Ситуативные лидеры и Шеф: правило лидера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуативные лидеры и Шеф: правило лидера



Правило лидера: каждая жизнеспособная группа заботит­ся о том, чтобы в ней был один бесспорный лидер.

Уточнения:

Вполне допускается, чтобы в разных ситуациях лидерами для одной и той же группы становились разные люди. За столом пусть лидирует тамада, а на трудной тропе нужен не болтун, а вожак. На переговорах, где требуется гибкость, упертость вожака опасна, и лидером выдвигается дипломат.

Правильно, лидер может быть не постоянным, а ситуатив­ным, но в каждой конкретной ситуации лидер должен быть один.

Далее: а кто определит, что одна ситуация закончилась и началась другая, кому в какой ситуации быть лидером? Ответ: при всех вариантах и ситуативностях, при всей сменяемости ситуативных лидеров в группе должен быть запас прочности: главный и признанный лидер, за кото­рым всегда последнее слово. Первый лидер. Глава. Шеф.

Шеф, собственно, и подсказывает, какая сейчас ситуация и кому сейчас следует работать ситуативным лидером.

Демократия и результат: правило эксперта

15.02.1945 (20 часов 44 минуты)

СТЕНОГРАММА СОВЕЩАНИЯ У ФЮРЕРА (продол­жение).

«ГИТЛЕР. Мы слиты воедино. Мы, нация немцев. Наша военная промышленность вырабатывает во­оружения в четыре раза больше, чем в 1939 году. Наша армия в два раза больше, чем в том году. Наша ненависть страшна, а воля к победе неизмеpuмa. Так я спрашиваю вас: неужели мы не выиг­раем мир путем войны?Неужели колоссальный во­енный успех не родит успех политический?

КЕЙТЕЛЬ. Как сказал рейхслейтер Борман, воен­ный сейчас одновременно и политик.

БОРМАН. Вы не согласны? КЕЙТЕЛЬ. Я согласен.

ГИТЛЕР. Я прошу к завтрашнему дню подгото­вить мне конкретные предложения, господин фель­дмаршал.

КЕЙТЕЛЬ. Да, мой фюрер. Мы приготовим общую наметку, и, если вы одобрите ее, мы начнем отра­ботку всех деталей».

 

Порулить хочется каждому, а особенно хочется порулить тому, кому это право достается редко. Разрешите? Получи­те свалку в песочнице, крик и сопли. Демократия — это или вранье, или смерть ранее жизнеспособной группы.

Демократия — это только способ для лидера снять с себя ответственность: «Ну что вы хотите? Сами выбрали, сами решили... Жаловаться не на кого». Демократия — это спо­соб убить группу так, чтобы виноватых не было: «Так получилось!»

Впрочем, и на это демократия годится не лучшим образом: в случае проблем народ виноватого все равно назначит,

• не реально виноватого, а кого виноватым назвать удобнее, и, главное, только не себя.

А самое главное, уважаемый лидер, вам нужна защищен­ность или настоящий результат? Если результат, то за­крывайте демократию и организуйте ситуацию, когда ре­шения принимает разбирающийся в вопросе эксперт.

• Вы или другой, более компетентный в вопросе человек. Итого, правило эксперта:

Ответственные решения должен принимать эксперт, а не демократия.

При этом естественное напоминание: кого бы вы экспер­том ни назначили, кто бы ни принимал ответственное решение, за конечный результат все равно отвечаете вы. Ровно потому, что за конечный результат всегда отвечает лидер, а эксперт — это только ваш выбор.

Эксперт и обсуждение

15.02.1945 (20 часов 44 минуты)

СТЕНОГРАММА СОВЕЩАНИЯ У ФЮРЕРА (про­должение).

«ЙОДЛЬ. Желательно было бы все же увязать этот вопрос с традициями стратегии...

ГИТЛЕР. Речь идет не о деталях, а о целом. В кон­це концов, частности всегда могут быть решены в штабах группами узких специалистов».

 

Эксперт работает на группу, но, чтобы сделать это наи­лучшим образом, он подряжает группу работать на себя: он говорит, что ему нужно от остальных, и все остальные работают на него.

• Эксплуататор!

Он не берет на себя обязательство объяснять свои дей­ствия и оправдывать свои решения.

• Как о себе возомнил, а?

Если ему нужно, он сидит и думает молча, если чувствует необходимость — интересуется мнением тех, чье мнение ему нужно.

• А мое мнение спросили?

Обычно мудрые эксперты даже устраивают обсуждение, где каждый в предельно демократичной атмосфере высказыва­ется предельно свободно. Значит ли это, что решение экс­перта будет отражением мнения большинства? Совершенно не значит. За свое решение он несет свою, личную ответ­ственность, а мнения других для него только некоторый до­полнительный материал. А зачем тогда нужно обсуждение, зачем тогда эта демократия? А затем, что в такой обстановке народ работает с большим энтузиазмом, иногда высказывая по-настоящему ценные мнения. Ценные мнения — это до­рогой продукт, который люди выдают или за большие деньги, или за ощущение к ним уважения в процессе дешевого де­мократического обсуждения. Вы поняли?

• Демократия — это только способ без денег оплатить людям их работу на руководство. В данном случае — их работу на вас.

Да здравствует демократия, когда все работают на вас! И при этом вы помните:

Если эксперту не нужно посоветоваться, он никому ничего не объясняет.

За исключением, естественно, требований политеса: со­всем раздражать народ неуважением также не следует.

Лидером должен быть каждый

Лидером должен быть каждый, только найдите для себя свое место, свое дело и свою ответственность. Вспомните:

Лидер — это тот, кто обслуживает интересы группы.

Как минимум, при групповой работе востребованы три следующие роли:

Деловой лидер,

• Организатор, погонялка, таймер...

Эмоциональный лидер

• Иногда в нем выделяют две составляющие: Солнышко и Мотиватор. Солнышко всех согревает, создает ощущение «лада, уюта, комфорта», Мотиватор создает интерес и же­лание двигаться вперед.

• Кто, собственно, основную работу и выполняет. А работы всегда — уйма!

На самом деле ролей гораздо больше, тем более что каж­дая ситуация требует своих ролей. Здесь мы можем пере­числить только те, которые встречаются чаще других:

Стратег-Инструктор: ставит задачи, разъясняет цели, показывает, куда и как двигаться, что и зачем делать;

Администратор: распределяет работы, ставит всех по рабочим местам, пытаясь соединить в единую рабо­чую упряжку Лебедя, Рака и Щуку;

Наставник: разъясняет, учит и водит за руку до тех пор, пока у каждого не включается голова;

• Генератор идей: все время что-то рожает;

Критик: оценивает степень здравомыслия в безот­ветственных проектах окружающих;

Мотиватор: размахивает флагом и развешивает кон­фетки, отчего всем хочется бежать как можно быстрее;

• Погоняльщик: погоняет ленивых и задумчивых;

Контролер: следит за качеством, временем и людьми и чуть что — стучит Погоняльщику и Командиру;

Командир: изрыгает пламя и кричит распоряжения, после чего препирательства прекращаются и всем все становится понятно;

• Солнышко: всех согревает, мирит, дружит и радует;

• Работник, Исполнитель: делает все, что ему со всех сторон все говорят.

Комментарий: роли типа «Оппозиционер — тот, кто по любому вопросу лидеру возражает», «Наблюдатель — тот, кто всегда в стороне», и другие стихийные роли малоци­вилизованных групп тут не приводятся. Это список не того, что в жизни бывает, а что группе нужно.

Так вот, самая очевидная вещь, следующая из этого спис­ка: каким бы мощным и ярким ни был Первый лидер, на все роли и функции его всерьез не хватит. И это не повод его менять —

• Никогда не было так, чтобы у всех всегда все было.

это повод оказаться для него помощником. Стать лиде­ром, который берет на себя просто другую работу.

• Ты — главный по времени, ты — успокаиваешь обиженных, ты — главный снабженец. Кто-то назовет это делами простых Работников, но разве Первыйлидер — не такая же работа?!

В группе много дел:

Лидером должен быть каждый!

И при этом —

 

Не надо — не высовывайся

 

18.02.1945(13 часов 53 минуты)

Уничтожив свое письмо Гиммлеру и доложив адъютан­ту рейхсфюрера, что все вопросыре-шены у Шелленберга, Штирлиц вышел из дома на Принц-Альбрехтштрассе и медленно пошел к Шпрее. Тро­туар был подметен, хотя еще ночью здесь был за­вал битого кирпича: бомбили теперь каждой но­чью по два, а то и по три раза.

Научись быть незаметным. Если ты не можешь не быть лидером, если ты скрипишь зубами, когда лидер не ты, а кто-то другой, — тебе есть еще с чем работать. Не надо быть привязанным ни к чему: ни к комфорту ленивой пассивности, ни к напряжению лидерского прорыва. Если ты не можешь не высовываться, если ты стремишься к лидерству всегда, это твоя слабость: когда-то на это пой­мают тебя, когда-то из-за этого пострадает общее дело. Да, лидерство — это вкусное место. Да, лидер — на виду и владеет многими и многим, но тяга к таким конфет­кам — типичная черта детей и обезьянок. Для взрослого в лидерстве важно другое: возможность сделать дело, а не получить дозу восхищения.

Лидерство — это работа, а не зарплата. Настоящий ли­дер — не тот, кто гребет себе славу, власть и прочие житейские пряники, а тот, кто ведет людей к цели, успеху и победе. И если когда-то для победы нужно, чтобы лич­но я ушел в тень и сладкие пряники наград получил кто-то другой, — значит, мне нужно уйти в тень и не све­титься. Мне нужно научиться это делать и не вылезать, не выпячивать себя, как это всегда делают голодные лиде­ры-приматы.

По крайней мере, так решает для себя каждый цивилизо­ванный лидер.

• Да? Ваше решение такое же?

В качестве тренировки и практикума

Выпишите десять ситуаций, в которых вы привычно де­лаете себя первым лидером.

Когда сделаете — сделайте себе маленькую паузу, подой­дите к окну и посмотрите на небо. Оно голубое? Спокой­ное?

• Если оно никакое, потому что закрыто белесой облачнос­тью — попробуйте представить, какое оно бывает, и реши­те, когда будете отдыхать. Вам это очень нужно.

Найдите в числе этих десяти ситуаций те, где от своего очевидного лидерства вы можете на некоторое время без большого ущерба для дела — отказаться.

Помогите в этих ситуациях проявить себя в качестве лидеров другим людям и научите себя спокойно реагиро­вать на их беспомощность и глупости.

Поищите возможности продолжать управлять этими си­туациями, не вставая на место явного первого лидера. Чтобы реально влиять на происходящее, не обязательно вставать в центр: незаметно подкинул идею, поддержал настроение, подтолкнул тенденцию... Настоящий лидер умеет управлять из любой точки: вы это уже умеете?

Настоящий лидер умеет управлять из любой точки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.211.203.45 (0.059 с.)