Основные права и свободы как субъективные права
Похожие статьи вашей тематики
Субъективное право является гарантированными кому-либо правовой систе- мой полномочиями требовать от кого-нибудь другого определенного действия, без- действия или терпимости. Основные права и свободы дают в качестве субъективных прав какому-либо лицу, носителю основных прав и свобод, право требовать от долж- ностного лица, адресата основных прав и свобод, определенного поведения. Род такого поведения описывается отдельными основными правами и свободами, это содержание основных прав и свобод. Характеристики основных прав и свобод как субъективных прав установлены ст. 17 ч.2, ст. 18 и ст. 46 Конституции РФ.
Немецкий ученый в области государственного права георг еллинек в 1905 году описывал основ- ные права и свободы как систему субъективных прав. Он различал при этом status negativus, status activus и statusposittvus носителя основных прав и свобод, в зависимости от рода ею притязаний. При этом под status negativus он понимал право на свободу от государственного вмешательства, status activus давал право на соучастие в государственных процессах принятия решений (например, избирательное право гражданина), statuspositivus обосновывал претензии на государственные услуг и материального плана.
Если бы действие основных прав и свобод исчерпывалось только их объектив- ным содержанием, то определение того, что есть индивидуальная свобода и на- сколько далеко она распространяется в каждом отдельном случае, находилось бы в руках одних только государственных органов. Свобода, однако, не поддается на- чальственному определению; она в большей степени заключается во власти инди- видуума самому определять свое поведение во всем многообразии человеческих
поступков. Только после приобретения субъективных и подлежащих обжалованию в судебном порядке претензий на основные права и свободы частное лицо получает возможность само определять свою свободу и пользоваться судебной защитой для отражения государственных посягательств на нее.
а) Носитель основных прав и свобод
Носителем основных прав и свобод является частное лицо: каждый человек есть носитель прав человека, каждый гражданин есть носитель гражданских прав, при- чем от рождения, как это уточняет ст. 17 Конституции РФ. Кроме того, в качестве носителей основных прав и свобод выступают и частные сообщества лиц, такие, например, как общественные объединения или торговые общества. К юридическим лицам частного права (АО, ООО и т.п.) применимы, по меньшей мере, те гарантии, которые отвечают их природе, такие, как гарантии собственности, свобода предпри- нимательства, свобода выбора места жительства и т.п.
Та точка зрения, что и юридические лица также являются носителями основных прав и свобод, многими в России не разделяется. Во всем европейском правовом пространстве этот постулат уже давно не вызывает споров. В частности, Европейс- кая Конвенция о защите прав человека и основных свобод защищает права юриди- ческих лиц.
Конституционный Суд РФ также придерживается того общепризнанного докт- ринального положения, что субъектами основных прав и свобод являются в том числе юридические лица частного права и их объединения. К примеру:
Постановление Конституционного Суда РФ от 20.02.2001 г. №3-П «По делу о проверке консти- туционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О налоге на добав- ленную стоимость» в связи с жалобой ЗАО «Востокнефтересурс» (статьи 34 (часть 1), 35 (части 1.2), 57 Конституции РФ)
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.06.2000 г. №9-П «По делу о проверке консти- туционности положения абзаца третьего пункта 2 статьи 77 Федерального закона < О несостоятель- ности (банкротстве)» в связи с жалобой ОАО «Тверская пряд]<льная фабрика» (статья 19 {чк'л 1,2), 34 (часть 1). 35 (часгь 2) и 55 (часть 3) Конституции РФ) Постановление Конституционного Суда РФ от 16.05.2000 г. №Ь-П «По делу о проверке консти- туционности отдельных положений пункта 4 статьи 104 Федерального закона «О несостоятельно- сти (банкротстве)» в связи с жалобой компании «Timber Holdings International Limited» (статьи 35 (часть 3), 46 (часть 1) и 55 (части 2, 3) Конституции РФ)
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.10.1999 г. № 14-П «По делу о проверке консти- туционности статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Рос- сийской Федерации «О налоге на прибыль предприятий а организаций» в связи с жалобой ОАО «Энергомашбанк» (сгатьи 35,46. 57 Конституции РФ>
И хотя Конституционный Суд РФ проверяет лишь конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, но тот факт, что при этом жалобу на нарушение конституционных прав и свобод может направить как гражданин, так и юридическое лицо, подтверждает его волю предоставить защи- ту от нарушений и этой категории субъектов.
Эта правовая позиция разделяется и системой арбитражных судов Российской Федерации. Вот лишь несколько примеров:
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.05.2002 г. № 1620/ 135/5-к.
ОАО «Кинешемский речной порт» обратилось суд с иском о признании недействительным реше- ния ИМНС РФ по городу Кинешма. (статья 57 Конституции РФ)
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.03.2002 г. №КА-А40/ 1475-02
ОАО «Запорожский автомобильный транспортно-зкспедиционный комбинат 12360» обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным Постановления Центральной акциз- ной таможни, которым комбинат привлечен к ответственности за нарушение таможенных пра- вил.
(статьи 35. 55 Конституции РФ)
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25.12.2001 г. №А54- 2312/01-СЗ.
ОАО «Сафьян» обратилось в суд с иском о признании неправомерным бездействие управляющего ОПФ РФ по Рязанской области, (статья 54 Конституции РФ)
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 05.11.2001 г. №КГ-А41/ 6418-01.
ОАО «Фармацевтическая фирма «Конпо» заявило об отмене определения суда по обеспечению иска в виде запрещения ОАО «Фармацевтическая фирма "Конпо"» осуществлять действия по ис- полнению решения общего собрания акционеров, (статьи 29, 31 Конституции РФ)
Хотя юридические лица публичного права (к примеру, унитарные предприя- тия), вообще говоря, не могут быть носителями основных нрав и свобод, но и здесь есть исключения.
Ь) Адресаты основных прав и свобод
Согласно ст. 18 КРФ основные права и свободы непосредственно определяют смысл и содержание любой деятельности законодательной и исполнительной влас- ти. Они определяют также и деятельность органов местного самоуправления, на- званные в рамках этого учебника в числе государственных органов, которые в силу Конституции выполняют такие же самостоятельные функции, как Дума или мини- стерства. Само собой разумеется, что правосудие, особо призванное к обеспечению основных прав и свобод, является их адресатом.
Вкратце: Все государственные органы обязаны соблюдать основные права и сво- боды, если таковые возникают при исполнении их функций.
Служащий канцелярии Сидоров из Александровки покупает для своей работы новые блокноты
Ему нужно 10 блокнотов В Александровке есть 2 магазина, продающие блокноты по одинаковой
иене.
Должен ли Сидоров согласно конституционному принципу равноправия купить по 5 блокнотов
в каждом магазине''
Сидоров не выступает здесь как государственная власть. Он выступает в данном случае как равноправная сторона доювора. Поэтому здесь положения Конституции не находят прямою применения. Он в принципе свободен как частное лицо и мо- жет покупать там, где хочет. (Вообще говоря, он связан правилами выдачи государ- ственных заказов частным фирмам: в безупречно функционирующем правовом го-
сударстве государственные органы не могут заключать договоры с частными лицами по своему усмотрению. Они связаны правилами передачи заказов, которые обычно закрепляются в законе о закупках и передаче заказов.)
С) Содержание основных прав и свобод
Такие положения Конституции России, как «Каждый имеет право на объедине- ние» (ст. 30) или «Каждый имеет право на свободное использование своих способ- ностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ст. 34), могут создавать впечатление, что содержани- ем этих основных прав и свобод является данное носителю основных прав и свобод разрешение действовать определенным образом, то есть, например, организовать певческий кружок или работать адвокатом.
Фактически в странах с длительной историей основных праи и свобод иногда говорят о том, что кто-то «воспользовался своим правом на свободное выражение мнения», если он, например, кри- тикует деятельность правительства Это показывает, чю перечисление основных прав и свобод в Конституции производит тот эф(рект, что носители основных прав и свобол знают, что опреде- ленные формы поведения пользуются конституционной зашитой. Но дело, однако, не в том, что содержание основных прав и свобод состоит в разрешении вести себя подобным образом. Право на жизнь не следует понимать как юридически оформленное разрешение жить, а свободу совести (ст. 28) — как полученное от государства полномочие на то, чтобы иметь личные убеждения.
Основные права и свободы не являются полномочиями или привилегиями. Тот, кто учреждает предприятия, решает быть правоверным мусульманином или переезжает из Воронежа в Москву, может делать это, поскольку речь илет об одной из бесконечного числа возможных форм человеческого поведения. Сумма этих воз- можностей есть то, что мы понимаем под естественной свободой каждого человека, существующей до установления любого правопорядка и независимо от него.
В принципе эта свобода не ограничена, и тот, кто выбирает для себя одну из обусловленных этой свободой возможных форм поведения, не нуждается для этого в разрешении и не должен это оправдывать. Подлежит ограничению и нуждается в оправдании скорее каждое учреждение правовой системы и каждое мероприятие государственных органов, которые оказывают влияние на эту свободу и закрывают для носителя основных прав и свобод некоторые возможные формы поведения. Должен оправдываться не индивидуум, желающий воспользоваться своей свобо- дой, а государство, когда оно эту свободу ограничивает.
•Право свободного выбора места жительства не нуждается в разрешении» ( Постановление КС РФ от 02.02.98 г. №4-П)
Устанавливая ограничения срока регистрации по месту пребывания (п. 10 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пре- делах РФ) и возможность отказа гражданину в регистрации по месту пребывания (пи. 12 и 21 этих же Правил), губернатор Нижегородской области полагает, что положения Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пре- делах РФ придают регистрации разрешительный характер (регистрация только на основании раз- решения местных органов), т.е. сохраняют институт прописки. Заявитель, которого на основании данных положений ущемили в правах, оспаривал конституционность данных пунктов. КС решил, что органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить факт свободно- го волеизъявления гражданина при пыборс им siecra пребывания и жительства. Именно поэтому
регистрационный учет не может иметь разрешительного характера и не должен приводить к огра- ничению конституционного права выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 Конститу- ции РФ). Данное право может быть ограничено лишь в строго определенных случаях, указанных ст. 8 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Регистрационный учет по месту пребывания носит уведомительный, а не разрешительный харак- тер.
Основные права и свободы устанавливают таким образом меру, с помощью которой можно проверить, оправданны ли учреждения правовой системы или госу- дарственные мероприятия. Отдельные права и свободы, описанные в Конституции, являются лишь островками ключевых прав в море всеобщей свободы действий че- ловека. Отдельные сферы возможного поведения человека, защищенные основны- ми правами и свободами, мы называем защищенными благами основных прав и сво- бод. Их описание дает возможность четкой защиты в случае угрозы со стороны государственной системы или государственных мероприятий.
Таким образом, тот, кто свободно выражает свое неудовольствие по поводу работы правительства, еще не использует тем самым свои основные права и свободы. Он просто выбрал для себя один из многих вариантов поведения, на которые он способен в качестве человека. Основное право на свободу слова (ст. 29 КРФ) вступает в игру только в том случае, если высказываемая критика зап- рещается, подавляется или наказывается согласно какому-либо закону или иными государствен- ными мерами. Именно тогда ст. 29 предоставляет право требовать проверки этого закона или этих мер. Человек может противопоставить основное право тем мерам, которые ограничивают его сво- боду1, и добиться, чтобы было еще раз проверено, являются ли ограничения его свободы говорить все, что ему нравится, оправданными.
|