Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.9. Творчество М. А. Булгакова: роман «Мастер и Маргарита».

Поиск

Студент должен

знать:

– основные факты биографии М. А. Булгакова;

– содержание и проблематику романа «Мастер и Маргарита»;

уметь:

– определять новаторство жанра, сюжета и композиции романа «Мастер и Маргарита»;

– составлять сравнительную и сопоставительную характеристику главных героев названных произведений;

– анализировать избранные эпизоды романа «Мастер и Маргарита»;

иметь представление:

– об истории создания романа «Мастер и Маргарита».

Жизненный путь М. А. Булгакова, основные темы и особенности творчества.

Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа, необычность замысла. Роль эпиграфа. Социальная, нравственная, философская проблематика романа. Тема любви и милосердия в романе как высшей духовной ценности. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Особенности сюжета и композиции романа, своеобразие фантастики, «трехмирность» художественного пространства. Система персонажей, соотнесенность героев московского и «иершалаимского» сюжетов. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы в романе. Человеческое и божест­венное в облике Иешуа. Образ Иуды и проблема предательства. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа. Споры вокруг романа.

Тема 3.10. Сатирическое обличение нового быта

В литературе 30–40 годов.

Творчество А. Аверченко, М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова.*

Студент должен

знать:

– факты биографии писателей;

– содержание и проблематику произведений;

уметь:

– представить аудитории собранный и обработанный материал;

– анализировать избранные произведения и их эпизоды;

– давать сопоставительную характеристику героев отдельных произведений;

– выразить свое отношение к прочитанному и анализируемому произведению;

иметь представление:

– о сатирических приемах в произведениях русской литературы.

Особенности литературной ситуации 30–40 годов. Образ государства и гражданина в произведениях писателей. Образ обывателя. Обличение пошлости. Стилизация сказовой прозы. Особенности языка произведений.

 

Тема 3.11. «Человек в огне гражданской войны».

Произведения И. Бабеля, А. Фадеева, М. Шолохова «Тихий Дон».*

 

Студент должен

знать:

– факты биографии писателей;

– содержание и проблематику произведений;

уметь:

– представить аудитории собранный и обработанный материал;

– анализировать избранные произведения и их эпизоды;

– давать сопоставительную характеристику героев отдельных произведений;

– выразить свое отношение к прочитанному и анализируемому произведению;

иметь представление:

– о раскрытии темы гражданской войны в русской литературе.

Жизнь и творчество И. Бабеля. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание тра­гического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.

Жизнь и творчество А. Фадеева. «Разгром» Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. Новаторский характер романа. Психологизм изображения характеров. Полемика вокруг романа.

Жизнь и творчества М. Шолохова. Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон».. Жанровое своеобразие романа-эпопеи, масштабность художественного замысла, особенности сюжетно-композиционного построения. Сложность авторской позиции. Донское казачество в изображении М. Шолохова. Трагедийный характер проблематики, изображение несправедливости гражданской братоубийственной войны, разрушения семейного и крестьянского укладов. Семья Мелехо­вых, быт и нравы донского казачества. Образ Григория Мелехова, судьба главного героя как отражение народной трагедии. Женские образы в романе, тема материнства и любви в романе. Символичность образов природы, функция пейзажа в романе. Особенности художественного языка, яркая речевая характеристика. «Тихий Дон» в истории русской литературы XX века.

 

Тема 3.12. Произведения-антиутопии. Е. Замятин «Мы», А. Платонов «Котлован».*

Студент должен

знать:

– факты биографии Е. Замятина, А. Платонова;

– содержание и проблематику романа «Мы», повести «Котлован»;

уметь:

– представить аудитории собранный и обработанный материал;

– анализировать избранные произведения и их эпизоды;

– давать характеристику главных героев произведений;

– выразить свое отношение к прочитанному и анализируемому произведению;

иметь представление:

– о символическом значении образов произведений;

– об особенностях жанра антиутопии.

Жизнь и творчество Е. Замятина. «Мы» как роман-антиутопия. Проблематика и система образов, цен­тральный конфликт романа, особенности его композиции. Характер повест­вования. Символические образы. Смысл финала. Своеобразие языка романа.

Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Смысл названия повести. Высокий пафос и острая сатира в «Котловане». Трагедия одинокого человека в обезбоженном мире. Герой-сирота в повести. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

 

Тема 3.13. «Век мой – зверь мой…»: тема тоталитарного государства в русской литературе. Лирика О. Мандельштама, А. Ахматова «Реквием», В. Шаламов «Колымские рассказы», А. Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича».*

Студент должен

знать:

– об основных фактах биографии писателей;

– содержание и проблематику произведений;

уметь:

– представить аудитории собранный и обработанный материал;

– анализировать избранные произведения и их эпизоды;

– давать характеристику главных героев произведений;

–выразить свое отношение к прочитанному и анализируемому произведению;

иметь представление:

– об основных фактах биографии писателей.

Трагическая судьба О. Мандельштама. Художественное новаторство поэтической манеры, тематическое своеобразие, философская глубина лирики. Эволюция лирических принципов, гражданские мотивы в поздних стихотворениях поэта. «Воронежские стихи» как апофеоз жизни и творчества.

Поэма А. Ахматовой «Реквием» как отражение судьбы народа в годы репрессий.

Жизнь и творчество В. Шаламова «Колымские рассказы»: «Последний замер», «Шоковая терапия» и другие (по выбору). История создания книги Своеобразие рас­крытия «лагерной» темы. Трагический характер повествования.

Жизнь и творчество А. Солженицына. Трагедия народа в годы репрессий и ее отражение в прозе А. Солженицына. Новаторство прозы А.Солжеицына. Повесть «Один день Ивана Денисовича», ее проблематика: трагизм человеческих судеб, проблема нравственной стойкости в бесчеловечных условиях. Проблема рус­ского национального характера в контексте трагической эпохи. «Архипелаг ГУЛАГ» как уникальное документально-художественное произведение эпохи, обвинительный приговор тоталитарной системе, отражение трагического опыта русской истории. Развен­чание тоталитарной власти сталинской эпохи.

Раздел IV. Литература второй половины ХХ века.

Тема 4.1. Обзор русской литературы второй половины ХХ века.

Студент должен

знать:

– особенности культурно-исторической ситуации в России второй половины XX века;

– новые явления в русской литературе и культуре второй половины XX века;

уметь:

– анализировать проблематику и содержание избранных произведений русских писателей второй половины ХХ века;

иметь представление:

– о различных направлениях в русской поэзии и прозе.

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понима­ние истории страны. Литературно-художественные журналы, их место в общественном соз­нании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравст­венных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Об­ращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России. Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

Тема 4.2. Основные темы и проблемы прозаических произведений второй половины ХХ века. (Творчество В. Астафьева, В. Быкова, Ч. Айтматова, В. Распутина, Ю. Трифонова, Ю. Нагибина, В. Шукшина, Б. Можаева, В. Проскурина и т.д.)*

Студент должен

знать:

– об основных фактах биографии писателей;

– содержание и проблематику произведений;

уметь:

– представить аудитории собранный и обработанный материал;

– анализировать избранные произведения и их эпизоды;

– давать характеристику главных героев произведений;

– выразить свое отношение к прочитанному и анализируемому произведению;

иметь представление:

– об основных темах русской прозы второй половины ХХ века.

Творчество Ю. Трифонова. Нравственная проблематика «городской» прозы, испытание современного человека бытом и повседневностью, проблема человеческого общения в современном городе. Отражение реалий эпохи в повести «Дом на Набережной». Тема нравственного выбора и конформизма. Герои повести (Глебов, Соня, Шулепников).

Подвиг народа в Великой Отечественной войне и его отражение в русской литературе. Жизнь и творчество В. Быкова. Повесть «Сотников»: нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две «точки зрения» в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция.

Жизнь и творчество В. Распутина. Повесть «Прощание с Матерой»: проблематика повести и ее связь с традицией классической рус­ской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Жизнь и творчество Ч. Айтматова. «Буранный полустанок». Динамика нравсвенных ценностей во времени. Опасность утраты исторической памяти. и т.д.

Тема 4.3. Русская поэзия второй половины ХХ века: творчество А. Твардовского, Р. Гамзатова, Б.Окуджавы, Н.Рубцова, Р. Рождественского, Е.Евтушенко, В. Высоцкого.*

Студент должен

знать:

– основные факты биографии поэтов;

– особенности развития русской поэзии второй половины ХХ века;

– проблематику и основные мотивы лирики;

уметь:

– выразительно читать избранные стихотворения поэтов;

– анализировать с точки зрения языка и стиля избранные стихотворения поэта;

иметь представление:

– о тенденциях развития поэзии в данный период.

– о содержании и художественных особенностях творчества поэтов второй половины ХХ века.

Особенности развития поэзии второй половины ХХ века. Новый поэтический «бум» в годы оттепели. Особое место поэта в обществе. Появление новых форм и направлений в поэзии.

А. Твардовский. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Вся суть в одном единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента…», «О сущем», «В чем хочешь человечество вини…». Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

Своеобразие художественного мира Н. Рубцова. Стихотворения: «Звезда полей», «В горнице моей светло…», «Видения на холме», «Листья осенние».

Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты ста­ринной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские тради­ции в лирике Рубцова.

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художест­венная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Б. Окуджавы. Стихотворения: «Давайте восклицать!», «Живописцы», «До свидания, мальчики!», «Песенка об Арбате». Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуд­жавы.

Проникновенное звучание темы родины в лирике Р. Гамзатова. Стихотворения: «Журавли», «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились, бывало…». Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творче­стве Р. Гамзатова.

Жизнь и творчество В. Высоцкого. Стихотворения: «Песня о друге», «Баллада о любви», «Утренняя гимнастика», «Корабли постоят – и ложатся на курс…». Основные темы и образы лирики. Исповедальность и романтические интонации в стихотворениях В. Высоцкого. Сатирические стихотворения. Особенности исполнительской манеры поэта.

 

Тема 4.4. Тема Великой Отечественной войны в произведениях русской литературы ХХ века.*

Студент должен

знать:

– об основных фактах биографии писателей;

– содержание и проблематику произведений;

уметь:

– представить аудитории собранный и обработанный материал;

– анализировать избранные произведения и их эпизоды;

– давать характеристику главных героев произведений;

–выразить свое отношение к прочитанному и анализируемому произведению.

Ю. Бондарев «Горячий снег», Б. Васильев «А зори здесь тихие», В. Быков «Сотников», «Знак беды», К. Симонов «Живые и мертвые», В. Некрасов «В окопах Сталинграда».

Тема 4.5. Особенности драматургии второй половины ХХ века. Произведения В. Вампилова, Ю.Розова и т.д.*

Студент должен

знать:

– содержание и проблематику пьес;

уметь:

– давать характеристику главных героев драматического произведения;

– анализировать избранные эпизоды пьесы;

иметь представление:

– об основных особенностях развития русской драматургии второй половины ХХ века.

Пьеса А. В. Вампилова: пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов произведения. Тема одиночества человека в «заселенном пространстве». Своеобразие композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл фи­нала пьесы.

В. Розов «Гнездо глухаря».

Тема 4.6. Обзор современной литературы. *

Студент должен

знать:

– основные особенности развития современной литературы;

уметь:

– рецензировать избранные произведения современных авторов;

иметь представление:

– о новых художественных направлениях в современной литературе.

Основные тенденции современного литературного процесса. Пост­модернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, по­лучившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

Судьбы литературы в условиях коммерциализации, в век интернета и компьютерных технологий. Споры о перспективах ее развития. Активизация жанров массовой литературы, снижение эстетических и содержательных критериев как «болезнь» новой литературы.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Указанная дисциплина изучается на протяжении двух семестров и завершается зачетом. Основным видом учебных занятий являются уроки и практические занятия. В ходе уроков рассматриваются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, преподавателем даются рекомендации студентам для самостоятельной работы. Практические занятия проводятся в различных формах: семинар, практикум, игра, диспут и др. В ходе практических занятий формируются навыки самостоятельной работы студентов, развивается диалогическая и монологическая речь. На таких уроках отрабатывается умение анализировать художественное произведение: определять тему, проблему, идею произведения; видеть особенности его композиции; давать развернутую характеристику героям прозаического, лирического и драматического текста; анализировать эпизод изучаемого произведения и т.д. Студенты получают возможность применить свои умения, выразить свою точку зрения и обосновать ее, исходя из личного читательского и жизненного опыта.

В данном параграфе представлены примерные задания для подготовки студента к практическим занятиям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.111 (0.008 с.)