Е) Функция и правовая защита демонстраций
Статья 31 КРФ в явной форме гарантирует право на проведение митингов и демонстраций
Демонстрации отличаются от других собраний их специфической функцией при- зыва, т е. преследуют цель привлечения внимания общественности к вопросам, поставленным ее организаторами. Они, в отличие от других форм собраний, как правило, требуют достаточно большого места
В сферу защиты основного права входят все мирные демонстрации, в том числе и спонтанные демонстрации259.
Возможность демонстративных мероприятий на общественной земле до опре- деленной степени соответствует законному праву. Это в первую очередь относится к тем, кто не имеет никаких других средств для апелляции к широкой общественно- сти. В этом смысле демонстрации имеют предупредительную, контрольную и ин- новационную функцию.
F) Границы
(1) Требование наличия разрешения
Собрания и демонстрации на общественной земле могут быть поставлены в зависимость от наличия разрешения; критерии, которые необходимо учитывать при выдаче такого разрешения или отказа от выдачи, обсуждались в разделе Ш В 8.
Требования наличия разрешения для проведения собраний в своих организаци-
"Так и в Фровейн/ Пойкерт, Комментарий к ЕКПЧ, ст 16, Rz 2
"'Показательным для спонтанных демонстраций является решение Австрийского конституци- онного Суда от 30 ноября 1995 в EuGRZ 1996, стр 471 и далее (Блокада железной дороги)
ях или на своей земле, напротив, недопустимо; запрет таких собраний возможен только в порядке исключения, в случае конкретной и серьезной опасности для обще- ственного порядка.
(2) Запрет на переодевание
Федеральный законодатель может установить запрет на переодевание для \час- тников демонстраций. Пока он этого не сделал, органы исполнительной власти могут пойти на это только при наличии особых причин в рамках общей оговорки об общественной безопасности.
Запрет на переодевание оценивается с точки зрения конституционного права так же, как и другие ограничения свободы собраний, в первую очередь необходимо учитывать принципы законности и соразмерности
Единственное законное основание для запрета на переодевание состоит в пре- дотвращении насилия. Этой цели противостоят частные или общественные интере- сы, которые могут оправдать переодевание
Переодевание некоторых или всех участников может служить для дополнитель- ного выражения цели демонстрации (Пример, ношение противогазов для предуп- реждения об опасности зафязнения воздуха, масок смерти для драматизации опас- ности для жизни и здоровья).
Группы лиц, которые скрывают свою личность по религиозным причинам (на- пример, протест исламских женщин против запрета ношения покрывала в школах или на рабочем месте) или вследствие общественной стигматизации (например, ВИЧ-инфицированные, гомосексуалисты, проститутки), не должны быть лишены права на участие в демонстрациях. Ничто не вредит открытому, либеральному и демократическому обществу больше, чем атмосфера снижения толерантности и на- растания стигматизации определенных политических мнений
В то же время существует особый общественный интерес к тому, чтобы опреде- ленные лица могли публично излагать свое мнение, не опасаясь последствий. При- дание анонимного статуса при некоторых обстоятельствах может быть даже необхо- димым, для того чтобы меньшинства, группы с периферии общества или професси- онально уязвимые лица имели шанс представить свою точку зрения, (Например, участие сотрудников спецслужб или социальных работников в публичных обсужде- ниях проблем наркомании или участие должностных лиц в манифестациях групп с нетрадиционной сексуальной ориентацией и т.п.)
Для иностранцев (например, беженцев) может быть необходимым, чтобы их участие в акциях протеста не стало известным на родине, где им угрожают соответ- ствующие санкции
8. Свобода объединений а) Функция
Свобода объединений согласно ст 30 КРФ в принципе действует для объе- динений любого рода. В комбинации со ст. 34 КРФ (свобода предприниматель- ской деятельности) она защищает также и коммерческие объединения, такие, как
общества с совместным капиталом, общества с ограниченной ответственностью и т.д.
При этом права объединений в рамках свободы предпринимательской деятель- ности могут быть подвергнуты другим, более строгим ограничениям, чем в идей- ной сфере.
Свое самостоятельное значение гарантия ст. 30 КРФ имеет для идейного объе динения.
Возможность свободного объединения в группы по интересам является краеу- гольным камнем любой демократии. Никакое государственное вмешательство бю- рократического или иного рода не должно препятствовать созданию объединений260. Демократия может состояться только в открытом обществе, где любая группа инте- ресов может свободно сформироваться и выражать свою точку зрения.
«Товариществособственников жилья» (Постановление КС РФ от 03.04.98 г. №!0-П) Гражданка Березина заключила договор с АО «Омский каучук» на долевое участие в строительстве многоквартирного дома. Ей было выдано свидетельство о праве собственности на квартиру в этом доме. Затем она была поставлена в известность о том, что является членом товарищества собствен- ников жилья в кондоминиуме «Каучук». Березяна обратилась в суд, т. к. посчитала, что включение в товарищество без ее волеизъявления нарушает ее интересы. Районный Суд г. Омска направил в КС запрос о проверке конституционности отдельных норм Закона РФ «О товариществах и соб- ственниках жилья», в которых регулируются отношения, связанные с обязательным членством в товариществе собственников жилья.
КС решил, что данные нормы закона не соответствуют Конституции, поскольку из принципа добровольности членства в объединении (ст. 30 Конституции) следует, что создание товарище- ства собственников жилья не исключает возможности для отдельных домовладельцев оставаться вне данного объединения, при этом не утрачивая с ним иных правовых связей. Принудительное членство в товариществе собственников жилья противоречит Конституции РФ
Союзы помогают сохранять культурный и политический плюрализм.
Отсюда следует, что союз с важнейшими признаками его сегодняшнего прояв- ления пользуется институциональной защитой в рамках основных прав и свобод. Законодатель также связан принципом свободы объединений и обязан учитывать потребности свободной жизни союза. Свобода объединений гарантирует отдель- ным лицам не только фактическую, но и правовую возможность объединения, на- пример, посредством договора союза или простого общества. Законодателю запре- щается предусматривать какие-либо властные полномочия в форме обязанности уведомления или регистрации, которые могли бы ограничивать учреждение или деятельность союзов в идейной сфере.
Союзы играют большую роль также и в области экономической и трудовой политики. Сотрудничество или борьба организаций работодателей и наемных ра- ботников составляет картину социальной рыночной экономики.
Развитие определенных идей в организованном на правовой основе социаль- ном союзе гарантирует им непрерывность и широкое распространение.
!60В Швейцарии союз может быть учрежден в качестве юридического лица, даже без уведомления государства об этом. Минимум 3 лица могут действовать совместно и принять общий устав. Тем са- мым учреждается юридическое лицо. Оно может открывать банковские счета, заключать договоры и выступать в суде в качестве истца или ответчика (ст. 60 и далее ГК). Только если союз хочет заниматься коммерческой деятельностью с целью получения прибыли, то он должен быть занесен в государ- ственный реестр.
Ь) Конституционно-правовое содержание
Свобода объединений гарантирована в ст. 30 КРФ, и в частично сокращенном объеме в ст. 11 ЕК.ПЧ26', а также в ст. 22 Международного пакта о гражданских и
(1) Что такое союз?
Союз в смысле конституционной гарантии согласно ст. 30 КРФ является собра- нием множества физических или юридических лиц, для совместного следования идейной (например, политической, культурной, общеполезной или профессиональ- ной) цели.
Эта гарантия не покрывает объединения, которые действую на рынке с целью получения прибыли.
При этом решающее значение имеет не ведение экономической деятельности само по себе, но то, стоит ли на первом плане именно получение прибыли или какая-либо идейная установка. Если же какое-либо идейное объединение, напри- мер, экологический союз, выступает на рынке, то в отношении своей коммерческой деятельности оно должно апеллировать не к свободе объединений, а к свободе пред- принимательской деятельности в соответствии со ст. 34 КРФ.
Характерным, далее, является объединение на определенный или неопределен- ный срок и минимальная организационная воля.
Не всегда ясно соотношение свободы объединений и свободы собраний. Есть специфические виды деятельности, которые однозначно должны быть сопоставле- ны тому или иному основному праву: спонтанные демонстрации — свободе собра- ний, свобода выхода из объединения — свободе объединений. В других случаях решающее значение имеет оптимальная реализация лежащей в основе данных двух свобод идеи о беспрепятственном и плюралистическом формировании мнений, например, при оценке полицейского вмешательства по поводу (открытого или зак- рытого) собрания членов союза.
(2) Защищенные формы объединений
Свобода объединений защищает в первую очередь идейные, некоммерческие орга- низации. Если для аналогичного преследования идейных целей выбираются другие правовые формы объединения (фонд, товарищество, простое общество и т.п.), то их учреждение, деятельность, вступление и выход членов также защищены свободой объединений.
Группы лиц, занимающиеся практической деятельностью, не приняв никакую правовую форму, с процессуальной точки зрения не могут быть защищены иначе,
!6'Ст. 11 ч. 1 ЕКПЧ: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов» // Конвенции Совета Европы и Российской Федерации, Москва, Изд-во «Юридическая литература», 2000, стр. 42
2мСт. 22 ч. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Каждый человек имеет право на свободную ассоциацию с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для зашиты своих интересов» См. об этом Kalin/ Mahnverni/Nowak, UNO-Menschenrechtspakte, стр. 219 и далее.
чем посредством прав их членов. Неясно, должна ли свобода объединений действо- вать также и применительно к созданным по специальному случаю объединениям, инициативным комитетам, или сообществам совместно проживающих лиц.
Если достаточная защита не обеспечивается основным правом на неприкосно- венность личности индивидуумов или свободой их мнений и собраний, то следует исходить из тою, что свобода объединений предоставляет индивидуумам защиту также и в гом, чтобы выражать их общие интересы, представления о жизни и соци- альные идеи в коллективных образованиях.
Свободный выбор организационных форм относится к области защиты свободы объединений. Так, например, объединение по развитию футбольного спорта долж- но иметь возможность выбора адекватной правовой формы, которая соответствова- ла бы конкретным экономическим условиям сбора и распределения средств.
Не всегда ясно соотношение свободы объединений и свободы собраний. Есть специфические виды деятельности, которые однозначно должны быть сопоставле- ны тому или иному основному праву: спонтанные демонстрации — свободе собра- ний, свобода выхода из объединения — свободе объединений. В других случаях решающее значение имеет оптимальная реализация лежащей в основе данных двух свобод идеи о беспрепятственном и плюралистическом формировании мнений, например, при оценке полицейского вмешательства по поводу (открытого или зак- рытого) собрания членов союза.
(3) Защищенные виды деятельности
Свобода собраний гарантирует, что различные действия, типичные для любого объединения, могут выполняться без вмешательства государства. Гарантируется свободное образование союза, устройство его жизни, вступление и выход; выход или вступление союза в другой, более крупный союз Изыскание финансовых средств, необходимых для деятельности объединения (сбор членских взносов, сбор денег в рамках идейной цели союза) входит в сферу защиты. Во всех случаях, смотря по ситуации, и отдельные индивидуумы, и само объединение (если оно является юри- дическим лицом или по меньшей мере обладает гражданско-процессуальной пра- воспособностью), выступают носителями основного права.
Отдельный член союза пользуется частноправовой защитой от необоснованно- го исключения Даже если устав объединения предусматривает исключение членов без указания причин, «волюнтаристские* исключения следует считать противоправ- ными.
Член союза, которому грозит исключение, вправе претендовать на предвари- тельное заслушивание его дела. Эта претензия на заслушивание может считаться удовлетворенной, если соответствующий член союза в спорном случае мог предста- вить свои возражения в какой-либо форме, прежде чем будет принято окончатель- ное решение об исключении.
Согласно ч. 2 ст 30 КРФ свобода объединений защищает также от государствен- ного принуждения к вступлению в какое-либо объединение (негативная свобода объединений)
Недопустимо обязывать объединения сообщать о том, кто является их членами. Такое опосредованное воздействие на свободу объединений ведет к опасению, что возможно принятие санкций, и может иметь настораживающее воздействие, про- тиворечащее основной идее свободы собраний.
Практика Верховного Суда США учитывает это настораживающее воздействие (chilling effect) на отправление основных прав и свобод и, например, объявляет недо- пустимым, чтобы движения за гражданские права были обязаны публиковать спис- ки своих членов или чтобы учителя государственных школ были обязаны сообщать о своем членстве в союзах263.
(4) Личная сфера действия
(a) Иностранцы
Статья 30 КРФ в формулировке «каждый» определяет свободу собраний как право человека. Тем самым защищаются также и иностранцы.
(b) Юридические лица
Не только члены объединения, но и само объединение находится под защитой свободы объединений. Оно может, например, защищать возможность беспрепят- ственного осуществления своей деятельности; при этом могут использоваться или даже доминировать другие основные права и свободы, такие как свобода мнений, право избирать и быть избранным.
|