С) Сфера защиты свободы художественного творчества



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С) Сфера защиты свободы художественного творчества



(1) Проблема конституционно-правового понятия искусства

Искусство является природной человеческой инициативой, исконным процес-
сом, объединяющим фантазию, ум и технику. По своему существу искусство склонно
постоянно принимать новые формы, выходить за рамки норм и ставить под вопрос
существующее положение вещей. Постоянно обнаруживается, что произведения,
которые на момент их возникновения не считались искусством, с течением времени
становились таковым.

Сегодня конституционное право не может более исходить из существующего в
обществе понятия искусства, как это было в период идеализма XVIII и XIX веков
Даже внутри круга деятелей искусства вряд ли удастся прийти к консенсусу о том,
что представляет собой искусство.

"'Решение ЕСПЧ по делу Мюллер против Швейцарии, сер А №133, пункт 33, EuGRZ 1988, стр
545 «Тот кто создает, интерпретирует, распространяет или выставляет произведения искусства, вно-
сит вклад в обмен идеями и мнениями, важный для демократического общества Поэтому государства
обязаны не ограничивать свободу выражения мнений»

И'К ст 19 Международного пакта о гражданских и политических правах см nowak. CCPR-
Commentan,, ст 19, стр 342 Rz 14. а также Kalm-Malmverni-Nowak, UNO-Menschenrechtspakte, стр
211 и далее К ст 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах см
Dies, стр 150 и далее, стр 152 и далее


Если же иметь в виду конкретные вопросы практики правоприменения, то ока-
зывается, что нет ни особой необходимости, ни большого смысла в том, чтобы
давать исчерпывающее определение искусства. Открытый вопрос о понятии искус-
ства должен особо предостеречь государство от того, чтобы навязывать коммуника-
ционному процессу искусства свои представления о правильном, подлинном или
хорошем искусстве.

Несмотря на это, можно назвать различные критерии, указывающие на прису-
щий произведениям искусства характер:

• Следует, например, спросить, претендуют ли создатели вообще на то,
чтобы представить произведение искусства (а не просто промышленный
продукт или игру). Самоидентификации художника, как лица занятого
творчеством, самой по себе недостаточно; ему следует сопоставить «сто-
роннее понимание» искусства, реакцию заинтересованной обществен-
ности, других художников, экспертов в области искусства и т.д. Следует
также иметь в виду, что признанные произведения искусства были со-
зданы лицами, которые не были осведомлены о творческом характере их
деятельности. Решающим для установления художественного характера
какого-либо произведения является в конечном итоге намечающийся
консенсус любителей искусства, вопрос о временных и пространствен-
ных параметрах которого остается открытым.

• Другим признаком присущего произведениям искусства характера может
быть факт проведения выставки или показа в определенных местах (гале-
рея, театр), касательно которых можно считать, что там художественная
ценность была признана заинтересованными лицами. Такое место, одна-
ко, не дает надежного признака для разграничения: есть направления ис-
кусства, которые сознательно избегают обычных центров искусства, та-
ких, как музеи, и устремляются на улицы или на открытые пространства.
Искусство зачастую перемешано также с функциональностью архитекту-
ры и эффективностью рекламы238.

(2) Сфера деятельности и сфера воздействия

Если понимать искусство как процесс социального общения, то становится ясно,
что в сферу защиты основного права должны входить не только проявления худож-
ника, но весь процесс творчества и воздействия на окружающих как одно целое.
Искусство может принять определенную форму только тогда, когда есть хоть какой-
то шанс для дискуссии с его адресатами: только большая или меньшая публич-
ность239 придает произведению искусства присущее ему действие. Поэтому свобода
художественного творчества должна быть гарантирована также его посредникам и
поклонникам: предприятиям театра и кино, изготовителям грампластинок, вла-
дельцам галерей или организаторам выставок, издателю книги об искусстве, посе-
тительнице концерта и читателю стихов.

"*На примере рекламы Бенетгона (United Colors of Benetton) можно покатать взаимодействие ком-
мерческих, социально-политических и художественных элементов

"'Художественное творчество может поначалу происходить в изоляции, например, в психиат-
рической клинике, в пространственной или временной перспективе произведению искусства долж-
на быть обеспечена меньшая (например, в кругу друзей) или ботьшая наличность


Свобода художественного творчества защищает не только само художественное
творчество, но и его «творения» или «произведения» Конституционный суд ФРГ
изложил эту взаимосвязь в общей форме в своем решении по делу о «Мефистофе-
ле»340: «Не только творческая деятельность (сфера деятельности), но сверх того также
преподнесение и распространение произведения искусства являются объективно
необходимыми для знакомства с произведением в качестве присущего искусству
процесса; эта «сфера воздействия», в которой общество получает доступ к произве-
дению искусства, является почвой, на которой и произрастает свобода художествен-
ного творчества»241.

Не имеет решающего значения, преследует лицо, участвующее в создании
и распространении художественных произведений, коммерческие цели или
нет.

Если произведению искусства для его воздействия требуется коммерческая об-
работка и распространение, то и такие виды деятельности находятся под зашитой
свободы художественного творчества. К этому основному праву можно всегда апел-
лировать в том случае, когда некоторая репрессивная мера направлена против реа-
лизации проекта в области искусства (но не тогда, когда, например, ограничения
определяются одними только нормами трудового права в отношении трудящихся в
области искусства — служащих музеев, работников типографии, гравировальной
мастерской и т.д.).

В случае принятия мер по поддержанию общественного порядка, например,
охраны ночного покоя или общественного здоровья в первую очередь действует
свобода предпринимательской деятельности согласно ст. 34 КРФ; но даже там,
где, в первую очередь используется ее сфера защиты, не должно страдать внешнее
воздействие произведения искусства, для которого оно создавалось; в этом отно-
шении в любом случае продолжает действовать свобода художественного творче-
ства В этом смысле Конституционный Суд ФРГ явным образом поставил под
защиту свободы художественного творчества также и рекламу произведения ис-
кусства242 .

Реальность общественной жизни показывает, что сегодня искусство для дости-
жения своей цели нуждается в посредничестве со стороны экономики; с другой
стороны, экономика все больше использует искусство как проводника своих инте-
ресов.

Примером служит спонсорство или реклама посредством распространения про-

""BVerfGE 30, 173 и далее - Мефистофель

241 Решение продолжает «Один только взгляд на националистические режимы и их политику в
области искусства показывает, что гарантии индивидуальных прав художника недостаточно для за-
шиты свободы художественного творчества Без распространения персональной сферы действия га-
рантий свободы художественного творчества на сферу воздействия искусства это основное право
работало бы в значительной мере впустую», BVerfGE 30, 173 (189) — Мефистофель

2"BVerffiE 77, 240 (251) — Херрнбургский отчет (Herrnburger Bericht) «Реклама произведения
искусства не является средой, передающей само произведение искусства или его содержание Однако
она является средством коммуникации, которое также относится к сфере воздействия художествен-
ного произведения, искусство, как и защищенные блага других "коммуникационных основных
прав", связано с публичностью и поэтому нуждается в общественном восприятии»

Конституционный Суд ФРГ, напротив, исключил критику в сфере искусства — если только она
сача не облечена в художественную форму, например, сатиры — из сферы защиты свободы художе-
ственного творчества, BVerfC от 25 февраля 1993 в EuGRZ 1993, стр 146 и далее — Бепь/Хеншайд
(Boll Henscheid)


изведений искусства (пример: реклама, оформленная художником в виде плаката,
или бутылка с элементами художественного дизайна). Конкретизация основного
права требует здесь особенно дифференцированного взвешивания правовых благ,
причем необходимо учитывать затронутые основные права и свободы, а также дру-
гие общественные и частные интересы.

Если на переднем плане однозначно стоит стремление к получению прибыли, а
«творческая» компонента служит лишь дополнением — как, например, в случае
пип-шоу и т.п., то справедливым будет отнесение данного вопроса к сфере свободы
предпринимательской деятельности с ее специфическими возможностями для ог-
раничений243 .

d) Пределы свободы художественного творчества

(1) Частное право

Свобода художника принимать решение о предмете, оформлении, опубликова-
нии или передаче произведений при определенных обстоятельствах может вступать
в противоречие с вопросами неприкосновенности личности других лиц.

Один владелец галереи выставил картину, изображавшую художника Фердинанда Ходлера на
смертном одре; ваова Ходлера подала жалобу на владельца галереи, апеллируя к нарушению ее
личных прав со стороны владельца галереи Личным правам вдовы, нарушенным тем, что картина
с изображением ее умершего мужа была выставлена против ее воли под любопытные взгляды по-
сторонних людей, суд придал больший вес, чем интересам владельца галереи, стремящегося обес-
печить доступность произведения искусства для общественности

Как и ст. 44 КРФ, Основной закон ФРГ в ч.З ст. 5 также гарантирует полную
свободу художественного творчества. Однако Конституционный Суд ФРГ устанав-
ливает ее границы там, где она вступает в конфликт с другими конституционными
принципами, к которым относится общее право неприкосновенности личности:

В решении о Мефистофеле Конституционный Суд ФРГ разбирался с этой проблематикой
Он дал правовой защите личности приоритет по сравнению со свободой литературного творче-

Суд Швейцарии обвинил владельца секс-шопа в злоупотреблении своими пра-
вами, когда тот апеллировал к свободе художественного творчества ВОЕ 114IV 116 Е4Ь/сс стр 123
(фильм Нью-Йорк Сити) для виновника «в действительности речь не шла о каком-либо творчес-
ком акте, но очевидно единственно о простой финансовой прибыли от сексуального предприятия »)
Европейская Комиссия по правам человека в аналогичном вопросе постановила, что коммерческий
показ порнографического фильма «Нью-Йорк Сити» в любом случае попадает в сферу зашиты ст 10
ЕКПЧ (Европейская Комиссия по правам человека, дело Шерер (Scherer) против Швейцарии, сер А
№287, пункт 53 ЕСПЧ не высказался по этому вопросу, поскольку истец умер Пограничные случаи
представляет собой, например, коммерческий сбыт «серийного искусства» (почтовые открытки, по-
стеры и т.д) или выставление произведений искусства в витринах универмага, во втором случае
разграничение может облегчить мотив такой выставки (например, рекламная акция универмага или
меценатская акция по поддержке искусства'1)

244VerfGE 30, 173 и далее — Мефистофель

"'Писатель Клаус Манн в своей книге «Мефистофель' история карьеры» показывает восхожде-
ние актера Хендрика Хефгена, который скрывал свои политические убеждения и не связывал себя
никакими этическими и человеческими правилами, для того чтобы сделать карьеру в качестве


ства Мера отчуждения художественного образа в данном конкретном случае была недостаточна

для того чтобы защитить репутацию и добрую память затронутого лица в необходимом для право

вой зашиты личности объеме

Остается открытым вопрос, было бы решение таким же, есчи бы высказывания книги об искрите

нии тюдей властью рассматривались также и с точки зрения свободного (политического) выраже

ния мнения В конечном итоге представляется неудовлетворительным, что гарантированная Ос

новным законом полная свобода художественного творчества должна подвергаться более строгим

ограничениям, чем общая свобода мнений

Решение вызвало жесткие споры , в 19£ t году в ФРГ новый тираж романа был опубликован без

каких-либо стожностеи

Типичное поле борьбы между искусством и защитой личности (защита чести и
достоинства) представляет собой область карикатуры, сатиры или политического
или критикующего общество эстрадного дивертисмента В то время как наступа-
тельный потенциал и выражение протеста здесь достаточно высоко, художественное
содержание зачастую бывает спорным Названные стилевые средства, безусловно,
воплощают собой «элемент политической культуры в условиях действующей де-
мократии» Художественный аспект состоит в творческой идее пластического пре-
увеличения реальных процессов или моральных оценок

(2) Уголовное право

Определенные блага, защищенные уголовным правом, особенно часто встутла
ют в противоречие со свободой художественного творчества

(а) Порнография

Ст 242 УК предусматривает наказание за противозаконное распространение
порнографических материалов и предметов Поскольку наказание предусмотрено
только за противозаконное распространение, то следует исходить из того, что любое
распространение порнографических материалов разрешено до тех пор, пока феде-
ральным законом не будет точно описано, что именно должно быть запрещено
законом

любимца шасть имущих в наиионал-социчлистической Германии Описание ориентировано на
личность и жизнь актера Густава Грюндгенса который ранее быт женат на сестре Манна и дружил с
самим писателем Приемный сын умершего за это время Грюндгенса хотел воспрепятствовать публи-
кации поскочьку она нарушала личные права его и Грюндгенса он заявил что соединение реальных
фактов с выдуманными и уничижительными характеристиками создает искаженный и оскорбитель-
ный образ умершего

*См Philippe Mohrmg, Verfassungsgenchtliche Wertentscheiciungen, Anmerkung zur «Mefisto» //
Gedachnisschrift fur Rene Marcic, Berlin 1974, стр 575 и далее, Hans-Hennch Rupp, Zum «Mefisto-
Beschluss» des Bundesverfassungsgerichts, DVB11972, стр 66 и далее

24 На иную точку зрения указывает следующее решение Конституционного Суда ФРГ Стихотво-
рение Бертольда Брехта во время предвыборной борьбы накануне выборов в Бундестаг в 1980 году
бычо использовано противниками одною из кандидатов в канцлеры в качестве сюжета для полити-
ческого > чичного театра, уличный театр среди прочего обыгрывал отчетливые отношения между дан-
ным кандидатом и прежними высокопоставченнычи нацистами, что было признано судами уголов
но наказуемым оскорблением Конституционный Суд ФРГ отменил это решение, поскотьку оно не
бычо основано на тщатешном взвешивании 6iar свободы художественного творчества и защиты
личности BVerfCE 67, 213 и далее — Поезд прошлого (EuGRZ 1984 стр 474 и далее)


(b) Оскорбление государственных символов

Статья 329 УК предусматривает наказание за надругательство над государствен-
ным гербом и государственным флагом

Именно в произведениях искусства, прежде всего в карикатурах, для графичес-
кого представления критики государственных структур зачастую используется сим-
волика государства

Здесь сравнение правовых благ в случае их конфликта должно очевидным обра-
зом делаться в пользу свободы художественного творчества

(c) Оскорбление чести и достоинства

Статья 129 УК (Клевета), статья 130 (Оскорбление), статья 319 (Оскорбление
представителя власти) являются нормами уголовного права, которые ежедневно
конфликтуют в карикатурах со свободой художественного творчества И здесь кон-
ституционная гарантия свободы художественного творчества безусловно имеет при-
оритет.

е) Программное содержание

(1) Значение

Практическое значение свободы художественного творчества лежит более в про-
граммном, чем в юридически конкретном содержании основного права в качестве
охранительного права против государственного вмешательства

По счастью сегодня серьезное государственное вмешательство в художе-
ственное творчество вряд ли возможно Конституционно-правовое значение
свободы художественного творчества находится скорее в сфере стимулирова-
ния искусства

(2) Государственное стимулирование искусства с точки зрения основных
прав и свобод

Для обеспечения свободы художественного творчества художники должны быть
независимы от государства, с другой стороны, они нуждаются в частной или госу-
дарственной поддержке и стимулировании, в современном конституционном госу-
дарстве культура и стимулирование художественного творчества как правило, при-
знаются одной из задач общества

Часть 2 ст 44 КРФ гарантирует каждому право на участие в культурной жизни,
пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям

Естественно, что государство не может гарантировать эти права в виде доступа к
частным учреждениям, а только к государственным Тем самым Конституция зак-
репляет стимулирование культуры

Государственное стимулирование культуры и искусства и содержательная и фор-
мальная свобода художника находятся в напряженных отношениях С учетом огра-
ниченности государственных средств, предназначенных для стим>лирования ис-
кусства, становится необходимым выбор стимулируемых проектов и художников

13-933


В этих условиях особенно важно, чтобы решение о распределении имеющихся средств
принимались инстанциями, которые на основе своего состава, положения и проце-
дуры работы обеспечивали бы объективные критерии выбора; чисто политические
учреждения вряд ли пригодны для такой задачи.

Решение о стимулировании с трудом поддаются правовому регулированию
Судьи могут быть призваны только для того, чтобы проверить факты наличия про-
извола при выделении субсидий


I


Свобода научного творчества

a) Конституционно-правовая гарантия

Часть 1 ст. 44 КРФ гарантирует свободу научного творчества: «Каждому гаран-
тируется свобода ... научного, технического и других видов творчества, преподава-
ния».

Свобода научного творчества включает в себя свободу исследований, теорий и
свободу перенимать знания других (свобода обучения) Основное право защищает
свободный выбор предмета и метода научного исследования, а также распростране-
ние полученных результатов

Кроме того, свобода научных исследований упоминается в ч. 3 ст. 15 Междуна-
родного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

b) Что такое «наука»?

Наука, как и искусство, представляет собой исторически и культурно выражен-
ную сферу жизни, которая практически не поддается точному определению Она
касается получения и передачи человеческих знаний в рамках тонкого процесса
индивидуального духовного творчества и общения между исследователями Наука
покоится на сложном процессе коммуникативной дискуссии, преследующей цель
изучения возможностей и пределов надежного знания При этом в результате дли-
тельного процесса духовных споров следует также заново сформулировать и крите-
рий истины или научности, выделяющий данную сферу жизни среди других' то,
что служит для определенной цели в качестве научного знания или научного мето-
да, следует из постоянно вырабатываемого заново консенсуса сообщества исследо-
вателей.

Наука в этом смысле является экзистенциальным жизненным нервом духовно-
го просвещения, технического развития и общественного обновления Исследова-
ние действительности должно быть готово к неожиданному и даже ошеломляюще-
му, к тому, что может идти вразрез с традиционными убеждениями, установив-
шимся образом мышления или представления общественных и государственных
структур. Обязанность науки принимать фальсификации ее высказываний и сохра-
нять открытой возможность для «научных революций», находится в перманентном
конфликте с тенденцией государственных институтов к стабильности. Именно вслед-
ствие виртуального противоречия научного познания и общепринятых представле-
ний, взглядов или идеологий наука требует защиты в рамках основных прав и
свобод



Как любая человеческая деятельность, наука также встроена в некоторый куль-
турно-общественный контекст, т.е. на нее накладывает свой отпечаток текущее
социальное, пространственное и временное место исследователей, они никогда не
бывают полностью свободными от политических, идеологических установок, ко-
торые оказывают влияние на направление и результат работы Из этой неизбеж-
ной обусловленности человеческого познания следует требование толерантности
Отсюда вытекает понимание условности и относительности всех человеческих
знаний.

c) Соотношение со свободой мнений

Свобода мнений — в отличие от свободы научного творчества — защищает
также и научно необоснованные точки зрения; в общественных дебатах плюралис-
тического общества они также имеют легитимную функцию.

Пример: одному экологу было запрещено распространение спорных с научной
точки зрения данных о возможно вредном для здоровья воздействии микроволн.
Федеральный Суд усмотрел в запрете допустимую меру в рамках обеспечения чест-
ной конкуренции248. ЕСПЧ был другого мнения: он счел запрет нарушением ст. 10
ЕКПЧ. Мнения меньшинства, которые (пока) не признаны сообществом ученых,
должны также иметь возможность для распространения249.

d) Институциональные основы свободы научного творчества

Наука, как исследование и теория, значительно сильнее, чем другие сферы раз-
деленного на многочисленные участки процесса формирования политического и
общественного мнения, нуждается во включении в организационную структуру
государства (например, в университет), государственном стимулировании и другой
поддержке.

Двигателем научного познания остается, однако, творческий импульс человека,
ищущего ответа на интересующие его вопросы. Несоответствия между его спонтан-
ностью и государственным планированием или управлением представляются по-
чти неизбежными там, где исследование проходит в рамках государственных уч-
реждений (высшие учебные заведения, государственное управление с его ведом-
ственными исследованиями).

Университетские экспериментальные и теоретические исследования зависят от
персонала и материальных средств, имеющихся в распоряжении, или от государ-
ственного заказа на проведение исследований, однако и в таком окружении свобода
научного творчества остается основной гарантией необходимого творческого им-
пульса научного познания.

Все более важное значение для функционирования и поддержки науки приоб-
ретает, однако, организованная на частных основах экономика. При этом центр
тяжести смещается на прикладные (ориентированные на получение выгоды) иссле-
дования^ в то время как задачей государственных университетов, как и всегда, оста-
ется ведение всего спектра научных работ. Поддержание необходимого разнообра-
зия научных дисциплин и работ, особенно в тех областях, где они (еще) не востре-

M8BGE 120 II 76ff {Хертель — микроволновые печи)

"'Решение ЕСПЧ по делу Хертель против Швейцарии от 25 августа 1998

13'


бованы экономикой, зависит в особенности от готовности государства взять на себя
эту задачу.

е) Об отдельных частных понятиях

(1) Свобода научного исследования

Исследование есть проведенный научными методами поиск знаний и их рече-
вое сообщение заинтересованным научным кругам или широкой публике посред-
ством доклада, разговора или публикации. Защищается, в частности, выбор поста-
новки вопроса и метода проведения, планирование и выполнение сбора материа-
лов, принятие решений относительно состояния исследования, составление научных
отчетов, обобщение, оценка и критика результатов исследования.

Небезразличен также вопрос о том, ведется ли исследование по личной иници-
ативе исследователя или по заказу третьего лица (исследование по заказу или на
средства третьего лица): здесь отсутствует свобода выбора исследуемой проблемы (в
любом случае выбор между различными научными методами). Даже тот, кто прово-
дит т.н. ведомственные исследования (внутренние исследования какого-либо уч-
реждения), пользуется гарантией свободы исследования; информация, полученная
вне рамок принципа свободы научного творчества, не может выдаваться в качестве
результата научного исследования. Свобода предназначена исключительно для на-
уки.

В отдельных случаях необходимо взвешивание различных благ с точки зрения
вопросов свободы научного творчества и требований других основных прав и сво-
бод, или элементарных конституционных целей (уважение человеческого достоин-
ства, защита основных прав и свобод других лиц, учет конституционных вопросов
общественного здоровья, защиты окружающей среды и т.д.). В этих рамках следует
утвердительно ответить на вопрос об установленной законом ответственности уче-
ных по учету последствий их деятельности для общества и указанию на опасные
результаты исследований.

Другими сферами столкновения интересов сегодня, например, являются кли-
нические исследования с участием людей, использование подопытных животных
для исследовательских или учебных целей или конфликт между интересами защиты
личности и исследованиями, требующими использования личных данных граждан.

(2) Свобода преподавания

В преподавании ученый представляет под свою ответственность собственные
или перенятые научные знания. Свобода преподавания относится к свободе иссле-
дований так же, как сфера воздействия относится к сфере деятельности в свободе
художественного творчества. Свобода преподавания означает, что преподаватель
может самостоятельно определять содержание, методику и ход учебного процесса.

В сегодняшней научной жизни свобода преподавания реализуется прежде всего
в свободном исполнении заданий на обучение (или обязанностей) в рамках при-
знанных высших учебных заведений. Преподаватели, назначенные государством,
должны придерживаться учебной программы, расписания занятий и экзаменов,
однако конкретизация учебного задания осуществляется именно в смысле свободы


преподавания под собственную ответственность ученого.

Академическое преподавание не является единственной формой передачи науч-
ных знаний; если таковое происходит посредством публикаций или докладов вне
высшей школы, то специфическое содержание с точки зрения свободы научного
творчества приобретают и другие основные права и свободы, такие, например, как
свобода прессы, собраний или объединений.

(3) Свобода обучения

Адресаты научной теории также пользуются свободой научной деятельности: в
рамках расписания занятий и экзаменов, а также учебных планов учащийся может
свободно принимать решения о своей учебе, в частности о своей научной работе.
Внутри научного процесса конституционное право гарантирует ему также возмож-
ность получения новых научных знаний в рамках обучения и исследования, кото-
рая не должна подавляться авторитетом обучающего. Напротив, задачей научного
обучения является приучение к критическим научным оценкам, самостоятельному
мышлению и работе.

Из свободы обучения следует, что свобода преподавания ученого как раз там, где
она осуществляется в рамках государственного задания, не должна влечь за собой
принуждение учащихся к восприятию определенных политических, мировоззрен-
ческих или идеологических ценностей или научных мнений. Свобода обучения и
свобода преподавания реализуются в процессе деликатных взаимоотношений меж-
ду обучающими и обучающимися, исследователями и студентами. Сохранение обо-
юдного уважения и признания при этом будет более способствовать прогрессу на-
уки, чем подробное юридическое регулирование соответствующих правовых при-
тязаний.

Свобода обучения, вообще говоря, с трудом поддается юридическому регули-
рованию на практике. Однако основное содержание подлежит правовому контролю:
высшее учебное заведение, предусматривающее изучение нескольких иностранных
языков, должно оставить за студентом выбор того языка, который он хочет изучать.
Произвольное распределение администрацией высшей школы, кто должен изучать
какой иностранный язые нарушает, по моему мнению, конституционную свободу
обучения.

7. Свобода собраний, ст. 31 КРФ
а) Принцип

Возможность собираться вместе с другими является основной потребностью
человека и предпосылкой для любых форм демократии. Встреча с другими людьми
снимает изоляцию, придает чувство общности и солидарности.

Гарантия основных прав и свобод запрещает принятие государственных мер
против созыва, организации и проведения собрания или против участия или
неучастия в нем. Если для собрания не используется общественная земля, то
собрание не может быть поставлено в зависимость от наличия государственного
разрешения.


по

Свобода собраний ... гарантируется Конституцией

b) Функция

Собрания являются важным форумом для формирования общественного и по-
литического мнения. Они являются важным фактором в преддверии институцио-
нального политического решения. Особенно для групп и лиц, доступ которых к
средствам массовой информации, например, по финансовым причинам, ограни-
чен, публичное собрание дает возможность донести свое мнение до широкой обще-
ственности и таким образом оказать влияние на демократический процесс приня-
тия решения. При этом собрание сводит вместе людей с одинаковыми частными
интересами, усиливает чувство общности, даже при небольшой степени организа-
ции, и тем самым способствует интеграции группы в целом.

Внутренняя динамика, потенциально присущая собраниям, и их возможная
политическая сила постоянно вызывает репрессивные меры со стороны государства.

c) Конституционно-правовое признание

Ст. 31 КРФ гарантирует гражданам250 РФ свободу собраний.

«День Победы» (Постановление заместителя Председателя ВС России от 31.07.97 г. Бюллетень ВС
России №3/98)

Гражданин Кузнецов в День Победы в 9 часов утра находился с красным знаменем у памятника
маршалу Жукову в Омске Работники милиции неоднократно предлагали ему покинуть это место
в связи с проведением официального мероприятия у этого памятника, запланированного на 11

:SOO проблеме иностранцев смотри ниже


часов утра Проигнорировавший эти просьбы Кузнецов был выдворен с этого места насильно По
решению Омского областного сула он был оштрафован за злостное неповиновение требованиям
работников милиции Заместитель Генерального прокурора России подал протест в ВС России об
отмене постановления.

ВС России удовлетворил протест, обосновав это тем, что Кузнецов не нарушал общественного
порядка, а неповиновение работникам милиции было вызвано их незаконными действиями Офи-
циальное мероприятие у памятника было намечено на 11 часов утра, таким образом, у Кузнецова
была возможность воспользоваться своим правом, гарантированным ст. 31 Конституции РФ, не
мешая намеченному мероприятию. Постановления об административной ответственности в от-
ношении Кузнецова были отменены и административное производство было прекращено
Выдворение мирного демонстранта с места проведения официальных праздничных мероприя-
тий противоречит Конституции РФ.

Статья 11 ЕКПЧ25' и статья 21 Международного пакта о гражданских и полити-
ческих правах253 содержат аналогичные гарантии и гарантируют также «право на
мирные собрания».

Вследствие достаточно широких возможностей его ограничения в статье 11 пун-
кте 2 ЕКПЧ это правовое положение Конвенции имеет значение лишь в качестве
минимальной гарантии.

d) Проблемы защиты

(1) Что такое собрание?

Под защиту данного основного права подпадает любое скопление множества
людей на частной или общественной земле с целью обмена мнениями или проведе-
ния дискуссии между собой или с окружающими либо с целью некоторого симво-
лического мероприятия. Формы проведения собраний могут быть разнообразны,
доклады, встречи общественного или частного характера, тематические вечера; в это
понятие входят собрания под открытым небом (луг, площадь, стадион) или в закры-
тых помещениях (квартира, зал, ресторан). Каждое скопление множества лиц с це-
лью общения является собранием, предпосылкой которого служит определенная
организаций. Этот принцип отсутствует для стечения народа, например, при круп-
ной дорожной аварии.

Мероприятия, не привязанные к определенному месту, такие, как переходы,
марши и демонстрации, также находятся под защитой свободы собраний.

Собрания неопределенной продолжительности, например, организованные на
неопределенное время вахты мира (например, в знак протеста против убийства по-
литика) тоже защищены свободой собраний. То, насколько коллективная голодовка
протеста в качестве формы публичного изъявления мнения и приглашения к про-
явлению солидарности подпадает под свободу выражения мнения или, по крайней
мере, под защиту свободы выражения мнений, зависит от значения совместного
обнародования мнения.

Если собрания входят в уставную деятельность союза или иного юридического

2"Ст 11 ЕК.ПЧ «Все люди имеют право собираться мирно»

25!Ст 21 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Признается право мир-
но собираться»


лица (собрания союза, собрания акционеров АО и т.п.), то они входят в сферу
защиты свободы объединений согласно ст. 30 КРФ, в этом случае свобода собраний
остается незатронутой; никакой дополнительной более широкой защиты она не
дает.

Правовая зашита свободы собраний ограничивается собраниями, служащими
для формирования мнений. Смыслом такого ограничения является исключение из их
числа развлекательных или коммерческих мероприятий, например, спортивных
соревнований или танцев, концертов, фильмов или театральных представлений.

Такое разграничение допустимо в той мере, в какой проводимые мероприятия
могут быть отнесены к сфере действия других основных прав и свобод, как, напри-
мер концерт — к свободе художественного творчества, а спортивное соревнование —
к свободе предпринимательской деятельности.

(2) Исключение собраний, не являющихся мирными

Статья 31 КРФ гарантирует только право на мирные собрания.

Свобода собраний, так же как свобода мнений, справедливо рассматривается как
неотъемлемая составная часть демократического устройства правового государства.
В качестве таковой она может ограничиваться только мирными встречами и дей-
ствиями, которые в какой-либо форме служат для свободного от насилия общения
в демократическом обществе

Демократическая дискуссия по определению является свободной от насилия.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.028 с.)