С) Пределы свободы объединений
(1) Запрет противоправных или антигосударственных объединений
Свобода объединений согласно ст. 30 КРФ не дает никакой защиты, если союз является противоправным или антигосударственным по своим целям или сред- ствам. Это следует уже из общих ограничений ч. 3 ст. 55 КРФ.
Касательно противоправности остается установить, что союз не является проти- воправным только потому, что он стремится к изменению существующего право- порядка. Союз может ставить себе целью даже далеко идущие и глубокие изменения — например, отмену президентской системы правления.
Это подтверждается двумя решениями ЕСПЧ: союз может стремиться и к глу- боким изменениям государственного устройства. Решающим здесь является то, хочет ли союз (например, политическая партия) добиваться этих изменений демократи- ческими средствами, такими, как выборы и референдумы, или с помощью наси- лия264.
!63NAACP против Алабамы, 357 U S 449, 461 (1958) Сч также Шелтон против Тукера, 364 U S 479(1960) Отн настораживающем эффекте «ctullmg effect» см выше, стр 125
'"Решение ЕСПЧ по делу Объединенная коммунистическая партия Турции и др против Тур- ции, Rep 1998-I 1, пункт 55 и далее, и решение ЕСПЧ по делу Социалистическая партия и др против Турции от 25 мая 1998, пункт 43 и далее См далее решение ЕСПЧ по делу Сидиропулус (Sidiropulus) и др против Греции от 10 июля 1998, пункт 40 и далее
(2) Особые ограничения для государственных служащих
Государственные служащие также находятся под защитой свободы объедине- ний Возможные ограничения допускаются на тех же основаниях, которые были выработаны выше для свободы мнений
В своем решении по делу Фогт ЕСПЧ расценил увольнение учительницы госу- дарственной гимназии из-за ее политической деятельности в Коммунистической партии Германии (КПГ) как несоразмерное ограничение и свободы объединений, и свободы мнений263
d) Свобода коалиций
(1) Защита в силу свободы объединений
Относительно самостоятельное проявление свободы объединений имеет соб- ственное историческое развитие. Беспрепятственное формирование и деятельность объединений наемных работников и работодателей с целью коллективного регули- рования рабочих отношении защищены и в рамках ст. 30 КРФ, ст. 11 ЕКПЧ, ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 8 Международ- ного пакта об экономических, социальных и культурных правах
Необходимо, однако, ясно понимать, что данная гарантия едва ли имеет прямое действие
Конституционное право является публичным правом, регулирующим отноше- ния по вертикали между государством, осуществляющим властные функции, и частными лицами Данная гарантия представляет собой ограничение для законода- теля, не позволяющее ему затрагивать существо свободы коалиции на уровне зако- нов
Свобода коалиции обеспечивает то, что работодатели и наемные работники мо- гут создавать такую коллективную организацию, которая позволит им совместно оговаривать и фиксировать в договоре условия работы Это проявление свободы коалиции важно прежде всего для наемных работников, поскольку они по одиноч- ке, как показывает опыт, находятся в менее выгодном положении при защите своих интересов.
Гарантия свободы коалиции нацелена на то, чтобы при заключении трудовых договоров посредством коллективных действий было достигнуто сближение пози- ций при установлении заработной платы и рабочих условий
(2) Индивидуальная свобода коалиции
Индивидуальная свобода коалиции включает в себя право каждого лица учреж- дать объединение наемных работников или работодателей с целью оформления тру- довых отношений, право вступать в него, оставаться в стороне от него, выходить из него или принимать участие в его деятельности в качестве члена
Свобода коалиции защищает от любого (даже косвенного) государственного принуждения к участию в каком-либо объединении.
против Германии, сер А N°323, пункт 62 и далее, EuGRZ 1995, стр 590 и далее
(3) Коллективная свобода коалиции
Свобода коалиции защищает право объединения на беспрепятственное выпол- нение его функций и запрещает его роспуск или приостановку его деятельности со стороны властей.
Защищается прежде всего свободное заключение социальными партнерами та- рифных договоров (автономия тарифов). Оно происходит, разумеется, в рамках ч 3 ст. 37 КРФ: минимальный размер оплаты труда и запрет на дискриминацию Это означает свободу для организаций наемных работников и работодателей в обсужде- нии условий труда и его оплаты, которые затем могут быть зафиксированы в коллек- тивных трудовых договорах. Автономия тарифов является основой экономическо- го и трудового права и в этом качестве выходит за пределы обычного содержания свободы объединений.
В случае конфликтов государство не уполномочено на принудительное мирное урегулирование споров между сторонами. Хотя тарифные соглашения имеют боль- шое значение для экономики в целом; но соглашение между социальными партне- рами при определенных условиях может быть объявлено государством обязатель- ным к исполнению для всех, тем самым область его применения расширяется за пределы партнеров по договору.
(4) Забастовка и локаут
(a) Значение права за забастовку
Если соглашение между социальными партнерами не может быть достигнуто путем переговоров, то иногда дело доходит до явно выраженной борьбы: со стороны наемных работников это забастовка, а со стороны работодателей это локаут.
Функция забастовки состоит в том, чтобы добиться прорыва в патовой ситуации на пути достижения обоюдного согласия Признание конституционного права на забастовку согласно ч. 4 ст. 37 КРФ означает в первую очередь то, что в случае допустимой забастовки не будут предприняты никакие государственные санкции.
Так, полиция не должна действовать против забастовки как таковой, убирая, например, забастовочные пикеты с применением насилия или разгоняя собрания бастующих рабочих. Однако полицейские мероприятия, направленные на защиту жизни и здоровья, собственности и общественной безопасности, остаются допусти- мыми с учетом общих предпосылок для действий полиции.
Насильственные действия и поджоги требуют вмешательства полиции
Недопустимое вмешательство со стороны государства можно усмотреть и в том, когда оно защищает и исполняет частноправовые претензии, такие, как увольнение без предварительного уведомления или возмещение ущерба (вследствие остановки производства).
(b) Локаут
Локаут представляет собой одиночные или коллективные меры в качестве реак- ции на забастовку или угрозу забастовки. Речь идет об ограждении тех, кто не басту- ет или больше не бастует, с тем чтобы оказать давление на бастующих или на их
И-933
организации266. Исторически забастовки и локауты развивались не параллельно. Свобода коалиций оспаривалась прежде всего наемными работниками. Насколько сегодня локауты защищены конституционным правом, предстоит еще выяснить Решающим для конкретизации права на локаут является обеспечение свободы заклю- чения договоров и паритет в переговорах между социальными партнерами в интересах сохранения мира в области трудовых отношений.
(с) Когда забастовка допустима?
Забастовка допустима, если она ведется организацией наемных работников, ка- сается только трудовых отношений, не нарушает никаких договорных обязательств о поддержании мира в сфере трудовых отношений или о согласительных перегово- рах и соразмерна.
(1) Забастовка является допустимой, если она проводится организацией наем- ных работников и легитимна в силу решения ее членов (общее голосование). На забастовку уполномочен только тот, кто является потенциальной стороной будуще- го коллективного договора. «Дикие» забастовки, как правило, являются недопусти- мыми. Под правом на «индивидуальные трудовые споры» согласно ч. 4 ст. 37 КРФ можно понимать лишь индивидуальные судебные разбирательства. «Право на заба- стовку» отдельно взятого индивидуума не существует.
(2) Забастовка может касаться только трудовых отношений. Политические заба- стовки, когда давление должно быть оказано на государственные учреждения, а не на работодателя, недопустимы. Забастовку нельзя также использовать для реализа- ции существующих правовых притязаний, это является задачей судов или судеб- ных исполнителей.
(3) Обязательства из действующего коллективного договора должны соблюдать- ся, нарушение установленных этим договором мирных трудовых отношений недо- пустимо. В соответствии с этим коллективный договор может исключать право на забастовку.
(4) Забастовка должна быть соразмерной. Забастовка является лишь последним средством (ultima ratio) для достижения мира в трудовых отношениях, т.е. когда переговоры и посреднические попытки не удались.
«Право на забастовку в гражданской авиации» (Постановление КС РФ от 17.05.95 г, №5-П) По инициативе профсоюза летного состава РФ в мае 1994 г. в авиаотрядах и авиапредприятиях некоторых регионов России была проведена забастовка. Решением суда она была признана неза- конной на основании ст 12 Закона СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых спо- ров». Заявитель просил проверить конституционность данной статьи
КС решил, что норма ст. 12 Закона содержит запрет забастовок на предприятиях гражданской авиа- ции, не предусматривая каких-либо различий по предприятиям, подразделениям, службам и ка- тегориям работников гражданской авиации с учетом характера их деятельности, а также значимо- сти выполняемых ими работ. Установление запрета на забастовки на предприятиях гражданской авиации на основании одной лишь их принадлежности к определенной отрасли не соответствует ч. 4 ст. 37 Конституции.
Всеобщий запрет на забастовку для всех работников гражданской авиации противоречит Конститу- ции.
""•Конституционный Суд ФРГ защитил, например, решение Федерального Суда по трудовым делам о несоразмерности локаута, поскольку из-за 4300 активных забастовщиков было уволено 130 000 работниц и работников. (BVerfGE 84, 212)
Даже общее исключение забастовок поддержки и солидарности не кажется со- вершенно лишенным проблем: солидарность с бастующими, с учетом вопросов социального устройства в целом, вряд ли всегда следует рассматривать в качестве нелегитимной причины для забастовки. Здесь также следует определить рамки це- лесообразности такого мероприятия.
Короткие предупредительные забастовки, забастовки протеста или прекраще- ние работы могут служить соразмерным средством для выражения своих убежде- ний, и в этом смысле подлежать защите основного права на свободу мнений.
Согласно заключению экспертов Международной организации труда (МОТ), право на забастовку подразумевает также и забастовки протеста, для выражения критики экономической и социальной политики. Только чисто политическая заба- стовка выпадает из сферы действия гарантии167.
Следствием допустимой забастовки является то, что основные обязанности, сле- дующие из трудовых отношений (обязанность трудиться и обязанность оплаты труда), перестают действовать (принцип приостановки). Увольнение без предвари- тельного уведомления по причине забастовки недопустимо. Обычное расторжение трудового договора, предпринимаемое для предотвращения забастовки или как сан- кция вследствие забастовки, является злоупотреблением.
Ш) Право на забастовку государственных служащих
Право государственных чиновников и служащих в рамках публично-правовых отношений на забастовку представляется сомнительным. Забастовка направлена против частноправового работодателя, на которого невозможно никакое иное воз- действие. Забастовка должна грозить ему ухудшением его положения на свободном рынке. Тем самым ему причиняется ущерб. Но право на причинение ущерба госу- дарству не может быть содержанием конституционной гарантии. На действия госу- дарства — также и в ето роли работодателя — следует влиять с помощью иных средств: через предусмотренные демократией инструменты: воздействие через пар- ламент, выборы, право подавать петицию и т.д.
В любом случае законодатель может установить для наиболее ответственных общественных служб (полиции, пожарной охраны, больничного персонала) запрет на забастовки.
Кроме того, поскольку право на забастовку следует из конституционно-право- вых положений, относящихся к рыночной экономике, в целом свободной от госу- дарственного вмешательства, то будет логичным не признавать права на забастовку для государственных служащих. Отношения между государством и его служащими в целом не определяются частной автономией. Условия труда не являются результа- том переговоров социальных партнеров, закрепленным в тарифных договорах, но определяются государственным демократическим законодательством. Даже там, где служащие организуют что-либо в качестве профсоюзов или объединения по тип\ профсоюза, такой союз не имеет партнера по переговорам, у которого подобно пред- принимателю в области частной автономии можно было бы что-то выторговать в рамкак конкретного трудового конфликта. Он связан положениями закона. Поэто- му та сумма, которую общество готово потратить на содержание государственных служащих, должна быть определена путем демократического процесса.
"'Международная организация труда (изд) 1996 (прим 53), пункт 479 и аалее
211 14'
При допущении определенного права государственных служащих на забастовку следует сразу же подумать о его границах: «забастовка», если она вообще рассматри- вается в качестве легитимной, может касаться только таких вопросов, которые отно- сятся к трудовым отношениям или специфическим служебным задачам (пример: рабочее время, страховка, оплата). В то же время недостатки на рабочем месте, на- пример, неудовлетворительное санитарное состояние в общественных больницах, недопустимо напряженный график движения общественного транспорта или дру- гие вопиющие факты могут оправдать забастовку в качестве последнего средства (ultima ratio) для обращения к общественности. Чем более ясно, что функция, вы- полняемая чиновником или муниципальным служащим, относится к числу задач, которые может решать исключительно государство (например, деятельность прави- тельства, правосудие), тем с большей очевидностью допустимость забастовки дол- жна быть отвергнута.
D. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ МНЕНИЙ
|