Тема 3. Творчество писателей-реалистов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Творчество писателей-реалистов.



ТЕМА 3. ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЕЙ-РЕАЛИСТОВ.

Судьбы писателей-реалистов. Творческая жизнь в эмиграции Б.Зайцева. Два направления в творчестве Б.Зайцева. «Лирический отзыв на современность» в романе «Золотой узор», автобиографической тетралогии «Путешествие Глеба», романе «Домик в Пасси». Попытка приблизиться к религиозно-философской подоплеке жизни: жизнеописания святых «Преподобный Сергий Радонежский», «Алексий, Божий человек», «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов». Мемуарная книга «Далекое».

Творчество И.Шмелева в эмиграции, «бытописателя русского благочестия». Книга о гражданской войне «Солнце мертвых», очерки воспоминания «Лето Господне», «Богомолье», романы «История любовная», «Няня из Москвы», «Пути небесные».

Своеобразие философско-эстетических исканий А.Ремизова, воплотившееся в жанровой и поэтической специфике творчества. А.Ремизов как хранитель народного сознания. Стилизация народных произведений: «Звенигород окликанный», «Россия в письменах»; отношение к революции: «Взвихренная Русь»; размышления о литературе: «Огонь вещей»; воспоминания: «Подстриженными глазами».

Творческий путь М.Осоргина. Романы «Сивцев вражек» и «Вольный каменщик», традиции русской реалистической классики.

ТЕМА 4. КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ М.АЛДАНОВА.

Творческий путь М.Алданова. Философия история М.Алданова, Алданов и Л.Толстой, «Ульмская ночь. Философия случая». Изображение кризисной исторической эпохи в тетралогии «Мыслитель». Эпический взгляд с Запада на русскую революцию и вынужденную эмиграцию в романе-трилогии «Ключ», «Бегство», «Пещера». Предыстория социальных катаклизмов ХХ века в романе «Истоки». М.Алданов – мастер литературного портрета политических деятелей. Значение концепции истории М.Алданова для художественного осмысления социальных и исторических противоречий ХХ века.

ТЕМА 5. ФЕНОМЕН ВЛАДИМИРА НАБОКОВА.

Творческий биография Владимира Набокова. Поэзия В.Набокова. Противоречивость оценок творчества Набокова. Феномен писателя-билингва. Эстетические взгляды Набокова-литературоведа: книги «Гоголь» и «Комментарии к «Евгению Онегину», концепция русской литературы в «Лекциях по русской литературе». Мотив игры в романах «Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Отчаяние». Тема художника и творческой свободы в романах «Дар», «Приглашение на казнь», «Пнин», «Лолита», «Ада». Формирование художественного мира В.Набокова как единый метатекст.

ТЕМА 6. ТРЕТЬЯ ВОЛНА РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ.

Мифотворчество советской эпохи. Две стороны «оттепели». Судьбы диссидентов: А.Галич, В.Некрасов, Л.Копелев, Р.Орлова, Э.Неизвестный, Ю.Целков и другие. Суд над И.Бродским, суд над А.Синявским и Ю. Даниэлем, «бульдозерная» выставка русских модернистов. Появление альманаха «Метрополь» и журнала «Континент» В.Максимова в Мюнхене как акт гражданского неповиновения и как требование свободы творчества. 1968 год – переломный для третьей волны литературной эмиграции. Общие общественно-политические тенденции, художественное разнообразие и жанровые искания в среде писателей-эмигрантов. Основные периодические издания.

ТЕМА 7. ТВОРЧЕСТВО В. АКСЕНОВА.

Творческий путь В.Аксенова. Роман «Золотая наша железка» (последний роман, написанный в Советском Союзе, и первый неопубликованный) – прощание с романтическими идеалами «оттепели». «Ожог» – первое произведение, опубликованное в эмиграции, осмысление лагерной темы и положения художника в тоталитарном обществе. «Остров Крым» как социально-политическая антиутопия. «Желток яйца» – опыт постмодернистского романа. Опыт В.Аксенова как писателя-билингва.

ТЕМА 8. ТВОРЧЕСТВО А.СОЛЖЕНИЦЫНА.

Жизненный путь А.Солженицына и его творческая судьба. «Один день Ивана Денисовича» как этап в осмыслении прошлого советской литературой. «В круге первом» – продолжение осмысления лагерной темы, тема личной ответственности за вольное или невольное пособничество режиму. «Раковый корпус» – биографический роман или идеологическая метафора. «Архипелаг ГУЛАГ» – поиски новой жанровой формы для воплощения лагерной темы. История в творчестве А.Солженицына: «Красное колесо». Концепция истории: Солженицын – Алданов – Максимов. Литературная жизнь 1960-70-х годов в книге «Бодался теленок с дубом».

 

ТЕМА 10. ПОЭЗИЯ ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ ЭМИГРАЦИИ.

Основные тенденции в развитии русской поэзии в эмиграции: эстетические, жанровые и поэтические поиски в творчестве поэтов третьей волны русской эмиграции. Творческая судьба И.Бродского. Творческие искания в сборниках «Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи», «Новые стансы в Августе», «Римская элегия». Творческая биография Наума Коржавина. Публикация в альманахе «Тарусские страницы». Сборники, изданные в эмиграции: «Времена» и «Сплетни».

 

Планы практических занятий.

Тема 1. «Окаянные дни» И.Бунина и «Солнце мертвых» И.Шмелева:
отражение гражданской войны в художественном и публицистическом произведениях. (2 часа)

1. Своеобразие сюжета и композиции книг.

2. Особенности повествования у И.Бунина и И.Шмелева.

3. Образ солнца и образ России у И.Бунина и И.Шмелева.

4. Проблема автора, особенности повествовательных стратегий.

Литература:

Мальцев Ю.В. Иван Бунин, 1918-1953. М., 1994.

Тема 2. Традиции «серебряного века» в литературе эмиграции:
жанр лирической поэмы в творчестве М.Цветаевой (Поэма Горы, Поэма конца). (2 часа)

1. Жанр лирической поэмы в художественной практике начала ХХ века. (Подготовить сообщение).

2. Своеобразие образа лирической героини М.Цветаевой.

3. Особенности композиции лирических поэм М.Цветаевой.

4. Центральные образы поэм.

5. Мир человека в лирике М.Цветаевой.

Литература:

Швейцер В. Быт и бытие М.Цветаевой. М., 2000.

Саакянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. М., 1997.

Тема 3. Роман В.Набокова «Защита Лужина». (2 часа)

1. Сюжетно-композиционная и пространственно-временная организация романа.

2. Проблематика и конфликт.

3. Внутренний мир героя, принцип его конструирования.

4. Система образов, принципы характеристики героев и их номинации в романе.

5. Русское и международное начало в романе.

6. Шахматная игра как структура произведения.

7. Критические и литературоведческие отзывы о романе В.Набокова «Защита Лужина». (Подготовить сообщение).

Литература для сообщения.

Анастасьев Н. Феномен Набокова. М., 1992.

Ерофеев В. Русская проза Владимира Набокова // Набоков В. Собр.соч.: В 4 т. М., 1990. (Предисловие).

Тема 4. Роман Г.Газданова «Вечер у Клер». (2 часа)

1. Место Г.Газданова в литературе русского зарубежья. (Подготовить сообщение).

2. Сюжетно-композиционная организация романа.

3. Проблематика и конфликт романа.

4. Пространственно-временная организация романа.

5. Приемы создания образов в романе.

6. Система образов и внутренний мир главного героя.

7. Приемы лиризации прозы (по принципу ассоциативного монтажа).

Литература для сообщения.

Агеносов В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996). М., 1998. (Ч.1).

Тема 5. Особенности мемуарной прозы: В.Ходасевич «Некрополь» и Ю.Анненков «Дневник моих встреч». (2 часа)

1. Жанровые и художественные особенности мемуарной и документальной прозы. (Подготовить сообщение).

2. Два подхода к обрисовке характера в книгах В.Ходасевича «Некрополь» и
Ю.Анненкова «Дневник моих встреч» (вспоминают поэт и художник):

- Н.Гумилев,

- А.Блок,

- С.Есенин,

- М.Горький,

- Два портрета из каждой книги на выбор.

3. Сопоставить книги В.Ходасевича и Ю.Анненкова с книгами Б.Зайцева «Далекое», И.Одоевцевой «На берегах Невы», «На берегах Сены», Н.Берберовой «Курсив мой» по отбору материала, субъективности и объективности подхода, отношения к людям и событиям, по мере отдаленности от факта, который вспоминается и др.

Литература для сообщения.

Ст. «Мемуарная проза» и «Документальная проза» // Литературный энциклопедический словарь. М., 1989.

Тема 6. Роман В.Аксенова «Остров Крым». (2 часа)

1. Сюжетно-композиционное построение романа.

2. Проблематика и основной конфликт романа.

3. Реально-исторический и фантастичски-исторический пласт романа.

4. Художественные принципы утопии и антиутопии в романе и их реализация.

5. Система образов и место в ней следующих персонажей: семья Лучниковых, Татьяна – Кристина, Марлен Кузенков, образы людей искусства.

6. Принципы параболизации (метафоризации).

7. Художественные принципы создания образа Крыма и образа Советского Союза.

Тема 7. Эстетическая рефлексия: А.Синявский «Прогулки с Пушкиным», П.Вайль и А.Генис «Родная речь». (2 часа)

1. Принципы литературоведческого подхода в «Родной речи» П.Вайля и А.Гениса и «Прогулках с Пушкиным» А.Синявского.

2. Столкновение традиции и парадокса. В чем смысл?

3. Мифотворчество и развенчание мифа традиционного социологического подхода.

4. Сопоставить «Образ Гоголя», «Образ Чернышевского» в творчестве и эстетике В.Набокова (роман «Дар» и лекция «Николай Гоголь» и в «Родной речи» П.Вайля и А.Гениса.

5. Дискуссия о «Прогулках с Пушкиным» А.Синявского.

Литература для сообщения.

Рассовская Л., Агранович С. Вокруг Пушкина // Октябрь. 1990. № VI.

Цена метафоры или преступление и наказание Синявского и Даниэля. М., 1990.

Тема 8.

Тема 9. Поэзия Иосифа Бродского. (2 часа)

1. Суд над Иосифом Бродским. (Подготовить сообщение).

2. Целостный анализ стихотворения по выбору:

А) Обосновать выбор сборника, взятого для рассмотрения;

Б) Принципы циклизации в творчестве И.Бродского;

В) Особенности «лирического героя» И.Бродского;

Г) Сквозные темы, мотивы и образы в поэзии И.Бродского.

Литература для сообщения.

Гордин Я Суд над Иосифом Бродским // Нева. 1989. № 2.


СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ
ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПО КУРСУ
«ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ» [1]

Основная

1. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996) М.: Терра. Спорт, 1998. 543 с.

2. Бицилли П. Трагедия русской культуры: Исследования. Статьи. Рецензии. М.: Русский путь, 2000.

3. Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья. М.: Высшая школа, 2003. 356 с.

4. Культурное наследие русской эмиграции: В 2 кн. М.: Наследие, 1994.

5. Изучение русской литературы за рубежом в 1980-е годы. Аннотированный библиографический указатель (учебники, монографии, сборники) М., 1995.

6. Очерки литературы русского зарубежья / Под ред. А.Г. Соколова. М., 2001.

7. Соколов А. Судьбы русской эмиграции 1920-х годов. М.,1991.

Дополнительная

II. ПЕРСОНАЛИИ

 

II. ТВОРЧЕСТВО В.НАБОКОВА

1. Зверев А. Набоков. М.: Молодая гвардия, 2001.

2. Классик без ретуши: Литературный мир о творчестве В.Набокова: Критические отзывы, эссе, пародии. М.: Новое литературное обозрение, 2000.

3. Александров В. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика. СПб., 1999.

4. Долинский М., Шайтанов И. Кресло в кулисах // Вопросы литературы. 1991. №3. С.46-88.

5. Анастасьев Н. Феномен Набокова. М., 1992.

6. Иванов Е. Владимир Набоков: Выломившее себя звено // Литературная учеба. 1989. № 6.

7. Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце: О романе В.Набокова «Приглашение на казнь» // Звезда. 1996. № 11. С. 157-167.

8. Букс Н.Звуки и запахи: о романе Вл.Набокова «Машенька» // Новое литературное обозрение. 1996. № 17. С. 296-317.

9. Букс Н. Эротика литературных аллюзий в романе В.Набокова «Дар» // Любовь и эротика в русской литературе ХХ века / Под ред. Л.Геллера. Berne, 1992. Р. 153-168.

10. Барабаш Ю. Набоков и Гоголь (Мастер и гений): заметки на полях книги В.Набокова «Николай Гоголь» // Москва. 1989. № 1. С. 180-193.

11. Муриков Г. Память // Звезда. 1987. № 12. С.?? (Набоков)

12. Бурцев А. «Действующий айсберг» // Полярная звезда. 1991. № 2. С.27-30. (Набоков)

13. Дарк О. «Загадка Сирина» // Популярная литература. 1990. № 3. С. 243-267.

14. Дарк о. В кого полетят камни? // Литературное обозрение. 1998. № 9. С.15-20.

15. Ерофеев В. В поисках потерянного рая // Ерофеев В. В лабиринтах проклятых вопросов. М., 1990. С. 162-206.

16. Набоков В. Интерью, данные Альфреду Аппелю // Вопросы литературы. 1988. № 10. С. 161-188.

17. Мулярчик А. Набоков и «набоковщина» (об изучении творчества Набокова в США // Вопросы литературы. 1994. Вып. 3. С. 125-169.

18. Лебедев А. К приглашению Набокова // Знамя. 1989. Кн. 10. С.203-213.

19. Латышев К. Скрытая мистификация: Набоков и Достоевский // Московский вестник. 1993. № 2. С.223-247.

20. Кузнецов П. Утопия одиночества: В.Набоков и метафизика // Новый мир. 1992. № 10. С.243-250.

21. Кедров К. Защита Набокова // Московский вестник. 1990. № 2 С.272-288.

22. Долинин А. Поглядим на арлекинов: штрихи к портрету В.Набокова // Литературное обозрение. 1988. № 9. С. 15-20.

23. Носик Б. Набоков-переводчик и переводчики Набокова // Иностранная литература. 1993. № 11. С.238-242.

24. Олтер Р. От тиранов до бабочек // Америка. 1991. № 10.

25. Платек Я. Есть в одиночестве свобода // Музыкальная жизнь. 1992. № 3.

26. Приходько В. «Колыбель качается над бездной», или Тайна В.Набокова // Литература в школе. 1991. № 3. С.53-59.

27. Сараскина Л. Набоков, который бранится… (О литературно-критическом творчестве Набокова) // Октябрь. 1993. № 1. С. 176-189.

28. Спивак М. «Колыбель качается над бездной». Философия детства В.Набокова // Детская литература. 1990. № 7. С. 23-26.

29. Старк В. В.Ш. или муза Набокова // Литература в школе. 1991. № 3. С. 17-25.

30. Толстой И. Тема Набокова // Аврора. 1988. № 7. С. 119-125.

31. Толстой И. Зубастая женщина, или Набоков после психоза // Звезда. 1990. № 3. С. 178-183.

32. Толстая Н. «Спутник яснокрылый» // Русская литература. 1992. № 1. С. 188-192.

33. Турин А. Набоков и Евтерпа: (О художественном мире В.Набокова) // Новый мир. 1993. № 2. С. 224-241.

34. Жиличев Е.. Тюпа В. Иронический дискурс В.Набокова («Защита Лужина») // Кормановские чтения. Вып. 1. Ижевск, 1994. С. 190-200.

35. Липовецкий М. Эпилог русского модернизма: Художественная философия творчества в «Даре» Набокова // Вопросы литературы. 1994. Вып. 3. С. 72-75.

36. Паперно И. Как сделан «Дар» // Новое литературное обозрение. 1994. № 6. С. 85-98.

37. Адамович Г. В.Набоков // Октябрь. 1989. № 1 С. 195-201.

38. В.В.Набоков: Pro et contra. Личность и творчество В.Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997.

 

V. ДРУГИЕ АВТОРЫ

1. Стрелков Л.А. Под знаком Бальмонта. М., 1997.

2. Приходько В. Что осчастливит паяца. Саша Черный – известный и неизвестный // Литературное обозрение. 1993. №№ 5-6, 7-8.

3. Рехо Ким. Николай Байков. Судьба и книги // Литературное обозрение. 1993. № 7-8. С.41-56.

4. Беннет В. Двойники и маски. Исповедальные мотивы в «Воспоминаниях об А.А.Блоке» Андрея Белого // Литературное обозрение. 1993. № 7-8. С.37-40.

5. Андреев А. Искусство, культура, сверхкультура (философия искусства Н.Бердяева). М.,1991.

6. Левицкий Д.А. Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко. М., 1999.

7. Буцков В. Н.Нароков «Мнимые величины» // Новый мир. 1991. № 6.

8. Витковский Е.В. Разрозненная тайна Дмитрия Кленовского // День поэзии. 1989. М., 1989.

9. Витковский Е.В. Состоявшийся эмигрант // Елагин Иван. Собр. соч.: В 2 т. М., 1998. Т.1.

10. Волков С.М. Диалоги с Бродским. М., 1998.

11. Иваск Ю.П. Поэзия Дмитрия Бобышева // Вестник РХД. 1988. № 134.

12. Крейд В. Бестиарий Ю.Бобышева и М.Шемякина // Новый журнал. 1991. № 181.

13. Полунина В. Бродский глазами современников. СПб., 1997.

14. Ранчин А. Иосиф Бродский и русская поэзия XVIII-XX веков. М., 2001.

15. Стрижевская Н.П. Письма перспективы: О поэзии Иосифа Бродского. М., 1997.

16. Иванова Н. «Пройти через отчаяние» // Юность. 1990. № 1. (Солженицын)

17. Щедрина Н.М. Проблемы поэтики исторического романа русского зарубежья (М.Алданов, В.Максимов, А.Солженицын). Уфа, 1993.

18. Паламарчук П. Александр Солженицын: Путеводитель. М.,1991.

19. Нива Жорж Солженицын. М.,1992.

 

СПИСОК ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

(по курсу «Литература русского Зарубежья»)

1. Концепция философии истории в творчестве Д.С.Мережковского (на выбор – на примере одного из романов).

2. Концепция философии истории в творчестве Марка Алданова (на выбор – на примере одного из романов).

3. Основные темы, мотивы, образы эмигрантской поэзии З.Гиппиус, продолжающие или отрицающие дореволюционные творческие поиски (на выбор – на примере книги стихов или поэмы).

4. Основные темы, мотивы, образы эмигрантской поэзии К.Бальмонта, продолжающие или отрицающие дореволюционные творческие поиски (на выбор – на примере книги стихов или поэмы).

5. Основные темы, мотивы, образы эмигрантской поэзии В.Ходасевича, продолжающие или отрицающие дореволюционные творческие поиски (на выбор – на примере книги стихов или поэмы).

6. Основные темы, мотивы, образы эмигрантской поэзии Г.Иванова, продолжающие или отрицающие дореволюционные творческие поиски (на выбор – на примере книги стихов или поэмы).

7. Основные темы, мотивы, образы эмигрантской поэзии М.Цветаевой, продолжающие или отрицающие дореволюционные творческие поиски (на выбор – на примере книги стихов или поэмы).

8. «Серебряный век» русской поэзии глазами эмигрантов: воспоминания Г.Иванова.

9. «Серебряный век» русской поэзии глазами эмигрантов: воспоминания В.Ходасевича.

10. «Серебряный век» русской поэзии глазами эмигрантов: воспоминания Г.Адамовича.

11. «Серебряный век» русской поэзии глазами эмигрантов: воспоминания В.Набокова.

12. «Серебряный век» русской поэзии глазами эмигрантов: воспоминания Б.Зайцева.

13. «Серебряный век» русской поэзии глазами эмигрантов: воспоминания И.Одоевцевой.

14. «Серебряный век» русской поэзии глазами эмигрантов: воспоминания Н.Берберовой.

15. Отражение в художественных произведениях жизни русской эмиграции: в творчестве Г.Газданова.

16. Отражение в художественных произведениях жизни русской эмиграции: в творчестве В.Набокова.

17. Отражение в художественных произведениях жизни русской эмиграции: в творчестве А.Куприна.

18. Отражение в художественных произведениях жизни русской эмиграции: в творчестве И.Шмелева.

19. Отражение в художественных произведениях жизни русской эмиграции: в творчестве М.Осоргина.

20. Отражение в художественных произведениях жизни русской эмиграции: в творчестве М.Алданова.

21. Отражение в художественных произведениях жизни русской эмиграции: в творчестве Н.Теффи.

22. Отражение в художественных произведениях жизни русской эмиграции: в творчестве Саши Черного.

23. Отражение в художественных произведениях жизни русской эмиграции: в творчестве А.Куприна.

24. Отражение темы «русского благочестия» в творчестве Б.Зайцева.

25. Отражение темы «русского благочестия» в творчестве И.Шмелева.

26. Отражение темы «русского благочестия» в творчестве И.Бунина.

27. Отражение темы «русского благочестия» в творчестве А.Ремизова.

28. Поэзия молодого поколения «первой волны» русской эмиграции: темы, идеи, мотивы творчества Н.Оцупа.

29. Поэзия молодого поколения «первой волны» русской эмиграции: темы, идеи, мотивы творчества И.Кнорринг.

30. Поэзия молодого поколения «первой волны» русской эмиграции: темы, идеи, мотивы творчества Ю.Терапиано.

31. Поэзия молодого поколения «первой волны» русской эмиграции: темы, идеи, мотивы творчества Б.Поплавского.

32. Тема революции и гражданской войны в литературе русского Зарубежья: Г.Газданов.

33. Тема революции и гражданской войны в литературе русского Зарубежья: И.Бунин.

34. Тема революции и гражданской войны в литературе русского Зарубежья: М.Осоргин.

35. Тема революции и гражданской войны в литературе русского Зарубежья: И.Шмелев

36. Тема революции и гражданской войны в литературе русского Зарубежья: Б.Зайцев.

37. Тема революции и гражданской войны в литературе русского Зарубежья: М.Алданов.

38. Образ художника в творчестве В.Набокова: в романах «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Дар» (на выбор – на примере одного из романов).

39. Осмысление места, значения и судеб русской эмиграции в художественных произведениях, мемуарах, публицистике: З.Гиппиус.

40. Осмысление места, значения и судеб русской эмиграции в художественных произведениях, мемуарах, публицистике: Г.Адамович.

41. Осмысление места, значения и судеб русской эмиграции в художественных произведениях, мемуарах, публицистике: З.Шаховская.

42. Осмысление места, значения и судеб русской эмиграции в художественных произведениях, мемуарах, публицистике: Г.Кузнецова.

43. Осмысление места, значения и судеб русской эмиграции в художественных произведениях, мемуарах, публицистике: И.Одоевцева.

44. Осмысление места, значения и судеб русской эмиграции в художественных произведениях, мемуарах, публицистике: Н..

45. Отражение диссидентских настроений в художественном творчестве «третьей волны» русской эмиграции: А.Солженицын.

46. Отражение диссидентских настроений в художественном творчестве «третьей волны» русской эмиграции: А.Синявский.

47. Отражение диссидентских настроений в художественном творчестве «третьей волны» русской эмиграции: А.Зиновьев.

48. Отражение диссидентских настроений в художественном творчестве «третьей волны» русской эмиграции: А.Альмарик.

49. Отражение диссидентских настроений в художественном творчестве «третьей волны» русской эмиграции: С.Довлатов.

50. Отражение диссидентских настроений в художественном творчестве «третьей волны» русской эмиграции: В.Аксенов.

51. Элементы утопии и антиутопии в литературе русского Зарубежья: «Приглашение на казнь» В.Набокова.

52. Элементы утопии и антиутопии в литературе русского Зарубежья: «Москва 2043» В.Войновича.

53. Элементы утопии и антиутопии в литературе русского Зарубежья: «Остров Крым» В.Аксенова.

54. Элементы утопии и антиутопии в литературе русского Зарубежья: «Зияющие высоты» А.Зиновьева.

55. Трагическая история России ХХ века в произведениях А.Солженицына.

56. Трагическая история России ХХ века в произведениях А.Синявского.

57. Трагическая история России ХХ века в произведениях А.Галича.

58. Трагическая история России ХХ века в произведениях В.Аксенов.

59. Творчество поэтов «третьей волны»: темы, идеи, образы поэзии Н.Коржавина.

60. Творчество поэтов «третьей волны»: темы, идеи, образы поэзии А.Галича.

61. Творчество поэтов «третьей волны»: темы, идеи, образы поэзии Ю.Кублановского.

62. Творчество И.Бродского: темы, идеи, образы (на выбор – на примере циклов стихов, сборников).


[1] Примечание. Выделенные жирным шрифтом произведения являются обязательными для чтения. Выделенная жирным шрифтом фамилия писателя означает, что студент к экзамену должен иметь представление о его биографии и творчестве в целом.

ТЕМА 3. ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЕЙ-РЕАЛИСТОВ.

Судьбы писателей-реалистов. Творческая жизнь в эмиграции Б.Зайцева. Два направления в творчестве Б.Зайцева. «Лирический отзыв на современность» в романе «Золотой узор», автобиографической тетралогии «Путешествие Глеба», романе «Домик в Пасси». Попытка приблизиться к религиозно-философской подоплеке жизни: жизнеописания святых «Преподобный Сергий Радонежский», «Алексий, Божий человек», «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов». Мемуарная книга «Далекое».

Творчество И.Шмелева в эмиграции, «бытописателя русского благочестия». Книга о гражданской войне «Солнце мертвых», очерки воспоминания «Лето Господне», «Богомолье», романы «История любовная», «Няня из Москвы», «Пути небесные».

Своеобразие философско-эстетических исканий А.Ремизова, воплотившееся в жанровой и поэтической специфике творчества. А.Ремизов как хранитель народного сознания. Стилизация народных произведений: «Звенигород окликанный», «Россия в письменах»; отношение к революции: «Взвихренная Русь»; размышления о литературе: «Огонь вещей»; воспоминания: «Подстриженными глазами».

Творческий путь М.Осоргина. Романы «Сивцев вражек» и «Вольный каменщик», традиции русской реалистической классики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.230.43 (0.12 с.)