Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ситуация четвертая - снижение авторитета, отсутствие опережающего личностного роста лидера командыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для начала давайте вспомним три основные формы управления в команде, или три основных типа команд. Это — «Театр одного актера», «Команда согласия», «Совет». Безусловно, наиболее устойчива и жизнеспособна та команда, которую возглавляет лидер, признанный и поддерживаемый всеми без исключения членами команды. Поэтому самым успешным и эффективным типом команды является «Театр одного актера». Особенно, если лидер самостоятельно формировал команду «под себя». Однако это не означает, что «Команда согласия» будет менее успешной. Но если «Театр одного актера», помимо общих интересов, держится еще и на вере в своего лидера, то «Команду согласия» объединяет, в основном, общность интересов в решении поставленной задачи. Команда по типу «Театр одного актера» наиболее органична для русского менталитета и более жизнеустойчива при воздействиях негативных факторов. Она держится монолитно, стойко веря в способность лидера преодолеть внешние не- взгоды. И если лидер единодушно признается командой жертвой обстоятельств, то все как один становятся на его защиту и идут в атаку («Мы за батюшку-царя!..»). Однако лидер команды не должен забывать и об обратной стороне этого явления. Дело в том, что многие члены команды неосознанно предъявляют к лидеру более высокие требования, чем к самим себе. И далеко не каждый лидер подозревает, каков полный объем требований организационного, социального и морального плана предъявляет к нему каждый член команды. В лидере многие члены команды хотят видеть (или уже видят) воплощение тех способностей, которыми не обладают сами. И с ним члены команды нередко связывают собственные надежды на самореализацию и успех в жизни. Поэтому разочарование в лидере наносит тяжелый урон не только личностному статусу отдельных членов команды, но и команде в целом. С другой стороны, лидеру следует постоянно помнить о том, что у некоторых членов команды, возможно, дремлют пока невостребованные способности, которые могут развиться в процессе жизнедеятельности команды. Причем личностный рост этих людей может оказаться опережающим по отношению к лидеру. Развитие профессиональных способностей будет только на пользу команде, однако развитие определенных личностных качеств может привести к поляризации команды, нарушению ее монолитности и эффективности. В связи с этим лидер любой команды должен быть все время на шаг впереди. Лидер, уделяющий постоянное внимание личностному и профессиональному росту, постоянно открывающий перед командой новые горизонты перспективных целей, может быть уверен в надежности и в растущей результативности своей команды (особенно это справедливо для «Театра одного актера»). Поэтому лидеру полезно посещать одному открытые тренинги и семинары, а также прорабатывать передовую литературу и знакомить с новыми идеями свою команду. У личностного и профессионального роста лидера должна быть некоторая тайна, источники информации лидера не всегда могут быть доступны всем членам команды. На вопрос лидеру: «Откуда ты это знаешь?!», он может ответить уклончиво: «Да вот случайно раскопал одну интересную статью... на немецком». Лидеру важно помнить об эффекте «личного примера»: □ в качестве своей работы; □ в логичности рассуждений; □ в поведении при преодолении трудностей, в разрешении конфликтов; □ в стиле взаимодействия с членами команды, внешними партнерами, клиентами и даже близкими (членами семьи); Q в стиле одежды и манере держаться. Неосознанно члены команды могут подражать лидеру даже в манере и интонациях речи. Индикаторами снижения авторитета лидера являются следующие показатели: Q образование в команде замкнутых группировок, недоступных лидеру; Q снижение уровня инициативности и ответственности в команде; L) появление личностных «трений» лидера с отдельными членами команды. ПРИМЕР Три члена команды сблизились между собой более тесно, чем с другими членами команды в силу взаимной симпатии, общего хобби и пр. Они постоянно находятся вместе, и в команде, и за ее пределами; в общекомандном обсуждении выступают единым фронтом, поддерживают друг друга во всем. Правда, они и не обособляются от команды, но и никого не привлекают к себе. В таким замкнутых группировках (в них, собственно, ничего особенного нет, просто люди тянутся друг к другу из личной симпатии или прочной докомандной дружбы) обязательно идет обсуждение внут-рикомандных проблем и лидера, происходит сверка мнений и фактов, формирование общей позиции. И если группа начинает обособляться от лидера и других членов команды, создаются условия для формирования скрытого или явного конфликта. В деятельности команды менеджеров торговой компании наступила «черная полоса». Заказчики стали чаще избегать обращения в фирму, и даже у лидера несколько раз подряд сорвались сделки. Вера в его способности постепенно начинает меркнуть. Инициативность и ответственность в команде снижаются, поскольку «кумир» оказался меньших масштабов, чем представлялось ранее. Формальный руководитель, желая укрепить свою позицию и влияние, решает стать неформальным лидером своей рабочей группы. Он активно участвует во всех неофициальных мероприятиях команды, стремится быть «своим парнем» для всех. Но не во всех мероприятиях ему удается быть на высоте. В итоге «своим парнем» он становится благодаря утрате лидерского нимба. Все его сотрудники теперь уверены, что он не уникальный человек, а простой смертный, хотя и «неплохой парень». Что же произошло? Лидер нарушил определенную дистанцию, которая существует в некоторых группах между рядовыми членами и официальным руководителем. Результат — снижение авторитета лидера и, соответственно, уровня инициативности и ответственности в команде. Проявление личностных трений лидера с отдельными членами команды — это, в первую очередь, следствие его просчетов: □ «отрыв от народа». Представьте себе лидера, который почил на лаврцх всеобщего уважения и преклонения, начал жить в «режиме вседозволенности», превратился из руководителя в «атамана», «матушку», «батьку». В результате неминуемо проявится сначала скрытое, а потом и открытое недовольство, противодействие со стороны наиболее самостоятельных и профессионально самодостаточных членов команды. □ «невнимание к индивидуальности». Случается, что лидер «пропускает» ситуацию становления личности одного или нескольких членов команды, которые либо крепко профессионально стали на ноги; либо их негативные личностные качества почему-то выявились и особенно «расцвели» именно под чутким руководством лидера (Бабу-Ягу воспитали в собственном коллективе). Поэтому лидеру необходимо быть внимательным к индивидуальным осо-
— г- ■ •-------- / ■■ |, бенностям каждого: одному человеку необходим «пряник», другому — сотрудничество, третьему — «ежовые рукавицы». Рекомендации лидеру, заметившему снижение собственного авторитета в глазах членов команды. □ Не нервничать, а задуматься, постараться найти причины создавшегося положения (поскольку причина может быть не столько в личности лидера, сколько в проявлении деструктивных особенностей члена команды). Можно привлечь компетентного внешнего консультанта. В зависимости от найденных причин можно принимать решение. Не исключено, что пришло время для обновления состава команды (однако подобное решение нельзя принимать поспешно, без обсуждения с «ядром» команды). □ Выдвинуть необычную для команды цель, привлекательную для большинства, и постараться «заразить» ею команду, используя эмоциональные средства убеждения. □ Занять по отношению к «оппозиционерам» мудрую, отцовскую позицию и поддержать их в трудную минуту, когда лидер может вмешаться и исправить положение. Обсуждая ситуацию, лидер должен проявить максимум великодушия и поддержки «оппозиционерам» (мудрый отец зря не накажет, а, наоборот, подставит плечо). Например, можно использовать такие речевые обороты: «это действительно было трудно выполнимо», «спасибо, что согласились взяться за сложнейший участок работ», «благодаря вам вся команда получила ценный опыт» и т. д. Отметим, что лидеру не стоит умышленно провоцировать, создавать для «оппозиционеров» ситуации неуспеха, так как все тайное становится явным. Если команда узнает или догадается о подобной манипуляции со стороны лидера, это может повлечь за собой разрушение командного духа. □ Серьезно заняться собственным личностным и профессиональным развитием. Это всегда полезно. Заметим, что опытному лидеру интуиция и опыт точнее подскажут, что нужно сделать в каждом конкретном случае.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.217 (0.009 с.) |