Плоды добрых деревьев (серия игр)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Плоды добрых деревьев (серия игр)



Предположим, члены команды только что познакомились друг с другом (веду­щий попросил их представиться и сказать несколько слов о себе). Или другая ситу­ация: члены команды давно знакомы друг с другом и работают вместе. И в том, и в другом случае необходимо, с одной стороны, углубить представления участников о партнерах; с другой - «разогреть» группу, начать приучать к игровой форме

занятий.

Серия игр «Плоды добрых деревьев» как раз и предназначена для этих целей.

Итак, после процедуры предварительного знакомства ведущий рассказывает вводную историю:

«На Востоке мудрецы говорят, что люди собираются вместе неслучайно. С одной сторо­ны, «все от Бога», но, с другой стороны, существует несколько причин, «притягивающих» людей друг к другу: первая причина - все собравшиеся являются плодами добрых дере­вьев; вторая причина - каждому из них при рождении дали величественное имя; третья причина - каждого из них взрастил искусный садовник; четвертая причина - каждого из них когда-то доверили бдительному наставнику; пятая причина - каждый из них верит в свое особое предназначение!»

Сюжет первый. «Плод доброго дерева»

- Итак, - продолжает ведущий, - каждый из нас - плод доброго дерева! Питаясь его соками, прячась в тени его могучей кроны, мы мужаем и мудреем. Одерживая маленькие победы, мы сверяем их результаты с достижениями нашего рода. А когда терпим неуда­чу, то обращаемся к могучим корням, крепкому и сильному стволу, к упругим и гиоким ветвям - они поддерживают нас, не дают пасть вниз, бережно и нежно несут к солнцу. Они учат нас благодарно принимать дождь и ветер, выжидать в грозу и достойно выжи­вать в град.

Итак, мы - плоды добрых деревьев, - продолжает ведущий, включив спокойную музы­ку. - Но каких? Давайте это узнаем. Расположитесь поудобнее. Закройте пожалуйста, глаза, вдохните глубоко и свободно. Прислушайтесь к звучащей мелодии. Перенесите мысленно в тенистый парк или в цветущий фруктовый сад. Вокруг вас множество дерев. -ев - это плакучие ивы, развесившие свои сережки, готовые покрыть своей пыльцой глад

озер, стройные березки, величественные ели, могучие дубы, гибкий орешник-лещина, гру­ши, сливы, вишни в цвету или уже склонившиеся под тяжестью плодов... Рассмотрите эти деревья внимательно, не торопясь. Представьте себе, как приятно прикоснуться к шерша­вой или гладкой коре, вдохнуть свежий запах листвы, или пряный — плодов и смолы. По­пробуйте услышать то, о чем шепчет листва... Найдите свое родное дерево, доброе дере­во, плодом которого вы являетесь. Поговорите с ним. Поверьте, оно вас слышит. Вы можете находиться в тени своего дерева так долго, сколько пожелаете. Когда насладитесь беседой с ним, возвращайтесь к нам. Медленно и глубоко вдохните... Откройте глаза...

Перед вами на столе — цветные карандаши и бумага. С их помощью вы нарисуете то дерево, с которым только что общались. То дерево, плодом которого вы являетесь!

Пока участники игры рисуют, ведущий может поддерживать их, вдохновлять, например, так:

— И вот появляются деревья. Стройные яблоньки, кудрявые вишни, могучие чинары и шел­ковицы, дубы со стволами в три обхвата, корабельные сосны... Глубоко в землю уходят их корни или они широко расстилаются у поверхности земли? Они питают дерево соками и солями земли, растет и мужает дерево, созревают на нем плоды... Стволы — гибкие и тон­кие, могучие и несгибаемые, возносят к небесам свою крону. Эта крона широка, дает про­хладу и кров путникам, прикорнувшим в ее тени. А может, эта крона устремлена ввысь, подобно стреле, пронзающей пространство. А вот я вижу молодую, еще только начинаю­щую формироваться крону. Как она свежа, легка, гибка и воздушна! Как трепетно она вслушивается в дуновение ветров, пытаясь найти свой, попутный ветер!.. Дерево буквально усыпано плодами... сочными, спелыми яблоками, пахнущими летом, детством... А на сосне появилась шишка — зеленая, клейкая, чарующая запахом смолы... А шелковица источает ни с чем не сравнимый запах сладости, волнения и счастья, недаром над ней вьются пчелы и бабочки. Это созрели ее плоды — иссиня-черные ягоды!..

Так ведущий не только комментирует и направляет творческий процесс участ­ников игры, но и подбадривает их, дает им возможность почувствовать себя ком­фортно и защищенно. Подобные слова формируют уверенность играющих в том, что их принимают, понимают, ценят индивидуальные черты.

Сюжет второй. «Ботанический сад»

Когда рисунки готовы, ведущий продолжает:

— Добрые деревья — в добрых руках! Но оглянитесь, перед вами — пустыня. Конечно, хотелось бы превратить ее в цветущий оазис. Правда, это дело долгое, поэтому мы нач­нем с создания ботанического сада, где будут собраны деревья, кустарники и растения со всех концов света. Здесь для каждого растения можно создать тот микроклимат, кото­рый ему необходим.

Пожалуйста, найдите то место, где вашему дереву будет достаточно света и влаги, тени или яркого света, если ему это необходимо. Вы можете посадить свое дерево в тени дру­гих деревьев, а можете поместить его на холме, чтобы и ветра обдували, и солнышко припекало. И пусть вас не смущает, что в вашем распоряжении нет плодородной почвы, лопат и ведер с водой, но зато есть стулья, столы, тумбы и... наше небольшое помещение. Вы вооружены фантазией, воображением и, самое главное, знаете потребности добро­го дерева — в каких условиях оно будет расти и плодоносить!

Итак, разместите ваши рисунки в комнате так, чтобы мы оказались в ботаническом саду.

Когда «деревья» будут «посажены», ведущий продолжает:

— Обычно специалисты, ухаживающие за садом, заполняют регистрационные карточки своих посадок. Вот образец такой карточки:

Название:_______________________________________________________

Род: ____________________________________________________________

Семейство:______________________________________________________

Вид:____________________________________________________________

Плоды, семена:_________________________________________________^_

Например:

Название: Apelsinus neobiknovennij Род: Цитрусовые Семейство: Рутовые Вид: Апельсиновые

Плоды: Сочные, крупные, цвета золота, солнца и янтаря. Приятные и слегка терпкие на вкус

Пожалуйста, изготовьте такие карточки для своих деревьев, заполните их и разместите у своих деревьев.

Итак, ботанический сад открывает свои тайны всем гостям. Дорогие друзья! Пройдитесь по ботаническому саду, познакомьтесь со всеми деревьями, постойте под их сенью.

ожет третий. «История одного дерева»

Когда все играющие познакомятся с деревьями друг друга, ведущий продолжает:

— Уважаемые посетители ботанического сада! Сегодня в саду появились новые экземп­ляры. Они необычны и восхитительны. У каждого растения своя история. Пока они неве­домы нам, но все мы — большие знатоки флоры. Подойдите к своим деревьям, пообщай­тесь с ними некоторое время, а потом составьте, пожалуйста, историю этого дерева и рекомендации по уходу за ним. Эта история и рекомендации могут быть обращены к садовнику ботанического сада.

Вот пример такой истории и рекомендаций, — продолжает ведущий, показывая всем рисунок дерева. — Сегодня у вас, уважаемый Садовник, прибавилось забот. В ваш сад привезен необыкновенный экземпляр семейства липовых, объединяющего 45 родов и 700 видов. Но этот род доселе учеными не изучен. Итак, перед вами яркий и единствен­ный представитель 46-го рода Сердценосных и 701 -го вида Любви-и-медо-источающих. Перед вами не какое-нибудь младое деревцо, это древо-патриарх. Судя по мощи его ствола, ему около 400 лет. 400 лет это дерево, как магнитом, притягивало к себе любя­щих и любимых людей, рассказывало им сказки и пело колыбельные песни, поило медо­вым соком, врачевало раны телесные и душевные, обувало в лапти, давало в руки корзи­ны и котомки, полные Добра и Любви. С благодарностью относились к этому дереву люди, правда, порой и обдирали как липку, оставляя следы своей невысказанной благо-

дарности на теле дерева. Но, странное дело, чем больше отдавала липа себя людям, тем быстрее развивалась ее корневая система, все прочнее укреплялась она на земле. Ка­залось бы, от ран на стволе не должно остаться и живого места, ан нет, младенчески нежной оставалась кора этого удивительного дерева. А листья, нежные зеленые листья сердцевидной формы дарили молодость и медовый жар каждому, кто их касался. Сейчас липа в цвету, и ее соцветия-полузонтики, целый букет желтовато-белых цветов, будет радовать вас еще пару недель. И не только вы, уважаемый Садовник, сможете упиваться этим необыкновенным ароматом, тысячи страждущих потянутся к ней — весь живой мир откликается на этот дивный аромат, аромат надежды, любви и добра. Вам же, милый садовник, надлежит беречь Липу Сердценосную пуще глаза своего. Время от времени прикладывайте свое чуткое ухо к ее стволу, чтобы услышать биение ее сердца, да бесе­дуйте с ней тихим голосом. Можно иногда очень уж назойливых пчел отогнать да любите­лей халявного лыка штрафом припугнуть!

Или другой пример:

«Перед нами представитель семейства Сосновых, род Корабельных, вид Умопомрачи­тельных. Следует особо отметить, что данный экземпляр обладает уникальным даром петь, причем сразу двумя мужскими голосами, так похожими на голоса известных авторов-исполнителей Алексея Иващенко и Георгия Васильева. Стоя под этим уникальным экзем­пляром, я, признаюсь вам честно, получил несколько весьма ощутимых ударов по голове шишками, наконец, осознал, что:

Я хочу быть высокой сосною, Чтобы жизнь не прошла впопыхах, Чтоб знакомый орел надо мною Ежедневно парил в облаках.

Чтоб корнями широко раздаться И стоять, не считая года, Чтобы шишками сверху кидаться, Без опаски попасть не туда!

Я хочу быть высокой сосною, Чтоб бездельничать век напролет, По утрам не расчесывать хвою И не мыться, пока не польет!

Чтоб не ведать конца и начала, И не видеть асфальта в окне, Чтоб шуметь о своем величаво, Не заботясь о завтрашнем дне!

Я хочу быть высокой сосною Чтобы время катилось рекой, Чтобы ты, проходя подо мною, По коре проводила рукой!

Сосна Умопомрачительная обладает потрясающим чувством юмора. Еще бы! Ведь для того чтобы выжить на необъятных просторах России, служить материалом для молодого, но уже разваливающего флота России, для того чтобы в течение многих лет обеспечивать человечество скипидаром, дегтем и канифолью и при этом так потрясающе выглядеть, — для этого необходимо обладать не только юмором, но и необыкновенным запасом проч­ности! Тонкий аромат юмора и гротеска, которым напоена каждая сосновая хвоинка, служит удивительным лекарством от многих человеческих недугов. Эфирные масла вдох­новляют на полеты, а дубильные вещества дают понять, что не стоит возноситься к обла­кам, а то можно и "дуба дать". Ряд микроэлементов, содержащихся в хвое сосны Уни-

кальной, напоминают о том, что мы всего лишь "микро", хотя часто предпочитаем осоз­навать себя как "макро", но все же элементы, без которых никогда не бывает целого! Сосна Умопомрачительная свидетельствует об уникальности каждого из нас, какими бы мы себя не ощущали! Спасибо тебе, Сосна! А от вас, уважаемый Садовник, требуется собирать сосновые шишки, которые помогают многим сделать жизненно важные откры­тия, трепетно взращивать из семян молодые мощные растения, ибо возрождается рос­сийский флот, поднимаются купола церквей и часовен, крепнет Россия, и без Сосны ей не обойтись!»

Различные истории, которые зачитывает ведущий, помогут раскрепостить во­ображение участников игры. На это задание отводится 10-15 мин. Потом веду­щий просит играющих прочитать свои истории. Если ведущий располагает демон­страционной папкой, можно сразу же поместить все истории рядом с рисунками деревьев и регистрационными карточкам. Таким образом будет положено начало своеобразной копилке талисманов команды.

После третьего сюжета можно провести небольшое обсуждение, ответив на вопросы:

1. Увлек ли вас процесс игры?

2. Что показалось забавным, необычным?

3. Какое задание заставило вас задуматься?

4. Какие чувства вы испытали, обращаясь к истории рода, выбирая свое родо­вое дерево?

5. Что нового внесла в вашу жизнь фраза «Я — плод доброго дерева»?

6. Что вы чувствовали, когда создавали свое дерево и выбирали для него дос­тойное место в Ботаническом саду?

7. Трудно ли быть исследователем фауны? Если да, то почему?

8. Что вы испытали, слушая истории о деревьях?

9. Чему может научить команду эта игра?



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.186.43 (0.016 с.)