Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ситуация 8: «Настоящая подруга»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Майя долго болела и не посещала школу. Девочка волновалась, ей было страшно при мысли о том, что она не сможет наверстать пропущенное. На помощь пришла Аня. Она на каждом уроке брала для Майи задания и относила ей домой, успокаивала, передавала приветы от ребят и учительницы. Перед школой Аня забирала у Майи тетради с выполненными заданиями. Так продолжалось около трех недель, пока Майя не выздоровела и не пришла в школу. Благодаря Ане девочка не так сильно отстала от остальных ребят и вскоре смогла их догнать по многим предметам. Учительница сказала: Подсказка. Этот способ как бы стоит вне стандартных общепринятых форм обучения. Но подсказки существовали, существуют и будут существовать. Выход один – возвести подсказку в ранг закона. В своей работе в школе автор статьи часто использовала взаимообучение парами, иногда объединяла учеников, сидящих за двумя соседними партами. Им разрешалось общаться, подсказывать друг другу в процессе выполнения задания. В связи с этим изменяется и роль учителя: учитель становится членом малой группы, а его задача состоит в том, чтобы организовать общение учащихся этой группы, направить работу в нужном направлении, контролировать работу детей. Тамара ТАМБОВКИНА, Окончание. Начало в № 16, 17, 19, 24 /2006, 5/2007 Клички и прозвища Педагогические ситуации В Словаре русского языка С.И. Ожегова достоинство определяется как «совокупность моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе». На протяжении всей жизни человек стремится сохранить свое достоинство, защитить его от окружающих, противостоять унижению. Унижать – оскорблять личность, не признавать того, что человек ценит в себе, – можно по-разному. Среди детей наиболее распространены словесные формы унижения достоинства: оскорбительные слова, реплики, фразы, обращения, клички и прозвища. Часто кличка, особенно в семьях, имеет доброжелательный оттенок и не обижает. Как правило, подвергаются осмеянию недостатки, причем не только реальные, но и возможные, при этом возникают клички по какой-нибудь характерной черте, свойству. Прозвища могут быть уважительными, если отмечается деятельность того или иного человека (Ярослав Мудрый, Иван Грозный). Современные фильмы о преступном мире перенасыщены носителями кличек и неуважительных прозвищ: не стесняются и политические деятели, публично присваивая друг другу новые «имена» (Паша-Мерседес, Горби). Прозвища и клички как форма унижения достоинства в детской среде очень живучи. Многочисленные примеры можно найти в произведениях художественной литературы. Клички могут отражать: физический недостаток (хромота, слабое зрение); внешний вид (отклонение от общепринятой нормы – полнота, худоба, большие уши, веснушки); стиль поведения (быстро говорит, быстро ходит, постоянно дерется); единичный поступок, который запомнился; фамилии (Козлов, Баранов). В большинстве случаев под «обстрел» попадают внешность и фамилии детей. Так, в одном классе встретились: Серый (Сергей), Славян (Слава), Сухарь (Сухарев), Рыжий, Жиртрест, Оглобля (высокая девочка), Шкаф. Для того чтобы выяснить, как обращаются дети друг к другу, в одной из школ Калининграда учащимся 1–2-x классов было задано несколько вопросов: как тебя зовут? как зовут тебя родители? как зовут тебя друзья? есть ли у тебя кличка в классе (если есть, то назови ее)? На вопросы отвечали 76 мальчиков и девочек. Выяснилось, что полным именем (Алексей, Тимофей, Мария) называют себя 48 (63%) детей. Для 28 (37%) более привычными оказались неполные имена (Саша, Настя, Аня, Костя, Катя). Родители, особенно мамы, в обращение к своим детям вкладывают все оттенки любви и нежности, называя их уменьшительно-ласкательными именами (Игореша, Мариша, Юляша, Ариша, Валюта, Максимочка, Антошечка, Димочка, Оленька, Сереженька, Нинуська, Ленуська). Только в 13 случаях (17%) мамы называют своих детей полным или неполным именем (Ваня, Паша, Анна, Женя, Мария). Но в 24 случаях (31%) родители заменяют собственное имя своего ребенка кличкой, выражающей неизменно самое нежное к нему отношение (Зайка, Зайчик, Котенок, Котик, реже – Ромашка, Ягодка, Солнышко, Косулечка, Курочка, Серенький). Встречаются также и другие ласковые имена: Егор – Гуля, Артур – Атя, Игорь – Гога. В семьях широко распространены добрые клички и обращения к детям, и в этом смысле дети имеют немало положительных примеров уважительного и доброжелательного обращения друг к другу. В школу они приходят уверенными в том, что клички не представляют собой ничего предосудительного, но наполняют их почти всегда иным, недобрым содержанием на основе каких-то известных только им ассоциативных связей. Положительное эмоциональное поле уступает место отрицательному. Для примера можно привести несколько рядов, включающих имя ребенка (которым его называют друзья и родители), и кличку (которая получена в школе): Вадим – Вадимчик – Baд – Блоха. В поисках ответа на вопрос, почему так меняется эмоциональное поле, можно предположить, что дети, взрослея, стараются избегать «нежностей» в отношении себя от своих сверстников. К тому же в классе учатся и дети из семей, где не принято ласковое обращение. Не получая положительного опыта общения дома, они могут привносить в обращение к своим одноклассникам элементы грубости и недоброжелательства. В основе кличек и прозвищ лежит сравнение, обусловленное мотивацией их употребления. Родители прибегают к сравнениям по признакам: мягкий, пушистый, добрый, красивый, вкусный. Главный мотив – выразить свою любовь к детям. Дети же чаще находят сравнения по признакам: некрасивый, злой, неряшливый, трусливый. Близки к кличкам и оценочные слова-характеристики (неряха, лодырь, грязнуля), но они носят временный характер. Возможно, беспощадная критика, заложенная в большинстве кличек, служит стимулом для размышлений, самоанализа и самооценки, то есть для преодоления ребенком того или иного качества. В психолого-педагогической литературе причины присваивания кличек рассматриваются как способ самоутверждения и психологической разрядки, защитная реакция, инструментальная агрессия (обзывают, чтобы достичь какой-нибудь цели), честолюбивые мотивы, стремление выделиться, желание поддержать лидера, когда он преследует кого-то (проявление мнимого коллективизма), чтобы прикрыть свою беспомощность, стремление унизить другого, чтобы почувствовать силу. Вот что об этом говорят сами дети: Обзывание – это когда сильные дразнят слабых. Это очень плохо! (Сережа К.) Мальчики сильнее девочек, поэтому девочки могут своих обидчиков только обозвать как-нибудь, придумать кличку. (Наташа И.) Я ношу очки, не хожу на физкультуру, у меня нет вкладышей... Мальчишки в классе сильнее меня. Что я им могу сделать? Я могу только крикнуть на них, обозвать... (Володя П.) Таким образом, одни дети с помощью кличек утверждаются в жизни, другие испытывают чувство дискомфорта. Клички травмируют ребенка, ранят его душу, могут влиять на развитие личности, вызывать комплекс неполноценности. У тех детей, которых постоянно обзывают, нередко вырабатываются тревожность, беспокойство. Придумывание кличек и прозвищ можно отнести к этической категории насилия, так как оно сопровождается подчинением воли одного человека воле другого. Пример детской жестокости, гонений на одного из своих сверстников представляет собой история Лены, описанная в повести известного детского писателя В.К. Железникова «Чучело». В школе небольшого городка, где поселились Лена и ее дедушка, одноклассники девочку не приняли. Они постоянно подвергали ее насмешкам, придумав для нее обидную кличку – Чучело. У самих организаторов гонений тоже были клички: Лохматый, Рыжий, Железная Кнопка... Дело дошло до того, что дедушка принимает решение уехать из городка и тем самым избавить внучку от недетских издевательств. Приведем примеры штатных ситуаций. Ситуация 1: Эй, толстая дура! Во втором классе училась Наташа – девочка, как теперь говорят, с избыточным весом, или просто толстая. Один из учеников этого класса постоянно доводил девочку до слез тем, что при виде ее громко кричал: «Эй, толстая дура!» Ситуация 2: Слепая курица! Идет контрольная работа. В классе – тишина. Все заняты выполнением заданий. Слава Новиков, не разглядев, что написано на доске, попросил у учительницы разрешения подойти к доске. Ситуация 3: Петух У одного из учеников третьего класса была фамилия Петухов. Из-за этой фамилии мальчика одноклассники постоянно называли «Петух». Сначала Валера (так звали мальчика) обижался, а потом привык и откликался, когда к нему так обращались его сверстники. Ситуация 4: Иван-дурак Иван Романов, заболев, пропустил много уроков. После болезни он стал хуже учиться, не справился с контрольной работой по математике. Ребята относились к происходящему по-разному: одни стремились помочь мальчику, а другие посмеивались, и кто-то придумал кличку «Иван-дурак». Ситуация 5: Чучело Прозвенел звонок на урок. Все ребята побежали в класс, кроме двух девочек. Таня стояла у окна и горько плакала, а Лена ее успокаивала. Мимо проходила учительница Ирина Петровна. Она подошла к девочкам и спросила: «Что случилось?» Лена ответила: «Вчера Таню коротко подстригли, и теперь в классе все дети называют ее Чучелом». Ситуация 6: Лохудра В третий класс пришла новая ученица. На перемене к ней подошел Дима, чтобы познакомиться. Ситуация 7: Очкарик Во втором классе проходил медицинский осмотр, после которого выяснилось, что у Толи плохое зрение и ему надо носить очки. Через несколько дней Толя пришел в школу в очках. Ребята сразу же заметили это и стали обращаться к мальчику не по имени, а по кличке Очкарик. Ситуация 8: Выскочка В третьем классе существуют две небольшие группы, в которых ребята объединены не по интересам, а по успеваемости. После выполнения работы по математике группа Наташи с радостью узнала, что справилась с ней на «отлично». Максим, занимающий позицию лидера среди отстающих, во время перемены написал на доске: «Наташка – выскочка и подлиза!» Ситуация 9: Хиляк Женя всегда был скромным, тихим, слабым мальчиком. Его почти никто не замечал. Но вот однажды на соревнованиях он не смог подтянуться и подвел свою команду. Командир команды в сердцах назвал его хиляком. В тех пор кличка Хиляк прочно приклеилась к Жене.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.202.89 (0.014 с.) |