер оценок; □ многокритериальный характер интегральных оценок; □ минимизация используемых критериев; □ использование дополнительной информации и организация выборочных целевых исследований (в дополнение к имеющейся статистике). Объективность и статистичность используемой информации. Информационная база мониторинга — это набор статистики наблюдаемых в ходе мониторинга явлений и результатов. Диагностическая составляющая мониторинга опирается на количественные и качественные оценки, которые могут быть получены в ходе мониторинга. Количественные оценки выражаются числовыми значениями, качественные формируются как комментарии к ним. Сравнительный характер оценок. Проявляется в том, что любая оценка внутрикомандной ситуации или проблемы может быть дана только в сравнении с условной нормой. За условную норму принимается: прежнее состояние показателя, целевое состояние, состояние другой команды и пр. Оценить — это значит доказать, что анализируемая ситуация (проблема) отличается или не отличается от других и показать, насколько и по каким параметрам наблюдаются различия. Многокритериальный характер интегральных оценок. Предполагает оценивание конкретной ситуации (проблемы) с системных позиций, то есть со всех возможных сторон ее проявлений и, в особенности, последствий. Минимизация используемых критериев. Должна осуществляться по единственному признаку — соответствие критерия сути ситуации (проблемы), его информационная емкость. Нередко анализируемые параметры ситуации (проблемы) взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Однако включение в число критериев большого числа параметров часто лишь затрудняет или даже делает невозможной процедуру оценки. Поэтому при составлении программы мониторинга необходимо качественно сформулировать ключевые проявления ситуации (проблемы), а за- тем установить минимально необходимое число конкретных показателей и критериев оценки. Использование дополнительной информации при оценке необходимо тогда, когда ситуация неопределенна или неоднозначна. В этом случае организуется специальное исследование. ФОРМЫ МОНИТОРИНГА Можно выделить две основные формы мониторинга эффективности команды: □ профилактический мониторинг; □ проблемно-ориентированный мониторинг. ФОРМЫ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМАНДЫ
Профилактический мониторинг проводится с целью уточнения актуального внутреннего состояния команды и основных тенденций его изменения. Проблемно-ориентированный мониторинг может включаться в текущий мониторинг автономным разделом по тем проблемам, которые требуют более глубокого изучения. Таким образом, мониторинг является «инструментом» технического обслуживания эффективности команды и должен содержать три основных раздела: 1) основные тенденции динамики развития команды, ситуации, проблемы; 2) прогноз на ближайшую (и удаленную) перспективу; 3) рекомендации для реализации позитивного сценария прогноза на ближайшую (и отдаленную) перспективу. На основании этих данных команда может сформировать двухгодичную программу психологического сопровождения.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.211 (0.01 с.) |