Шаг первый: определение осознанных и неосознанных целей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шаг первый: определение осознанных и неосознанных целей



Самое главное — определиться с собственными целями и соотнести их с работой в команде.

Делая первый шаг, вы много времени посвящаете размышлениям, чтению лите­ратуры. Вы можете стать участником тренинга по командообразованию или посе­тить организацию, где уже работают команды.

Вам нужно найти ответы на вопросы:

□ Почему Я хочу работать в команде?

□ Зачем МНЕ ЛИЧНО нужна команда?

□ Что я рассчитываю получить от работы в команде ЛИЧНО ДЛЯ СЕБЯ?

□ Что ЛИЧНО я хотел бы дать членам своей команды?

□ Каким я вижу образ достигнутой цели, общий для всех членов МОЕЙ команды?

Итак, для начала вам необходимо осознать собственный образ цели.

Образ цели... Что это такое? Некий ориентир, результат, к которому осознан­но и неосознанно стремится человек? Ощущение предназначения и представле­ние о его реализации? Образ света, к которому стремится душа?.. Наверное, сколь-

ко людей, столько и ассоциаций с образом цели. Высокая вариативность образов цели затрудняет изучение этого явления и вытесняет его из сферы интересов со­временных исследователей. Однако именно образ цели является важнейшим ус­ловием социальной самореализации человека. «Чего ты хочешь добиться в жиз­ни?» — спрашивают молодого человека родители, не подозревая, что этим вопросом помогают ему создавать собственный образ цели.

В советские времена феномен образа цели не требовал специальных исследо­ваний, ибо он был продуман, определен и обоснован адептами коммунистическо­го мировоззрения. Несколько десятилетий мы имели коллективный образ цели, что освобождало многих граждан от поиска своего собственного.

Сегодня все по-другому. Никто не зовет строить «светлое будущее», «каждый сам за себя», а «дело спасения утопающих — дело рук самих утопающих». Поэто­му на современном этапе создание индивидуального образа цели становится ак­туальнейшей задачей каждого человека. Без собственного образа цели человек не может построить программу конструктивной самореализации.

«Создать свой собственный образ цели» — звучит красиво, но как это сделать, какие основания нужны для этого?

Главное условие формирования образа цели — это философское понимание смысла жизни. Однако словосочетание «смысл жизни» звучит для многих еще бо­лее непонятно, нежели чем «образ цели». Современная психология пока не может дать внятную формулировку понятия «смысла жизни». Поэтому люди интуитивно ищут ответ в оккультизме и литературе. Например, так можно объяснить особую популярность произведений Пауло Коэльо. Ключевая идея его произведений — идея Своей Судьбы, Предназначения, реализация которого и является смыслом жизни. Образ цели обусловлен ощущением Своей Судьбы, следование которой позволяет человеку максимально использовать собственные таланты и способно­сти в поступательном движении.

Интересно, что такой подход к образу цели перекликается с концепцией са­моактуализации Абрахама Маслоу. Под самоактуализацией А. Маслоу пони­мал полное использование человеком собственных талантов, возможностей, спо­собностей. Потребность самоактуализации, личностного совершенствования занимает высшую ступень в иерархии потребностей и всегда связана с сис­темой ценностей человека.

Можно предположить, что потребность в самоактуализации, личностном со­вершенствовании и система ценностей являются системообразующими фактора­ми процесса формирования образа цели. При этом возможности, таланты, спо­собности человека становятся инструментами для достижения цели, а ценности — нравственными ориентирами, позволяющими «не сбиться с пути».

Можно ли самоактуализироваться, не имея образа цели? По-видимому, нет. Действительно, ради чего использовать свои таланты и возможности? Нередко это становится проблемой для одаренных людей (куда приложить свои способности?). Поэтому подлинная самоактуализация начинается с создания образа цели.

Итак, сделав круг, мы снова пришли к вопросу о том, с чего начинается про­цесс формирования образа цели. По-видимому, до подросткового возраста он

протекает неосознанно, иррационально и связан с тем, что ребенок накапливает знания о своих способностях и предпочтениях. Образ цели ребенка нереалисти­чен. Например, родители спрашивают 8-летнего мальчика: «Скажи, кем ты ста­нешь, когда вырастешь?» А мальчик отвечает: «Я буду космонавтом!» или «Я буду бизнесменом и стану зарабатывать много денег!» И это прекрасно — у ребенка есть образ цели, пусть он недостаточно реалистичен, не продуман, не соотнесен с его возможностями и способностями, но он ЕСТЬ. Гораздо страшнее, когда ребе­нок на вопрос о том, кем он станет, когда вырастет, отвечает: «Не знаю...»

Образ цели ребенка во многом влияет на его активность как исследователя мира. Но бывает, что детские мечты, юношеские образы целей воплощаются в действительность. Иногда, правда, с некоторыми изменениями. Размышляя над собственным образом цели, вы можете задать себе вопросы: какие мои мечты осу­ществились, а какие остались нереализованными? есть ли что-то общее между моими детскими мечтами и нынешним состоянием, восприятием мира? Нередко в детских мечтах содержится уникальная информация о пути человека, о его пред­назначении. Жизнь всегда дает шанс еще раз вернуться к мечтам и попробовать воплотить те из них, которые актуальны и сегодня.

В подростковый период актуализируется экзистенциальная проблематика. Мо­лодой человек ищет ответ на вопрос, ради чего он живет? То есть подросток осоз­нанно или интуитивно начинает искать смысл своей уникальной жизни. Процесс этот может быть как болезненным, так и гармоничным. Многое зависит от условий развития и воспитания, а также от индивидуальных особенностей.

Итак, первые знания об образе цели дают нам наши детские или юношес­кие мечты.

Параллельно с поиском ответа на вопрос о смысле жизни, активизируются все группы потребностей, и каждая из них начинает формировать определенную цель.

ОБРАЗЫ ЦЕЛИ, ФОРМИРУЕМЫЕ РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Группа потребностей Образ цели
Психофизиологические потребности Приобретение чувства сытости, ощущений телесного комфорта и сексуального удовлетворения
Потребности безопасности и защиты Достижение чувства комфорта и защищенности. Отдых, спокойствие
Потребности принадлежности и любви Достижение ситуаций, в которых можно испытать ощущения «принятости», «понятости», «любимости», «почитаемости»
Потребность самоуважения Приобретение ощущений собственной силы, уверенности, ума, способностей, возможностей. Переживание чувства «нужно­сти», «востребованности»
Потребность в знаниях Переживание ощущения постижения нового, важного; при­обретение чувства ясности, понятности, объяснимое™ явлении; переживание ощущения соприкосновения с Истиной
Эстетические потребности Переживание ощущения красоты и гармонии
Потребности самоактуализации, личностного совершенствования Переживание чувства внутренней гармонии, выполненного Долга реализованности собственных талантов и возможностей

Из таблицы видно, что все потребности продуцируют образ цели, связан­ный с переживанием определенного состояниясостояния удовлетворенно­сти. Именно оно является показателем того, что цель достигнута. Для каждой группы потребностей —свое состояние удовлетворенности. Понят­но, для того чтобы прийти к цели, необходимо построить программу ее достиже­ния. При этом чем ниже в иерархии стоит определенная потребность, тем легче построить программу достижения образа цели, сформированного ею. Поэтому многие люди ограничивают себя реализацией образов цели, сформированных пер­выми тремя группами потребностей.

Действительно, что нужно для счастья? Быть удовлетворенным психофизиоло­гически, ощущать комфорт и безопасность, быть любимым и понятым. И все было бы хорошо, если бы... не вопрос о смысле жизни! Он вносит существенный дис­комфорт в пространство внутреннего мира, провоцируя человека формировать образ цели более высокого порядка.

Образ цели можно представить в виде айсберга. Его видимая часть — это осоз­наваемый образ цели. Невидимая часть айсберга — неосознаваемый образ цели и связанный с ним способ ее достижения.

Поэтому Вам предстоит исследовать свой образ цели на двух уровнях, осозна­ваемом и неосознаваемом.

Осознаваемый образ цели имеет три аспекта: личный, социальный и духовный.

РАБОТЫ С ОСОЗНАВАЕМЫМ ОБРАЗОМ ЦЕЛИ

Аспекты Вопросы для размышления Собственные формулировки образа цели
Личный Каким я хочу стать? Какие черты характера хочу развить, сформи­ровать? Какие уязвимые или теневые аспекты собственной личности хочу проработать? Хочу стать более внимательным, прозорли­вым, уравновешенным, сдержанным, оба­ятельным, уверенным в себе. Хочу не трево­житься по мелочам, быть дисциплинирован­ным в мыслях и чувствах
Социальный Чего я хочу добиться в социальном плане? Какой уровень доходов мне небходим? Какие социальные при­обретения мне нужны (дом, маши­на, самолет, остров и пр.). Уваже­ние и признание какого круга лю­дей мне необходимо? Хочу иметь личный доход не менее 3000 дол­ларов в месяц. Хочу жить в собственном доме, иметь машину для всех членов семьи, катер, сне­гоход. Мне нужен зимний сад в доме. Хочу приз­нания со стороны наиболее успешных бизнес­менов и быть принятым в правительственных кругах. Хочу давать интервью на телевидении как успешный руководитель и бизнесмен
Духовный В чем я вижу, ощущаю свое предна­значение? Какие мои таланты и способности уже востребованы, а какие еще нет? То, чем я люблю заниматься, то, что приносит ра­дость моей душе, востребовано в моей работе? Я окружен людьми, близкими мне по духу, ритму, устремлениям? Что для меня явля­ется самым главным в жизни в дан­ный момент? Это ДЕЙСТВИТЕЛЬ­НО является для меня главным? Я ощущаю собственное предназначение в том, чтобы вести за собой людей, открывать для них что-то новое. Мне приносит радость продавать красивые удобные вещи, я хочу окружить себя и других красотой и удоб­ством, чтобы у них проявились их лучшие качества. Сейчас не все люди, которые меня окружают, близки мне по духу, но, думаю, в команде я смогу добиться духовной близо­сти. Сейчас немало времени уходит не на ГЛАВНОЕ, но я уже чувствую СВОЙ ПУТЬ

Далее вам предстоит ответить еще на два вопроса:

□ Соотносятся ли мои образы цели с работой в команде?

□ Как работа в команде может помочь реализации образов цели на личном, социальном и духовном уровнях?

Если, оценивая перспективы командной работы, вы найдете возможности и ресурсы для реализации собственных образов цели во всех трех аспектах, зна­чит, работа в команде — для вас.

Неосознаваемый образ цели. Для исследования подводной части айсберга, то есть неосознаваемых целей и путей их достижения, вам предстоит найти цвет­ные карандаши (желательно не меньше восьми цветов) и лист белой бумаги фор­мата А4. Пусть вас не смущает то, что вам, серьезному человеку, предлагается рисовать. Дело в том, что цели формируются во внутреннем мире, бессознатель­ном, и разум здесь не поможет. Проводником в мир внутренний, неосознаваемый является ваша рука. Просто дайте ей возможность рисовать, а потом вы сможете с помощью определенных показателей понять свой рисунок и осознать неосо­знанное.

На данный момент предлагаемая методика «Карта внутренней страны» про­шла успешную апробацию на разновозрастной выборке более пятисот человек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.008 с.)