Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Другие аспекты личной жизни

Поиск

1. Свобода совести, вероисповедания и отправления религиозных
культов

a) Конституционно-правовая защита

Основные права и свободы в сфере религиозных и мировоззренческих убежде-
ний, право на распространение своих убеждений и свобода совести защищаются
ст.28 КРФ, а также ст. 9 ЕКПЧ и ст 18 и 27 Международного пакта о гражданских и
политических правах В таких гарантиях находит свое выражение тот опыт, что
человек ощущает свою веру как основной стержень существования, который под-
вергается угрозам со стороны властных притязаний государства или иных соци-
альных сил и потому нуждается в защите.

b) Содержание и сфера защиты свободы вероисповедания

(1) Предметная сфера защиты

(а) Свобода совести и вероисповедания

(i) Вера

В качестве веры основные права и свободы защищают любые отношения челове-
ка к наиболее глубинным вопросам; сюда относятся все виды представлений об
отношении человека к божественному или к трансцендентному Но и атеисты, а
также лица, не сформировавшие своего отношения к вере, находятся под защитой
основных прав и свобод, они не должны быть понуждаемы ни к положительному
признанию веры, ни к отказу от нее

Защите подлежат все формы вероисповедания, независимо от их количествен-
ного распространения.

(и) Мировоззрение

Под свободой совести и вероисповедания понимается зачастую также и свобода
мировоззрения Это понятие еще менее ясно, чем свобода совести; оно восходит к

"С некоторых пор заключение в штрафной изолятор также квалифицир^тся как уголовно-пра-
вовая санкция в cwbicie ст 6 ЕКПЧ и подлежит судебной проверке Основано на юрисдикции ЕСПЧ
Энгель (Engel) и др против Нидерландов, сер А №22, пункт 80 и далее, EuGRZ 1976, стр 231идалее,
Кэмпбелл и Фелл (Campbell a Fell) против Великобритании, сер А №80, пункт 67-73, EuGRZ 1985,
стр 538 и далее Обзор различных важных критериев дают Van Dyk/Van Hoof, Theory and Practice, ст 6,
стр 409-416


«Критике способности суждения» Иммануила Канта и обозначает личный способ
восприятия бесконечности мира, ощущаемого посредством разума

Мировоззрение не обладает никаким (объективным) абсолютным правом, не
является системой знаний или вероисповедания, но — возможно отрывочными
толкованиями мира для понимания смысла человеческой жизни Главной является
потребность в духовной защищенности и ориентации при преодолении жизнен-
ных обстоятельств, причем на передний план выходят лично сформированные,
укоренившиеся убеждения Характерным является — так же как для религии и сове-
сти — то, что мировоззрение несет в себе функции формирования собственно лич-
ности, ее самоидентификации

В то время как для религии на первом плане стоят отношения человека с некото-
рым трансцендентным порядком или с некоторой всеохватывающей сущностью,
мировоззрение характеризуется в большей степени некими не подлежащими со-
мнениям убеждениями касательно экзистенциальной задачи человека в этом мире,
некоей позицией, которая хотя и может ощущаться в качестве абсолютной, но не
имеет никакого отношения к неземным силам (примеры: пацифизм72, антропосо-
фия, экологическая картина мира)

Для того чтобы отличать защищенное основными правами и свободами миро-
воззрение и его выражение от мысленных экспериментов или чисто риторической
аргументации, требуется определенный «уровень убедительности, серьезности, цель-
ности и важности» (level of cogency, seriousness, cohesion and importance)73 Еще более
важной представляется функция самоидентификации для сторонников того или
иного мировоззрения, посягательство на личное мировоззрение, нарушающее ос-
новные права и свободы, должно быть распознаваемым в направлении отрицания
или ущемления личного достоинства, независимости или чувства самоуважения

Переходы к свободе мнений согласно ст 29 КРФ являются гибкими, в случае
мировоззрения на передний план выходит характер, лежащий в основе индивиду-
альности, и ощущаемая, в том числе и внешне, сила выражения в ближайшем
окружении человека, поэтому внешнее признание или соответствующее мировоз-
зрению поведение человека также подлежат защите в рамках основных прав и сво-
бод.

(ш) Совесть

Под совестью понимается некая «критическая» инстанция, которая устанавли-
вает этические и моральные мерки для жизни и поступков индивидуума Решения,
принимаемые по совести, ощущаются как требования первостепенной важности
Верховный Суд США попытался определить совесть с помощью традиционного
термина веры, а именно как «(а) искреннее и важное мнение, которое занимает в
жизни его обладателя место, находящееся параллельно с местом, занятым Богом»
(sincere and meaningful belief which occupies in the life of its possessor a place parallel to that
filled by God)74

"Так Европейская Комиссия по правам четовека в решении по делу Эрроусмита (Arrowsmitb)
признала пацифизм в качестве мировоззрения в смысле ст 9 ЕКПЧ, Эрроусмит (Arrowsmith) против
Великобритании от 12 октября 1978, DR 19, 5

"Van Di|k/\an Hoof, Theorv and Practice ст 9, стр 548, с указанием на решение ЕСПЧ Кэчпетл и
Kovcenc (Campel! a Cosans) против Великобритании tep A №48, пункт 36, EuGRZ 1982, стр 156

74Дето касалось отказа от воинской стежбы по убеждениям, Соединенные Штаты против Зеегера
(Seeger), 380 US 163, 178 (1965)


В противоположность мнению, выдвигаемому в качестве аргумента в споре,
решение, принимаемое по совести, отличается своей (переживаемой субъективно)
непререкаемой обязательностью и безусловностью вследствие его функции прида-
вать человеческому существованию индивидуальность и смысл

Одни ощущают совесть как голос бога, другие — как стремление быть самим
собой75 в мире анонимности, психоанализ обозначает совесть как продукт детско-
го приспосабливания к реальности или как выражение коллективного бессозна-
тельного.

(b) Свобода отправления культов

Ст. 28 КРФ гарантирует свободу отправления культов76 Она защищает коллек-
тивные религиозные действия, такие, как богослужения, процессии и т.д, а также
индивидуальные культовые действия (например, исповедь, медитацию, заклина-
ния). Культ отличается, как правило, религиозным убеждением, выражаемым в
ритуальной форме. К этой защите могут апеллировать и отдельные лица, и религи-
озные общины

Границы свободы отправления культов и свободы совести и вероисповедания
представляются нечеткими, вследствие своих проявлений в социальном окруже-
нии свобода отправления культов легче вступает в конфликт с другими правовыми
благами, так что вопрос о пределах основных прав и свобод возникает чаще.

(c) Использование свободы совести, вероисповедания и свободы отправления
культов

Основные права и свободы защищают не только свободу иметь определенные
религиозные убеждения или мировоззрение, но и возможность их практиковать
Под свободу жить согласно религиозным или мировоззренческим убеждениям под-
падают, например, правила ношения одежды и принятия пиши и другие нормы
поведения, являющиеся выражением этих убеждений

«Дело о свободе отправления религиозных культов в местах заключения»

(Решение Федерального Суда Швейцарии, 113 1а 304, П, публично-правовой отдел, 13 ноября
1987 года)

Свобода вероисповедания сохраняет действие и во время исполнения наказания В ситуации,
когда зависимость лица от органов исполнительной власти очень велика, должна быть гарантиро-
вана религиозная нейтральность государства Признание какой-то религиозной общины церко-
вью данной страны не должно быть критерием допустимости совместного богослужения заклю-
ченных

В исправительном учреждении К заключенные евангелической и католической конфессий окор-
мляются тюремными священниками их конфессий В учреждении регулярно проводятся бого-
служения по реформистско-евангелическому и католическому обрядам, доступные для всех зак-
люченных Заключенные, содержащиеся в одиночных камерах, могут прослушивать богослуже-
ние по радиотрансляционной сети
Решением от 8 апреля 1987 года дирекция тюрьмы К отклонила прошение 3, в котором тот хода-

"См Мартин Хайдеггер, Бытие и время, 17 изд Тюбинген 1993, стр 267 и далее
"Молитва, заклинание, медитация, пост, рит\альное омовение, богост^жение, проповедь, мес-
са, ритуальный танец, процессии, причастие крещение, венчание, религиозные песнопения, коло-
кольный звон, пятничная мотитва мусульман и тд


тайствовал о разрешении 19 заключенным мусульманского вероисповедания проводить по пят
шшам совместное богослужение Обращения к кантональным средствам правовой зашиты оказа-
лись безуспешными 3 подал жалобу в рамках публичного права в федеральный суди опротесто-
вал нарушение свободы вероисповедания

Свобода совести и вероисповедания включает в себя право на религиозную прак-
тику Свобода отправления культов имеет своим предметом богослужебные лей
ствия, го есть особую форму религиозной практики Свободное отправление культа
представляется, как об этом уже заявлял федеральный суд в одном из более ранних
решений, составной частью и следствием свободы совести и вероисповедания

При исполнении наказания ограничения свободы следуют из самой цели ис-
правительного учреждения и из необходимости обеспечить упорядоченное функ-
ционирование этого учреждения Они, однако, не должны выходить за необходи-
мые для этого пределы Вследствие значительной изоляции заключенных от внеш-
него мира исполнение наказания может повлечь определенные ограничения свободы
совести и вероисповедания, а именно, ограничение свободы отправления культа
Правильно составленный регламент исправительного учреждения должен поддер
живать такие ограничения в достаточно узких рамках Он должен изыскивать пути
и средства для возможно полного осуществления свободы вероисповедания, не со-
здавая при этом чрезмерных трудностей для исполнения наказания

В интересах общества положения регламента исправительного учреждения мо
гут устанавливать, что не каждая (особенно малочисленная) община верующих мо-
жет проводить собственное богослужение Число богослужений, проводимых в оп-
ределенном исправительном учреждении, зависит от связанных с этим организа-
ционных проблем и от наличия помещений

Подобные сложности не освобождают официальные инстанции от обязанности
по установлению порядка отправления богослужений в соответствии с основными
правами человека Свобода совести и вероисповедания, а также свобода отправле-
ния культа обязывает государство к религиозному нейтралитету Если собираться
для отправления культа разрешено только членам религиозных общин, признан-
ных в качестве церквей страны, то говорить о какой-либо религиозной свободе не
приходится В исправительном учреждении такого быть не может Именно здесь,
где существенные ограничения свободы передвижения не дают заключенному воз-
можности самостоятельно воспользоваться сохраняющимися за ним основными
правами человека и он находится в очень большой зависимости от тюремных влас-
тей, должен быть гарантирован религиозный нейтралитет государства Это предпо-
лагает, что публично-правовое признание общины верующих в качестве церкви
страны не может быть критерием для допустимости совместного богослужения зак-
люченных

Если опротестованное решение препятствует мусульманам в проведении со-
вместной пятничной молитвы по тому мотиву, что их религиозная община не при
знана в публично-правовом смысле, — оно нарушает свободу отправления культов

С точки зрения ограниченности организационных возможностей и нехватки
помещений может быть оправдано, что не каждой желающей религиозной общине
будет разрешено проводить собственное богослужение Вопрос о том, что предос-
тавление возможности совместного отправления культа даже самым малочислен-
ным нехристианским общинам создаст чрезмерные нагрузки для системы исполне-
ния наказания, в данном случае не стоит В) 985 году в исправительном учреждении


К. содержался 51 мусульманин, а в 1986 году 40 Число заключенных евангеличес-
кого вероисповедания, для которых регулярно проводилась отдельная воскресная
служба, составило за этот период, соответственно, 71 и 53, что ненамного больше
Поэтому отказ мусульманам в возможности совместной пятничной молитвы нельзя
обосновать ссылкой на проблему поддержания порядка в учреждении при проведе-
нии многочисленных богослужений малочисленных религиозных общин

Федеральный Суд удовлетворил жалобу

Защищенной религиозной деятельностью является и распространение собствен-
ных религиозных взглядов, привлечение новых сторонников и критика других ре-
лигиозных точек зрения

В случае Коккинакиса ЕСПЧ должен был принять решение относительно нака-
зания, наложенного на свидетеля Иеговы вследствие слишком навязчивого мисси-
онерства (прозелитизма) ЕСПЧ установил, что в целом привлечение новых сто-
ронников защищено ст 9 ЕК.ПЧ, однако для предотвращения чрезмерного воздей-
ствия и для сохранения религиозного мира среди различных вероисповеданий это
право может быть ограничено 77

(2) Личная сфера защиты

Свобода совести, вероисповедания и отправления культов является правом че-
ловека,
она защищает всех физических лиц, юридические лица могут апеллировать
к ней только в той мере, в какой они сами преследуют религиозные цели

Религиозное воспитание детей в принципе определяют родители В случае кон-
фликта необходимо, однако, исходить из того, что этим в высшей степени личным
правом может самостоятельно воспользоваться любой способный на принятие ре-
шений ребенок, независимо от возраста78

(3) Основное содержание

Свобода совести и вероисповедания имеет основное содержание, защита которо-
го абсолютна Эта интимная область религиозного и эстетического самосознания
должна быть свободна от любого государственного вмешательства Как посягатель-
ство на основное содержание свободы недопустима любая форма принуждения к
определенному признанию, к выражению религиозной принадлежности или к уча-
стию в культовых действиях (например, участие в богослужениях, приведение к
присяге)

"Решение ЕСПЧ по делу Коккинакис (Kokkmakis) против Греции, сер А №260-А Жалоба, прав
да, была удовлетворена, поскольку наложенное наказание (трехмесячное заключение в тюрьме с воз
нежностью замены денежным штрафом) было несоразмерно поставленной цели В решении по деч>
Лариссис (Lanssis) и др против Греции, Rep 1998 1 362 суд установил, что прозелитизм каждый раз
не подлежит зашите ст 9 ЕКПЧ в том случае, если при этом происходит злоупотребление государ
ственной (например, военной) властью для вербовки новых сторонников тем самым наказание трех
свидетелей Иеговы, которые пытались использовать их положение в качестве офицеров для обраще-
ния подчиненных в свою веру явтяется оправданным (пункт 54) По-иному расценил суд попытки
офицеров обрашения в свою веру в частной сфере соответствующие чица здесь не находились в
каком-либо отношении зависимости, поэтому здесь государство не имеет права действовать против
офицеров (пункт 61)

"Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 II 1989 i) в явной форме гарантирует в ст 14
свободу мнений совести и вероисповедания детей


Принуждение к идентификации себя в качестве исповедника веры, которую
данное лицо отвергает, является нарушением основного содержания свободы, даже
если речь идет только о внешнем обозначении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.68.196 (0.008 с.)