Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сотрудничество вместо конкуренцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Считается, что в основе конкуренции лежит принцип выживания. Выживает сильнейший, достойный продолжать свой род. Именно семя выжившего даст хорошее потомство. Когда-то, как считал Чарльз Дарвин, отбор производился естественным путем. В архаические времена честная схватка решала многое. И действительно, побеждал лучший, честнейший, сильнейший, храбрейший, удачливый. Но времена менялись. Уже из мифов мы узнаем о том, как одерживали победу с помощью коварства. Соответственно, выживал не достойнейший, а коварнейший. Уже на заре человечества Каин убил Авеля, быть может, тем самым заложив основы конкуренции и соперничества между людьми. Феликс Кривин КАИН И АВЕЛЬ На заре человечества Каин убил брата своего Авеля. Каину удалось породить многочисленное потомство, которое заселило землю. Видя, как его дети небрежно относятся к миру, Каин часто удрученно говорил им: «Берегите, дети, этот мир, за который погиб ваш дядя!» Однако соперничество и конкуренция не являются биологически целесообразными характеристиками человека. Еще Карен Хорни отмечала, что феномен конкуренции, как правило, является компенсаторным. Человек, имеющий психологические проблемы, нередко самоутверждается за чужой счет. Сюжеты мифов, сказок, легенд показывают созидательное качество сотрудничества и разрушительные последствия соперничества. Действительно, поступки, мотивированные соперничеством, приводят к результатам. Но каким? Часто кратковременным. В долгосрочной перспективе мифологические сюжеты демонстрируют трагичность событий, порожденных нездоровым соперничеством и конкуренцией. Конкуренция и нездоровое соперничество порождаются оценкой. Кто лучше? — вот, пожалуй, самый коварный вопрос. Этот вопрос угнетает индивидуальность, ибо нет «лучших» и «худших» — есть разные люди со своими особенностями. У одного лучше получается то, у другого — это. К сожалению, к системе оценивания человека приобщают с раннего детства. Правда, сегодня уже не так, как прежде. Однако те, кто сегодня составляют трудоспособную часть населения, выросли именно в системе оценивания. Нередко стремление быть лучшим любой ценой приводит человека к психологическому и нравственному кризису, разрушительно воздействует на его ближайшее окружение. Но чем же можно заменить систему оценивания? Системой принятия! Система принятия предполагает наличие у каждого человека определенных особенностей, склонностей, возможностей. Необходимо найти то, что у человека получается лучше всего, то, что доставляет ему особенную радость. Естественно, родителям, педагогам, руководителям строить отношения с воспитанниками и подчиненными в системе принятия намного сложнее. Но в долгосрочной перспективе это дает лучший результат, и постепенно входит в привычку. Надо сказать, что люди с большим жизненным опытом, талантливые педагоги и руководители действуют подобным образом даже не подозревая об этом. Система принятия учит сотрудничеству. В команде у каждого свое место в соответствии с его индивидуальностью, и каждое место значимо. Понимание уникальности вклада каждого члена команды в общее дело является ключевым фактором сотрудничества. С пониманием и принятием индивидуальности другого связан ключевой фактор сотрудничества — доверие. Если в команде есть доверие — эта команда непобедима и эффективна. 1 Итак, сотрудничество — это наиболее гармоничный стиль межличностных I отношений, основанный на понимании уникальности каждого и доверии. Три тысячи лет назад Чжуан-цзы советовал: «Учись выбирать себе союзников и сражаться плечом к плечу с ними, ибо в одиночку никто не сможет выиграть войну». Пауло Коэльо КНИГА ВОИНА СВЕТА (Отрывок) Воин знает, что человек — это не остров. Он не может бороться в одиночку; каков бы ни был его замысел, он зависит от других людей. Он нуждается в том, чтобы обсудить с кем-то свои намерения, чтобы попросить у кого-то помощи и содействия и — в минуты отдыха, присев у костра, — рассказать кому-то о былых битвах. Воин Света делится с другими тем, что ему известно о пути. Тот, кто помогает другим, может рассчитывать на помощь. Тот, кого научили, должен учить других. И потому воин, сидя у костра, рассказывает, как проходил его бранный день. «Зачем раскрывать свои стратегические секреты? — шепчет ему друг. — Разве ты не понимаешь, чем рискуешь — тебе придется разделить свои победы с другими?» Воин в ответ лишь улыбается, не произнеся ни слова. Он знает что, если рай, который он обретет в конце пути, будет пуст и безлюден, то, значит, борьба не имела никакого смысла. Итак, ключевая идея сотрудничества — принятие индивидуальности другого. Поэтому упражнения и игры, направленные на формирование взаимоотношений сотрудничества между членами команды, иллюстрируют следующие мысли: □ Все люди разные, каждый обладает своими способностями, возможностями, «ахиллесовой пятой» и ресурсами. □ Внимание к себе и внимание к другому; понимание качества заботы о себе и о ближнем. □ Человек многогранен: если ты уже знаешь о его недостатках, можно потрудиться найти его достоинства. □ Что можно сделать для того, чтобы «подстраховать» другого? □ Как можно создать условия для того, чтобы проявились способности другого? Эти идеи могут использоваться при обсуждении игр и упражнений. ИГРЫ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ ИДЕЮ «СОТРУДНИЧЕСТВО ВМЕСТО КОНКУРЕНЦИИ» Ладони (серия игр) «Мудрецы говорят, — начинает ведущий, — что все люди разные, каждый обладает своими способностями, возможностями, "ахиллесовой пятой" и ресурсами. С давних времен люди с особым вниманием и почтением относились к тем неповторимым рисункам, которые нанесены природой на наши ладони. Так, например, говорил Учитель своему ученику: "Твои дороги начертаны на твоей ладони. Ладонь — карта твоего жизненного пути. Нет в мире в точности такой ладошки, нет в точности такой судьбы, нет в точности такого пути, как твой. А значит, нет и не может быть у тебя поводыря. Есть и будут помощники, наставники, учителя. Есть и будут попутчики, соратники, партнеры. Есть и будут искусители, неприятели, скрытые и явные враги. Но идешь по своему жизненному пути именно ты и никто иной. Учись изучать себя, учись изучать других. И только те знания, которые ты приобретешь, станут твоим богатством. Вот твоя рука, обыкновенная, ничем не выделяющаяся. Так кажется только на первый взгляд. Пять пальцев, в каждом три фаланги, за исключением одного — большого. Есть ногти, линии на ладони. Все как у всех. Да не скажи! Приглядись к своей руке. А теперь внимательно рассмотри мою. Видишь разницу?! И дело здесь не только в разнице по величине и силе, нежности и грубости кожи. На ладони каждого особые знаки, будь к ним внимателен. Мы с тобой не хироманты и гадалки, предсказывать судьбу по руке не станем. Мы будем учиться искать в себе и в другом особые, индивидуальные черты, дабы не только осознавать многообразие и неповторимость человеческих черт, но и научиться это принимать и использовать в благих целях. Ладонь человека расскажет нам о многом, стоит только внимательно в нее вглядеться". Рассказывают также, что тот Учитель учил своего ученика искать сходства и различия в ладонях других людей. И на всех, без исключения, ладонях видел ученик особые миры — звездные дали и рельефы горных хребтов, рисунки океанического дна и нити разных дорог». Сюжет первый. «Моя ладонь» «Расположитесь поудобнее, — продолжает ведущий. — Рассмотрите свою правую ладонь. Какого она размера, какой ширины? Погладьте ее. Какова она на ощупь? Обратите внимание на рельефный рисунок кожи. Исследуйте все линии, морщинки, родинки, следы от трудов праведных и шалостей детства. Постарайтесь все это запомнить. А теперь закройте глаза. Постарайтесь мысленно воспроизвести изображение ладони. Удалось ли вам это? Если нет, то не отчаивайтесь! Снова взгляните на ладонь, не торопи- тесь, изучите ее и вновь закройте глаза! Кому-то из вас это действие покажется несложным, а кому-то потребуется больше времени. Но приобретенный таким образом навык работы с "внутренним экраном" принесет вам неоценимую пользу. Очень важно постепенно добиться того, чтобы представлять ладонь довольно отчетливо, со всеми подробностями. Этот процесс прекрасно тренирует внимание и память. Поэтому полезно проявить терпение и настойчивость, ведь результат дорогого стоит. Например, исследование своей руки вдохновило Давида Самойлова на такое открытие: Подставь ладонь под снегопад, Под искры, под кристаллы. Они мгновенно закипят, Как плавкие металлы. Они растают, потекут По линиям руки. И станут линии руки Изгибами реки. Другие линии руки Пролягут как границы, И я увижу городки, Дороги и столицы. Моя рука, как материк - Он прочен, изначален. И кто-нибудь на нем велик, А кто-нибудь печален. Как ты просторен и широк, Мирок на пятерне. Я для тебя, наверно, бог, И ты послушен мне. Я берегу твоих людей, Храню твою удачу. И малый мир руки моей Я в рукавичку прячу. Давайте попробуем составить рассказ о своей ладони. Назовите, пожалуйста, десять существительных, которые первыми придут на ум в связи с нашими "исследованиями", например линия, родинка, шрам, ноготь, история, судьба, тайна, цвет, кольцо, человек. Попробуйте описать свою ладонь, используя эти слова. ПРИМЕРЫ- «Линия, ноготь — два слова, а уже начало. Начало человека с его судьбой и историей... Вроде бы шрам — нет, тайна. Родинка — нет, загадка. Так кто же он? Как разгадать его? Бездонного, как прозрачный цвет, и закрытого, как круглое кольцо? А, собственно говоря, зачем? Пусть будет тайной!» «Линии на ладони, как карта, по которой можно прочитать судьбу человека. Его прошлое, настоящее, будущее. Шрамы говорят о моем прошлом опыте, ошибках и плате за них. У каждого шрама своя история. А каждая моя родинка свято хранит мои тайны. Одна — о моей прошлой жизни, другая — о будущей любви, а третья — роковую дату конца, смерти, если хотите. Цвет моих ногтей, если к ним присмотреться, расскажет вам о состоянии здоровья тела, в котором заключена моя душа. Ах, если б я была волшебницей, я бы одарила людей кольцами, в которых заключена сила мудрого внимания. И тогда люди смогли бы увидеть в каждом человеке целую необъятную и неопознанную Вселенную, смогли погрузиться в нее и путеше- ствовать по ней, как по карте, которую высший разум начертил на руке каждого из нас. А начал бы человек свой путь по той карте, что в его руках, продолжил бы путешествие по карте руки любимого человека, своих детей, друзей и близких, объединяя осколки Вселенной в единое целое. Видимо в этом и есть секрет бессмертия.» (Хомякова Елена. Оренбург, 1999) На это задание отводится 1 0 мин, после чего участники рассказывают свои истории.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.76.168 (0.007 с.) |