Запрет задержки на пути реализации права
a) Правовые источники
Ст. 45 и 46 КРФ гарантируют участнику процесса защиту от затягивания рассмотрения его вопроса государственным учреждением или судом. ЕКПЧ (ч. 1 ст. 6, принцип ускорения) и Международный пакт о гражданских и политичес- ких правах (пункт «с» ч. 3 ст. 14) также содержат запрет задержки правового разбирательства. При конкретизации Конституции следует учитывать практику работы Страсбургских органов и Комиссии ООН по правам человека. Уровень зашиты российской Конституции не должен отставать от требований междуна- родных пактов.
Хотя ч. 1 ст. 6 ЕКПЧ применяется только к процессам гражданского права «civil rights» и к уголовным процессам, а пункт «с» ч. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах — только к уголовным процессам, накоплен- ную здесь международную практику следует иметь в виду также и в дисциплинар- ных и административных вопросах в рамках ст. 46 КРФ.
Особые требования к быстроте разбирательства в области проверки заключения под стражу гарантируют положения ст. 22 КРФ, а также ч. 3 и ч. 4 ст. 5 ЕКПЧ (а кроме того, аналогичные гарантии ч. 3 и ч. 4 ст. 9 Международного пакта о граждан- ских и политических правах).
b) Суть принципа и отличие от запрета на создание барьеров на пути реализации прав
Задержка на пути реализации прав имеет место тогда, когда обязанный действо- вать государственный орган сверх всякой меры затягивает дело и тем самым лишает затронутое лицо возможности реализовать его право.
Чрезмерная задержка исполнения имеющего правовую силу решения суда соот- ветствующим компетентным государственным учреждением также нарушает запрет на задержку на пути реализации прав370.
Детальные различия между запретом на создание барьеров на пути реализации прав и запретом на задержку в реализации прав, с точки зрения теории, провести достаточно сложно. На практике нарушение запрета на создание барьеров на пути реализации прав всегда имеет место в том случае, если ничто не указывает на жела- ние государственного учреждения вообще что-либо решать.
c) Определение соответствующего срока
Срок, используемый для оценки длительности процесса, в уголовных делах на- чинается с момента официального уведомления обвиняемого о предъявлении ему
'"'См Хорнсби (Hornsby) против Греции, Rep 1997-И 495. п>нкт 40
обвинения в совершении преступления; если такому уведомлению предшествует следствие, направленное на раскрытие рассматриваемого преступления, то отсчет времени ведется от начала действий по дознанию371.
В гражданских делах ориентируются, как правило, на поступление дела в произ- водство372.
В административных делах имеет значение срок подачи соответствующего хода- тайства в компетентную инстанцию373 или, если никакого ходатайства не подава- лось, нахождение опротестования какого-либо постановления в процессе произ- водства.
«Подстражей» (Постановление КС РФ от 13.06.96 г. Ж4-П)
Против гражданина Щелухина было возбуждено уголовное дело, он был заключен под стражу. После освобождения Щелухин подал жалобу в суд на то, что его держали под стражей дольше санкционированного времени. В жалобе было отказано по причине того, что время ознакомления обвиняемого с материалами дела не учитывается при исчислении срока ареста (п. 5 ст. 97 УПК). Щелухин обратился в КС РФ, т. к. счел данную норма неконституционной. КС пришел к выводу, что на основании нормы п. 5 ст. 97 УПК было возможно содержание обви- няемого под стражей сверх санкционированного судом или прокурором срока даже после того, как исчезло юридическое основание для нахождения обвиняемого под стражей. Суд решил, что дан- ная норма Кодекса не обеспечивает гражданину его прав и свобод (ст. 17 Конституции РФ), судеб- ную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 46), Ограничение прав и свобод граждан может быть осуще- ствлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для зашиты конституци- онного строя, прав, свобод и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Срок заканчивается после принятия окончательного решения по делу после- дней из занятых в нем инстанций.
В качестве такой инстанции следует рассматривать Федеральный Суд, в том числе и по государственно-правовым жалобам374.
"'Филис (Philis) против Греции, Rep. 1997-IV 1074, пункт 36. Зана против Турции, Rep. 1997- VII 2533, пункт 74 Индивидуум в сфере уголовного права защищен посредством запрета задержки судебного разбирательства и от того, чтобы слишком долго находиться под угрозой уголовного про- цесса.
зпСм. решение ЕСПЧ по делу Гуллемин (Guillemin) против Франции, Rep. 1997-I 149, пункт 34, Пойсс (Poiss) против Австрии, сер. А № 117, пункт 50; см. также Паччионе (Рассюпе) против Италии, сер. А №315-А, пункт 17.
"'Паулсен-Медален иСвенссон (Paulssn-Medalen a Svensson) против Швеции от 19 февраля 1998, пункт 42.
Г4Так, в основном и в рамках ст. 6 ЕКПЧ: Согласно решению по делу Руиц-Матеос (Ruiz-Mateos) против Испании, сер. А №262, пункт 35, EuGRZ 1993, стр. 454 (с дальнейшими ссылками): Зюссманн (SBssmann)npoTHB Германии, Rep. 1996-1V 1158, пункт 39, EuGRZ 1996, стр. 518, и Паммель (Pammel) против Гермаиии, Rep. 1997-IV 1096. пункт 51, EuGRZ 1997. стр. 314, продолжительность процесса должна приниматься во внимание Конституционным Судом тогда, когда он может влиять на окон- чание разбирательства обычными судами В основном это относится к гражданско-правовым жало- бам (конкретный контроль правовых норм). Подробнее см. в Giorgio Malinverai, Droit a im proces equitable et cours constitutionnelles. RUDH 1994, стр. 389 и далее; Franz Matscher, Art. 6 EMRK und verfassungsgenchtliche Verfahren, EuGRZ 1993, стр. 449 и далее.
d) Определение соразмерной продолжительности
Если закон предписывает срок или период времени (например, «незамедли- тельно»), в течение которого государственный орган обязан вынести решение, то превышение этого срока нарушает запрет на задержку правового разбиратель- ства.
Если никаких установленных законом сроков нет, то пределы допустимой про- должительности процесса устанавливаются с учетом специфических обстоятельств конкретного дела. Страсбургские органы разработали следующие подходы, которые здесь следует принимать во внимание:
На законодателя возлагается обязанность организовать судопроизводство таким образом, чтобы суды могли завершать свои процессы в течение соразмерного сро- ка575. Суды со своей стороны должны вести процессы с достаточной интенсивнос- тью.
Так, например, для подачи заключения эксперта необходимо установить срок и позаботиться о том, чтобы он был соблюден376. Нельзя произвольно затягивать процесс, с тем чтобы дождаться решения по идущему параллельно с ним другому процессу377.
Если нагрузка на суд чрезмерно возросла в какой-то период времени, то суд может поставить рассмотрение дел в зависимость от их срочности или важности, отложив менее важные решения378. Хроническая перегрузка, напротив, не может оправдать слишком большую длительность процесса'79.
Чем более объемным и сложным предсташмется дело, тем большее время может занимать его решение340. Особенно сложными могут быть, в частности, выяснение существа дела и правовая оценка экономических преступлений, где обеспечение других процессуальных гарантий возможно только в том случае, если процесс про- должается достаточно долго.
Запутанная организация судопроизводства, ведущая к тому, что рассмотре- ние какого-либо дела передается от одного суда другому суду и обратно, является проблемой, которую призвано решать государство. При этом сложность поста- новки вопроса не может служить оправданием большой продолжительности про- цесса381.
г*Филис (Fills) против Греции, Rep. 1997-1V 1074, пункт 40, Зюссманн (Sbssmann) против Гер- мании, Rep. 1996-IV 1158, пункт 55, EuGRZ 1996, стр. 519;.
3"См. дело Скопеллити (ScopeUiU) против Италии, сер. А №278, пункт 23, где эксперт, несмотря на установленный срок в 90 дней, заставил себя ждать в течение 16 месяцев.
"'Пасхалидис (Paskhalidis) против Греции, Rep. 1997-11 473, пункт 35: Процесс может быть пре- рван только до того момента, когаа будет представлено решение по аналогичному делу запрошенного суда.
31!См. дело Зюссманн (Sibsmatm) против Германии, Rep. 1996-1V 1158, пункт 60, EuGRZ 1996, стр. 520; Циммерманн и Штайнер (Zimmermann a. Steiner) против Швейцарии, сер. А №66, пункт 29, EuGRZ 1983, стр. 483.
3"См. дело Пробстчайер (Probstmeier) против Германии, Rep. 1997-1V 1123. пункт 64, EuGRZ 1997, стр. 409.
ЗМ1См. решение по делу Пачмедъ (Pammel) против Германии, Rep. 1997-W 1096, пункт 63, EuGRZ 1997, стр. 315; дель Сил Гомез (del Cid Gomez) против Панамы. Communication No. 473/1991, пункт 8.5: Майкл и Брайан Хилл (M\chael and Brian Hill) против Испании, Communication No. 526/1993, пункты 12.4.
"•'См. GarUattou АЕВЕ против Греции, Rep. 1997-V 1821, пункт 40.
Чем глубже затрагивает истца исход процесса, тем более весома претензия на ускоренное разбирательство382.
Так Федеральный Суд Швейцарии не опротестовал продолжительность процес- са по делу о штрафе за дорожно-транспортное происшествие в размере 350 швейцар- ских франков, составившую четыре с половиной года, в том числе и потому, что неопределенность затронутого лица касательно исхода процесса не имела серьезных последствий вследствие незначительности деяния.
Если же речь идет о вопросах расторжения трудового договора, родительского права на воспитание и посещение ребенка383, усыновления ребенка, о притязаниях на социальное обеспечение или о материальной ответственности государства за ущерб, связанный с инфицированием ВИЧ путем переливания крови, то здесь необходима особая быстрота384.
В гражданском процессе индивидуум призван самостоятельно ускорять разби- рательство385.
Отсутствие на слушаниях по неуважительной причине или плохую, отнимаю- щую много времени координацию между истцом и его адвокатом сторона должна отнести на свой счет386.
Подсудимому в уголовном процессе такая обязанность не вменяется387; при оцен- ке того, достаточно ли соразмерна обшая продолжительность процесса, необходимо принять во внимание многочисленность поданных апелляций, но только в опреде- ленной мере3*8.
В административном процессе затронутое лицо также вправе верить, что компе- тентные инстанции будут правильно выполнять возложенную на них активную роль, с тем чтобы принять решение в течение установленного срока. Гражданин не обязан побуждать администрацию к оперативным действиям.
Д&юфирмы «Фон ролль ЛГ» (Решение Федерального Суда Швейцарии. Ш IV ШЗ,! февраля 1996 г., коллегия по уголовным делам)
Власти Ирака поручили создание мошной артиллерийской системы канадскому специалисту по баллистике дажторуДжераиду В. Булл>.
Сотрудники Булла установили контакты с рялом европейских фирм. Одним из их партнеров была Эрик Ульдри СА из города Веве (Швейцария), которая в поисках фирмы, способной изготаали- вать кованые детали больших размеров, завязала контакты с фирмой Фон Ролль АГ. В 1988 и в 1989 годах были заключены три контракта между Министерством промышленности Ирака (проект PC Т.) и «Фон Ролль Лтд., отделение станков и машинного оборудования». Согласно тексту контракта, аббревиатура «PC 2» обозначала «Нефтехимический проект». Изделия предназ- начались якобы для нефтехимической промышленности.
жСм. Фоказ (Phocas) против Франции. Rep 1996-И 546, пункт?]: ВСЕ 122 IV 103 Е1 4 стр 111 (von Roll); дель Сил Гомез (del Cid Gomez) против Панамы, Communication No. 473/1991. пункты 8.5, специально со ссылкой на смертную казнь Генри и Дуглас против Ямайки, Communication No 571/1994, пункты 9.5, Коллинз (Collins) против Ямайки, Communication No. 356/1989, пункты 8 3
№См. об этом Йохансен (Johansen) против Норвегии, Rep 1996-ilI 10IO, пункт 88; Паулсен- Медален и Свенссон (Pautssn-Medaien a Svensson) против Швеции, Rep. 1998-1 131, пункт 39.
1мСч. об этом обновление Страсбургской судебной практики в Frohwem/Peukert, EMRK- Kommentar, ст. 6, r.z. 152; множество ссылок на дальнеишуто практику в Rz. 153.
Ч5Н. Против Франции, сер. А №162-А, пункт 55
тСм. Прожак (Pioszak) против Полыни, Rep. 1997-V11I 2765, пункт 40
М1Эккле (Eckle) против Германии, сер. А №51, пункт 74, EuGRZ 1983. стр. 380 и далее.
шКени! (Konig) против Германии, сер. А №27, пункт 100, EuGRZ 1978, стр. 417, ВСЕ Ш IV 107 Е1с стр. 111 (устаревание права).
В декабре 1989 года изделия фирмы Фон Ролль АГ несколькими партиями были отгружены для транспортировки в Ирак.
В мае 1990 в аэропорту Франкфурта и на таможне товарной железнодорожной станции эти кон- тейнеры с грузом, предназначенным для Ирака, были задержаны. На основании отчета военного министерства не исключалась возможность использования данных изделий идя сооружения пушки очень большого калибра. На изделия был наложен арест. В июне 1990 года Федеральная прокура- тура начала расследование против фирмы Фон Ролль АГ Берн и против фирмы Эрик Ульдри СА по подозрению в нарушении федерального закона о материалах военного назначения, В феврале 1995 года было выдвинуто обвинение. В 1996 году состоялись слушания в Федеральном суде. По данному случаю было установлено, что следствие продолжалось слишком долго. Бросается в глаза тот факт, что между заслушиванием показаний свидетеля В., датированным августом 1990 года, и открытием предварительного следствия в мае 1991 года не было предпринято практически никаких существенных следственных действий.
Показания свидетеля В. могли бы служить основанием для незамедлительного и интенсивного выяснения различных аспектов дела. Рассматривая ситуацию в целом, можно отметить, что Феде- ральный Суд Швейцарии не выполнил требование о принятии правового решения в должный срок. Это и должно послужить основанием для смягчения наказания в случае обвинительного приговора.
|