Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровень согласованности действий в работе на общий результат

Поиск

Чтобы оценить данный показатель, лидеру и членам команде необходимо за­думаться над следующими вопросами:

— Все ли члены команды понимают что такое общий результат?

— Насколько команда умеет согласованно действовать?

— Умеют ли члены команды не противоречить друг другу по мелочам, не «впа­дать в амбиции», когда вопрос связан с общим делом?

— Насколько эффективно распределяются в команде роли и функции в процес­се работы на общий результат?

— Роли и функции в команде распределяются в соответствии с личностными особенностями и способностями членов команды?

— Бывает ли так, что члены команды, работая над одной проблемой, подводи­ли друг друга или конфликтовали друг с другом?

Балл Критерии
1-2 Члены команды не понимают, что такое общий результат и не умеют действовать согласованно. Наблюдается ситуация, описанная в басне И. Крылова «Лебедь, рак и щука»
3-4 Члены команды теоретически понимают, что такое общий результат, но не умеют действовать согласованно из-за того, что в определенный момент начинают домини­ровать личные амбиции, появляются противоречия. Роли и функции распределяются не адекватно способностям возможностям каждого. Они жестко закрепляются, следова­тельно, потенциал каждого используется недостаточно. Результат достигается не за счет общей согласованности действий, а за счет личной инициативы отдельных членов или лидера
5-6 Члены команды стараются действовать согласованно. Часто открыто обсуждают меж­ду собой стратегии, сценарии действий, согласуют друг с другом общие действия во время групповых обсуждений. Бывает, что у отдельных членов команды проявляется амбициозность, возникают мелочные противоречия, но члены команды умеют кон­структивно разрешать подобные ситуации. Распределение ролей в команде часто осуществляется адекватно возможностям каждого и общей задаче. В большинстве случаев достижение результата — это следствие согласованных действий всех членов команды
Балл Критерии 7-8 Члены команды действуют согласованно. Понимая значимость общего результата, умеют преодолевать разногласия и амбициозность. Роли и функции в команде распределяют в соответствии со способностями и возможностями каждого, адекватно задаче. Причем, если позволяет задача, члены команды стараются распределять роли так, чтобы каждый мог попробовать себя в разных ролях 9-10 Члены команды неизменно действуют четко, согласованно, сообща

Уровень результативности и продуктивности

Результативность команды определяется на основании анализа количества и качества выполненных задач за истекший период.

Балл Уровень Критерии 1 -2 Крайне Команда не справилась с заданием низкий 3-4 Низкий Команда выполнила лишь половину из запланированного 5-6 Средний Команда довольно качественно выполнила основное из того, что было запланировано. Однако остались некоторые замечания 7-8 Высокий Команда качественно выполнила все, что было запланировано 9-10 Высочай- Команда качественно выполнила все, что было запланировано, и даже ший перевыполнила план (успешно реализовала другие заказы, разработала новые темы, направления и пр.)

Итак, ППМЭК включает в себя мониторинг личной эффективности лидера, каж­дого члена команды и группы в целом. Основная документация ППМЭК — это че­тыре формы (форма А, Б, В и Г).

По решению команды профилактический мониторинг может проводиться один или два раза в год. Если команда работает на реализацию разовых конкретных задач, тогда мониторинг проводится после каждого выполнения задания.

Если в процессе профилактического мониторинга были выявлены серьезные внутрикомандные проблемы (оценки по каким-либо показателям находятся на низком и крайне низком уровне), в этом случае проводится проблемно-ориенти­рованный мониторинг.

Проблемно-ориентированный мониторинг команда может осуществить само­стоятельно или пригласить компетентного внешнего специалиста.

Данные мониторинга эффективности команды — это информационно-стати­стическая база устойчивого развития команды за все периоды ее существования. По результатам мониторинга составляется программа развития команды, в кото­рую включаются мероприятия по обеспечению эффективной деятельности команды:

□ перспективные планы;

Q тематика общекомандных дискуссий;

Q мероприятия по повышению квалификации;

□ психологические тренинги, направленные на совершенствование коммуни­кативных умений и укрепление командного духа; - корпоративные мероприятия.

Также по результатам мониторинга в программу развития команды при необ­ходимости вносятся изменения и дополнения.

 

 

Глава 1

ДИАЛОГИ О КОМАНДЕ

Эта книга посвящена командообразованию, при этом подразумевается, что ко­манда — это хорошо. Но так ли обстоит дело именно для вас, как руководителя фир­мы, организации или учреждения? Работа в команде — это ваш путь или дань моде?

Чтобы ответить на эти вопросы и принять решение о работе в команде, прочи­тайте эту главу. И тогда вы встанете на путь командообразования осознанно и ответственно.

ПУТЬ МОНАРХА

Сейчас очень популярна идея Своей Судьбы. Книги Пауло Коэльо, который пишет о том, как следовать Своему Пути, расходятся огромными тиражами. На рубеже столетий понимание человеком своего Предназначения, особой миссии в этом мире стало не просто философской идеей, а практической необходимостью, органично вплетающейся во все сферы жизни, особенно в успешный бизнес и гра­мотное управление.

Тот, кто строит свою жизнь в соответствии с пониманием собственного пред­назначения, имеет множество имен: Воин Света, Монарх, Волшебник, Избран­ный, Лидер, Руководитель. Этих людей можно узнать по взгляду: в нем достаточно внутренней уверенности и силы, удивительно сочетаются глубина и ясность, жест­кость и поддержка, грусть и радость. Они не боятся задавать вопросы, искать от­веты, иногда совершать ошибки и извлекать из них уроки. У них достаточно внут­ренней силы для того, чтобы добиваться успеха, следуя избранному пути. Они знают, что на каждое поражение приходится две победы. Эти люди учатся управ­лять своей жизнью и постепенно обретают право и навык управлять жизнью дру­гих. Они умеют достойно распоряжаться деньгами и другими материальными активами.

Их можно любить или не любить, обожать или ненавидеть, следовать за ними или избегать, но ясно одно — сила их духа никого не оставит равнодушным.

Сила этих людей — в состоянии души, особом самоощущении и восприятии мира, названном Дмитрием Степановым состоянием Монарха.

Этот путь человек выбирает для себя сам. Но однажды выбрав, уже не может с него свернуть. «Выбор прост. Либо действовать самостоятельно, принимая на себя ответственность за свои поступки. Либо вручить свою судьбу кому-то. Некоему хозяину, который будет определять, как ему жить дальше, но зато примет на себя

и заботу о его завтрашнем дне, покое и безопасности», — пишет Д. Степанов. Таким образом, глобальный внутренний выбор человека состоит в определении для себя, по какому пути он будет следовать — пути Монарха или пути Слуги. Некоторые делают этот выбор осознанно в наиболее непростой период своей жиз­ни. Другие — интуитивно, постепенно формулируя собственную жизненную кон­цепцию Слуги или Монарха. Так или иначе Монархом может быть или стать любой человек, осознавший свою индивидуальность и желающий максимально реализо­вать заложенные в нем потенциалы.

В психологии идея предназначения человека развивалась Абрахамом Маслоу. Стремление реализовать свои способности и потенциалы он называл потребностью самоактуализации и считал, что вся жизнь человека должна быть посвящена этому.

Абрахам Маслоу считал самоактуализацию психической нормой и выделил ее ключевые характеристики:

□ более эффективное восприятие реальности, более комфортабельные взаи­моотношения с ней;

□ принятие собственной индивидуальности, индивидуальных особенностей других;

□ спонтанность, простота, естественность, искренность в общении;

□ центрированность на задаче, а не на своих проблемах, умение работать на результат;

3 периодическая потребность в уединении;

□ самостоятельность;

□ стремление к творческому поиску;

□ постоянная свежесть взгляда;

□ мистичность, опыт переживания высших состояний; Q чувства сопричастности, единения с другими;

UI более глубокие межличностные отношения;

□ демократическая структура характера;

□ различение средств и целей, Добра и Зла;

□ философское, невраждебное чувство юмора; Q творчество;

□ устойчивость к влиянию культуры, трансцендентность по отношению к лю­бой культуре.

Собственно, путь Монарха — это путь самоактуализирующегося человека, путь Лидера. Поэтому особо ценными для нас могут быть наблюдения Абрахама Мас­лоу за динамикой самоактуализации, которая происходит в разных вариациях с каждым, кто встает на путь Монарха. Становясь Монархом, человек фактически делает семь главных шагов:

Шаг Содержание
Принимает свои пере­живания и дает себе право чувствовать все «до конца», не ограни- Принятие своих переживаний дает возможность Монарху более глу­боко чувствовать действительность, отойти от поверхностного взгляда на нее. Безусловно, право на переживания несколько подрывает осно­вы саморегуляции. Однако Монарху нужно пройти через это. В про-
Шаг Содержание
чивая эмоции на стадии их формирования. Так появляется переживание, полное, живое, беззавет­ное тивном случае саморегуляция будет ложной, основанной лишь на по­давлении эмоций. Переживая всю гамму чувств, Монарх постепенно научится извлекать уроки из своих состояний, у него выработается мера в проявлении эмоций, и постепенно сформируется культура эмо­ционального поведения. И эта культура будет основана не на подавле­нии, а на принятии собственной эмоциональности
Выбирает в пользу роста Выбирать рост — это значит открыть себя новому, неожиданному опыту, но рисковать остаться в неизвестном. Самоактуализация — выбор не между новым и старым, а открытие себя, новых возмож­ностей, способностей, сил, талантов
Сонастраивается с соб­ственной внутренней природой Важно научить себя сонастраиваться со своей внутренней природой, слышать, что нравится самому, а что нет, независимо отточки зрения других
Честно принимает ответ­ственность за свои дей­ствия Выбравший путь Монарха старается искать ответы на сложные вопро­сы внутри себя, не обвиняя других (подчиненных, партнеров, соратни­ков) в неудачах. Если он принимает решение, то вместе с ним прини­мает на себя ответственность. Он не позирует: не старается выглядеть порядочным или правильным, хорошим или добрым
Обнаруживает собствен­ное сопротивление росту и стремится работать с ним В каждом человеке есть теневые качества, нечто препятствующее росту. Это может быть лень или страх, чрезмерная жадность или эмо­циональная несдержанность. Важно это вовремя обнаружить и про­работать
Постоянно развивает собственный потенциал и помогает в этом дру­гим. Стремится к лучше­му, совершенствуя себя и окружающий мир Самоактуализация — не единовременное переживание, а непрерыв­ный процесс, в котором невозможно останавливаться на достигнутом. Постепенно поиск, самосовершенствование, развитие становятся основой стиля жизни, в который вовлекаются подчиненные и близкие люди. Монарх верит в свои способности и действует в соответствии с общечеловеческими ценностями
Позволяет себе пережи­вать экстаз, благогове­ние, восторг Моменты, когда Монарх чувствует великий экстаз, благоговение, вос­торг, являются главным указанием на важные жизненные перемены и вехи на его пути

Собственно, эти семь шагов формируют внутренний кодекс Монарха, особое психологическое состояние Лидера. Это не значит, что руководителем, лидером можно стать только пройдя все семь шагов. Это означает, что выбирая путь Мо­нарха, мы можем переживать это.

Путь Монарха — это путь поиска новых форм, средств, стилей, технологий в организации работы и управлении людьми.

Монарх всегда стремится создать свою команду. А если он «начинающий» Монарх, то работа в команде постепенно сделает из него истинного Лидера.

Итак, вы предпочли путь Монарха и решили сформировать собственную коман­ду. Кто в нее войдет? Те, кто выбрал путь Слуги, или те, кто выбрал путь Монарха?

Представим, что вы решили набрать команду из себе подобных. В этом случае в вашей группе — все Монархи. Вы можете подумать — а не будет ли между ними конкуренции в борьбе за престол?

Если кандидатам в члены вашей команды, несмотря на профессиональные зна­ния, свойственны:

□ нездоровая амбициозность;

□ «ершистый» нрав;

□ неадекватная самооценка;

□ ощущение собственной исключительности (не путать с индивидуальностью!),

ждите конфликтов. Такие люди, хоть и обладают профессиональными знаниями и опытом, не принадлежат ни к Слугам, ни к Монархам. Вспомним известный анек­дот об Обезьяне. Царь зверей предложил всем животным разделиться на две груп­пы: к первой должны присоединиться те, кто считает себя умными; ко второй — те, кто считают себя красивыми. Обезьяна металась между ними, потому что не зна­ла, к кому себя отнести: к умным или красивым, и совершала множество суетливых движений, потому что не могла «разорваться».

Есть люди, которые только считают себя Монархами. Они внутренне не согла­шаются с путем Слуги. Не сделав важного выбора, они мечутся между ролями (ро­лью Слуги и ролью Монарха). Однако роль и Путь — совершенно разные вещи. Эти люди знают, что управлять намного почетнее, нежели чем быть управляемым. Поэтому им хочется играть роль Монарха, чтобы «не служить» (вы, наверное, на­блюдали, как странно смотрится на руководящем посту Псевдомонарх с психоло­гией Слуги). При этом ключевую идею пути Монарха — Ответственность — они не понимают и не принимают.

Попробуем разобраться с тем, что такое Ответственность и заглянем в сокро­вищницу жизненных ценностей: «Мир — это сцена, а мы — актеры». Каждый актер играет свою уникальную роль и несет ответственность за свои действия. Ответ­ственность — значит, играть точно свою роль, какой бы трудной ни была задача. Каждый из нас играет огромную роль в создании лучшего мира. Просто нужно пробудить свои скрытые способности и взять на себя ответственность.

Если в основу пути Монарха положить Ответственность, то борьба за власть потеряет свою актуальность. Ответственность подразумевает исполнение сво­ей уникальной роли, своего предназначения. Поэтому истинно выбравшие путь Монарха не борются за престол, а делают свое дело.

Итак, работа в команде предполагает сотрудничество Монархов, в котором вы как руководитель будете первым среди равных. Вспомните легендарного коро­ля Артура и рыцарей Круглого стола. Пока они «работали командой», государ­ство процветало, а жители были защищены.

Встав на путь Монарха и решив создать свою команду, лучше набирать канди­датов из тех, кто также выбрал этот путь, не опасаясь конкуренции и доверяя спод­вижникам. Прочитав последнее предложение, вы можете спросить: если каждый будет Монархом, то кто будет исполнителем? Вставший на путь Монарха может быть и прекрасным вдохновителем, и управленцем, и исполнителем. Петр I не гну­шался брать в руки топор, рыцари участвовали в боевых действиях. Монарх-ис­полнитель — это лучший исполнитель, который отвечает за качество своей работы и несет личную ответственность за конечный результат.

Конечно, в идеале хотелось бы окружить себя исключительно Монархами. Од­нако чаще всего приходится иметь дело с «не определившимися» между Монар-

хом и Слугой (как в анекдоте про Обезьяну). Эти люди любят, когда их, пусть даже незначительные по статусу, должности названы звучно и претенциозно. Например, «не определившийся» кладовщик хочет называться «исполнительным директором по вопросам учета товарооборота», а начальник производства — просто «фабрикант». Эти люди желают обладать властью, не зная ответственности, ибо именно власть дает им ощущение безопасности. Этим людям сложно сохранять верность Монарху и делу, если есть угроза жизни или более выгодное предложение. У этих людей пред­ставление о чести довольно размыто и обслуживает их корыстные интересы.

Поэтому Монарх, решив создать свою команду, никогда не включит в состав ее членов «не определившихся» с выбором пути. Но если такой человек уже есть, и с этим ничего не поделать, вам предстоит держать его под неусыпным (но нена­вязчивым!) контролем, ибо он — «слабое звено».

Пришло время поговорить о тех, кто выбрал путь Слуги. Не стоит думать, что это путь недостойного человека. Просто Слуга не берет на себя ответственность. Но зато он четко (и часто буквально) выполнит все ваши распоряжения. Вам при этом необходимо лишь составить инструкции, которые, правда, должны быть мак­симально конкретными.

Если вы окружите себя теми, кто избрал путь Слуги, будьте готовы к тому, что по малейшей нестандартной ситуации вас озадачат вопросом «что делать?». Причем надо помнить, что Слуги не любят, когда с ними советуются, они любят, когда им формулируют четкие инструкции. Да, они прекрасные исполнители, но... в стан­дартных ситуациях.

Можно ли набрать в команду тех, кто выбрал путь Слуги? Можно, но это будет не команда, а группа исполнителей. При этом надо помнить, что все острые или тонкие моменты взаимодействия друг с другом Слуги будут решать обязательно в вашем присутствии.

Итак, если вам нужна рабочая группа, функционирующая по чет­ким правилам и инструкциям под вашим контролем, набирайте Слуг. Если вам нужна эффективная творческая команда, набирайте Монар­хов. При этом старайтесь избегать «не определившихся».

Хорошо, скажете вы, допустим, я последую этому совету, но как мне опреде­лить, кто есть кто? Вопрос законный, но непростой.

Если бы у нас, психологов, был специальный тест на выявление Монархов, Слуг и «не определившихся»! Но его нет, и быть не может: ведь отвечая на вопросы теста, так легко солгать (особенно в этом преуспевают именно «не определивши­еся»). Поэтому выявить эти типы самореализации можно только методом наблю­дения в период «испытательного срока».

Показателями для наблюдения могут быть:

Q уровень тревожности;

□ поведение при формулировке задачи;

Q форма представления результата работы;

Q уровень коммуникативной культуры.

Уровень тревожности. Под тревожностью понимается не проявление беспо­койства за общее дело, а нервозность, неуверенность, формирующие общий «фон» тревоги. Те, кто внутренне определились с выбором пути, менее тревожны и более уверенны. Для «не определившихся» же характерны некоторая нервозность, пе­репады настроения, частые перерывы в работе (перекуры, чаепития, разговоры в коридоре и пр.).

Поведение при формулировке задачи. По тому, как ведет себя человек, пока вы формулируете ему задачу работы, можно определить, какой путь он выбрал.

Монарх уточнит цель работы, ожидаемый результат, сроки, постарается выс­казать свои соображения по поводу предстоящей работы, может сделать несколь­ко дельных предложений; может попросить дополнительных полномочий; может попросить вас не вмешиваться в процесс. Если вы начнете излагать Монарху КАК надо решать задачу и предлагать ему алгоритм действий, то можете наблюдать его раздражение, скепсис, вежливую улыбку.

Другое дело — Слуга. Он постарается уточнить у вас массу технических воп­росов (то, что раздражало Монарха, важно для Слуги), для него необходимо по­лучить ответ на вопросы «как делать?», «с кем конкретно взаимодействовать?» и другие. Помните, рекламный ролик: «Сколько вешать в граммах?» У Слуги нельзя переспрашивать: «А к чему такая точность?», ему нужно предельно ясно сформу­лировать инструкцию (некоторым — неоднократно!).

В поведении «не определившихся» множество вариаций. Они могут выдвигать встречные условия выполнения задачи, слушать вас отвлеченно, сбиваться на вос­поминания из разряда «а один раз у меня было так-то», комментировать вашу речь по типу «ну, это легко» или «нет, это очень сложно», или просто согласно кивать и не задавать никаких вопросов (что тоже должно насторожить, так как редко кому удается предельно понятно с первого раза сформулировать задачу). Но одно вы можете почувствовать точно: для них не столь важно выполнить задачу, сколько получить для себя нечто выгодное (дополнительную оплату, статус, ваше расположение, путевку на юг, отгулы и пр.).

Форма представления результата работы. Обычно Монарх представляет результат в срок или аргументирует отсрочку объективными причинами. Результат его работы всегда носит отпечаток индивидуальности. Вы можете найти его реше­ние оригинальным и порадоваться. Однако не исключен вариант, когда вам пока­жется, что он проявил слишком много самодеятельности, и вас это покоробит.

Слуга также представит работу в срок или аргументирует отсрочку объектив­ными причинами, которые вы не учли при формулировке задания. Если результат работы Слуги вас не удовлетворяет, то можете смело искать причины в том, что нечетко сформулировали инструкцию. Результат работы Слуги покажет вам со­вершенство и несовершенство вашего технического задания. Пробелы в работе Слуги позволят вам поразмышлять о доступности собственных формулировок.

Если «не определившийся» представит вам работу в срок, вы будете приятно поражены. Однако стоит приготовиться к тому, что сроки будут передвинуты (не обязательно по объективным причинам), а форма представления результата вас не удовлетворит.

Уровень коммуникативной культуры. Здесь вы наблюдаете затем, насколько эффективно и культурно сотрудник строит взаимоотношения с другими. Достаточ­но ли у него выдержки, доброжелательности, умеет ли он прощать мелочные обиды. Настоящие Монарх и Слуга, как правило, обладают достаточной коммуникатив­ной культурой. «Не определившиеся» очень часто вносят в коллектив конфликт­ные ноты (либо их незаслуженно обижают, либо им приходится работать «с одни­ми дураками», их «не понимают», «обходят» и пр.).

Но главное, что поможет вам в процессе наблюдения за кандидатами, — это интуиция Монарха.

Завершить разговор о пути Монарха позвольте словами Пауло Коэльо: «Воин знает, что человек — это не остров. Он не может бороться в одиночку; каков бы ни был его замысел, он зависит от других людей. Он нуждается в том, чтобы обсудить с кем-то свои намерения, чтобы попросить у кого-то помощи и содействия и — в минуты отдыха, присев у костра, — рассказать кому-то о былых битвах. Но воин не допустит, чтобы люди принимали эту потребность за неуверенность в себе. Де­яния его — очевидны, но замыслы его покрыты тайной. Воин света пляшет вместе со своими товарищами, но ни на кого не перекладывает ответственность за совер­шенные им шаги».

ПРИНЦИП КОЛЕСА

Важно различать рабочую группу и команду. По организации рабочая группа и команда схожи: собираются вместе несколько человек и работают над решени­ем поставленной перед ними задачи.

ПРИМЕР

Вы приобрели квартиру и наняли рабочих сделать ремонт. У рабочих есть брига­дир, с которым вы ведете диалог. Бригадир дает каждому рабочему задание и со­здает условия для их исполнения. Но вот рабочий Сидоров поспорил с рабочим Петровым из-за того, что тот работает хуже него. Сидоров требует у бригадира улуч­шения условий оплаты, так как, по его мнению, он работает лучше и больше других. Бригадир отвечает Сидорову, что он ничего не знает и все получат поровну. Сидо­ров возмущен и идет «искать правды» к вам как главному Хозяину. Вы ему говорите, что имеете дело с бригадиром и во внутренние дела не вникаете. «Ах так, — говорит окончательно обозленный Сидоров, — тогда я вообще работать не буду!» И уходит. Через некоторое время к вам приходит бригадир и говорит, что один из его рабочих уволился и требуются дополнительные деньги, чтобы нанять другого. Это, естествен­но, не входило в ваши планы, и вы отказываете бригадиру. В ответ он резонно заме­чает: «А что, я из своего кармана платить буду?!» Допустим, вы предлагаете ему именно так и поступить, ведь рабочие находится в его «ведомстве» и сохранять со­гласие между ними — его забота. А он вам отвечает, что таких рабочих он завтра наберет еще десяток, но уже для другого объекта, прощается с вами и уходит... на­всегда. Вы остаетесь один в квартире со вскрытыми полами, ободранными стенами, сломанными перекрытиями...

Уверена, что вас никогда не постигнет чаша сия, но этот пример позволит нам понять разницу между рабочей группой и командой.

Можно ли назвать описанную выше бригаду командой? Конечно, нет. Поче­му, ведь они вместе работали над поставленной задачей, ремонтируя вашу квар­тиру? Да, задача была общей, но результат для каждого был свой. Кто-то хотел заработать денег, кто-то — сэкономить, а потом украсть стройматериалы, кто-то — научиться делать определенный вид работы, чтобы потом трудиться са­мостоятельно, кто-то — самоутвердиться за счет другого, кто-то — просто по­общаться, а кто-то — «поконфликтовать» и «разрядиться»; а бригадир, может быть, вообще хотел «побыть начальником», потому что дома он — «подкаблуч-ный муж»...

Между этими рабочими не было единства ни в понимании результата работы, ни во взглядах на жизнь. Вы можете сказать, что для бригады рабочих это и необя­зательно. Может, и так, но из-за того, что они не являлись командой, в конечном счете пострадал заказчик. Конечно, не всегда сотрудничество с рабочей группой может привести к таким последствиям, но риск есть.

Итак, какую же рабочую группу можно назвать командой? Только ту, в которой действует принцип колеса.

«Круг, колесо — первоначальный протознак, имеющий свое символическое выражение во всех культурах, так как изначальным кругом служил диск Солнца, и все строилось по этому образу и подобию; колесо символизирует движение, кото­рое повторяет самое себя»9.

Принцип колеса иллюстрирует вечное движение. Композиция колеса отражает организационную структуру команды: в центре — Руководитель; по кругу — чле­ны команды; спицы колеса символизируют прочные взаимосвязи каждого члена команды с Руководителем; основа колеса — прочную взаимную связь между чле­нами команды.

Колесо «служит» до тех пор, пока все спицы целы и внешний круг не повреж­ден. Колесо команды «работает» до тех пор, пока у членов команды есть единство в понимании результата и особая энергия, именуемая командным духом.

Вернемся к примеру с ремонтом квартиры. Как развивались бы события, если бы бригада рабочих была командой? Никак. Просто такая ситуация, в принципе, не может произойти, когда работает команда. Если бригадир — центр колеса, он чувствует через спицы любое нарушение связи между членами команды и вовремя принимает меры. Более того, Сидоров и Петров, ощущая себя членами команды, нашли бы способ урегулировать собственные взаимоотношения. Вы бы получили отремонтированную квартиру к сроку, не вникая во все нюансы процесса. Прин­цип колеса «сработал» бы в вашу пользу.

Настоящих команд пока немного и грамотный руководитель или заказчик це­нит их высоко. Дело в том, что создать настоящее «колесо» непросто. Это кропот­ливый процесс, растянутый во времени. Правда, все затраты на этом пути окупят­ся сторицей.

«МОДА» НА КОМАНДУ

Каждый руководитель стремится к тому, чтобы его фирма, учреждение, корпо­рация были высокоэффективными. Что же отличает высокоэффективные орга­низации?

□ Способность к нововведениям, развитию. Причем, подразумевается, что нововведения являются не самоцелью, а способом выживания в динамич­ной среде, возможностью достижения экономического (или иного) успеха.

□ Способность к непрерывному обучению. Динамичность внешней среды тре­бует постоянного притока новых знаний.

□ Ориентация на оперативное выявление и качественное удовлетворение зап­росов «своей» группы потребителей (целевой аудитории). Тонкое реагиро­вание на изменение потребностей и ожиданий конкретной группы клиентов (личностно ориентированный подход).

□ Способность к рациональному и эффективному распоряжению имеющими­ся ресурсами.

□ Способность работать как единое целое, создавая условия для реализации потенциальных возможностей каждого сотрудника.

□ Способность создавать условия для проявления каждым сотрудником ини­циативы, побуждение персонала к участию в выявлении и решении проблем организации.

L) Способность лидера организации к стратегическому лидерству (достовер­ному прогнозированию, позитивному мышлению и пр.)

□ Огромное внимание к вопросам воспитания персонала, этике деловых вза­имоотношений, корпоративной культуре.

□ Чувствительность системы управления организации даже к слабым предуп­реждающим сигналам о необходимости перемен.

На основании вышеперечисленных черт высокоэффективная организация раз­вивается в рамках гуманистической парадигмы. Данная парадигма постепенно приходит на смену технократической концепции, в основу которой был положен материальный результат (объем продаж, сверхприбыль и пр.). В основе гуманис­тической парадигмы — человек, степень реализованное™ его потенциалов, каче­ство его жизни в контексте развития общества.

В гуманистической парадигме идеология бизнеса и управления строится на идеях Развития и Служения. И сегодня все больше успешных руководителей под­держивают эти идеи.

Для максимального раскрытия собственных возможностей человек в пирамиде организации должен ощущать себя «винтиком» или «членом команды»? Если чело­век ощущает себя «винтиком» системы, скорее всего, он будет проявлять лишь ка­кую-то одну грань собственных потенциалов. Работа в команде предполагает ставку на личность, поэтому каждый член команды может показать себя как кристалл со множеством граней.

Итак, в контексте формирования новой идеологии бизнеса и управления ра­бота в команде является наиболее перспективной сточки зрения развития потен­циалов каждого сотрудника. Но у любой медали есть и другая сторона. Замечали ли вы, что сегодня говорить «мы все — одна команда» становится модным? На вол­не этого увлечения командой объявляются большие коллективы, состоящие из де­сятков и сотен сотрудников.

Колесо не может расширяться бесконечно. Руководитель, являясь центром коле­са, не может удерживать несколько десятков спиц. А сформировать командный духу сотни человек могли лишь великие вожди, и то на ограниченный период времени.

Конечно, можно сказать, что лозунг «Мы все — одна команда!» не более чем красивая метафора. Но в этом случае злоупотребление метафорой может приве­сти к обесцениванию смысла работы в команде.


 

Между тем, каждый крупный руководитель может гордиться тем, что в составе его коллектива есть хотя бы одна (!) команда специалистов, или тем, что вся систе­ма управления учреждением или корпорацией построена на принципе колеса.

В этом случае Президент, или Директор, является центром колеса команды уп­равленцев; каждый управленец имеет собственную команду, и так далее, в зави­симости от численности и особенностей корпорации. Если дело обстоит именно так, тогда организационно-управленческая структура корпорации (учреждения) представляет собой большое колесо, состоящее из малых колес-команд, тесно сотрудничающих между собой. Причем, в общем колесе можно четко проследить иерархию.

Такая корпорация непобедима и эффективна, ибо находится в вечном движе­нии. Однако заметим, что для руководства крупной корпорацией вовсе необяза­тельно формировать команды из всех сотрудников, достаточно создать эффектив­ную команду управленцев с первым лицом фирмы «в центре».

Но вернемся к «моде» на команду. Быть может, одной из ее глубинных причин является ностальгия по базовым, органичным природе человека, принципам орга­низации жизни и взаимодействия друг с другом? С этой позиции лозунг «Мы все — одна команда!» является символической предтечей коренных изменений в систе­ме управления. Тогда главное — не потерять за громкими декларациями истинный смысл работы в команде-колесе.

А может быть, формирующаяся гуманистическая идеология бизнеса «подстеги­вает» «моду» на команду? Так или иначе, тяготение системы управления к органи­зации команд является яркой приметой нашего времени.

Глава 2

ПУТИ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ

Командообразование — процесс создания команды, в котором руководителю придется сложить непростую мозаику.

Командообразование может происходить двумя путями:

□ первый путь — естественный (стихийный);

□ второй путь — целенаправленный (управляемый).

Рассмотрим каждый из них.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПУТЬ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ

Существует два основных фактора, влияющих на процесс стихийного коман-дообразования:

□ закономерности групповой динамики (коллектив ваших сотрудников пред­ставляет собой некоторую группу);

□ стиль руководства (то есть ваш стиль управления коллективом).

Фактор первый: закономерности групповой динамики. Любая группа явля­ется едины/и организмом, со своими особенностями и внутренними законами. Однако есть общие закономерности развития группы, которые важно знать и на­блюдать.

Представим себе, что в вашей фирме работает группа людей, выполняющих схожие должностные обязанности. Постепенно из этой группы спонтанно выделя­ются несколько человек, которые отличаются инициативностью и хорошими взаимо­отношениями. Проходит еще некоторое время, и эти люди начинают неформально исполнять функции актива, ядра коллектива (например, берутся нарисовать стен­газету, подготовить общий праздник и пр.).

Фактически вы имеете стихийно возникшую команду. Но при этом Вам, как руководителю, важно понимать, какая цель сплотила этих людей. Соответствует ли их общая цель целям вашей организации? И в какой степени соответ­ствует или не соответствует их общая цель целям вашей фирмы.

ПРИМЕР

Несколько сотрудников сплотились на почве любви к курению. В курилке они актив­но обсуждают производственные и личные вопросы, неформально взаимодейству­ют друг с другом. В результате группа курящих образует ядро коллектива, так как некурящие меньше общаются неформально. Ощущая нарастающую энергию ко­манды, курильщики все чаще стремятся пообщаться в непринужденной обстановке, то есть пойти покурить. И наступает момент, когда их цель неформального обще­ния, интересного времяпровождения начинает мешать работе коллектива.

Разве можно в этом случае назвать курильщиков командой? Безусловно, нет. Скорее всего, вы, как руководитель, с усмешкой назовете их компанией. Хотя у них есть все признаки команды: сплоченность, нацеленность на общий результат, эффективное общение; и даже принцип «колеса», так как выявился лидер (!) — но у них нет самого главного: их цель расходится с целью вашей фирмы, поэтому для вашей организации они не являются командой. Более того, они могут составлять оппозицию и разрушительно влиять на других.

Но если курильщики



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.8 (0.02 с.)