Свобода общения в общественных местах



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свобода общения в общественных местах



Обоснованное основными правами и свободами притязание имеет силу и для
идейного150, и — в меньшей мере — для коммерческого использования151.

Ь) Разрешение для пользования правом на общение на общественной
земле

(1) Ограничение основного права установлением обязательства получить
разрешение

Уже само требование получить разрешения для пользования основными права-
ми и свободами на общественной земле — и даже не отказ от выдачи такого разреше-
ния в конкретном случае — представляет собой ограничение основных прав и сво-
бод. Поэтому возникает вопрос, при каких условиях государство вправе ставить
использование общественной земли в зависимость от предварительно полученного
разрешения.

"°См. ВОЕ II! la 322 и далее (скандалы на демонстрации)

'"См. ВОЕ 101 la 473 Е2 стр. 476 (Женевская проститутка), 1191а 445 Е2а стр. 449 (Circus Gasser I);
121 ] 279 Е2а стр. 282 (Circus Gasser И); 108 la !35 ЕЗ стр. 136 (Hosig)


(2) Какие цели может преследовать требование о наличии разрешения?

(a) Запрет контроля содержания

Содержание брошюры, которая будет раздаваться, или политическая направ
ленность демонстрации не должны определять выдачу или отказ от выдачи разре
шения Только в случае, если выражаемые взгляды с большой вероятностью созда-
дут непосредственную существенную угрозу для высокоценных правовых благ (те
лесная целостность, жизнь), в выдаче разрешения может быть отказано в связи l
содержанием выражаемых мнений Однако лишь тогда, когда опасность этого не
может быть снята полицейскими мерами охраны правопорядка или путем приия
тия определенных обязательств

(b) Координация конфликтующих вопросов пользования

Разрешение не должно служить контролю содержания, но должно обеспечивать
координацию различных, взаимосвязанных вопросов пользования и тем самым
равное в правовом смысле обращение с заинтересованными лицами

Конституционный Суд ФРГопределил касательнообязанности уведомления следующее «Данные
связанные с уведомлением должны содержать всю необходимую информацию для государственн1 ix
органов, с тем чтобы они мопи составить себе представление о том, что, с одной стороны, необходимо
предпринять для обеспечения по возможности бесперебойного хода мероприятия с точки зрения per,
лирования уличного движения и прочих мер и что, с другой стороны необходимо в интересах третьим
лиц и в интересах общества и как эти две стороны могут быть согласованы между собой»'

При этом защищенные основными правами и свободами вопросы пользования
имеют приоритет над другими интересами, не имеющими такой конституционно
правовой квалификации

Конституционный Суд ФРГ достаточно обтекаемо констатирует, что «третьи лица, вообще гово
ря, должны нести нагрузки, которые с необходимостью возникают (вследствие бочьшого чис и
демонстрантов) и которые невозможно устранить без ущерба для цели проводимого мероприятия»

(сЛ Защита конфликтующих правовых благ

Разрешение позволяет поставить использование общественной земли в зависи-
мость от соблюдения определенных соразмерных предписаний, служащих защите
других правовых благ. Эти предписания, однако, не должны служить для контроля
за содержанием мероприятия

Так, Федеральный Суд Швейцарии расценил как чегатишюе правовое положение, запрещающее
политические мероприятия на общественной земле вообще по воскресеньям, перед ботьшими
праздниками и в остальные дни между 22 00 часами и 07 00 часами

ls'BVerfGE 69, 315 (350)

«BVerfGF 69 315 (153)

'«ВСЕ 702 la 50 Е4а S 54ff (SP Город Цюрих) 107 !а 292 Е7 стр 301 и дчлее (\i\fleler) в проти
вогточожность этом\ расширение запрета на предпраздничные дни Федеральный С>д считает некой
ституционным ВОЕ 102 1а 50 Е4Ь стр 56 и далее (SP Город Цюрих)


Для предотвращения шума использование громкоговорителей может быть в определенной мере
ограничено (особенно ночью) Несоразмерен, однако, общий запрет на использование во время
политических мероприятий громкоговорителей и т п в период четырех неде 1Ь до выборов или
голосования

(3) Разрешение и обязательное уведомление

Требование о наличии разрешения допустимо до тех пор, пока не происходит
несоразмерно большого ограничения соответствующих основных прав и свобод
Так, например, требование наличия разрешения представляется допустимым для
больших демонстраций, когда тысячи людей собираются в одном городе и ставят
сложные задачи координации действий, с другой стороны, при раздаче листовок с
вдейным содержанием нельзя требовать разрешения

Между этими двумя полюсами лежит сфера малых шествий и демонстра-
ций, которые не требуют специальных полицейских мер безопасности и не
ставят сложных задач по координации действий Здесь наличие разрешения
представляется необязательным, достаточно, чтобы извещение государствен-
ных органов носило просто уведомительный характер156

Комиссия ООН по правам человека также одобрила обязательное уведомление о
проведении мероприятий на общественной земле в рамках ст 21 Международного
пакта о гражданских и политических правах1" и до сих пор никак не отреагировала
на требование наличия разрешения — как существенного ограничения свободы со-
браний

(4) Разрешение для спонтанных и срочных демонстраций

Спонтанные демонстрации, возникающие в качестве непосредственной реак-
ции на какие-либо события, в первую очередь реакции протеста (например, протест
против только что ставших известными грубых действий полиции) по своей приро-
де не могут иметь предварительного разрешения

Если становится известно, что в Россию с краткосрочным визитом прибывает министр иностран-
ных деч страны, в которой имеют место существенные нарушения прав человека, то демонстрация
группы правозащитников в связи с этим визитом до гжна быть возможной и в том случае ести
времени на подачу и рассмотрение соответствующей заявки уже нет Необходимая защита гостя в
рачках международного права должна осуществляться другими средствами

Должно быть достаточно того, что заявка будет подана, как только для этого
представится возможность158

'"ВСЕ 107 la 64 ЕЗ стр 67 и далее (РОСН Базечь)

'«•BVerfGE 69, 315 (351)

15 Кивенчаа (Kwenmaa) против Финляндии Communication №412/1990, пункт 92

'''Например BVerfGt 85 69 (75), BOHSt 23 46 (59 и далее^


(5) Законные основания требования наличия разрешения

Согласно ч. 3 ст 55 КРФ ограничения основных прав и свобод допускаются
только на законной основе. До тех пор, пока никакой федеральный закон не уста-
навливает такую обязанность, требования разрешения или предварительного уве-
домления противоречат Конституции

(6) Идейное и коммерческое использование

(a) Идейное использование

По моему мнению, установление в законном порядке обязанности предвари-
тельного разрешения на использование общественной земли с идейными целями
допустимо, если такое использование ведется в режиме, существенно ограничива-
ющем возможности прочих пользователей, и поэтому возникает необходимость
координации противостоящих интересов или если с таким использованием связана
существенная опасность для общественного порядка.

Так, установленное законом обязательное наличие разрешения соответствует
Конституции, если большее количество людей раздает печатные издания, устанав-
ливает информационные стенды или проводит демонстрации.

Бесплатная раздача (или продажа по себестоимости) листовок идейного содер-
жания отдельными лицами, по-видимому, не требует предварительного разреше-
ния

(b) Коммерческое использование

К законодательному введению обязательного разрешения на коммерческое ис-
пользование общественной земли должны предъявляться не такие же высокие тре-
бования. Коммерческое использование общественной земли проститутками, так-
систами и цирками может быть, вообще говоря, поставлено в зависимость от нали-
чия разрешения, но только в рамках требований ч. 3 ст. 55 КРФ. Здесь ограничивается
свобода предпринимательства согласно ч. 1 ст. 34 КРФ.

При выдаче разрешений особое значение приобретает требование нейтральнос-
ти к конкурентам в рамках свободы предпринимательства' поскольку общественная
земля, предоставляемая для реализации свободы предпринимательства, как прави-
ло, ограничена, то государственному учреждению приходится делать выбор среди
различных конкурентов. При этом оно обязано организовать практику выдачи раз-
решений таким образом, чтобы обеспечить по возможности честные условия кон-
куренции



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.117.38 (0.009 с.)