Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Поиск

1. Годы жизни А.С.Пушкина:

а)1801–1836 в) 1814–1841

б)1799–1837 г) 1799 – 1836

2. Выберите строку, в которой перечислены памятные места, связанные с именем М.Ю.Лермонтова:

а) Москва, Болдино, Пятигорск в) Петербург, Тригорское, Тарханы

б) Москва, Тарханы, Тамань г) Петербург, г.Машук, Сорочинцы

3. Для ранней лирики А.С.Пушкина характерно направление:

а) реализм в) романтизм

б) классицизм г) смешение различных творческих методов

4. Укажите адресата стихотворения А.С.Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный» и расскажите о событии, послужившем причиной его создания.

5. Тема художественного произведения:

а) круг явлений, освещенный писателем в) ряд событий

б) главная мысль произведения г) исторический тип произведения

6. Назовите автора следующих стихотворных строк:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, –

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

7. Определите тематическую группу стихотворений и назовите автора:

«Поэт» (Отделкой золотой блистает мой кинжал), «Молитва», «Нет, я не Байрон», «Пророк»).

 

Вариант проверочной работы по теории литературы.

1. Дайте определения следующим терминам: драма (род литературы), трагедия, монолог, конфликт, ремарка, протагонист.

2. Определите жанровую принадлежность пьесы А.Н.Островского «Гроза».

3. Какой эпизод в пьесе А.Н.Островского является экспозицией и зачем она нужна?

4. Какую функцию выполняют в пьесе монологи Катерины?

5. Назовите центральных персонажей пьесы Островского.

Варианты комбинированных заданий.

Контрольная работа по роману И.А.Гончарова «Обломов».

Часть 1

1. Роман «Обломов» опубликован

а) в 1859 г. в) в середине 40-х гг.

б) в 1860 г. г) в 1858 г.

2. Какие романы И.А.Гончаров рассматривал как цикл?

3. В основе романа «Обломов» лежит

а) впечатление от кругосветного путешествия, предпринятого писателем

б) вспоминание об укладе жизни родного города Симбирска

в) наблюдение за современной писателю молодежью

г) интерес Гончарова к общественным движениям 2-ой п-ны 19 века.

4. К какому литературному направлению относится роман «Обломов»?

а) классицизм в) реализм

б) романтизм г) сентиментализм

5. Укажите возраст Обломова в начале романа:

а) 25–27 лет в) 33–34 года

б) 32–33 года г) 40–42 года

6.Какие из перечисленных качеств не характерны для Ильи Ильича Обломова?

а) созерцательность, мечтательность в) доброта, мягкость

б) решительность, готовность к действию г) стремление спрятаться от трудностей

7. Какая из принадлежащих герою вещей символизирует его образ жизни?

а) непрочитанная книга в) халат

б) ветка сирени г) тяжелые, неграциозные стулья

8. К какому сословию принадлежит Обломов?

9. В какой главе романа подробно повествуется об «истоках» обломовщины?

10. Определите героя романа «Обломов»:

«Этот рыцарь был со страхом и упреком. Он принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов»

11. Кому из героев дана авторская характеристика?

«Простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь – вот что было его постоянною задачею, и, добираясь постепенно до ее решения, он понимал всю трудность и был внутренно горд и счастлив всякий раз, когда ему случалось заметить кривизну на своем пути и сделать прямой шаг».

12. Кому из героев романа принадлежат слова « Нет, я чувствую… не музыку…а любовь»?

13. Определите героя романа «Обломов»:

«Но она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя, а перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увеличений, без трепета, без страсти, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нерв»

Часть 2

14. Найдите и выпишите тропы из приведенного отрывка: «Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть–чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется».

15. Выразите свое согласие или несогласие с точкой зрения Ю.Лощица: «Влюбленность Ольги носит явно экспериментальный характер. Это идеологическая, головная, заданная влюбленность. Здесь даже неважно, что задание получено со стороны, важно то, что рациональный план вполне устраивает героиню, учащает ее пульс и слегка сбивает дыхание…». Ответ должен составлять не менее 5 предложений.

Часть 3

16.Дайте развернутый связный ответ. Опирайтесь на текст литературного произведения, учитывайте позицию автора, используйте теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

Что общего у Обломова с «лишними людьми» (Онегиным, Печориным)?

Контрольная работа по теме

«Русская поэзия первой половины ХХ века».

1. Словесные эксперименты («словоновшества»), эпатаж публики, разрыв с литературными традициями – это основные черты:

а) акмеизма в) футуризма

б) символизма г) модернизма.

2. Назовите русских символистов (не меньше трех).

3.Жизнь какого русского поэта связана с этими городами: Варшава, Петербург, Воронеж, Чердынь?

а) А. Блока в) М. Цветаевой

б) Н. Гумилева г) О. Мандельштама

4. Автор лирических сборников «Вечер», «Тростник», «Четки», «Седьмая книга»:

а) А. Ахматова в) А. Блок

б) Б. Пастернак г) М. Цветаева.

5. Назовите автоар, название и расскажите предысторию стихотворений:

а) «Но равнодушно и спокойно руками я замкнула слух, чтоб этой речью недостойной не осквернился скорбный дух…»;

б) «Что же сделал я за пакость, я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать над красой земли моей».

6. Объясните, как вы понимаете смысл названия и проблематику поэмы В. Маяковского «Облако в штанах».

7. Назовите, приводя примеры, основные художественные особенности любовной лирики А. Ахматовой.

8. Проведите развернутый анализ стихотворения А. Блока «Девушка пела в церковном хоре».

 

Примерные вопросы для подготовки к зачету.

1. Основные особенности классической русской литературы.

2. Жизненный и творческий путь А. С. Пушкина.

3. Основные мотивы лирики А. С. Пушкина.

4. Социально-философская проблематика поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник».

5. Образ Петербурга в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».

6. Изображение русской истории в трагедии «Борис Годунов».

7. Трагические мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова.

8. Нравственные и социальные проблемы в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект».

9. Своеобразие сатиры А. Н. Островского в комедии «Лес».

10. Особенности конфликта в драме А. Н. Островского «Гроза».

11. Использование приема антитезы в пьесе А. Н. Островского «Гроза».

12. Образы Обломова и Штольца в романе «Обломов».

13. Художественное пространство в романе И. А. Гончарова «Обломов».

14. Значение главы «Сон Обломова» в романе И. А. Гончарова «Обломов».

15. Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов».

16. Нигилизм и нигилисты в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

17. Нравственно-философская проблематика романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

18. Старшее поколение в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

19. Социально-философский и нравственно-религиозный смысл теории Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

20. Тема «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

21. Смысл названия и проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

22. Образы юристов и судейских в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

23. Философские мотивы в лирике Ф. И. Тютчева. Чтение наизусть и анализ стихотворения (по выбору).

24. Художественное своеобразие лирики А. А. Фета. Чтение наизусть и анализ стихотворения (по выбору).

25. Художественное своеобразие лирики А.К. Толстого. Чтение наизусть и анализ стихотворения (по выбору).

26. Гражданские мотивы в лирике Н. А. Некрасова. Чтение наизусть и анализ стихотворения (по выбору).

27. Жанровое и сюжетно-композиционное своеобразие поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

28. Художественные особенности и проблематика романа Н. г. Чернышевского «Что делать?».

29. Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник».

30. Образы градоначальников в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

31. Своеобразие сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина.

32. Особенности жанра, сюжета, композиции книги Л. Н. Толстого «Война и мир».

33. «Мысль семейная» в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

34. Петербург и Москва в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

35. Нравственные искания героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» (Пьер Безухов и Андрей Болконский).

36. Женские образы в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Наташа Ростова.

37. Изображение Отечественной войны 1812 года в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

38. Образы Наполеона и Кутузова в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

39. Тема деградации человека в рассказах А. П.Чехова.

40. Проблема внутренней свободы в рассказах А. П.Чехова.

41. Особенности конфликта, проблематика пьесы А. П.Чехова «Вишневый сад».

42. Прошлое, настоящее, будущее в пьесе А. П.Чехова «Вишневый сад».

43. Герои драмы А. П.Чехова «Три сестры».

44. Особенности романтических рассказов А. М. Горького.

45. «На дне» А. М. Горького как социально-философская драма.

46. Образы ночлежников в пьесе А. М. Горького «На дне».

47. Художественные особенности и проблематика рассказов И. А. Бунина.

48. Художественные особенности и проблематика повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

49. Художественные особенности и проблематика повести Л. Н. Андреева «Иуда Искариот».

50. Основные мотивы лирики А. А.Блока. Чтение наизусть и анализ стихотворения (по выбору).

51. Художественные особенности и проблематика поэмы А. А. Блока «Двенадцать».

52. Мотивы лирики В.В. Маяковского. Чтение наизусть и анализ стихотворения (по выбору).

53. Мотивы лирики А. А. Ахматовой. Чтение наизусть и анализ стихотворения (по выбору).

54. Мотивы лирики С. А. Есенина. Чтение наизусть и анализ стихотворения (по выбору).

55. Мотивы лирики О. Э. Мандельштама. Чтение наизусть и анализ стихотворения (по выбору).

56. Мотивы лирики М. И. Цветаевой. Чтение наизусть и анализ стихотворения (по выбору).

57. Мотивы лирики Б. Л. Пастернака. Чтение наизусть и анализ стихотворения (по выбору).

58. Художественное своеобразие и проблематика романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго».

59. Проблематика и особенности поэтики рассказов И. Э. Бабеля.

60. Роман Е. И. Замятина «Мы» как роман-антиутопия.

61. Художественное своеобразие и нравственно-философская проблематика повести А. П. Платонова «Котлован».

62. Жанровые и сюжетно-композиционные особенности романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

63. «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова как сатирический роман.

64. Тема любви и творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

65. Духовно-нравственная проблематика романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Образ Понтия Пилата.

66. Трагедия народа в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон».

67. Судьба Григория Мелехова в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон».

68. Женские образы в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон».

69. Своеобразие романа В. В. Набокова «Машенька».

70. Мотивы лирики Н. А. Заболоцкого. Чтение наизусть и анализ стихотворения (по выбору).

71. Проблематика и художественные особенности творчества А. Солженицына (на примере одного произведения).

72. Тема Великой Отечественной войны в поэзии и прозе (на примере двух произведений по выбору).

73. Основные особенности русской прозы второй половины ХХ века (на примере одного - двух произведений по выбору).

74. Основные особенности русской поэзии второй половины ХХ века (на примере одного поэта по выбору). Чтение наизусть и анализ стихотворения (по выбору).

рекомендуемая литература

Обязательная литература:

1. *[2]Абуталиева Э.И. Литература: учебное пособие. – М.: РАП, Материк-Альфа, 2010.

2. *Литература: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений/ Под ред. Обернихиной Г.А. – М.: Академия, 2011.

3. Агеносов В.В и др. Русская литература XX в. Учебник. Ч.1,2. 11 кл. – М.: Дрофа, 2010.

4. Голубков М.М. Литература. 10 -11 класс. Учебник – М.: Мнемозина, 2009.

5. Журавлёв В.П. Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений.10- 11 класс. – М.: Просвещение, 2010.

Ионин Г.Н Литература. 10-11 класс. - М.: Мнемозина, 2011.

7. Курдюмова Т.Ф. Литература. Учебник.10- 11 класс. – М.:Дрофа,2011.

8. Прокофьева Н.Н., Мескин В.А., Дефье О.В. Литература: Учебник для среднего профессионального образования / Под ред. В.К. Сигова. – М.: Дрофа, 2008.

Дополнительная литература:

1. Азарова Н.М. Текст. Пособие по литературе. – М.: Век книги, 2003.

2. Буслаева Т.П. Русская литература XIX, XX в. Учебник. – М.: Высшая школа, 2003.

3. Бушко О.М. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Материк-Альфа, 2003.

4. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М.: Флинта, 2002.

5. Кулешов В.И. Русская критика XVIII-XX в.в. Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 2000.

6. Ладыгин М.Б. Основы теории литературы: Справочные материалы для подготовки к урокам, устному экзамену и ЕГЭ: 10-11 классы. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

7. Литература в схемах и таблицах/ Авт-сост. Миронова Ю.С. – СПб.: Тригон, 2006.

8. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М.: Флинта, 2001.

9. Лотман Ю.М. Учебник по русской литературе для средней школы. – М.: Высшая школа, 2001.

10. Литература. Практикум (под ред. Обернихиной Г. А.). Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Академия. 2011.

11. Романова Г. И. Русские писатели ХХ века. Словарь-справочник. – М.: Флинта, 2003.

12. Русская литература в оценках, суждениях, спорах. Хрестоматия литературно-критических материалов./Сост. Есин А. Б. – М.: Флинта, 2005.

13. Русские писатели XIX-XX в. в. Биографический словарь/ Под ред. П. А. Николаева – М.: Просвещение, 2000.

14. Федосюк Ю.А. Что непонятно у классиков или энциклопедия русского быта XIX века. – М.: Флинта, 2002.

15. Хализев В.Е. Ценностные ориентации русской классики. – М.: Гнозис, 2005.

16. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения. Практикум. – М.: Флинта, 2004.

 

Приложение 1.

Словарь-минимум по теории литературы.

БЛОК 1.

Литература – вид искусства, в котором средством создания художественного мира является слово.

Литературные направления:

Классицизм (от лат. «образцовый») – течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в 17–18 веках как выражение идеологии абсолютной монархии. Отличительные черты: античное наследие как к норма и идеальный образец; гражданская проблематика и воспитательные задачи; принцип рациональности и нормативность (иерархия жанров, четкая сюжетно–композиционная организация: «три единства», деление героев на положительных и отрицательных, схематизм в создании образа, говорящие фамилии и т.д.).

Основные жанры классицизма – трагедия, комедия, поэма, басня, ода, сатира.

Сентиментализм (от фр. «чувствительный») – течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в конце 17– начале 19 веков. Выступает против отвлеченности и рассудочности произведений классицизма. Отличительные черты: стремление изобразить человеческую психологию, внутренний мир человека; идеализация действительности и субъективное изображение мира; изображение природы как царства гармонии.

Основные жанры – сентиментальная повесть, послание, путевые заметки, элегия, народные песни, драма.

Романтизм – течение в искусстве и литературе Западной Европы и России 18–19 веков, состоящее в стремлении авторов противопоставить неудовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты. Отличительные черты: исключительность характеров и обстоятельств; трагический поединок личности и судьбы; свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим –основные характеристики романтического героя; интерес ко всему экзотическому; смешение высокого и низкого, трагического и комического; культ свободы, идеала, совершенства.

Основные жанры – роман, повесть, баллада, дума, элегическая, пейзажная и философская лирика, проблемно–историческая драма.

Реализм – течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности. Появляется в России в 19 веке. Отличительные черты: изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром; типизация персонажей и событий; изображение исторически конкретного общества, эпохи; основной конфликт: герой – общество.

Основные жанры – роман, повесть, поэма, рассказ, песня, элегия, сатира, трагедия, комедия, исторические хроники.

Род литературы – исторически сложившийся способ изображения действительности и человека в литературном произведении. Три основных рода: эпос, лирика, драма.

Эпос – один из трех родов литературы, отражающий жизнь подробно и объективно, чаще – в форме детального повествования о человеке и его судьбе. Основные жанры: рассказ, очерк, новелла, повесть, роман, роман‑эпопея.

Лирика (от греч. лира – музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись песни‑стихотворения) один из трех родов литературы, предметом отображения которого является содержание внутренней жизни, переживаний. Основные жанры: ода, элегия, песня, дума, послание, идиллия, эпиграмма.

Драма – один из трех родов литературы, характеризующийся сюжетностью, конфликтностью действия и его делением на сценические эпизоды. Взаимоотношения раскрываются через поступки, мысли, речь героев, выраженную в монолого‑диалогической форме. Основные жанры: трагедия, комедия, драма, мистерия, мелодрама, фарс, водевиль, трагикомедия.

*Определение жанров необходимо знать

Жанр – исторически сложившийся тип литературного произведения, относящегося к определенному литературному роду.

Идея художественного произведения – главная, обобщающая мысль, выраженная в образной форме.

Проблема художественного произведения – сложный вопрос, сторона жизни исследуемые автором (может получить ответ, а может остаться неразрешенным).

Тема художественного произведения – круг жизненных явлений, отобранный и освещенный писателем с определенных мировоззренческих позиций.

Сюжет художественного произведения – ряд событий.

Композиция художественного произведения – построение произведения, принцип соединения частей в единое целое. Виды: ретроспективная, кольцевая и т.д.

БЛОК 2.

ЛИРИКА бессюжетна (например, стихотворение Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»). Введение сюжета в лирику является особенностью отдельных произведений (например, стихотворение Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»).

Основной герой ЛИРИКИ – лирический герой.

Лирический герой – обобщенный образ автора, который возникает у читателя лирического произведения.

Жанры лирики

ОДА – классицистический жанр. Стихотворение, написанное в честь лица или события. В оде много аллегорических, библейских, мифологических образов. Ода писалась высоким стилем речи, александрийским стихом. Например, ода Пушкина «Вольность».

ЭЛЕГИЯ – грустное размышление («Редеет облаков летучая гряда...» Пушкина).

СТАНСЫ – размышление философского или исторического характера («Стансы» «В надежде славы и добра...» Пушкина).

ПОСЛАНИЕ – стихотворение, адресованное кому-нибудь: дружеское («Послание к Л. Пушкину»), любовное («К***» («Я помню чудное мгновенье...»), гражданское («В Сибирь»).

МАДРИГАЛ – шуточное, обычно любовное, стихотворение в альбом («Н. Ф. И» Лермонтова).

ЭПИГРАММА – короткое, адресованное кому-нибудь стихотворение юмористического (дружеские эпиграммы Пушкина, например, «Вот Виля – он любовью дышит...») или сатирического содержания («На Александра I» Пушкина).

ЭПИТАФИЯ – стихотворение на смерть (Пушкин. «Эпитафия младенцу»).

ДИФИРАМБ (ГИМН) – стихотворение во славу чего-либо, кого-либо («Приветствую тебя, воинственных славян...» Лермонтова).

ПОЭТИЧЕСКИЙ ПАМФЛЕТ – стихотворение обличительного характера («Прощай, немытая Россия...» Лермонтова).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 861; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.170.80 (0.01 с.)