Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практикум-иллюстрация «Управление вниманием»

Поиск

Вам предлагается проанализировать общение папы и его восьмилетнего сына. Вопросы: какие техники и приемы вы сможете разглядеть в том, что делал папа? Итак,

- Пап, купи мне бананов!

- Тебе нравятся бананы?

- Да, я хочу бананы!

- Здорово, и у тебя будет длинный хвост. Ты знаешь, что от бананов вырастают длинные хвосты, как у обезьян? Вот ты в зоопарк ходил?

- Ходил.

- А обезьян видел?

- Видел.

- Какие у них хвосты — длинные?

- Длинные.

-Ас длинным хвостом тебя не пустят в спортив­ную школу. Кстати, когда там начинаются занятия?

Ответ на практикум: «Управление вниманием»

- Пап, купи мне бананов! (Сын относится к отцу за­просто, как к тому, кто естественно должен исполнять его желания. Наличие такой близости — хорошо, отсутствие уважения — спорно.)

- Тебе нравятся бананы? (Парафраз намерения. Пере­хват инициативы и помощь сыну задуматься, насколько случайно именно такое обращение и по этому поводу. Дополнительно — выкраивание времени, чтобы обдумать ситуацию.)

- Да, я хочу банан. (Попытка не услышать отца. «Нра­вится» и «хочу» — разные вещи. Хочу — диктат воли. Нравится — обоснование желания. «Хочу» говорит ли­дер, «нравится» — обосновывает свое желание подчинен­ный.)

- Здорово, и у тебя будет длинный хвост. (Папа, види­мо, решает на этот раз воспитанием не заниматься и, ис­пользуя шутку, уходит в режим «замнем для ясности». Шутка — это и напрягает, и весело, а самое главное то, что возражать на шутку всерьез — глупо). Ты знаешь, что от бананов вырастают длинные хвосты, как у обезьян? (Ловушка компетентности. И лучше не дать вре­мени на обдуманный ответ, повернув в нужную сторону следующим вопросом.) Вот ты в зоопарк ходил? (Пере­ключение внимания на основе ловушки состоятельности-бывалости.)

- Ходил. (Сделал шаг в нужную сторону.)

- А обезьян видел? (Тянем его внимание дальше.)

- Видел. (Еще шажок.)

- Какие у них хвосты — длинные? (Риторический во­прос — подсказка.)

- Длинные. (Приехал в заданный пункт.)

-Ас длинным хвостом тебя не пустят в спортив­ную школу. (Суждение, против которого не возразишь: ловушка трюизма.) Кстати, когда там начинаются занятия? (И все. Закрыли тему предыдущую, открыли большую тему следующую.)

Эффекты сенсорного поля

Сенсорное поле — это поле и зрительного, и звукового, и тактильного, и всякого другого человеческого восприя­тия. У человеческого восприятия же есть определенные особенности — эффекты сенсорного поля, и тот, кто их знает и учитывает, приобретает дополнительные возмож­ности для управления своим и чужим вниманием.

Не претендуя на полноту и исключительность списка, пе­речислим те, которые чаще других и более эффективно используются в реальной коммуникативной практике.

Эффект сенсорного объема

Большее по сенсорному пространству или объему пред­ставляется как более важное, главное и сильное.

• Чтобы маленькая мысль прозвучала внушительно, ее необ­ходимо развить и показать со всех сторон.

То, что вы слышите постоянно, начинает казаться вам и правдой, и реальностью.

• Теория «Большой лжи» от Геббельса — только сухая конста­тация этого закона человеческого восприятия.

Широкие жесты, заразительный смех, громкий смех, гром­кие высказывания — тот, кто это практикует, чаще оказы­вается в центре внимания.

ДА?

Эффект сенсорного центра

Находящееся в пространственном центре привлекает мак­симум внимания и воспринимается как основное, главное.

• В речи — ваш тезис, главная мысль должна следовать пос­ле вступления.

И ТОЛЬКО!

Эффект края

Уже открыв дверь, Штирлиц хлопнул себя полбу и засме­ялся:

- Я стал склероти­ческим идиотом... Я ведь шел к тебе за снотворным. Все знают, что у тебя хорошее шведское снотворное.

 

 

Запоминается последняя фраза. Важно войти в нужный разговор, но еще важнее искусство выхо­да изразговора. Теперь, думал Штирлиц, если Роль­фа спросят, кто к нему заходил и зачем, он навер­няка ответит, что заходил к нему Штирлиц и просил хорошее шведское снотворное.

После пространственного центра наше внимание обычно привлекает край, а во временном континууме привлекает максимум внимания (и воспринимается как основное, глав­ное) — начало и конец. Соответственно, если вы пользу-

 

етесь техникой «предложение альтернативы»: «N или М?» — в вашем вопросе последним должно стоять то, что вы хотите получить в ответе.

• Эффект «новизны» или «привыкания к новизне» базирует­ся тоже на эффекте края: все длящееся становится не та­ким ярким, потому что не имеет края завершения. А если сделать паузу, образуется край: «Было — не было — снова стало!», и внимание обостряется снова.

Эффект «Тройка, семерка, туз»

Прекрасно воспринимается одна главная мысль,

две мысли (два элемента) лучше давать в оппозиции друг к другу,

• тогда они воспринимаются как одно целое, великолепно идет тройка.

• Три богатыря, три направления пути от камня, три желания...

Четверка воспринимается хуже, ее имеет смысл формиро­вать в квадрат (как типология или классификация).

Далее от пяти и выше нужно иметь в виду, что челове­ческое восприятие имеет свои законы, и больше семи (плюс-минус два) элементов человек одновременно вос­принять не может.

• Укладывайтесь. Кстати, сколько в этой главке перечислено эффектов?

Эффект акцента

Привлекает внимание то, на что делается ударение, ак­цент. Вдруг:

Яркая краска!

Повышение громкости!!

Увеличение скорости!!! Или, напротив, не ударение, а —

ПАУЗА.

Если из зрительного и слухового поля перейти к кинес-тетике, то акцент выступает, в частности, как маркер про­странства.

Одну позицию фиксируем жестом влево —

— другую, противоположную, — жестом вправо.

• Или не только жестом, а всем телом поворачиваемся туда —

или сюда, перемещаемся в тот угол или этот, руками укла­дываем нужную мысль в пространство слушателей!

И — якорение! Якорение — это тот же акцент, произво­димый, как правило, непосредственным физическим при­косновением: касание, легкий удар, теплое полуобъятие кстати...

Здесь хочется подчеркнуть, что люди обычно не подозре­вают, какой потрясающей силы эффект в общении име­ют обычные касания: как бы случайное касание руки, касание плеча (или объятия плеч).

• А женщины еще очень любят снимать невидимые более ни­кому шерстинки с пиджака мужчины, которого хотят при­брать крукам.

Важно только помнить, что неаккуратное касание вызы­вает не якорение, а мгновенное отталкивание, защиту и протест. А как делается «аккуратное» касание?

Легко: поставьте раскрытую звездочкой ладонь ребром перед собой и напрягите ее максимально, так, чтобы паль­цы образовывали не хапающую лапу, а отгибались как бы назад. Тогда, если вы захотите тихонько прикоснуть­ся к плечу, вы сможете коснуться плеча не пальцами, а серединой выгнутой ладони.

• И вам станет немного щекотно. А приятно будет обоим.

И это первое, что вам разрешат. Если у вас получится это кстати и не нарочито, вместе с теплыми спокойными сло­вами и на секундочку, то в следующий раз вы сможете делать это увереннее и дольше, и скоро ваша рука в лю­бой момент может мягко обтекать плечо приятного собе­седника.

• Или собеседницы.

Эффект упаковки

Мятеж не может кончиться удачей: В противном случае его зовут иначе. Грустно констатировал С.Я. Маршак

Как это ни называй: «Упаковка», «Перелицовка», «Игра терминами», «Переодевание слов», «Реф-рейминг» или «Лидерская интерпретация», эта язы­ковая операция настолько привычна, что ее знают практи­чески все.

Подбирая слова, одевая одни и те же смыслы в разные термины, можно создать совершенно различные впечат­ления. Бережливость или жадность? Упертый или целе­устремленный? Несчастная жертва или безответственная дура? Герои национального сопротивления или главари местного бандформирования?

«Лукаво втираясь в доверив, гнусный манипулятор дезинтегрировал актуальные

психические процессы своей жертвы и,

имея в виду свои далеко идущие эгоистические

цели по контролю ее сознания, ввел

беззащитную девушку в состояние

неконтролируемой эйфории».

Ага. Только то же самое можно и, возможно, более адек­ватно описать и по-другому:

«Улыбнувшись, молодой человек прогнал ее страхи, и ей стало хорошо».

Когда почти вся литература, касающаяся вопроса манипу­ляций, использует язык первой версии изложения и, таким образом, активно разжигает антиманипулятивную исте­рию, требуется незаурядное чувство юмора, чтобы от страха не заплакать...

Эффект фона

Полдень, лето, ветерок, От руки отплыл малек. Сверху небо голубое, А душа моя — с тобою!

Уже лучше?

Есть цвета холодные, есть теплые, есть темы приятные, есть нет. На каком фоне вы решаете подавать свои сооб­щения?

Осень. Ветер. Листопад. Улыбаюсь невпопад. На замерзший носик дую И уже тебя целую.

Управляя фоном, можно создавать у человека безотчетное ощущение радости или тревоги, усталости или бодрости...

За окошком тихий шум: Дождь покапал и прошел. Я тобой одной дышу, И мне очень хорошо.

Делайте фон, сознательно наполняя его теми красками, образами, настроениями и чувствами, которые отвечают поставленным вами задачам.

Я стою перед тобою

И любуюсь на родное:

Эти глазки — наша светлость,

Эти руки — наша теплость...

Я тебя люблю!

Подбирая нужный фон, помните, что короля делает свита! Включите радио и послушайте, как точно меняется музы­кальная тема под тот или иной текст диктора.

• Работают — профессионалы!

Фон может и подчеркнуть значимость объекта, и снизить ее, а то и вовсе уничтожить.

Яркое на ярком фоне не выделяется, а вот даже просто сим­патичная на фоне тех, кому с внешностью не повезло, — уже красавица.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.45.169 (0.008 с.)