Равноправие и федеративное многообразие
Равноправие и федеративное многообразие
| Общий принцип равенства не противоречит, например, различным объективно обусловленным размерам заработной платы муниципальных служащих.
| Неодинаковое правовое регулирование и различные интерпретации федераль- ного права в различных субъектах федерации сами по себе еще не представляют нарушения принципа равноправия. В этом отношении равноправие не гарантирует одинаковое обращение вне зависимости от границ субъектов федерации.
![](https://konspekta.net/infopediasu/baza4/2798879417622.files/image038.jpg)
6. Отдельные проблемы в рамках общего принципа равенства а) Равноправие при изменениях права
(1) Изменение законов
Стабильность законодательства является важным принципом права. Недопус- тимо, чтобы один и тот же случай сегодня решался так, завтра иначе, а послезавтра опять по-новому. Этому противостоят необходимость зашиты доверия граждан и принцип равенства. Положение закона может быть даже объявлено неконституци- онным, если оно влечет за собой разные правовые последствия для одинаковой ситуации.
При решении вопроса об изменениях законодательства необходимо задаться вопросом, является ли новое правовое регулирование объективно оправданным или, в крайнем случае, не нарушает ли оно запрет на произвол? Иногда старые правовые нормы могут частично сохраняться, исходя из принципа защиты дове- рия.
(2) Изменение правоприменительной практики
Как уже обсуждалось в разделе «прецеденты», в сходных случаях суды, приме- няя закон, должны принимать принципиально сходные решения. Было бы непра- вильным, если бы разные суды в одинаковых случаях принимали различные реше- ния. Еще более неприемлемой была бы ситуация, при которой один и тот же суд в одинаковых случаях принимал бы разные решения. Постоянство принимаемых су- дами решений образует определенную практику. Гражданин может доверять этой практике, так же как он может доверять постоянству закона.
Принцип равного правоприменения в целом, однако, не противоречит измене- нию практики. Если государственному учреждению представляется, что изменение существовавшей ранее практики в большей мере будет соответствовать пониманию справедливости и закону, то оно вправе отойти от прежней практики.
Чем более устоявшейся была предыдущая практика, тем лучше соответствую- щее учреждение должно обосновать необходимость изменений. В частности, откло- нение от неизменной многолетней интерпретации должно поэтому быть оправдано серьезными объективными причинами.
В качестве серьезной объективной причины может выступать, в частности, луч- шее понимание ratio legis (смысла закона), изменившиеся внешние условия и пра- вовые воззрения или принятые вышестоящие нормы права287.
Изменение практики, посредством которого ограничивается допустимость ка- кого-либо правового средства, должно быть обнародовано заранее. Этого требует принцип добросовестности.
^"Дифференцированное рассмотрение вопроса о допустимости изменения правоприменитель- ной практики в конституционном праве можно найти в деле Планирование семьи Юго-восточной Пенсильвании против К.ейси, 505 U S 833, 854 и далее (1992)
b) Равное обращение при нарушении права
Государственное учреждение в определенном случае принимает решение вопре- ки действующим правовым нормам, например, выдает разрешение на строитель- ство, которое не следовало бы выдавать, исходя из законодательства в области стро- ительства. Требует ли принцип равноправия, чтобы позднее в таком же случае было принято такое же решение — то есть снова вопреки действующему праву?
Этот конфликт между принципом равноправного обращения и обязанностью по применению действующих правовых норм следует рассматривать дифференци- рованно:
• Если отклонение от закона произошло только в одном или в нескольких особых случаях, то право требовать «равного обращения при нарушении права» отсутствует.
• Если же государственное учреждение на практике постоянно отклоняется от положения закона и не дает возможности полагать, что в будущем ре- шения будут приниматься в соответствии с законом, то заинтересованные лица вправе претендовать на то, что и в их случае решения будут откло- няться от закона.
Если особенно весомые общественные или частные интересы требуют в спорных случаях принятия решений, соответствующих закону, то не может быть притяза- ний на продолжение противозаконной практики.
Если, например, на практике постоянно выдавались разрешения на установку рекламных иштов. противоречащих положениям правил дорожного движения, то аналогичное ходатайство, подан- ное позднее, также должно быть >довлетворено, по иному следовало бы решить эгот вопрос, когда интересы безопасности дорожного движения требуют строгого соблюдения норм действующе' о права
Претензии на такое же обращение, как и с другими заявками на строительство, разрешающее пре- вышать предписанное законом максимальное число верхних этажей, может противоречить инте- ресам будущего соседа, который особенно заинтересован в соблюдении строительных норм и пра-
Путем сравнения правовых благ необходимо решить, что именно должно полу- чить приоритет в данном конкретном случае: претензии на равноправное обраще- ние или другие общественные или частные интересы; общие теоретические иссле- дования соотношения между принципом законности и притязанием на равное обращение остаются, как правило, слишком абстрактными. В центре конституци- онно-правовой защиты должны находиться конкретно затронутые интересы.
Естественно, что такая ситуация, когда посредством признания претензии на равное обращение при нарушении права санкционируется и продлевается противо- законная практика, не может быть удовлетворительной. Необходимо стремиться к устранению противозаконной практики, например, путем усиления законного при- знания права на подачу жалоб со стороны не участвующих, но тем не менее заинте- ресованных третьих лиц, таких как учреждения или союзы.
с) Опосредованное неравное обращение
а) Как уже упоминалось, общий принцип равенства требует не только того, чтобы с равным обращались равным образом, но также и того, чтобы действитель-
ное неравенство учитывалось посредством дифференцированного в правовом отно- шении подхода. Тем самым общий принцип равенства содержит также и требова- ние дифференциации.
Федеральный Суд Швейцарии в 1887 году должен был оценить правило, согласно которому в случае подачи апелляции в уголовном процессе следовало произвести предоплату издержек в раз- мере 130 франков. Федеральный Суд постановил, что эта с> мма действует сдерживающим образом на малоимущих, в противоположность лицам, имеющим достаточно финансовых ресурсов. Дан- ное правило о предоплате издержек, «хотя внешне и было одинаковым для всех граждан, (но, однако, находилось) по своему практическому действию в резком противоречии» с принципом равноправия".
Принцип правовой дифференциации проявляется в первую очередь в налоговом праве Необхо- димо постоянно проверять, что одинаковое налогообложение лиц в различных экономических ситуациях отвечает общему принципу равенства
Было бы, например, несправедливо в отраслях с относительно высокими затратами на рекламу (косметика) разрешать вычитать из налогооблагаемой базы такой же процент издержек, как в от- раслях со сравнительно небольшими затратами на рекламу (коммунальные дорожные работы)
Недостаток дифференциации в правовой норме (или в постоянной практике) косвенно влияет на действия в неодинаковых ситуациях, поскольку с неравным вопреки логике обращаются равным образом28'. Косвенное нарушение принципа равенства заключается не в формулировке рассматриваемой нормы, но в первую очередь проявляется в ее фактическом действии.
Ь) Объективные причины могут оправдать косвенное неравное обращение.
Положение, предписывающее минимальное качество воздуха на рабочих местах в офисе, ущемля- ет своим действием курильщиков Это, однако, представляется оправданным с точки зрения ох- раны здоровья.
С. ЗАПРЕТ ДИСКРИМИНАЦИИ
|