Тема 4. Концепция истории В творчестве М. Алданова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Концепция истории В творчестве М. Алданова.



Творческий путь М.Алданова. Философия история М.Алданова, Алданов и Л.Толстой, «Ульмская ночь. Философия случая». Изображение кризисной исторической эпохи в тетралогии «Мыслитель». Эпический взгляд с Запада на русскую революцию и вынужденную эмиграцию в романе-трилогии «Ключ», «Бегство», «Пещера». Предыстория социальных катаклизмов ХХ века в романе «Истоки». М.Алданов – мастер литературного портрета политических деятелей. Значение концепции истории М.Алданова для художественного осмысления социальных и исторических противоречий ХХ века.

ТЕМА 5. ФЕНОМЕН ВЛАДИМИРА НАБОКОВА.

Творческий биография Владимира Набокова. Поэзия В.Набокова. Противоречивость оценок творчества Набокова. Феномен писателя-билингва. Эстетические взгляды Набокова-литературоведа: книги «Гоголь» и «Комментарии к «Евгению Онегину», концепция русской литературы в «Лекциях по русской литературе». Мотив игры в романах «Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Отчаяние». Тема художника и творческой свободы в романах «Дар», «Приглашение на казнь», «Пнин», «Лолита», «Ада». Формирование художественного мира В.Набокова как единый метатекст.

ТЕМА 6. ТРЕТЬЯ ВОЛНА РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ.

Мифотворчество советской эпохи. Две стороны «оттепели». Судьбы диссидентов: А.Галич, В.Некрасов, Л.Копелев, Р.Орлова, Э.Неизвестный, Ю.Целков и другие. Суд над И.Бродским, суд над А.Синявским и Ю. Даниэлем, «бульдозерная» выставка русских модернистов. Появление альманаха «Метрополь» и журнала «Континент» В.Максимова в Мюнхене как акт гражданского неповиновения и как требование свободы творчества. 1968 год – переломный для третьей волны литературной эмиграции. Общие общественно-политические тенденции, художественное разнообразие и жанровые искания в среде писателей-эмигрантов. Основные периодические издания.

ТЕМА 7. ТВОРЧЕСТВО В. АКСЕНОВА.

Творческий путь В.Аксенова. Роман «Золотая наша железка» (последний роман, написанный в Советском Союзе, и первый неопубликованный) – прощание с романтическими идеалами «оттепели». «Ожог» – первое произведение, опубликованное в эмиграции, осмысление лагерной темы и положения художника в тоталитарном обществе. «Остров Крым» как социально-политическая антиутопия. «Желток яйца» – опыт постмодернистского романа. Опыт В.Аксенова как писателя-билингва.

ТЕМА 8. ТВОРЧЕСТВО А.СОЛЖЕНИЦЫНА.

Жизненный путь А.Солженицына и его творческая судьба. «Один день Ивана Денисовича» как этап в осмыслении прошлого советской литературой. «В круге первом» – продолжение осмысления лагерной темы, тема личной ответственности за вольное или невольное пособничество режиму. «Раковый корпус» – биографический роман или идеологическая метафора. «Архипелаг ГУЛАГ» – поиски новой жанровой формы для воплощения лагерной темы. История в творчестве А.Солженицына: «Красное колесо». Концепция истории: Солженицын – Алданов – Максимов. Литературная жизнь 1960-70-х годов в книге «Бодался теленок с дубом».

 

ТЕМА 10. ПОЭЗИЯ ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ ЭМИГРАЦИИ.

Основные тенденции в развитии русской поэзии в эмиграции: эстетические, жанровые и поэтические поиски в творчестве поэтов третьей волны русской эмиграции. Творческая судьба И.Бродского. Творческие искания в сборниках «Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи», «Новые стансы в Августе», «Римская элегия». Творческая биография Наума Коржавина. Публикация в альманахе «Тарусские страницы». Сборники, изданные в эмиграции: «Времена» и «Сплетни».

 

Планы практических занятий.

Тема 1. «Окаянные дни» И.Бунина и «Солнце мертвых» И.Шмелева:
отражение гражданской войны в художественном и публицистическом произведениях. (2 часа)

1. Своеобразие сюжета и композиции книг.

2. Особенности повествования у И.Бунина и И.Шмелева.

3. Образ солнца и образ России у И.Бунина и И.Шмелева.

4. Проблема автора, особенности повествовательных стратегий.

Литература:

Мальцев Ю.В. Иван Бунин, 1918-1953. М., 1994.

Тема 2. Традиции «серебряного века» в литературе эмиграции:
жанр лирической поэмы в творчестве М.Цветаевой (Поэма Горы, Поэма конца). (2 часа)

1. Жанр лирической поэмы в художественной практике начала ХХ века. (Подготовить сообщение).

2. Своеобразие образа лирической героини М.Цветаевой.

3. Особенности композиции лирических поэм М.Цветаевой.

4. Центральные образы поэм.

5. Мир человека в лирике М.Цветаевой.

Литература:

Швейцер В. Быт и бытие М.Цветаевой. М., 2000.

Саакянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. М., 1997.

Тема 3. Роман В.Набокова «Защита Лужина». (2 часа)

1. Сюжетно-композиционная и пространственно-временная организация романа.

2. Проблематика и конфликт.

3. Внутренний мир героя, принцип его конструирования.

4. Система образов, принципы характеристики героев и их номинации в романе.

5. Русское и международное начало в романе.

6. Шахматная игра как структура произведения.

7. Критические и литературоведческие отзывы о романе В.Набокова «Защита Лужина». (Подготовить сообщение).

Литература для сообщения.

Анастасьев Н. Феномен Набокова. М., 1992.

Ерофеев В. Русская проза Владимира Набокова // Набоков В. Собр.соч.: В 4 т. М., 1990. (Предисловие).

Тема 4. Роман Г.Газданова «Вечер у Клер». (2 часа)

1. Место Г.Газданова в литературе русского зарубежья. (Подготовить сообщение).

2. Сюжетно-композиционная организация романа.

3. Проблематика и конфликт романа.

4. Пространственно-временная организация романа.

5. Приемы создания образов в романе.

6. Система образов и внутренний мир главного героя.

7. Приемы лиризации прозы (по принципу ассоциативного монтажа).

Литература для сообщения.

Агеносов В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996). М., 1998. (Ч.1).

Тема 5. Особенности мемуарной прозы: В.Ходасевич «Некрополь» и Ю.Анненков «Дневник моих встреч». (2 часа)

1. Жанровые и художественные особенности мемуарной и документальной прозы. (Подготовить сообщение).

2. Два подхода к обрисовке характера в книгах В.Ходасевича «Некрополь» и
Ю.Анненкова «Дневник моих встреч» (вспоминают поэт и художник):

- Н.Гумилев,

- А.Блок,

- С.Есенин,

- М.Горький,

- Два портрета из каждой книги на выбор.

3. Сопоставить книги В.Ходасевича и Ю.Анненкова с книгами Б.Зайцева «Далекое», И.Одоевцевой «На берегах Невы», «На берегах Сены», Н.Берберовой «Курсив мой» по отбору материала, субъективности и объективности подхода, отношения к людям и событиям, по мере отдаленности от факта, который вспоминается и др.

Литература для сообщения.

Ст. «Мемуарная проза» и «Документальная проза» // Литературный энциклопедический словарь. М., 1989.

Тема 6. Роман В.Аксенова «Остров Крым». (2 часа)

1. Сюжетно-композиционное построение романа.

2. Проблематика и основной конфликт романа.

3. Реально-исторический и фантастичски-исторический пласт романа.

4. Художественные принципы утопии и антиутопии в романе и их реализация.

5. Система образов и место в ней следующих персонажей: семья Лучниковых, Татьяна – Кристина, Марлен Кузенков, образы людей искусства.

6. Принципы параболизации (метафоризации).

7. Художественные принципы создания образа Крыма и образа Советского Союза.

Тема 7. Эстетическая рефлексия: А.Синявский «Прогулки с Пушкиным», П.Вайль и А.Генис «Родная речь». (2 часа)

1. Принципы литературоведческого подхода в «Родной речи» П.Вайля и А.Гениса и «Прогулках с Пушкиным» А.Синявского.

2. Столкновение традиции и парадокса. В чем смысл?

3. Мифотворчество и развенчание мифа традиционного социологического подхода.

4. Сопоставить «Образ Гоголя», «Образ Чернышевского» в творчестве и эстетике В.Набокова (роман «Дар» и лекция «Николай Гоголь» и в «Родной речи» П.Вайля и А.Гениса.

5. Дискуссия о «Прогулках с Пушкиным» А.Синявского.

Литература для сообщения.

Рассовская Л., Агранович С. Вокруг Пушкина // Октябрь. 1990. № VI.

Цена метафоры или преступление и наказание Синявского и Даниэля. М., 1990.

Тема 8.

Тема 9. Поэзия Иосифа Бродского. (2 часа)

1. Суд над Иосифом Бродским. (Подготовить сообщение).

2. Целостный анализ стихотворения по выбору:

А) Обосновать выбор сборника, взятого для рассмотрения;

Б) Принципы циклизации в творчестве И.Бродского;

В) Особенности «лирического героя» И.Бродского;

Г) Сквозные темы, мотивы и образы в поэзии И.Бродского.

Литература для сообщения.

Гордин Я Суд над Иосифом Бродским // Нева. 1989. № 2.


СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ
ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПО КУРСУ
«ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ» [1]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.011 с.)