Ситуация 9: «Разве так друзья поступают?» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуация 9: «Разве так друзья поступают?»



Слава и Костя – друзья. Однажды Слава рассказал Косте о том, что он у Иры взял без разрешения карандаши и не вернул их. Костя на следующий день рассказал об этом учительнице. Екатерина Николаевна поговорила со Славой, объяснила, почему нельзя брать чужие вещи без разрешения. Карандаши вернули Ире. Слава обиделся на своего друга и сказал: «Разве так друзья поступают?»

Для коррекции поведения детей, предупреждения развития такого явления, как ябедничество, можно порекомендовать использовать следующие приемы:

1. Попробуйте научить детей самостоятельно анализировать сложившуюся ситуацию.

· Оля жалуется на Сережу, потому что он ее толкнул в то время, когда она писала.

Учитель. Оля, Сережа сделал нехорошо, но давай спросим у него, почему он это сделал.

Сережа может дать различные ответы:

– Подумаешь, выводит каждую букву...
– Расселась... все место заняла...
– У меня упал карандаш, я стал его поднимать и нечаянно толкнул Олю...

В первом случае учительница скажет Сереже, что он тоже, если будет стараться, может научиться писать красиво; во втором – скажет Оле, чтобы она старалась не занимать место Сережи; в третьем – помирит детей, посоветует Оле и Сереже впредь не ссориться.

· Нина сообщила, что Коля списал у нее домашнее задание. При этом работа была списана с согласия Нины.

Учитель. Узнай, пожалуйста, почему он это сделал. Поленился или не знает, как выполнить задание?.. Узнай и сама прими решение. Если он не может сам сделать домашнее задание, то помоги ему, объясни. Ты в таких случаях и самостоятельно можешь справиться, не обращаясь к учителю...
Но если нужно, я могу помочь вам обоим.

2. Прочитайте с детьми художественные произведения, сказки и обсудите их.

СОНЕЧКА

Тронь ее нечаянно –
Сразу:
– Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
– Ой! Я укололась! –
Слышен Сонин голос.
– Мне попало что-то в глаз.
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
– Голова болит...
Я бы полежала бы –
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
– Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы –
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.

(А. Барто)

Вопросы

1) Правильно ли поступает Сонечка, жалуясь взрослым?

2) Как бы вы поступили на ее месте?

ВОЛК-ЯБЕДНИК

(Афганская сказка)

Было или не было, однажды Тигр, падишах (царь) зверей, заболел. Насморк! Известно, от этой болезни не умирают. Но испортилось настроение повелителя, а это смертельно опасно для подданных. Поэтому все звери как один явились к тигру, чтобы засвидетельствовать ему свою преданность. И только Лиса не явилась. Тигр, который в этот день не желал ничего видеть дальше своего носа, вероятно, не заметил бы ее отсутствия, если бы не Волк.
– О государь! – зашипел Волк в тигриное ухо. – Все звери явились, чтобы сказать: «Будь здоров!» – едва ты чихнешь. И только голоса Лисы не слышно...
Тигр разгневался и приказал представить Лису пред свои желтые очи. Узнала об этом Лиса и сама поскорей прибежала к Тигру.
– Рыжая плутовка! – зарычал повелитель. – Все звери как звери – пришли меня проведать, а ты?
– Не сердись, о государь, – отвечала Лиса. – Я, как только узнала о твоем недуге, сразу побежала искать лекарство.
– Ах, так... – смягчился Тигр. – И нашла что-нибудь?
– Да! Самое верное лекарство от насморка спрятано в задней левой пятке нашего Волка...
– Неужели? – удивился Тигр. – Только смотри: если средство не подействует, страшись!..
Но Лиса ничуть не страшилась. Ведь насморк – это такая болезнь: лечи ее чем угодно, только поскорее, а там сама пройдет! Через несколько дней идет Лиса по лесу, а навстречу ей Волк. На трех лапах! Тут Лиса ему сказала:
– Запомни, друг мой: ябедник подобен тому, кто плюет в небо, а потом удивляется: что это за роса упала ему на голову?

Вопросы

1) Почему сказка называется «Волк-ябедник»?
2) Кого называют ябедником?
3) Что сделала Лиса?
4) Как вы относитесь к действиям героев сказки?

ЛИСЕНОК-ПЕРВОКЛАССНИК

У Лисы был сын – рыжий Лисенок. Он учился в первом классе. Был Лисенок не особенно прилежным учеником. Ему не хотелось рано утром просыпаться, умываться, чистить зубы, завтракать. Однажды Лисенок решил: не пойду сегодня в школу!
– Мама, – жалобно прошептал он утром, – у меня зуб болит.
Он думал, что мама скажет: «Бедный мой Лисенок, лежи в кроватке, не ходи в школу, сейчас я тебе сладкой кашки дам».
Но мама сказала:
– Сейчас я схожу за Медведем – зубным врачом. Он придет и вырвет больной зуб.
Лисенок испугался.
Кому это приятно, если у него вырывают совершенно здоровый зуб?
И он сказал маме:
– Мама, у меня уже перестал болеть зуб. Я пойду в школу. Но сначала умоюсь, почищу зубы, позавтракаю.
– Вот и хорошо, что болезнь прошла, – сказала мама, – а сладкая каша уже готова.

(В.А. Сухомлинский)

Вопрос

Что неправильно сделал Лисенок?

3. Поговорите, поспорьте, обсудите.

КТО НАСТОЯЩИЙ ТОВАРИЩ?

Часто о человеке говорят: хороший, добрый, а присмотреться поближе: чем он хороший, в чем его доброта?
В том, что никогда не сказал неправды, но и правды не сказал, смолчал?
Добрыми иной раз называют тихих, безобидных, которые ни в чем не откажут. Они дадут списать домашнее задание.
Если кто стекло в окне разобьет, «добрый» не выдаст.
Хулиган обидел малыша – «добрый» пройдет мимо и сделает вид, что не видел.
Разве такой человек может быть настоящим товарищем?
Когда добро со злом не бьется, оно не может быть добрым!
А все-таки, каким же должен быть настоящий товарищ? Нам кажется, что настоящий друг никогда не станет защищать проступки и недостатки своего товарища. Он так должен сказать: «Я к тебе строг, потому что я твой друг, но в беде я тебя не оставлю».

Вопрос

Как вы думаете, ребята, кого можно назвать настоящим товарищем?

4. Ознакомьте детей с некоторыми советами (см. с.45), предложите дописать их, внести изменения, применить на практике. Понаблюдайте, помогут ли они вашим детям в общении и воспитании самостоятельности.

5. Проведите индивидуальные беседы с родителями детей, которые постоянно жалуются взрослым: объясните родителям, когда и как они могут прийти детям на помощь, чтобы не замедлить развитие их самостоятельности.

Тамара Ивановна ТАМБОВКИНА

Продолжение. Начало см. в № 16, 17, 19/2006

Юные менялы

Тамара Ивановна ТАМБОВКИНА – удивительный человек и замечательный учитель с большим педагогическим стажем. Чего только не было в ее жизни за эти годы! Когда-то она стояла перед классом и открывала школьникам прелесть непростого русского языка, дарила им чувство сопричастности к отечественной литературе. Затем был университет со студентами – любознательными и не очень. И первые, и вторые по сей день поддерживают связь с любимой учительницей: звонят, пишут, приезжают в гости.
Собирать разные педагогические ситуации Тамара Ивановна начала давно, и по старшим классам их набралось очень и очень много. Наставническая работа с учителями начальных классов и студентами педагогического университета подняла вопрос о возможности сделать такую выборку и для младших школьников. Тамара Ивановна уже давно на пенсии, но отдыхать совершенно не умеет. Вот и сегодня она делится своим бесценным опытом.
В предлагаемом цикле пойдет разговор о самых разных педагогических ситуациях – как рядовых, с которыми учитель сталкивается чуть ли не каждый день, так и трудных нестандартных, к которым сразу и не поймешь, как подойти.
В этой статье Тамара ТАМБОВКИНА предлагает обсудить ситуации обмена.
Слово «обмен» знакомо каждому взрослому. Многие всю свою жизнь что-либо меняют: одни – квартиры, другие – машины, а третьи – просто «шило на мыло». Но, вступая в обменные отношения, взрослый человек придерживается определенных правил. А как к обмену относятся дети?

Обменные операции составляют важную часть жизни младших школьников.

Обменивать – «сменить одну вещь на другую, взять одно, отдать за это другое», а производное от этого слова – обмениваться – означает «меняться друг с другом взаимно».

В классе между детьми обмениваться могут: предмет на предмет; предмет на деньги; услуга на деньги; услуга на предмет; предмет на поступок общественной значимости. Например, дать списать домашнее задание и получить за это желаемый предмет.

Обмен у детей проявляется по-разному: в игре, совместных увлекательных делах, коллекционировании, мелком «бизнесе».

Каждому виду обмена соответствует особый набор педагогических ситуаций. Каждая группа ситуаций характеризуется определенными конфликтами, содержит свои воспитательные задачи и способы их решения.

Игровой обмен может возникнуть при игре в магазин (продавец предлагает товар, покупатель на условные деньги его приобретает), или в более сложных современных экономических играх: «Наш магазин», «Найдем деток мамы-монетки» и др.

Распространены и другие виды обмена – на какое-то время. Такой обмен (если не нарушаются правила) полезен, потому что он укрепляет дружеское расположение между участниками игры, препятствует проявлению эгоизма, учит быть справедливыми и аккуратными в соблюдении условий игры.

Обмениваясь играми и игрушками, дети как бы заключают договор, в котором оговаривается, что на что меняется, на какой срок, как следует обращаться с игрой или игрушкой. Как правило, обмен в игре не порождает глубоких конфликтов. Зарождающееся в некоторых случаях недовольство приводит либо к прекращению игры, либо к началу другой и на взаимоотношениях детей глубокого следа не оставляет.

Однако при обмене играми и игрушками могут все же возникать и более сложные конфликты начиная с разногласия и кончая разрывом. Учитель, чтобы этого не произошло, должен помочь детям договориться между собой, поддержать их стремление к дружественному обмену.

Чаще всего обмен возникает в процессе увлечения сходными видами деятельности, например, если дети коллекционируют, занимаются рукоделием, моделированием: обмен марками, открытками, этикетками, календариками или узорами для вышивки, деталями, необходимыми для моделирования. Можно провести классные часы, беседу, организовать выставки «О коллекционировании и правилах обмена».

Примерные вопросы и задания на таких мероприятиях:

  • Что означают слова коллекция, коллекционировать, коллекционер*?
  • Какими качествами должен обладать коллекционер?
  • Назовите правила обмена при коллекционировании.
  • О чем рассказывает марка (монета)?

Далее учитель зачитывает отрывки из художественных произведений или рассказывает разные случаи, а затем обсуждает их с классом.

Приведем примеры типичных педагогических ситуаций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.01 с.)