Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Маленькие жалобщики, ябеды и доносчикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте Мы продолжаем цикл «Педагогические ситуации» (см. № 16, 17/2006).
В младших классах дети нередко жалуются учителю. Одни делают это чаще, другие – реже. Происходит это по разным причинам: в поисках защиты и торжества справедливости, с целью предотвратить возможные негативные последствия чего-либо или сознательно хотят навредить кому-либо из своих сверстников. В каждом случае информация, сообщаемая учителю, по своему целевому назначению будет различной: в первом случае это жалоба, во втором и третьем – донос или ябедничество. Жалоба. Ребенок ищет поддержки у взрослого, если его ударили, толкнули, что-то у него отобрали, а он сам не может «разобраться» со своим обидчиком. Жалуясь, он сообщает о том, как его обидели, и просит воздействовать на обидчика: «Скажите ему (ей), чтобы он (она) отдал(а) мне (карандаш, линейку, игрушку)...»; «Скажите ему (ей), что так делать нехорошо...»; «Пусть он (она) попросит у меня прощения...» Особо выделяются жалобы на болезненное состояние и физические страдания, а не на своего обидчика: «Я очень ушибла руку...»; «У меня болит голова...» Ребенок ждет помощи и поддержки от учителя во всех случаях, а в таких – особенно. Правда иногда дети переносят трудности, обиды, боль молча, терпеливо, ни к кому не обращаясь за помощью. В некоторых случаях они плачут. (Отметим, что почти каждая детская реплика-жалоба начинается с «А...»: «А что он (она)...» Это не случайно. «А» – междометие, употребляемое для выражения удивления, обиды, возмущения, злорадства, решимости с оттенком отчаяния или досады.) Ябедничество. Ябедничеством считается факт рассказа ребенком взрослому (не обязательно тайного) о каких-то поступках своих сверстников без предварительных усилий урегулировать отношения с ними собственными силами. Порой такая информация грозит наказанием кому-либо из товарищей, и тогда подобный поступок уже можно назвать доносом. Иногда сообщению предшествует уговор сохранить тайну, не говорить о чем-то взрослым, но затем одна из сторон в собственных интересах проговаривается. В негласных правилах поведения, которыми руководствуются дети, ябедничество, а тем более донос, всегда осуждались, поэтому младшие школьники знают, что выдавать своего товарища – ябедничать, доносить – нельзя. Они делают это редко и неохотно, но все же чаще, чем старшие. Тем не менее бывают ситуации, когда доносительство детей оправдывает себя: если кому-либо или чему-либо грозит серьезная опасность (игры с оружием, спичками, незнакомыми предметами, употребление наркотиков). Первоначально в германских языках до XVI века слово «ябеда» означало исполнителя одной из судебных должностей. Лишь в XVI веке оно приобрело значение «клеветник». Явление ябедничества осуждается в пословицах: «Ябедника на том свете за язык вешают»; «Бог любит праведника, а господин – ябедника». Рассмотрим более подробно мотивы, побуждающие ребенка обращаться к учителю. Желание добиться социальной справедливости, соблюдения правил. С раннего детства в семье и играя со сверстниками ребенок учится жить по определенным правилам. Придя в школу, он много знает о том, что ему можно делать, а чего не следует, потому что это «плохо», «некрасиво», «приносит вред ему, окружающей его природе и людям». К сожалению, часть детей, зная о правилах, игнорирует их. Однако большинство младших школьников еще не только стремятся сами к жизни по правилам, но и требуют этого от всех детей. Если ребенок видит, что кто-то нарушает правила, а он сам не может этому воспрепятствовать, то обращается к учителю: «Сережа сорвал с клумбы цветок!» Ему надо получить подтверждение того, что действительно так поступать нехорошо, что цветы с клумбы рвать нельзя. По отношению же к своему сверстнику он выступает как доносчик, ябеда. При этом, не осознавая своей позиции по отношению к сверстникам, он думает только о необходимости строго соблюдать правила, о которых узнал от учителя или от родителей. Ребенок хочет приблизиться к учителю, понравиться ему, стать его союзником, помочь ему добиться того, чтобы все дети соблюдали правила поведения и моральные нормы. Одновременно с желанием видеть своих товарищей законопослушными такой ребенок старается вести себя правильно. Он контролирует и оценивает свои поступки, учится быть справедливым и жить по правилам. Ревность – зависть к успехам своих сверстников. Брат или сестра сообщают родителям о самых незначительных промахах, поступках другого. Или в классе: Оля отлично учится, а у Пети бывают и двойки. Он не умеет писать так аккуратно и красиво, как Оля. Почему бы ее не толкнуть в тот момент, когда она красиво и старательно пишет? Почему бы, заметив ошибку у Оли, не сказать об этом учителю? Ошибки взрослых. В педагогической практике встречаются приемы, которые подталкивают детей к доносительству. Например, желая узнать что-либо, учитель может попросить ребенка только ему «по секрету» рассказать о происшедшем и об участниках. Детям нравится такое внимание, и они охотно выполняют просьбу учителя. В этот момент они не задумываются над тем, как отразится их сообщение на других детях. Распространена ситуация, когда учитель, отлучаясь во время урока из класса, поручает кому-либо из детей написать на доске фамилии тех, кто в его отсутствие нарушал дисциплину. Долгие годы в школе существовало правило обсуждать поведение и отдельные поступки детей перед всем классом. Приведем в качестве примеров наиболее часто встречающиеся ситуации. Ситуация 1: «А Володя у меня отобрал...» Нина Ивановна готовилась к уроку. В этот момент к ней подошла Наташа и со слезами на глазах пожаловалась: – А Володя у меня отобрал красный карандаш... Ситуация 2: «А Коля открыл учебник...» Во время проведения устного счета на уроке математики учительница попросила всех закрыть учебники. Вдруг Маша подняла руку и сказала: «Маргарита Петровна, вы не разрешали открывать учебник, а Коля открыл...» Ситуация 3: «А Павлик нарисовал на стене...» После урока рисования Алеша подошел к учительнице и сказал: – А Павлик нарисовал на стене красками... Ситуация 4: «А Саша меня толкнул...» Идет урок русского языка. Елена Ивановна объясняет новую тему. Вдруг Аня поднимает руку. – Что случилось, Аня? Ситуация 5: «Вася обозвал Андрея...» Во время экскурсии Петя подбежал к учительнице и таинственно сообщил: «Мария Васильевна! А я слышал, как Вася обозвал Андрея мартышкой... Ситуация 6: Сережа Ни одно событие в классе не остается без внимания Сережи. Обо всем случившемся мальчик сообщает учительнице: «А Коля жег спички»; «А Маша списала задачу у Олега»; «А Володя написал на стенке нехорошее слово...» Ситуация 7: «Вы поругайте их обязательно...» Зина увидела, как ее одноклассники по дороге домой из школы жгли спички. На следующий день девочка рассказала об увиденном учительнице и попросила: «Мария Васильевна, вы поругайте их обязательно! Ведь баловаться с этим нельзя!» Ситуация 8: Аня В классе учатся две сестры – Надя и Аня. Аня – отличница, Надя занимается похуже. Обо всех промахах сестры Надя сообщает учительнице: · «Аня воду для цветов пролила...»; · «Аня не вымыла руки перед едой...».
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.007 с.) |