Сюжет второй. «Глухой официант»




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сюжет второй. «Глухой официант»



«Господа! — продолжает ведущий. — А знаете ли вы, что в таверне "Находка" уже давно служит старый официант? Когда-то он был молод, ловок и горяч. Он так любил свою рабо­ту, что не успел выучиться грамоте, хотя обладал феноменальной памятью — он запоминал заказы, не записывая. Но теперь он потерял слух и былую расторопность. Так что, если клиент не объяснит ему свой заказ четко, он может принести все, что угодно: и лягушку на вертеле, и дамские туфли в шоколадном соусе. Поэтому вам, господа, придется объяснить глухому официанту, не умеющему читать, ваш заказ так, чтобы он вас понял».

Роль официанта может играть любой желающий или сам ведущий. Помогать официанту могут все посетители таверны «Находка» (ведь каждый хочет побыст­рее получить свой заказ!). Ведущему, безусловно, будет интересно, какие сред­ства объяснения своего заказа глухому официанту выберут сидящие за «сто­ликами».

После того как каждый «столик» объяснил свой заказ и удостоверился, что глу­хой официант его правильно понял, ведущий переходит к третьему сюжету игры.

Сюжет третий. «Блюдо в дорогу»

«Да, господа, — продолжает ведущий, — вы правы — таверна эта полна причуд! Пред­ставьте себе, после вкусного обеда посетители таверны, сытые и довольные, блаженно раскинулись в креслах и ведут неспешные непринужденные разговоры. И в этот момент хозяин выходит к посетителям с огромной книгой! В этой книге — удивительные рецепты, каждый из них придуман посетителями таверны, оказавшимися в ней одновременно, как вы все сейчас.

Через некоторое время, — продолжает ведущий, — каждый из вас отправится в путь. Не в правилах хозяина таверны "Находка" отпускать посетителей с пустыми руками. Тем более что вам предстоит длинный путь. Блюдо, которое вы унесете с собой, будет приправ­лено душевной атмосферой таверны "Находка".

Итак, вам предстоит создать рецепт общего "блюда в дорогу". Вы знаете, как составля­ются рецепты? На этой доске хозяин обычно записывает предлагаемые ингредиенты и их количество со слов каждого посетителя. Когда все ингредиенты будут названы, вам пред­стоит разработать технологический цикл приготовления блюда».

Каждый участник игры предлагает свой ингредиент и его количество, а веду­щий записывает все предложения на доске. Когда все составляющие будут назва­ны, ведущий интересуется, как это блюдо можно приготовить, тем самым вовлекая всех участников игры в обсуждение. Посетители таверны приходят к согласию, и ведущий под их диктовку записывает технологию приготовления блюда на доске.

«Спасибо, господа! — говорит ведущий. — Теперь совершенно ясно, как готовить это блюдо. Но как же оно называется? Пожалуйста, дайте ему название, которое займет достойное место в книге рецептов хозяина таверны "Находка"».

Участники игры, перебрав множество вариантов названия, должны прийти к общему мнению и сообщить его ведущему, после чего название блюда также за­писывается на доске.

Сюжет четвертый. «Приготовление блюда»

«Господа! — продолжает ведущий. — Хозяин таверны "Находка" очарован вашей гени­альностью и допускает вас в святая святых этого заведения — на кухню. Он дозволяет вам самим приготовить придуманное вами блюдо.

Итак, мы на кухне таверны "Находка". Не удивляйтесь, что перед вами всего лишь боль­шой лист бумаги и цветные карандаши. Для того чтобы приготовить блюдо, в этой тавер­не достаточно нарисовать его готовым».

Участники игры все вместе рисуют готовое блюдо и аплодируют самим себе. Сюжет пятый. «Благопожелание в дорогу»

«Господа! — продолжает ведущий. — Дорога зовет! Отрежьте себе в дорогу по куску вашего чудесного общего блюда. Оно подкрепит ваши силы в дороге. А вместо ножа в таверне "Находка" сегодня используют ножницы!»

Ведущий торжественно вносит на подносе одни ножницы. Участники игры спон­танно делят блюдо, давая ведущему возможность наблюдать за этим увлекатель­ным процессом.

«Друзья! — говорит ведущий после того, как каждый взял свой кусок. — В таверне "Наход­ка существует еще одна традиция. Посетители пишут друг другу благопожелания в дорогу на обороте рисунка блюда. Давайте поддержим эту традицию, и — в добрый путь!»

Участники игры пишут друг другу добрые слова на обороте рисунков частей об­щего блюда. Потом все символически прощаются друг с другом. Игра закончена.

Вопросы для обсуждения I ■ Итак, вы побывали в таверне «Находка», каковы ваши впечатления?

2. Удалось ли вам заказать то блюдо, которое в действительности хотелось отведать?

3. Если не удалось, то что этому помешало?

4. Легко ли было объяснять свой заказ глухому официанту?

5. Легко ли было готовить общее блюдо? Какие трудности и радости вы испы­тывали в процессе приготовления угощения?

6. Часто ли ваши личные интересы, предпочтения входили в противоречие с интересами других?

7. Каким образом вам удавалось преодолевать эти противоречия?

8. Какие ощущения вызвала у вас традиция писать благопожелания в дорогу?

9. Как вы будете употреблять блюдо в дорогу?

1 0. Полезны ли для вас те пожелания, которые вы получили? 1 1. Что вы нашли для себя в таверне «Находка»?

Линии обсуждения

Если люди собираются в одном месте в одно время, у них есть возможность полу­чить нечто большее, чем они имеют в данный момент. В нашей игре — это возмож­ность найти в каждом человеке нечто объединяющее. Зачем это нужно? Может, затем, чтобы найти будущих единомышленников. Может, для того, чтобы просто провести приятно вечер. Может, затем, чтобы обогатить свой опыт опытом и знаниями друго­го. Может, для того, чтобы начать формировать умение работать в команде...

Как часто встречаются нам люди, говорящие «на разных языках»? Нередко приходится переводить с русского на русский. Что нужно сделать для того, чтобы человек нас понял? Искусство доносить свои мысли до другого необходимо в ко­манде. В команде формируется так называемое общее терминологическое поле, когда все члены команды одинаково понимают действия, события и прочее. Кроме того, в сработанной команде существует система условных жестов, значение ко­торых сразу понятно всем. Объясняя заказ глухому официанту, мы учились выра­жать жестами свою идею. При достаточном уровне развития этого навыка можно понимать друг друга с полужеста, с полуслова.

Между людьми существуют невидимые связи, но в нашей игре эти связи стали видимыми благодаря общему блюду и благопожеланиям в дорогу. Соприкасаясь, люди могут подарить друг другу частицу тепла и добрую мысль. И это то, что может оказать существенную поддержку в трудный момент. Вы заметили, что обмени­ваться благопожеланиями приятно и необременительно. Чем глубже понимание чувств, желаний, мотивов, притязаний адресата, чем искреннее пожелание, тем сильнее оно «работает», как на получателя, так и на дарителя. Чтобы в нужный момент подставить плечо товарищу по команде, необходимо научиться благоже-лать ему. Так складываются взаимоотношения обмена между людьми, в особенно­сти между членам команды. Так формируется то, что называют командным духом.

Енотов круг

Для этой игры ведущему потребуется прочная корсажная лента длиной при­мерно 3,5 м. Концы ленты крепко связываются друг с другом.

Ведущий приглашает участников игры встать в круг и, показывая круг из кор­сажной ленты, говорит:

 

«Вы видите в моих руках обыкновенную корсажную ленту. Ее концы связаны, таким образом, у меня в руках — круг из корсажной ленты. Я прошу вас взяться за него обе­ими руками и потянуть на себя. Займите такое положение, чтобы держать ленту вытя­нутыми руками. Расслабьтесь! Чувствуете, он вас держит? Так, все вместе, мы можем образовать круг, который поддерживает всех нас. Мы можем доверять ему настолько, что даже закроем глаза... Держит? Конечно, ведь мы привели его в состояние равнове­сия! Вот чудо — благодаря тому, что мы все доверяем ему держать себя, он держит нас! Оказывается, доверие способно поддерживать и того, кто доверяет, и того, кому до­веряют.

Попробуем отпустить одну руку и держаться за круг только одно рукой. Удобно? Нет? Уже чувствуете себя как будто связанными? Вас это обременяет?.. Неудивительно! Разве можно доверять наполовину? "Половинное" доверие, как вы убедились, вызывает на­пряжение.

Давайте снова возьмемся за круг двумя руками, откинемся назад, держась за него вытя­нутыми руками, установим его равновесие и закроем глаза. Давайте запомним каждой клеточкой нашего тела ощущение взаимного доверия и поддержки...

Этот круг называют "енотовым", — продолжает ведущий, — зоологи заметили, что еноты совершают важные для них дела, становясь в круг. Вы чувствуете, что круг действительно объединяет нас всех. Давайте запомним это чувство и будем "вызывать" его всякий раз, когда нам предстоит совместная работа! Спасибо!»

Эту игру можно не обсуждать, достаточно того, что она дает опыт переживания группового доверия. Если на определенном этапе работы команды возникнут раз­ногласия, конфликт, можно использовать эту игру в качестве способа нормализа­ции взаимоотношений.

Талисман команды

Для этой игры ведущему потребуются разноцветный пластилин (хотя бы по ку­сочку на каждого члена команды); пластилин можно заменить на глину или воск; зубочистки; плоские камешки или деревянные пластины на каждого члена коман­ды (если подготовлены камешки, то дополнительно потребуется яркий лак для ногтей); коробка для хранения талисмана команды.

Перед началом игры ведущий рассказывает участникам вводную историю.

«Вы, конечно, знаете, что каждая команда должна иметь свой талисман? В древности особо важные или тайные знания принято было зашифровывать. И в наше время принято зашифровывать секретную информацию. Говорят, что тот, кто обладает информацией, обладает властью. Так символы получили особую силу благодаря тому, что было зашиф­ровано с их помощью.

Талисманы великих команд были покрыты причудливыми символами, что они обознача­ли, знали только сами члены команды. Ведь если об этом будут знать все — талисман потеряет свою силу.

Чем сильна команда? Способностями, возможностями, умениями, навыками, силой ха­рактера и другими качествами каждого ее члена. Но это — секретная информация, кото­рую необходимо зашифровать.

Сейчас, дорогие друзья, возьмите, пожалуйста, бумагу и ручку, — просит ведущий, — и раз­делите лист на две части. В одной части вы будете записывать свои качества, способности, возможности, которые окажутся полезными в работе команды и помогут ей эффективно ре­шать все вопросы и проблемы. В другой части листа, напротив каждого выделенного вами качества, вы нарисуете некий знак (пиктограмму), который будет его обозначать и одновре­менно зашифровывать. Таким образом рядом с каждым качеством у вас появится тайный знак. Старайтесь придумывать такие знаки, которые потом легко было бы воспроизвести.

Итак, — продолжает ведущий, когда все закончили выполнять задание, — перед вами самый настоящий шифр и ключ к нему. Эта бумага остается у вас и должна бережно храниться.

Вы знаете, что самые надежные шифры-талисманы запечатлялись на специальных глиня­ных или восковых дощечках? — продолжает ведущий. — Сегодня их можно сделать из разноцветного пластилина. Пожалуйста, возьмите сейчас по кусочку пластилина и при­готовьте дощечки, на которые можно будет перенести ваш шифр. Вы можете сочетать разные цвета. Формы дощечек могут быть самыми разнообразными.

Теперь, когда ваши дощечки готовы, возьмите специальные тонкие палочки, — предлагает ведущий и раздает участникам зубочистки (или тонкие деревянные шампура). — Острым концом вашей палочки перенесите знаки, шифрующие ваши достоинства, на дощечки.

Ваши достоинства теперь в зашифрованном виде создают на дощечке интересный орна­мент. Пожалуйста, расположите ваши дощечки с шифрами рядом друг с другом, чтобы мы могли их внимательно рассмотреть.

Видите, некоторые символы повторяются. Давайте выпишем на доску те символы, кото­рые встречаются хотя бы на двух дощечках».

Участники игры внимательно разглядывают дощечки, ищут повторяющиеся сим­волы. Ведущий выписывает их на доску друг под другом.

«Друзья, — говорит ведущий после того, как все повторяющиеся символы выписаны на доске, — у нас есть общие символы и это прекрасно! Давайте их расшифруем. Я прошу авторов этих символов назвать их значение. Я выпишу весь набор значений символа на доске напротив этого знака...

Итак, у нас есть общая символика и ее значение. Прошу вас, перепишите для себя об­щие символы и их значение.

Теперь я прошу вас соединить ваши дощечки между собой так, чтобы они образовали интересную композицию. Эта композиция и станет нашим главным талисманом команды».

Когда участники игры создадут общую композицию из пластилиновых доще­чек, ведущий просит их аккуратно уложить ее в коробку, где она и будет хранится. Команда может договориться о месте хранения коробки с главным талисманом.

«Итак, талисман команды готов. В древние времена эта композиция считалась святыней и никуда не выносилась, только если не требовалось переехать на другое место. Мы знаем, где лежит главный талисман, и по взаимному желанию всегда можем к нему об­ратиться. Ведь в жизни команды случаются разные ситуации, иногда бывает важно вспом­нить о том, что всех нас объединяет.

У нас есть общие символы. Это те качества, которые нас объединяют, это наши точки соприкосновения. Возьмите себе по деревянной пластине и с помощью ручки начертите на ней наши общие знаки (если заготовлены плоские камешки, рисовать общие знаки можно с помощью лака для ногтей). Теперь часть талисмана команды есть у каждого из нас!»

Эту игру можно не обсуждать, на бессознательно-символическом уровне она объединяет всех членов команды и помогает создать позитивный общий символи­ческий ряд.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.011 с.)