В. Другие аспекты личной жизни
1. Свобода совести, вероисповедания и отправления религиозных культов
a) Конституционно-правовая защита
Основные права и свободы в сфере религиозных и мировоззренческих убежде- ний, право на распространение своих убеждений и свобода совести защищаются ст.28 КРФ, а также ст. 9 ЕКПЧ и ст 18 и 27 Международного пакта о гражданских и политических правах В таких гарантиях находит свое выражение тот опыт, что человек ощущает свою веру как основной стержень существования, который под- вергается угрозам со стороны властных притязаний государства или иных соци- альных сил и потому нуждается в защите.
b) Содержание и сфера защиты свободы вероисповедания
(1) Предметная сфера защиты
(а) Свобода совести и вероисповедания
(i) Вера
В качестве веры основные права и свободы защищают любые отношения челове- ка к наиболее глубинным вопросам; сюда относятся все виды представлений об отношении человека к божественному или к трансцендентному Но и атеисты, а также лица, не сформировавшие своего отношения к вере, находятся под защитой основных прав и свобод, они не должны быть понуждаемы ни к положительному признанию веры, ни к отказу от нее
Защите подлежат все формы вероисповедания, независимо от их количествен- ного распространения.
(и) Мировоззрение
Под свободой совести и вероисповедания понимается зачастую также и свобода мировоззрения Это понятие еще менее ясно, чем свобода совести; оно восходит к
"С некоторых пор заключение в штрафной изолятор также квалифицир^тся как уголовно-пра- вовая санкция в cwbicie ст 6 ЕКПЧ и подлежит судебной проверке Основано на юрисдикции ЕСПЧ Энгель (Engel) и др против Нидерландов, сер А №22, пункт 80 и далее, EuGRZ 1976, стр 231идалее, Кэмпбелл и Фелл (Campbell a Fell) против Великобритании, сер А №80, пункт 67-73, EuGRZ 1985, стр 538 и далее Обзор различных важных критериев дают Van Dyk/Van Hoof, Theory and Practice, ст 6, стр 409-416
«Критике способности суждения» Иммануила Канта и обозначает личный способ восприятия бесконечности мира, ощущаемого посредством разума
Мировоззрение не обладает никаким (объективным) абсолютным правом, не является системой знаний или вероисповедания, но — возможно отрывочными толкованиями мира для понимания смысла человеческой жизни Главной является потребность в духовной защищенности и ориентации при преодолении жизнен- ных обстоятельств, причем на передний план выходят лично сформированные, укоренившиеся убеждения Характерным является — так же как для религии и сове- сти — то, что мировоззрение несет в себе функции формирования собственно лич- ности, ее самоидентификации
В то время как для религии на первом плане стоят отношения человека с некото- рым трансцендентным порядком или с некоторой всеохватывающей сущностью, мировоззрение характеризуется в большей степени некими не подлежащими со- мнениям убеждениями касательно экзистенциальной задачи человека в этом мире, некоей позицией, которая хотя и может ощущаться в качестве абсолютной, но не имеет никакого отношения к неземным силам (примеры: пацифизм72, антропосо- фия, экологическая картина мира)
Для того чтобы отличать защищенное основными правами и свободами миро- воззрение и его выражение от мысленных экспериментов или чисто риторической аргументации, требуется определенный «уровень убедительности, серьезности, цель- ности и важности» (level of cogency, seriousness, cohesion and importance)73 Еще более важной представляется функция самоидентификации для сторонников того или иного мировоззрения, посягательство на личное мировоззрение, нарушающее ос- новные права и свободы, должно быть распознаваемым в направлении отрицания или ущемления личного достоинства, независимости или чувства самоуважения
Переходы к свободе мнений согласно ст 29 КРФ являются гибкими, в случае мировоззрения на передний план выходит характер, лежащий в основе индивиду- альности, и ощущаемая, в том числе и внешне, сила выражения в ближайшем окружении человека, поэтому внешнее признание или соответствующее мировоз- зрению поведение человека также подлежат защите в рамках основных прав и сво- бод.
(ш) Совесть
Под совестью понимается некая «критическая» инстанция, которая устанавли- вает этические и моральные мерки для жизни и поступков индивидуума Решения, принимаемые по совести, ощущаются как требования первостепенной важности Верховный Суд США попытался определить совесть с помощью традиционного термина веры, а именно как «(а) искреннее и важное мнение, которое занимает в жизни его обладателя место, находящееся параллельно с местом, занятым Богом» (sincere and meaningful belief which occupies in the life of its possessor a place parallel to that filled by God)74
"Так Европейская Комиссия по правам четовека в решении по делу Эрроусмита (Arrowsmitb) признала пацифизм в качестве мировоззрения в смысле ст 9 ЕКПЧ, Эрроусмит (Arrowsmith) против Великобритании от 12 октября 1978, DR 19, 5
"Van Di|k/\an Hoof, Theorv and Practice ст 9, стр 548, с указанием на решение ЕСПЧ Кэчпетл и Kovcenc (Campel! a Cosans) против Великобритании tep A №48, пункт 36, EuGRZ 1982, стр 156
74Дето касалось отказа от воинской стежбы по убеждениям, Соединенные Штаты против Зеегера (Seeger), 380 US 163, 178 (1965)
В противоположность мнению, выдвигаемому в качестве аргумента в споре, решение, принимаемое по совести, отличается своей (переживаемой субъективно) непререкаемой обязательностью и безусловностью вследствие его функции прида- вать человеческому существованию индивидуальность и смысл
Одни ощущают совесть как голос бога, другие — как стремление быть самим собой75 в мире анонимности, психоанализ обозначает совесть как продукт детско- го приспосабливания к реальности или как выражение коллективного бессозна- тельного.
(b) Свобода отправления культов
Ст. 28 КРФ гарантирует свободу отправления культов76 Она защищает коллек- тивные религиозные действия, такие, как богослужения, процессии и т.д, а также индивидуальные культовые действия (например, исповедь, медитацию, заклина- ния). Культ отличается, как правило, религиозным убеждением, выражаемым в ритуальной форме. К этой защите могут апеллировать и отдельные лица, и религи- озные общины
Границы свободы отправления культов и свободы совести и вероисповедания представляются нечеткими, вследствие своих проявлений в социальном окруже- нии свобода отправления культов легче вступает в конфликт с другими правовыми благами, так что вопрос о пределах основных прав и свобод возникает чаще.
(c) Использование свободы совести, вероисповедания и свободы отправления культов
Основные права и свободы защищают не только свободу иметь определенные религиозные убеждения или мировоззрение, но и возможность их практиковать Под свободу жить согласно религиозным или мировоззренческим убеждениям под- падают, например, правила ношения одежды и принятия пиши и другие нормы поведения, являющиеся выражением этих убеждений
«Дело о свободе отправления религиозных культов в местах заключения»
(Решение Федерального Суда Швейцарии, 113 1а 304, П, публично-правовой отдел, 13 ноября 1987 года)
Свобода вероисповедания сохраняет действие и во время исполнения наказания В ситуации, когда зависимость лица от органов исполнительной власти очень велика, должна быть гарантиро- вана религиозная нейтральность государства Признание какой-то религиозной общины церко- вью данной страны не должно быть критерием допустимости совместного богослужения заклю- ченных
В исправительном учреждении К заключенные евангелической и католической конфессий окор- мляются тюремными священниками их конфессий В учреждении регулярно проводятся бого- служения по реформистско-евангелическому и католическому обрядам, доступные для всех зак- люченных Заключенные, содержащиеся в одиночных камерах, могут прослушивать богослуже- ние по радиотрансляционной сети Решением от 8 апреля 1987 года дирекция тюрьмы К отклонила прошение 3, в котором тот хода-
"См Мартин Хайдеггер, Бытие и время, 17 изд Тюбинген 1993, стр 267 и далее "Молитва, заклинание, медитация, пост, рит\альное омовение, богост^жение, проповедь, мес- са, ритуальный танец, процессии, причастие крещение, венчание, религиозные песнопения, коло- кольный звон, пятничная мотитва мусульман и тд
тайствовал о разрешении 19 заключенным мусульманского вероисповедания проводить по пят шшам совместное богослужение Обращения к кантональным средствам правовой зашиты оказа- лись безуспешными 3 подал жалобу в рамках публичного права в федеральный суди опротесто- вал нарушение свободы вероисповедания
Свобода совести и вероисповедания включает в себя право на религиозную прак- тику Свобода отправления культов имеет своим предметом богослужебные лей ствия, го есть особую форму религиозной практики Свободное отправление культа представляется, как об этом уже заявлял федеральный суд в одном из более ранних решений, составной частью и следствием свободы совести и вероисповедания
При исполнении наказания ограничения свободы следуют из самой цели ис- правительного учреждения и из необходимости обеспечить упорядоченное функ- ционирование этого учреждения Они, однако, не должны выходить за необходи- мые для этого пределы Вследствие значительной изоляции заключенных от внеш- него мира исполнение наказания может повлечь определенные ограничения свободы совести и вероисповедания, а именно, ограничение свободы отправления культа Правильно составленный регламент исправительного учреждения должен поддер живать такие ограничения в достаточно узких рамках Он должен изыскивать пути и средства для возможно полного осуществления свободы вероисповедания, не со- здавая при этом чрезмерных трудностей для исполнения наказания
В интересах общества положения регламента исправительного учреждения мо гут устанавливать, что не каждая (особенно малочисленная) община верующих мо- жет проводить собственное богослужение Число богослужений, проводимых в оп- ределенном исправительном учреждении, зависит от связанных с этим организа- ционных проблем и от наличия помещений
Подобные сложности не освобождают официальные инстанции от обязанности по установлению порядка отправления богослужений в соответствии с основными правами человека Свобода совести и вероисповедания, а также свобода отправле- ния культа обязывает государство к религиозному нейтралитету Если собираться для отправления культа разрешено только членам религиозных общин, признан- ных в качестве церквей страны, то говорить о какой-либо религиозной свободе не приходится В исправительном учреждении такого быть не может Именно здесь, где существенные ограничения свободы передвижения не дают заключенному воз- можности самостоятельно воспользоваться сохраняющимися за ним основными правами человека и он находится в очень большой зависимости от тюремных влас- тей, должен быть гарантирован религиозный нейтралитет государства Это предпо- лагает, что публично-правовое признание общины верующих в качестве церкви страны не может быть критерием для допустимости совместного богослужения зак- люченных
Если опротестованное решение препятствует мусульманам в проведении со- вместной пятничной молитвы по тому мотиву, что их религиозная община не при знана в публично-правовом смысле, — оно нарушает свободу отправления культов
С точки зрения ограниченности организационных возможностей и нехватки помещений может быть оправдано, что не каждой желающей религиозной общине будет разрешено проводить собственное богослужение Вопрос о том, что предос- тавление возможности совместного отправления культа даже самым малочислен- ным нехристианским общинам создаст чрезмерные нагрузки для системы исполне- ния наказания, в данном случае не стоит В) 985 году в исправительном учреждении
К. содержался 51 мусульманин, а в 1986 году 40 Число заключенных евангеличес- кого вероисповедания, для которых регулярно проводилась отдельная воскресная служба, составило за этот период, соответственно, 71 и 53, что ненамного больше Поэтому отказ мусульманам в возможности совместной пятничной молитвы нельзя обосновать ссылкой на проблему поддержания порядка в учреждении при проведе- нии многочисленных богослужений малочисленных религиозных общин
Федеральный Суд удовлетворил жалобу
Защищенной религиозной деятельностью является и распространение собствен- ных религиозных взглядов, привлечение новых сторонников и критика других ре- лигиозных точек зрения
В случае Коккинакиса ЕСПЧ должен был принять решение относительно нака- зания, наложенного на свидетеля Иеговы вследствие слишком навязчивого мисси- онерства (прозелитизма) ЕСПЧ установил, что в целом привлечение новых сто- ронников защищено ст 9 ЕК.ПЧ, однако для предотвращения чрезмерного воздей- ствия и для сохранения религиозного мира среди различных вероисповеданий это право может быть ограничено 77
(2) Личная сфера защиты
Свобода совести, вероисповедания и отправления культов является правом че- ловека, она защищает всех физических лиц, юридические лица могут апеллировать к ней только в той мере, в какой они сами преследуют религиозные цели
Религиозное воспитание детей в принципе определяют родители В случае кон- фликта необходимо, однако, исходить из того, что этим в высшей степени личным правом может самостоятельно воспользоваться любой способный на принятие ре- шений ребенок, независимо от возраста78
(3) Основное содержание
Свобода совести и вероисповедания имеет основное содержание, защита которо- го абсолютна Эта интимная область религиозного и эстетического самосознания должна быть свободна от любого государственного вмешательства Как посягатель- ство на основное содержание свободы недопустима любая форма принуждения к определенному признанию, к выражению религиозной принадлежности или к уча- стию в культовых действиях (например, участие в богослужениях, приведение к присяге)
"Решение ЕСПЧ по делу Коккинакис (Kokkmakis) против Греции, сер А №260-А Жалоба, прав да, была удовлетворена, поскольку наложенное наказание (трехмесячное заключение в тюрьме с воз нежностью замены денежным штрафом) было несоразмерно поставленной цели В решении по деч> Лариссис (Lanssis) и др против Греции, Rep 1998 1 362 суд установил, что прозелитизм каждый раз не подлежит зашите ст 9 ЕКПЧ в том случае, если при этом происходит злоупотребление государ ственной (например, военной) властью для вербовки новых сторонников тем самым наказание трех свидетелей Иеговы, которые пытались использовать их положение в качестве офицеров для обраще- ния подчиненных в свою веру явтяется оправданным (пункт 54) По-иному расценил суд попытки офицеров обрашения в свою веру в частной сфере соответствующие чица здесь не находились в каком-либо отношении зависимости, поэтому здесь государство не имеет права действовать против офицеров (пункт 61)
"Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 II 1989 i) в явной форме гарантирует в ст 14 свободу мнений совести и вероисповедания детей
Принуждение к идентификации себя в качестве исповедника веры, которую данное лицо отвергает, является нарушением основного содержания свободы, даже если речь идет только о внешнем обозначении.
|