Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации



Т.И. ТАМБОВКИНА

Педагогические ситуации

Тамара Ивановна ТАМБОВКИНА – удивительный человек и замечательный учитель с большим педагогическим стажем. Чего только не было в ее жизни за эти годы! Когда-то она стояла перед классом и открывала школьникам прелесть непростого русского языка, дарила им чувство сопричастности к отечественной литературе. Затем был университет со студентами – любознательными и не очень. И первые, и вторые по сей день поддерживают связь с любимой учительницей: звонят, пишут, приезжают в гости.
Собирать разные педагогические ситуации Тамара Ивановна начала давно, и по старшим классам их набралось очень и очень много. Наставническая работа с учителями начальных классов и студентами педагогического университета подняла вопрос о возможности сделать такую выборку и для младших школьников. Тамара Ивановна уже давно на пенсии, но отдыхать совершенно не умеет. Вот и сегодня она делится своим бесценным опытом.
В предлагаемом цикле пойдет разговор о самых разных педагогических ситуациях – как рядовых, с которыми учитель сталкивается чуть ли не каждый день, так и трудных нестандартных, к которым сразу и не поймешь, как подойти.

С появлением в воспитании ситуативного подхода в нашей жизни появились понятия «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача».

Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные) – редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые.

В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт:

– недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь);
– разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах);
– противодействие (действие, препятствующее другому действию);
– противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь);
– разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь).

Работа учителя над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий:

1. Обнаружение факта.
2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.
3. Определение характера ее содержания.
4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.
5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.
6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач.
7. Выбор способов решения педагогических задач.
8. Самоанализ и самооценка принятого решения.

Опытные учителя в большинстве случаев не нуждаются в такой детализации своих действий; что же касается молодых педагогов, то такая пошаговая методика может принести пользу.

Рассмотрим более подробно каждый из этих шагов, обращаясь для примера к конкретной ситуации.

Обнаружение факта

Учитель узнает, что ученик 2-го класса испортил на лестнице перила: изрезал их перочинным ножом.

Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации

Ситуация описывается во всех деталях, озаглавливается (заголовок может помочь уяснить суть конфликта), по возможности целиком воспроизводится диалог. Диалог – это всегда поиск истины, нередко спор, поэтому важно его передать как можно точнее. Например, ситуация, названная:

ЭТО ЖЕ НЕЛЬЗЯ!

«Спускаюсь по лестнице и вижу: Володя С. перочинным ножиком режет лестничные перила. Заслышав мои шаги, стремглав бросился бежать, оставив на площадке свое пальто. Поймать «злоумышленника» оказалось делом несложным. Рассказываю матери о случившемся, та удивляется:
– Не может этого быть! Наверно, это кто-нибудь из тех ребят, что были вместе с сыном.
Володя смущен...
В квартире, где живет мальчик, – чистота, паркет натерт до блеска, красивая мебель. Чувствуется, что в доме бережно относятся к заведенному порядку и вещам.
– Это правда, что ты портил перила?
– Я только попробовал, как режет ножик...
Вмешиваюсь в разговор:
– Но зачем же портить перила? Вот попробуй резать у себя дома стул или свой стол. Не все ли равно, что резать – стол или перила...
У мальчика на лице немое удивление, и он возмущенно восклицает:
– Это же нельзя!
Мать поясняет:
– Это его стол... Отец ему купил».
После того как ситуация восстановлена, можно перейти к ее анализу.

Самоанализ и самооценка принятого решения

В зависимости от того, насколько эффективны были примененные учителем способы решения задач, их правильность, намечаются дальнейшие воспитательные шаги.

О ВОСПИТАНИИ БЕРЕЖЛИВОСТИ

Если присмотреться к детям, то можно легко выделить условно три группы: в первую группу войдут аккуратные, бережливые и нежадные дети; во вторую – аккуратные, отчасти бережливые (по отношению лишь к собственным вещам или, например, только к деньгам), чаще – жадные; в третью – неаккуратные (неряшливые), небережливые и преимущественно расточительные.

Беречь – это охранять, мыть, чистить, ремонтировать, убирать вещи на место, разумно накапливать. Все это делается для того, чтобы человек мог жить в окружении красивой природы, в уютном, удобном и чистом жилище, ходить в аккуратной одежде, иметь средства для приобретения необходимых вещей и продуктов питания, быстро и легко находить орудия труда для выполнения различной работы, жить в согласии с окружающими людьми.

Бережливость может с возрастом перерастать в скупость, бездумное собирание вещей. Классический образ Плюшкина из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» напоминает о том, что может произойти с человеком, если он подчиняет свою жизнь накопительству: «Это нисколько не смешно, а грустно; это не простой скупец, а человек, прежде порядочно живший, только бережливый, но впоследствии, с потерей жены, детей, десятки лет поглощенный скаредством, развившимся в это время, и дошедший до глупости и гнусности невероятной; он только копит, бережет – нужды нет, что на десятки тысяч гниет у него хлеба, сена, сукна, холста... Он только собирает в кучу...»

При формировании бережливости как качества личности могут возникать психологические барьеры, мешающие его образованию, – это неаккуратность и неряшливость. И, наконец, бережливость может сочетаться, с одной стороны, с жадностью или стремлением присвоить все себе одному, а с другой – со щедростью, когда ребенок готов поделиться тем, что он имеет.

В процессе практической деятельности учитель накапливает знания о содержательной стороне педагогической ситуации и обдумывает, каким образом он решит возникшие задачи, которые в идеале сводятся к воспитанию аккуратных, бережливых и добрых детей и преодолению вместе с семьей неаккуратности, неряшливости, небережливости и жадности. Приведем в качестве примера несколько ситуаций.

Ситуация 1. «Сломали»

Во дворе плачет семилетний Вадик.
– Ты о чем?
Растирая руками слезы, он рассказывает, что дал поиграть машинку мальчикам, а они ее сломали... Мама не сможет купить другую, у нее нет денег...

Ситуация 2. «Мне не жалко»

В семье, где растет Таня, трое детей. Мать воспитывает их одна. Девочка аккуратно относится к своим вещам, учебникам, тетрадям... Однажды она увидела, как одноклассник Петя вырывал из тетради чистые листы и делал из них самолетики.
– Ты что делаешь? Зачем рвать тетрадь, ведь она денег стоит?!
– У меня их много... Мне не жалко... Захочу –отец завтра еще купит...

Ситуация 5. «Береги книги»

Учительница раздает детям буквари. Один ученик молча возвращает книгу учительнице. Учительница, показывая букварь детям, спрашивает:

– Почему Игорь вернул мне букварь?
– Он рваный.
– Что нужно сделать, чтобы букварь был приятен и им можно было опять пользоваться?
– Его надо отремонтировать и бережно с ним обращаться.
– Кто должен это сделать?

Вопрос:

А кто думает по-другому? Кто посоветует Игорю, как надо было поступить?

Проведите этические беседы.

Примеры тем:

– Что значит быть расчетливым, экономным, бережливым?
– Как нужно относиться к продуктам питания?
– Бережливы ли мы на уроках труда?
– Как ты понимаешь бережливость? Кто у нас в классе бережливый? А ты бережливый? Почему ты так считаешь?

«Слово учителя, – писал В.А. Сухомлинский, – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника». Он был убежден в том, что многие конфликты могли бы и не возникнуть, если бы учитель умел говорить с учеником.

Тамара ТАМБОВКИНА

Продолжение. См. №16/2006

Маленькие драчуны

Мы продолжаем цикл «Педагогические ситуации». В этой статье Тамара ТАМБОВКИНА предлагает обсудить проблему детской агрессивности.
Взрослые иногда совершают над детьми действия, которые квалифицируются как физическое или психологическое насилие. К ним относят физическое и словесное оскорбление, публичное унижение, коллективное осуждение с унижением достоинства, шантаж, наказание трудом. В статье 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» записано, что «применение методов физического или психологического насилия по отношению к обучающимся воспитанникам не допускается». Это касается взрослых. А вот закона, запрещающего младшим школьникам наносить друг другу физические оскорбления, драться, не существует. Считается, что детские драки не влекут за собой тяжелых последствий. Это не всегда так, и если это явление присутствует в жизни, то учителю необходимо знать, как поступать в таких ситуациях.

Понятие «детская драка» означает способ разрешения детьми межличностных конфликтов с помощью физической силы. Участниками драк преимущественно бывают мальчики. Особенностью конфликтов, вызывающих детские драки в штатных ситуациях, является их относительная простота: несогласие, разногласие, иногда – противодействие. Многие психологи и педагоги рассматривают детские драки как способ эмоциональной разрядки, как естественное явление и не видят в них ничего опасного. Однако это не совсем так. Почему? В младшем школьном возрасте активно формируется личность, многие качества, как положительные, так и отрицательные, возникшие в этот период, будут развиваться и в последующие годы. В детской межличностной драке один выступает в роли победителя, другой оказывается в роли побежденного. Если побежденный испытывает унижение, страх или озлобление, то победитель – чувство удовлетворения от победы над своим противником. И в том и в другом случаях закрепление подобных личностных качеств нежелательно. (Однако в случаях когда физическая сила была использована для защиты слабого или для самозащиты, такое разрешение конфликта вызывает положительные эмоции от сознания честно выполненного долга, и в известной мере подобные столкновения между детьми даже полезны.)

Классический пример детской драки описан Марком Твеном в книге «Приключения Тома Сойера».

«...Перед ним [Томом] стоял незнакомый мальчик, чуть побольше его самого. Приезжий любого возраста и пола был редкостью в захудалом маленьком городишке Сент-Питерсберге. А этот мальчишка был еще и хорошо одет – подумать только, хорошо одет в будний день!..
...Чем дольше Том смотрел на это блистающее чудо, тем выше он задирал нос перед франтом-чужаком и тем более жалким казался ему собственный костюм. Оба мальчика молчали. Если двигался один, то двигался и другой – но только боком, по кругу: они все время стояли лицом к лицу, не сводя глаз друг с друга. Наконец Том сказал:
– Хочешь, поколочу?!
– А ну, попробуй! Где тебе!
– Сказал, что поколочу, – значит, могу.
– А вот и не можешь.
– Могу.
– Не можешь!
– Могу.
– Не можешь!
Тягостное молчание. После чего Том начал:
– Как тебя зовут?
– Не твое дело.
– Захочу, так будет мое.
– Ну так чего ж не дерешься?
– Поговори еще у меня, получишь.
– И поговорю, и поговорю – вот тебе!
– Подумаешь, какой выискался! Да я захочу, так одной левой тебя побью.
– Ну так чего ж не бьешь? Только разговариваешь.
– Будешь дурака валять – и побью.
– Ну да, – видали мы таких.
– Ишь вырядился! Подумаешь, какой важный. Еще и в шляпе!
– Возьми да сбей, если не нравится. Попробуй сбей – тогда узнаешь.
– Врешь!
– Сам врешь!
– Где уж тебе драться, не посмеешь!
– Пошел к черту!
– Поговори еще у меня, я тебе голову кирпичом проломлю!
– Как же, так и проломил!
– И проломлю.
– А сам стоишь? Разговаривать только мастер. Чего же не дерешься? Боишься, значит?
– Нет, не боюсь.
– Боишься!
– Нет, не боюсь.
– Боишься!
Опять молчание, опять оба начинают наступать боком, косясь друг на друга. Наконец сошлись плечо к плечу. Том сказал:
– Убирайся отсюда!
– Сам убирайся!
– Не хочу.
– И я не хочу...
...Большим пальцем ноги Том провел в пыли черту и сказал:
– Только перешагни эту черту, я тебя так отлуплю, что своих не узнаешь. Попробуй только, не обрадуешься!
Новый мальчик быстро перешагнул черту и сказал:
– Ну-ка, попробуй тронь!
– Ты не толкайся, а то как дам!
– Ну, погляжу я, как ты мне дашь! Чего же не дерешься?
– Давай два цента, отлуплю.
Новый мальчик достал из кармана два больших медяка и насмешливо протянул Тому. Том ударил его по руке, и медяки полетели на землю. В тот же миг оба мальчика покатились в грязь, сцепившись по-кошачьи. Они таскали и рвали друг друга за волосы и за одежду, царапали носы, угощали один другого тумаками – и покрыли себя пылью и славой...»

Том и новый мальчик подрались из-за того, что Тому не понравилось появление новенького на его собственной территории, да и зависть ему не давала покоя: в будний день новый мальчик был нарядно одет и выглядел франтом. Начать драку не просто, поэтому мальчики долго перебранивались и как бы настраивали себя на потасовку, стремясь при этом воздействовать на противника – напугать его, рассердить или обидеть: «боишься» – «не боюсь», «врешь» – «сам врешь», «убирайся» – «сам убирайся». Наконец мальчики покатились по земле. Они таскали и рвали друг друга за волосы и одежду, царапали носы, молотили кулаками.

Так или приблизительно так начинаются и протекают драки и сейчас. Однако дети быстро оправляются от физических и психических травм, потому что эмоциональные состояния, сопровождающие обычные детские драки, поверхностны и неустойчивы. Часто можно увидеть, как драчуны через короткое время после сражения вполне мирно и дружески общаются между собой.

Физическое насилие у детей может ограничиваться просто ударом рукой, ногой или каким-нибудь предметом – например, книгой или портфелем. В Толковом словаре В. Даля «ударять» определяется набором таких действий, как «бить, колотить, толкать, наносить удар, ушибать». Всеми этими действиями младшие школьники владеют и широко их используют. Источников, из которых дети черпают опыт физического насилия, немало: примеры неправильного поведения родителей в семье, допускающих рукоприкладство в отношении друг друга и детей; пример старших школьников; фильмы, прославляющие культ насилия.

Почему дети дерутся? Какие мотивы толкают их на применение физической силы в отношении своих сверстников? С одной стороны – это потребность защитить себя, выразить чувство гнева, вызванное мнимой или настоящей обидой, защитить слабого. С другой – попытка завоевать с помощью силы лидерство; завышенная самооценка («Мне все можно»); защита своей собственности («Это мои книги, карандаши, линейка...»).

Перед учителем сейчас возникают и новые проблемы, вызванные массовым увлечением родителей и детей с самого раннего возраста дзюдо и самбо. Занятия в спортивных секциях, специальных школах посещают не только мальчики, но и девочки. Занятия в этих школах преследуют цели развивать мотивацию личности к здоровому образу жизни, всестороннему физическому и спортивному совершенствованию. Но не могут ли дети, нарушая правила спортивной этики, применять некоторые приемы дзюдо и самбо в обычных детских драках?

Рассмотрим конкретные ситуации и вкратце охарактеризуем их.

Ситуация 1. «Неженка»

– Егорка-то у нас неженка! Вчера нес портфель Ольки из третьего «Б» класса! Какие телячьи нежности!
Ребята загалдели, засмеялись. И тут Егор вспомнил, что он действительно нес Олин портфель, когда она показывала ему фотографии.
– Неженка! – не унимался Пашка.
– Отстань, – отмахиваясь, как от назойливой мухи, бросил Егор.
Но Пашка не отставал и на следующих переменах.
– Уж точно, неженка!
И вдруг Егора как будто что-то толкнуло – откуда-то удушливой волной накатились обиды и злость. Он подскочил к Пашке, ударил его, и они вместе покатились по полу.

Ситуация 2. «Обидел слабого...»

Вова был самым маленьким в классе по росту. Коля, рослый и крепкий мальчик, постоянно его дразнил. Так было и на этот раз, когда они возвращались из школы. Коля догнал своего одноклассника, изобразил, как он делал упражнение на уроке физкультуры, а потом отвесил такой подзатыльник, что Вова еле устоял на ногах, но все же попытался противостоять своему обидчику. Мальчики покатились по земле. Кто знает, сколько бы продолжалась драка, если бы прохожие не остановили их.

В обеих ситуациях более физически сильный мальчик «пробует» свою «силу» на слабом, пытается утвердиться, унижая его достоинство. Другой, возможно, и не такой сильный, не позволяет унижать свое достоинство (или достоинство более слабого товарища), защищает себя и другого собственными силами.

Ситуация 3. «Не угодил»

Ребята играли в футбол. Володя был вратарем, ловко отражал один мяч за другим. Но вот Володе не угодил чем-то партнер по игре, Сережа. Володя несколько раз больно его ударил. Сережа обиделся и ушел. Игра прекратилась.

У Володи завышенная самооценка. Он считает, что ему все дозволено, даже ударить своего товарища.

Ситуация 4. «Отобрала...»

Начался урок, а у Пети, как всегда, чего-нибудь да и не хватает. «Ленка, дай линейку», – попросил он у соседки по парте. Девочка не реагировала. Тогда Петя, недолго думая, отобрал силой линейку. Лена книжкой ударила Петю по голове и вернула свою собственность.

Столкновение, как и большая часть столкновений между детьми вообще, возникает в процессе защиты личной собственности.

Ситуация 5. «Кто сильнее?»

Сережа и Павел решили испытать, кто сильнее. Их окружили ребята, весело подзадоривая:
– Давай, Сережка, не поддавайся!
– Паша, не уступай!
Никому не хочется быть слабым. Борьба все напряженнее. Сереже кажется, что Павел больно взял его за руку, неправильно сделал подножку. У Сергея закипает злость: «Ах, ты так!» И вот уже борьба переходит в драку.

Слишком уверенный в себе, желающий показать свою силу, мальчик часто становится участником драки.

Ситуация 6. «Подножка»

На перемене Коля и Олег играли в догонялки. За игрой наблюдал их одноклассник. Когда мимо него пробежал Олег, он подставил ножку, и тот упал. Олег вскочил и ударил обидчика. Мальчики подрались.

Драка возникает без особых причин: от безделья, желания посмотреть, что получится...

Ситуация 7. «Не выслушал...»

Валера, ученик второго класса, бежал по коридору и нечаянно задел Юру. Тот, не разобравшись, в чем дело, не выслушав извинений своего товарища, ударил его. Валере показалось это несправедливым, и в результате произошла драка, хотя ее могло и не быть.

Юра не сумел отличить умышленное действие от случайного. Неумение детей принимать извинения от своих товарищей и прощать часто может приводить к дракам.

Дети по-разному реагируют на физическое насилие:

· одни молча переносят не только словесные, но и физические оскорбления, превращаются в своеобразные мишени для насмешек и ударов. Это о них говорят: «Его только ленивый не бьет»;

· обиженные, не умеющие отстоять себя дети ищут защиты у учителя, жалуются ему на своих обидчиков («Он меня ударил!»; «А что он дерется!»);

· некоторые плачут, пытаются разжалобить своего обидчика, пристыдить его словами («Как тебе не стыдно, я же тебе ничего не сделал... Я же нечаянно...»);

· большая часть детей не спускает своему обидчику, вступает в драку, отстаивает свое достоинство.

Стоит отметить, что реакция детей на дерущихся тоже разная: разнимают, подзадоривают, бегут за помощью к учителю, стыдят.

Учитель не может выступать в качестве наблюдателя, когда дети дерутся. В его обязанности входит остановить драку, развести дерущихся в разные стороны. После того как они успокоятся, необходимо поговорить с драчунами, выяснить причину драки и посоветовать, как надо было бы поступить в возникшей ситуации.

При этом нельзя забывать о том, что пострадавший нуждается в психологической поддержке со стороны педагога, а победитель – в индивидуальной беседе о вреде применения силы, недопустимости насилия над другим человеком. Если же весь класс был свидетелем драки, то после беседы с ее участниками учитель, соблюдая педагогический такт по отношению к побежденному ученику, может дать оценку происшедшему и объяснить, как следует детям общаться друг с другом. Педагогическое мастерство учителя проявляется в умении не только выслушивать детей, но и побудить их к размышлению и самостоятельному принятию верного решения, научить правильно общаться.

Чтобы учителю легче было разговаривать с детьми, можно посоветовать использовать следующие методы, приемы и средства воспитания:

Тамара ТАМБОВКИНА

Ситуация 6: Сережа

Ни одно событие в классе не остается без внимания Сережи. Обо всем случившемся мальчик сообщает учительнице: «А Коля жег спички»; «А Маша списала задачу у Олега»; «А Володя написал на стенке нехорошее слово...»

Ситуация 7: «Вы поругайте их обязательно...»

Зина увидела, как ее одноклассники по дороге домой из школы жгли спички. На следующий день девочка рассказала об увиденном учительнице и попросила: «Мария Васильевна, вы поругайте их обязательно! Ведь баловаться с этим нельзя!»

Ситуация 8: Аня

В классе учатся две сестры – Надя и Аня. Аня – отличница, Надя занимается похуже. Обо всех промахах сестры Надя сообщает учительнице:

· «Аня воду для цветов пролила...»;

· «Аня не вымыла руки перед едой...».

Вопросы

1) Правильно ли поступает Сонечка, жалуясь взрослым?

2) Как бы вы поступили на ее месте?

ВОЛК-ЯБЕДНИК

(Афганская сказка)

Было или не было, однажды Тигр, падишах (царь) зверей, заболел. Насморк! Известно, от этой болезни не умирают. Но испортилось настроение повелителя, а это смертельно опасно для подданных. Поэтому все звери как один явились к тигру, чтобы засвидетельствовать ему свою преданность. И только Лиса не явилась. Тигр, который в этот день не желал ничего видеть дальше своего носа, вероятно, не заметил бы ее отсутствия, если бы не Волк.
– О государь! – зашипел Волк в тигриное ухо. – Все звери явились, чтобы сказать: «Будь здоров!» – едва ты чихнешь. И только голоса Лисы не слышно...
Тигр разгневался и приказал представить Лису пред свои желтые очи. Узнала об этом Лиса и сама поскорей прибежала к Тигру.
– Рыжая плутовка! – зарычал повелитель. – Все звери как звери – пришли меня проведать, а ты?
– Не сердись, о государь, – отвечала Лиса. – Я, как только узнала о твоем недуге, сразу побежала искать лекарство.
– Ах, так... – смягчился Тигр. – И нашла что-нибудь?
– Да! Самое верное лекарство от насморка спрятано в задней левой пятке нашего Волка...
– Неужели? – удивился Тигр. – Только смотри: если средство не подействует, страшись!..
Но Лиса ничуть не страшилась. Ведь насморк – это такая болезнь: лечи ее чем угодно, только поскорее, а там сама пройдет! Через несколько дней идет Лиса по лесу, а навстречу ей Волк. На трех лапах! Тут Лиса ему сказала:
– Запомни, друг мой: ябедник подобен тому, кто плюет в небо, а потом удивляется: что это за роса упала ему на голову?

Вопросы

1) Почему сказка называется «Волк-ябедник»?
2) Кого называют ябедником?
3) Что сделала Лиса?
4) Как вы относитесь к действиям героев сказки?

ЛИСЕНОК-ПЕРВОКЛАССНИК

У Лисы был сын – рыжий Лисенок. Он учился в первом классе. Был Лисенок не особенно прилежным учеником. Ему не хотелось рано утром просыпаться, умываться, чистить зубы, завтракать. Однажды Лисенок решил: не пойду сегодня в школу!
– Мама, – жалобно прошептал он утром, – у меня зуб болит.
Он думал, что мама скажет: «Бедный мой Лисенок, лежи в кроватке, не ходи в школу, сейчас я тебе сладкой кашки дам».
Но мама сказала:
– Сейчас я схожу за Медведем – зубным врачом. Он придет и вырвет больной зуб.
Лисенок испугался.
Кому это приятно, если у него вырывают совершенно здоровый зуб?
И он сказал маме:
– Мама, у меня уже перестал болеть зуб. Я пойду в школу. Но сначала умоюсь, почищу зубы, позавтракаю.
– Вот и хорошо, что болезнь прошла, – сказала мама, – а сладкая каша уже готова.

(В.А. Сухомлинский)

Вопрос

Что неправильно сделал Лисенок?

3. Поговорите, поспорьте, обсудите.

КТО НАСТОЯЩИЙ ТОВАРИЩ?

Часто о человеке говорят: хороший, добрый, а присмотреться поближе: чем он хороший, в чем его доброта?
В том, что никогда не сказал неправды, но и правды не сказал, смолчал?
Добрыми иной раз называют тихих, безобидных, которые ни в чем не откажут. Они дадут списать домашнее задание.
Если кто стекло в окне разобьет, «добрый» не выдаст.
Хулиган обидел малыша – «добрый» пройдет мимо и сделает вид, что не видел.
Разве такой человек может быть настоящим товарищем?
Когда добро со злом не бьется, оно не может быть добрым!
А все-таки, каким же должен быть настоящий товарищ? Нам кажется, что настоящий друг никогда не станет защищать проступки и недостатки своего товарища. Он так должен сказать: «Я к тебе строг, потому что я твой друг, но в беде я тебя не оставлю».

Вопрос

Как вы думаете, ребята, кого можно назвать настоящим товарищем?

4. Ознакомьте детей с некоторыми советами (см. с.45), предложите дописать их, внести изменения, применить на практике. Понаблюдайте, помогут ли они вашим детям в общении и воспитании самостоятельности.

5. Проведите индивидуальные беседы с родителями детей, которые постоянно жалуются взрослым: объясните родителям, когда и как они могут прийти детям на помощь, чтобы не замедлить развитие их самостоятельности.

Тамара Ивановна ТАМБОВКИНА

Продолжение. Начало см. в № 16, 17, 19/2006

Юные менялы

Тамара Ивановна ТАМБОВКИНА – удивительный человек и замечательный учитель с большим педагогическим стажем. Чего только не было в ее жизни за эти годы! Когда-то она стояла перед классом и открывала школьникам прелесть непростого русского языка, дарила им чувство сопричастности к отечественной литературе. Затем был университет со студентами – любознательными и не очень. И первые, и вторые по сей день поддерживают связь с любимой учительницей: звонят, пишут, приезжают в гости.
Собирать разные педагогические ситуации Тамара Ивановна начала давно, и по старшим классам их набралось очень и очень много. Наставническая работа с учителями начальных классов и студентами педагогического университета подняла вопрос о возможности сделать такую выборку и для младших школьников. Тамара Ивановна уже давно на пенсии, но отдыхать совершенно не умеет. Вот и сегодня она делится своим бесценным опытом.
В предлагаемом цикле пойдет разговор о самых разных педагогических ситуациях – как рядовых, с которыми учитель сталкивается чуть ли не каждый день, так и трудных нестандартных, к которым сразу и не поймешь, как подойти.
В этой статье Тамара ТАМБОВКИНА предлагает обсудить ситуации обмена.
Слово «обмен» знакомо каждому взрослому. Многие всю свою жизнь что-либо меняют: одни – квартиры, другие – машины, а третьи – просто «шило на мыло». Но, вступая в обменные отношения, взрослый человек придерживается определенных правил. А как к обмену относятся дети?

Обменные операции составляют важную часть жизни младших школьников.

Обменивать – «сменить одну вещь на другую, взять одно, отдать за это другое», а производное от этого слова – обмениваться – означает «меняться друг с другом взаимно».

В классе между детьми обмениваться могут: предмет на предмет; предмет на деньги; услуга на деньги; услуга на предмет; предмет на поступок общественной значимости. Например, дать списать домашнее задание и получить за это желаемый предмет.

Обмен у детей проявляется по-разному: в игре, совместных увлекательных делах, коллекционировании, мелком «бизнесе».

Каждому виду обмена соответствует особый набор педагогических ситуаций. Каждая группа ситуаций характеризуется определенными конфликтами, содержит свои воспитательные задачи и способы их решения.

Игровой обмен может возникнуть при игре в магазин (продавец предлагает товар, покупатель на условные деньги его приобретает), или в более сложных современных экономических играх: «Наш магазин», «Найдем деток мамы-монетки» и др.

Распространены и другие виды обмена – на какое-то время. Такой обмен (если не нарушаются правила) полезен, потому что он укрепляет дружеское расположение между участниками игры, препятствует проявлению эгоизма, учит быть справедливыми и аккуратными в соблюдении условий игры.

Обмениваясь играми и игрушками, дети как бы заключают договор, в котором оговаривается, что на что меняется, на какой срок, как следует обращаться с игрой или игрушкой. Как правило, обмен в игре не порождает глубоких конфликтов. Зарождающееся в некоторых случаях недовольство приводит либо к прекращению игры, либо к началу другой и на взаимоотношениях детей глубокого следа не оставляет.

Однако при обмене играми и игрушками могут все же возникать и более сложные конфликты начиная с разногласия и кончая разрывом. Учитель, чтобы этого не произошло, должен помочь детям договориться между собой, поддержать их стремление к дружественному обмену.

Чаще всего обмен возникает в процессе увлечения сходными видами деятельности, например, если дети коллекционируют, занимаются рукоделием, моделированием: обмен марками, открытками, этикетками, календариками или узорами для вышивки, деталями, необходимыми для моделирования. Можно провести классные часы, беседу, организовать выставки «О коллекционировании и правилах обмена».

Примерные вопросы и задания на таких мероприятиях:

  • Что означают слова коллекция, коллекционировать, коллекционер*?
  • Какими качествами должен обладать коллекционер?
  • Назовите правила обмена при коллекционировании.
  • О чем рассказывает марка (монета)?

Далее учитель зачитывает отрывки из художественных произведений или рассказывает разные случаи, а затем обсуждает их с классом.

Приведем примеры типичных педагогических ситуаций.

Ситуация 5. Заколка

Ира собралась в школу, увидела мамину заколку и взяла ее с собой. В классе она показала заколку подруге. Свете заколка очень понравилась, и она стала просить ее у Иры. В обмен Света предложила Ире новый набор цветных карандашей. Обмен состоялся.

В педагогической практике учителю нередко приходится наблюдать за тем, как дети нарушают правила обмена, тем более что все больше и больше расширяет возрастные границы обмен с целью получения выгоды.

Ситуация 7. Медвежья услуга

Перед началом первого урока Оля вытащила из портфеля красивый календарик. Ее соседка по парте Ира сразу обратилась к ней:
– Ой, какой красивый календарик! Подари, а!
– Не могу, – ответила Оля. Но, подумав, добавила:
– Давай, ты мне дашь списать домашнюю работу по математике, и тогда я отдам тебе календарик...

Состоявшимся обменом обе девочки остались довольны, но Оле была оказана медвежья услуга.

Ситуация 8. Одну за три…

У Нины в руках была красивая наклейка. Эдик еще издалека ее увидел.
Он так давно хотел заполучить себе такую!
– Нина, давай меняться!..
В ответ на предложение Эдика Нина сказала:
– Давай, только за эту наклейку ты мне дашь не одну, а три наклейки...
Эдик согласился, хотя ему и не очень хотелось расставаться сразу с тремя наклейками...

Учителю следует в первую очередь разъяснять значение коллекционирования в жизни людей и соблюдения правил честного и равноценного обмена.

Ситуация 11. Дорогой обмен

У Ани, ученицы 2-го класса, был день рождения. Она принесла в класс конфеты и жевательные резинки, чтобы угостить одноклассников. Аня разделила угощение между всеми учениками поровну, но в ее пакете остались еще конфеты и жевательные резинки. На перемене к Ане подошла соседка по парте Яна и попросила еще одну жевательную резинку. Аня ответила, что «за просто так» больше никому не даст, и предложила обменять резинку на что-нибудь другое. Яна, не задумываясь, сунула руку в карман и вытащила оттуда «бумажку». «Бумажка» оказалась денежной купюрой. Обмен произошел.

С одной стороны, занятия, которые являются источниками наживы, – это проявление зачатков предпринимательской деятельности, с другой, они не так уж безобидны, потому что способствуют закреплению у младших школьников эгоизма, жадности, хитрости. Для выяснения того, как дети относятся к «бизнесу», 84 ученикам 2–3-х классов калининградских школ был прочитан отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» о том, как обогащался Павлуша Чичиков:

Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем (Павлуше Чичикове) не оказалось: отмечался он больше прилежанием и опрятностью, но зато оказался в нем большой ум с другой стороны, со стороны практической. Он вдруг смекнул и понял дело, и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, попрятав полученное угощение, потом продавал им же. Еще ребенком он умел уже отказывать себе во всем.
Из данной отцом полтины он не издержал ни копейки, – напротив – в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную: слепил из воску снегиря, выкрасил его и продал его очень выгодно. Потом в продолжение некоторого времени пустился на другие спекуляции, именно вот такие: накупивши на рынке съестного, садился в классе возле тех, которые были побогаче, и как только замечал, что товарища начинало тошнить, – признак наступающего голода, – он высовывал ему из-под скамьи будто невзначай угол пряника или булки. И, раззадоривши его, брал деньги, соображаясь с аппетитом.
Два месяца он проводил у себя на квартире без отдыха около мыши, которую засадил в маленькую деревянную клеточку, и добился наконец того, что мышь становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу, и продал потом ее очень выгодно. Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить другой...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.101 с.)