Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Т.И. ТАМБОВКИНА Педагогические ситуации Тамара Ивановна ТАМБОВКИНА – удивительный человек и замечательный учитель с большим педагогическим стажем. Чего только не было в ее жизни за эти годы! Когда-то она стояла перед классом и открывала школьникам прелесть непростого русского языка, дарила им чувство сопричастности к отечественной литературе. Затем был университет со студентами – любознательными и не очень. И первые, и вторые по сей день поддерживают связь с любимой учительницей: звонят, пишут, приезжают в гости. С появлением в воспитании ситуативного подхода в нашей жизни появились понятия «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные) – редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые. В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт: – недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь); Работа учителя над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий: 1. Обнаружение факта. Опытные учителя в большинстве случаев не нуждаются в такой детализации своих действий; что же касается молодых педагогов, то такая пошаговая методика может принести пользу. Рассмотрим более подробно каждый из этих шагов, обращаясь для примера к конкретной ситуации. Обнаружение факта Учитель узнает, что ученик 2-го класса испортил на лестнице перила: изрезал их перочинным ножом. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации Ситуация описывается во всех деталях, озаглавливается (заголовок может помочь уяснить суть конфликта), по возможности целиком воспроизводится диалог. Диалог – это всегда поиск истины, нередко спор, поэтому важно его передать как можно точнее. Например, ситуация, названная: ЭТО ЖЕ НЕЛЬЗЯ! «Спускаюсь по лестнице и вижу: Володя С. перочинным ножиком режет лестничные перила. Заслышав мои шаги, стремглав бросился бежать, оставив на площадке свое пальто. Поймать «злоумышленника» оказалось делом несложным. Рассказываю матери о случившемся, та удивляется: Самоанализ и самооценка принятого решения В зависимости от того, насколько эффективны были примененные учителем способы решения задач, их правильность, намечаются дальнейшие воспитательные шаги. О ВОСПИТАНИИ БЕРЕЖЛИВОСТИ Если присмотреться к детям, то можно легко выделить условно три группы: в первую группу войдут аккуратные, бережливые и нежадные дети; во вторую – аккуратные, отчасти бережливые (по отношению лишь к собственным вещам или, например, только к деньгам), чаще – жадные; в третью – неаккуратные (неряшливые), небережливые и преимущественно расточительные. Беречь – это охранять, мыть, чистить, ремонтировать, убирать вещи на место, разумно накапливать. Все это делается для того, чтобы человек мог жить в окружении красивой природы, в уютном, удобном и чистом жилище, ходить в аккуратной одежде, иметь средства для приобретения необходимых вещей и продуктов питания, быстро и легко находить орудия труда для выполнения различной работы, жить в согласии с окружающими людьми. Бережливость может с возрастом перерастать в скупость, бездумное собирание вещей. Классический образ Плюшкина из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» напоминает о том, что может произойти с человеком, если он подчиняет свою жизнь накопительству: «Это нисколько не смешно, а грустно; это не простой скупец, а человек, прежде порядочно живший, только бережливый, но впоследствии, с потерей жены, детей, десятки лет поглощенный скаредством, развившимся в это время, и дошедший до глупости и гнусности невероятной; он только копит, бережет – нужды нет, что на десятки тысяч гниет у него хлеба, сена, сукна, холста... Он только собирает в кучу...» При формировании бережливости как качества личности могут возникать психологические барьеры, мешающие его образованию, – это неаккуратность и неряшливость. И, наконец, бережливость может сочетаться, с одной стороны, с жадностью или стремлением присвоить все себе одному, а с другой – со щедростью, когда ребенок готов поделиться тем, что он имеет. В процессе практической деятельности учитель накапливает знания о содержательной стороне педагогической ситуации и обдумывает, каким образом он решит возникшие задачи, которые в идеале сводятся к воспитанию аккуратных, бережливых и добрых детей и преодолению вместе с семьей неаккуратности, неряшливости, небережливости и жадности. Приведем в качестве примера несколько ситуаций. Ситуация 1. «Сломали» Во дворе плачет семилетний Вадик. Ситуация 2. «Мне не жалко» В семье, где растет Таня, трое детей. Мать воспитывает их одна. Девочка аккуратно относится к своим вещам, учебникам, тетрадям... Однажды она увидела, как одноклассник Петя вырывал из тетради чистые листы и делал из них самолетики. Ситуация 5. «Береги книги» Учительница раздает детям буквари. Один ученик молча возвращает книгу учительнице. Учительница, показывая букварь детям, спрашивает: – Почему Игорь вернул мне букварь? Вопрос: А кто думает по-другому? Кто посоветует Игорю, как надо было поступить? Проведите этические беседы. Примеры тем: – Что значит быть расчетливым, экономным, бережливым? «Слово учителя, – писал В.А. Сухомлинский, – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника». Он был убежден в том, что многие конфликты могли бы и не возникнуть, если бы учитель умел говорить с учеником. Тамара ТАМБОВКИНА Продолжение. См. №16/2006 Маленькие драчуны Мы продолжаем цикл «Педагогические ситуации». В этой статье Тамара ТАМБОВКИНА предлагает обсудить проблему детской агрессивности. Понятие «детская драка» означает способ разрешения детьми межличностных конфликтов с помощью физической силы. Участниками драк преимущественно бывают мальчики. Особенностью конфликтов, вызывающих детские драки в штатных ситуациях, является их относительная простота: несогласие, разногласие, иногда – противодействие. Многие психологи и педагоги рассматривают детские драки как способ эмоциональной разрядки, как естественное явление и не видят в них ничего опасного. Однако это не совсем так. Почему? В младшем школьном возрасте активно формируется личность, многие качества, как положительные, так и отрицательные, возникшие в этот период, будут развиваться и в последующие годы. В детской межличностной драке один выступает в роли победителя, другой оказывается в роли побежденного. Если побежденный испытывает унижение, страх или озлобление, то победитель – чувство удовлетворения от победы над своим противником. И в том и в другом случаях закрепление подобных личностных качеств нежелательно. (Однако в случаях когда физическая сила была использована для защиты слабого или для самозащиты, такое разрешение конфликта вызывает положительные эмоции от сознания честно выполненного долга, и в известной мере подобные столкновения между детьми даже полезны.) Классический пример детской драки описан Марком Твеном в книге «Приключения Тома Сойера». «...Перед ним [Томом] стоял незнакомый мальчик, чуть побольше его самого. Приезжий любого возраста и пола был редкостью в захудалом маленьком городишке Сент-Питерсберге. А этот мальчишка был еще и хорошо одет – подумать только, хорошо одет в будний день!.. Том и новый мальчик подрались из-за того, что Тому не понравилось появление новенького на его собственной территории, да и зависть ему не давала покоя: в будний день новый мальчик был нарядно одет и выглядел франтом. Начать драку не просто, поэтому мальчики долго перебранивались и как бы настраивали себя на потасовку, стремясь при этом воздействовать на противника – напугать его, рассердить или обидеть: «боишься» – «не боюсь», «врешь» – «сам врешь», «убирайся» – «сам убирайся». Наконец мальчики покатились по земле. Они таскали и рвали друг друга за волосы и одежду, царапали носы, молотили кулаками. Так или приблизительно так начинаются и протекают драки и сейчас. Однако дети быстро оправляются от физических и психических травм, потому что эмоциональные состояния, сопровождающие обычные детские драки, поверхностны и неустойчивы. Часто можно увидеть, как драчуны через короткое время после сражения вполне мирно и дружески общаются между собой. Физическое насилие у детей может ограничиваться просто ударом рукой, ногой или каким-нибудь предметом – например, книгой или портфелем. В Толковом словаре В. Даля «ударять» определяется набором таких действий, как «бить, колотить, толкать, наносить удар, ушибать». Всеми этими действиями младшие школьники владеют и широко их используют. Источников, из которых дети черпают опыт физического насилия, немало: примеры неправильного поведения родителей в семье, допускающих рукоприкладство в отношении друг друга и детей; пример старших школьников; фильмы, прославляющие культ насилия. Почему дети дерутся? Какие мотивы толкают их на применение физической силы в отношении своих сверстников? С одной стороны – это потребность защитить себя, выразить чувство гнева, вызванное мнимой или настоящей обидой, защитить слабого. С другой – попытка завоевать с помощью силы лидерство; завышенная самооценка («Мне все можно»); защита своей собственности («Это мои книги, карандаши, линейка...»). Перед учителем сейчас возникают и новые проблемы, вызванные массовым увлечением родителей и детей с самого раннего возраста дзюдо и самбо. Занятия в спортивных секциях, специальных школах посещают не только мальчики, но и девочки. Занятия в этих школах преследуют цели развивать мотивацию личности к здоровому образу жизни, всестороннему физическому и спортивному совершенствованию. Но не могут ли дети, нарушая правила спортивной этики, применять некоторые приемы дзюдо и самбо в обычных детских драках? Рассмотрим конкретные ситуации и вкратце охарактеризуем их. Ситуация 1. «Неженка» – Егорка-то у нас неженка! Вчера нес портфель Ольки из третьего «Б» класса! Какие телячьи нежности! Ситуация 2. «Обидел слабого...» Вова был самым маленьким в классе по росту. Коля, рослый и крепкий мальчик, постоянно его дразнил. Так было и на этот раз, когда они возвращались из школы. Коля догнал своего одноклассника, изобразил, как он делал упражнение на уроке физкультуры, а потом отвесил такой подзатыльник, что Вова еле устоял на ногах, но все же попытался противостоять своему обидчику. Мальчики покатились по земле. Кто знает, сколько бы продолжалась драка, если бы прохожие не остановили их. В обеих ситуациях более физически сильный мальчик «пробует» свою «силу» на слабом, пытается утвердиться, унижая его достоинство. Другой, возможно, и не такой сильный, не позволяет унижать свое достоинство (или достоинство более слабого товарища), защищает себя и другого собственными силами. Ситуация 3. «Не угодил» Ребята играли в футбол. Володя был вратарем, ловко отражал один мяч за другим. Но вот Володе не угодил чем-то партнер по игре, Сережа. Володя несколько раз больно его ударил. Сережа обиделся и ушел. Игра прекратилась. У Володи завышенная самооценка. Он считает, что ему все дозволено, даже ударить своего товарища. Ситуация 4. «Отобрала...» Начался урок, а у Пети, как всегда, чего-нибудь да и не хватает. «Ленка, дай линейку», – попросил он у соседки по парте. Девочка не реагировала. Тогда Петя, недолго думая, отобрал силой линейку. Лена книжкой ударила Петю по голове и вернула свою собственность. Столкновение, как и большая часть столкновений между детьми вообще, возникает в процессе защиты личной собственности. Ситуация 5. «Кто сильнее?» Сережа и Павел решили испытать, кто сильнее. Их окружили ребята, весело подзадоривая: Слишком уверенный в себе, желающий показать свою силу, мальчик часто становится участником драки. Ситуация 6. «Подножка» На перемене Коля и Олег играли в догонялки. За игрой наблюдал их одноклассник. Когда мимо него пробежал Олег, он подставил ножку, и тот упал. Олег вскочил и ударил обидчика. Мальчики подрались. Драка возникает без особых причин: от безделья, желания посмотреть, что получится... Ситуация 7. «Не выслушал...» Валера, ученик второго класса, бежал по коридору и нечаянно задел Юру. Тот, не разобравшись, в чем дело, не выслушав извинений своего товарища, ударил его. Валере показалось это несправедливым, и в результате произошла драка, хотя ее могло и не быть. Юра не сумел отличить умышленное действие от случайного. Неумение детей принимать извинения от своих товарищей и прощать часто может приводить к дракам. Дети по-разному реагируют на физическое насилие: · одни молча переносят не только словесные, но и физические оскорбления, превращаются в своеобразные мишени для насмешек и ударов. Это о них говорят: «Его только ленивый не бьет»; · обиженные, не умеющие отстоять себя дети ищут защиты у учителя, жалуются ему на своих обидчиков («Он меня ударил!»; «А что он дерется!»); · некоторые плачут, пытаются разжалобить своего обидчика, пристыдить его словами («Как тебе не стыдно, я же тебе ничего не сделал... Я же нечаянно...»); · большая часть детей не спускает своему обидчику, вступает в драку, отстаивает свое достоинство. Стоит отметить, что реакция детей на дерущихся тоже разная: разнимают, подзадоривают, бегут за помощью к учителю, стыдят. Учитель не может выступать в качестве наблюдателя, когда дети дерутся. В его обязанности входит остановить драку, развести дерущихся в разные стороны. После того как они успокоятся, необходимо поговорить с драчунами, выяснить причину драки и посоветовать, как надо было бы поступить в возникшей ситуации. При этом нельзя забывать о том, что пострадавший нуждается в психологической поддержке со стороны педагога, а победитель – в индивидуальной беседе о вреде применения силы, недопустимости насилия над другим человеком. Если же весь класс был свидетелем драки, то после беседы с ее участниками учитель, соблюдая педагогический такт по отношению к побежденному ученику, может дать оценку происшедшему и объяснить, как следует детям общаться друг с другом. Педагогическое мастерство учителя проявляется в умении не только выслушивать детей, но и побудить их к размышлению и самостоятельному принятию верного решения, научить правильно общаться. Чтобы учителю легче было разговаривать с детьми, можно посоветовать использовать следующие методы, приемы и средства воспитания: Тамара ТАМБОВКИНА Ситуация 6: Сережа Ни одно событие в классе не остается без внимания Сережи. Обо всем случившемся мальчик сообщает учительнице: «А Коля жег спички»; «А Маша списала задачу у Олега»; «А Володя написал на стенке нехорошее слово...» Ситуация 7: «Вы поругайте их обязательно...» Зина увидела, как ее одноклассники по дороге домой из школы жгли спички. На следующий день девочка рассказала об увиденном учительнице и попросила: «Мария Васильевна, вы поругайте их обязательно! Ведь баловаться с этим нельзя!» Ситуация 8: Аня В классе учатся две сестры – Надя и Аня. Аня – отличница, Надя занимается похуже. Обо всех промахах сестры Надя сообщает учительнице: · «Аня воду для цветов пролила...»; · «Аня не вымыла руки перед едой...». Вопросы 1) Правильно ли поступает Сонечка, жалуясь взрослым? 2) Как бы вы поступили на ее месте? ВОЛК-ЯБЕДНИК (Афганская сказка) Было или не было, однажды Тигр, падишах (царь) зверей, заболел. Насморк! Известно, от этой болезни не умирают. Но испортилось настроение повелителя, а это смертельно опасно для подданных. Поэтому все звери как один явились к тигру, чтобы засвидетельствовать ему свою преданность. И только Лиса не явилась. Тигр, который в этот день не желал ничего видеть дальше своего носа, вероятно, не заметил бы ее отсутствия, если бы не Волк. Вопросы 1) Почему сказка называется «Волк-ябедник»? ЛИСЕНОК-ПЕРВОКЛАССНИК У Лисы был сын – рыжий Лисенок. Он учился в первом классе. Был Лисенок не особенно прилежным учеником. Ему не хотелось рано утром просыпаться, умываться, чистить зубы, завтракать. Однажды Лисенок решил: не пойду сегодня в школу! (В.А. Сухомлинский) Вопрос Что неправильно сделал Лисенок? 3. Поговорите, поспорьте, обсудите. КТО НАСТОЯЩИЙ ТОВАРИЩ? Часто о человеке говорят: хороший, добрый, а присмотреться поближе: чем он хороший, в чем его доброта? Вопрос Как вы думаете, ребята, кого можно назвать настоящим товарищем? 4. Ознакомьте детей с некоторыми советами (см. с.45), предложите дописать их, внести изменения, применить на практике. Понаблюдайте, помогут ли они вашим детям в общении и воспитании самостоятельности. 5. Проведите индивидуальные беседы с родителями детей, которые постоянно жалуются взрослым: объясните родителям, когда и как они могут прийти детям на помощь, чтобы не замедлить развитие их самостоятельности. Тамара Ивановна ТАМБОВКИНА Продолжение. Начало см. в № 16, 17, 19/2006 Юные менялы Тамара Ивановна ТАМБОВКИНА – удивительный человек и замечательный учитель с большим педагогическим стажем. Чего только не было в ее жизни за эти годы! Когда-то она стояла перед классом и открывала школьникам прелесть непростого русского языка, дарила им чувство сопричастности к отечественной литературе. Затем был университет со студентами – любознательными и не очень. И первые, и вторые по сей день поддерживают связь с любимой учительницей: звонят, пишут, приезжают в гости. Обменные операции составляют важную часть жизни младших школьников. Обменивать – «сменить одну вещь на другую, взять одно, отдать за это другое», а производное от этого слова – обмениваться – означает «меняться друг с другом взаимно». В классе между детьми обмениваться могут: предмет на предмет; предмет на деньги; услуга на деньги; услуга на предмет; предмет на поступок общественной значимости. Например, дать списать домашнее задание и получить за это желаемый предмет. Обмен у детей проявляется по-разному: в игре, совместных увлекательных делах, коллекционировании, мелком «бизнесе». Каждому виду обмена соответствует особый набор педагогических ситуаций. Каждая группа ситуаций характеризуется определенными конфликтами, содержит свои воспитательные задачи и способы их решения. Игровой обмен может возникнуть при игре в магазин (продавец предлагает товар, покупатель на условные деньги его приобретает), или в более сложных современных экономических играх: «Наш магазин», «Найдем деток мамы-монетки» и др. Распространены и другие виды обмена – на какое-то время. Такой обмен (если не нарушаются правила) полезен, потому что он укрепляет дружеское расположение между участниками игры, препятствует проявлению эгоизма, учит быть справедливыми и аккуратными в соблюдении условий игры. Обмениваясь играми и игрушками, дети как бы заключают договор, в котором оговаривается, что на что меняется, на какой срок, как следует обращаться с игрой или игрушкой. Как правило, обмен в игре не порождает глубоких конфликтов. Зарождающееся в некоторых случаях недовольство приводит либо к прекращению игры, либо к началу другой и на взаимоотношениях детей глубокого следа не оставляет. Однако при обмене играми и игрушками могут все же возникать и более сложные конфликты начиная с разногласия и кончая разрывом. Учитель, чтобы этого не произошло, должен помочь детям договориться между собой, поддержать их стремление к дружественному обмену. Чаще всего обмен возникает в процессе увлечения сходными видами деятельности, например, если дети коллекционируют, занимаются рукоделием, моделированием: обмен марками, открытками, этикетками, календариками или узорами для вышивки, деталями, необходимыми для моделирования. Можно провести классные часы, беседу, организовать выставки «О коллекционировании и правилах обмена». Примерные вопросы и задания на таких мероприятиях:
Далее учитель зачитывает отрывки из художественных произведений или рассказывает разные случаи, а затем обсуждает их с классом. Приведем примеры типичных педагогических ситуаций. Ситуация 5. Заколка Ира собралась в школу, увидела мамину заколку и взяла ее с собой. В классе она показала заколку подруге. Свете заколка очень понравилась, и она стала просить ее у Иры. В обмен Света предложила Ире новый набор цветных карандашей. Обмен состоялся. В педагогической практике учителю нередко приходится наблюдать за тем, как дети нарушают правила обмена, тем более что все больше и больше расширяет возрастные границы обмен с целью получения выгоды. Ситуация 7. Медвежья услуга Перед началом первого урока Оля вытащила из портфеля красивый календарик. Ее соседка по парте Ира сразу обратилась к ней: Состоявшимся обменом обе девочки остались довольны, но Оле была оказана медвежья услуга. Ситуация 8. Одну за три… У Нины в руках была красивая наклейка. Эдик еще издалека ее увидел. Учителю следует в первую очередь разъяснять значение коллекционирования в жизни людей и соблюдения правил честного и равноценного обмена. Ситуация 11. Дорогой обмен У Ани, ученицы 2-го класса, был день рождения. Она принесла в класс конфеты и жевательные резинки, чтобы угостить одноклассников. Аня разделила угощение между всеми учениками поровну, но в ее пакете остались еще конфеты и жевательные резинки. На перемене к Ане подошла соседка по парте Яна и попросила еще одну жевательную резинку. Аня ответила, что «за просто так» больше никому не даст, и предложила обменять резинку на что-нибудь другое. Яна, не задумываясь, сунула руку в карман и вытащила оттуда «бумажку». «Бумажка» оказалась денежной купюрой. Обмен произошел. С одной стороны, занятия, которые являются источниками наживы, – это проявление зачатков предпринимательской деятельности, с другой, они не так уж безобидны, потому что способствуют закреплению у младших школьников эгоизма, жадности, хитрости. Для выяснения того, как дети относятся к «бизнесу», 84 ученикам 2–3-х классов калининградских школ был прочитан отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» о том, как обогащался Павлуша Чичиков: Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем (Павлуше Чичикове) не оказалось: отмечался он больше прилежанием и опрятностью, но зато оказался в нем большой ум с другой стороны, со стороны практической. Он вдруг смекнул и понял дело, и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, попрятав полученное угощение, потом продавал им же. Еще ребенком он умел уже отказывать себе во всем. У большинства детей выработан иммунитет: они считают непозволительными способы, с помощью которых Павлуша Чичиков увеличивал свой капитал. Особенно много критических замечаний вызвало то, что он обманывал своих школьных товарищей, брал у них за все деньги. Но около двадцати учащихся не нашли ничего предосудительного в действиях Павл
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.114.109 (0.016 с.) |