Маленькие жалобщики, ябеды и доносчики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Маленькие жалобщики, ябеды и доносчики



Мы продолжаем цикл «Педагогические ситуации» (см. № 16, 17/2006).
В этой статье предлагаем обсудить проблему жалобщиков и ябед, которые встречаются в каждом классе...

В младших классах дети нередко жалуются учителю. Одни делают это чаще, другие – реже. Происходит это по разным причинам: в поисках защиты и торжества справедливости, с целью предотвратить возможные негативные последствия чего-либо или сознательно хотят навредить кому-либо из своих сверстников. В каждом случае информация, сообщаемая учителю, по своему целевому назначению будет различной: в первом случае это жалоба, во втором и третьем – донос или ябедничество.

Жалоба. Ребенок ищет поддержки у взрослого, если его ударили, толкнули, что-то у него отобрали, а он сам не может «разобраться» со своим обидчиком. Жалуясь, он сообщает о том, как его обидели, и просит воздействовать на обидчика: «Скажите ему (ей), чтобы он (она) отдал(а) мне (карандаш, линейку, игрушку)...»; «Скажите ему (ей), что так делать нехорошо...»; «Пусть он (она) попросит у меня прощения...» Особо выделяются жалобы на болезненное состояние и физические страдания, а не на своего обидчика: «Я очень ушибла руку...»; «У меня болит голова...» Ребенок ждет помощи и поддержки от учителя во всех случаях, а в таких – особенно. Правда иногда дети переносят трудности, обиды, боль молча, терпеливо, ни к кому не обращаясь за помощью. В некоторых случаях они плачут. (Отметим, что почти каждая детская реплика-жалоба начинается с «А...»: «А что он (она)...» Это не случайно. «А» – междометие, употребляемое для выражения удивления, обиды, возмущения, злорадства, решимости с оттенком отчаяния или досады.)

Ябедничество. Ябедничеством считается факт рассказа ребенком взрослому (не обязательно тайного) о каких-то поступках своих сверстников без предварительных усилий урегулировать отношения с ними собственными силами. Порой такая информация грозит наказанием кому-либо из товарищей, и тогда подобный поступок уже можно назвать доносом. Иногда сообщению предшествует уговор сохранить тайну, не говорить о чем-то взрослым, но затем одна из сторон в собственных интересах проговаривается. В негласных правилах поведения, которыми руководствуются дети, ябедничество, а тем более донос, всегда осуждались, поэтому младшие школьники знают, что выдавать своего товарища – ябедничать, доносить – нельзя. Они делают это редко и неохотно, но все же чаще, чем старшие. Тем не менее бывают ситуации, когда доносительство детей оправдывает себя: если кому-либо или чему-либо грозит серьезная опасность (игры с оружием, спичками, незнакомыми предметами, употребление наркотиков).

Первоначально в германских языках до XVI века слово «ябеда» означало исполнителя одной из судебных должностей. Лишь в XVI веке оно приобрело значение «клеветник». Явление ябедничества осуждается в пословицах: «Ябедника на том свете за язык вешают»; «Бог любит праведника, а господин – ябедника».

Рассмотрим более подробно мотивы, побуждающие ребенка обращаться к учителю.

Желание добиться социальной справедливости, соблюдения правил. С раннего детства в семье и играя со сверстниками ребенок учится жить по определенным правилам. Придя в школу, он много знает о том, что ему можно делать, а чего не следует, потому что это «плохо», «некрасиво», «приносит вред ему, окружающей его природе и людям». К сожалению, часть детей, зная о правилах, игнорирует их. Однако большинство младших школьников еще не только стремятся сами к жизни по правилам, но и требуют этого от всех детей. Если ребенок видит, что кто-то нарушает правила, а он сам не может этому воспрепятствовать, то обращается к учителю: «Сережа сорвал с клумбы цветок!» Ему надо получить подтверждение того, что действительно так поступать нехорошо, что цветы с клумбы рвать нельзя. По отношению же к своему сверстнику он выступает как доносчик, ябеда. При этом, не осознавая своей позиции по отношению к сверстникам, он думает только о необходимости строго соблюдать правила, о которых узнал от учителя или от родителей. Ребенок хочет приблизиться к учителю, понравиться ему, стать его союзником, помочь ему добиться того, чтобы все дети соблюдали правила поведения и моральные нормы. Одновременно с желанием видеть своих товарищей законопослушными такой ребенок старается вести себя правильно. Он контролирует и оценивает свои поступки, учится быть справедливым и жить по правилам.
Порой маленький человек, донося взрослым о том, что его сверстник совершает неправильные действия, занимает наступательную позицию, осуждает, требует наказания, а не только соблюдения правила. Такая ситуация нередко приводит к детскому самосуду, который так ярко описан в книге В. Железникова «Чучело».

Ревность – зависть к успехам своих сверстников. Брат или сестра сообщают родителям о самых незначительных промахах, поступках другого. Или в классе: Оля отлично учится, а у Пети бывают и двойки. Он не умеет писать так аккуратно и красиво, как Оля. Почему бы ее не толкнуть в тот момент, когда она красиво и старательно пишет? Почему бы, заметив ошибку у Оли, не сказать об этом учителю?

Ошибки взрослых. В педагогической практике встречаются приемы, которые подталкивают детей к доносительству. Например, желая узнать что-либо, учитель может попросить ребенка только ему «по секрету» рассказать о происшедшем и об участниках. Детям нравится такое внимание, и они охотно выполняют просьбу учителя. В этот момент они не задумываются над тем, как отразится их сообщение на других детях. Распространена ситуация, когда учитель, отлучаясь во время урока из класса, поручает кому-либо из детей написать на доске фамилии тех, кто в его отсутствие нарушал дисциплину. Долгие годы в школе существовало правило обсуждать поведение и отдельные поступки детей перед всем классом.
Многие педагоги считали это антигуманным и безнравственным приемом. Симон Соловейчик в «Последней книге» пишет: «Я понял, что дети не должны обсуждать детей вообще никогда, ни при каких обстоятельствах. Это безнравственно в принципе». Безнравственность педагог видел в том, что из детских сердец изгоняются «сопереживание, жалость, стремление понять другого человека, и тогда ничего, кроме жестокости, их не питает». Во всех таких случаях поощряются не лучшие качества личности, поэтому учителю необходимо постоянно учить детей, как следует самостоятельно разрешать трудные жизненные задачи, когда можно и нужно обращаться за помощью к взрослым, когда следует рассказать о своем товарище, а когда можно и самому проявить самостоятельность, повлиять на нарушителя порядка.

Приведем в качестве примеров наиболее часто встречающиеся ситуации.

Ситуация 1: «А Володя у меня отобрал...»

Нина Ивановна готовилась к уроку. В этот момент к ней подошла Наташа и со слезами на глазах пожаловалась:

– А Володя у меня отобрал красный карандаш...

Ситуация 2: «А Коля открыл учебник...»

Во время проведения устного счета на уроке математики учительница попросила всех закрыть учебники. Вдруг Маша подняла руку и сказала: «Маргарита Петровна, вы не разрешали открывать учебник, а Коля открыл...»

Ситуация 3: «А Павлик нарисовал на стене...»

После урока рисования Алеша подошел к учительнице и сказал:

– А Павлик нарисовал на стене красками...

Ситуация 4: «А Саша меня толкнул...»

Идет урок русского языка. Елена Ивановна объясняет новую тему. Вдруг Аня поднимает руку.

– Что случилось, Аня?
– А Саша меня толкнул...

Ситуация 5: «Вася обозвал Андрея...»

Во время экскурсии Петя подбежал к учительнице и таинственно сообщил: «Мария Васильевна! А я слышал, как Вася обозвал Андрея мартышкой...

Ситуация 6: Сережа

Ни одно событие в классе не остается без внимания Сережи. Обо всем случившемся мальчик сообщает учительнице: «А Коля жег спички»; «А Маша списала задачу у Олега»; «А Володя написал на стенке нехорошее слово...»

Ситуация 7: «Вы поругайте их обязательно...»

Зина увидела, как ее одноклассники по дороге домой из школы жгли спички. На следующий день девочка рассказала об увиденном учительнице и попросила: «Мария Васильевна, вы поругайте их обязательно! Ведь баловаться с этим нельзя!»

Ситуация 8: Аня

В классе учатся две сестры – Надя и Аня. Аня – отличница, Надя занимается похуже. Обо всех промахах сестры Надя сообщает учительнице:

· «Аня воду для цветов пролила...»;

· «Аня не вымыла руки перед едой...».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.200.109 (0.122 с.)