Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство: виртуализация творчества

Поиск

 

Институты в сфере искусства образуют комплекс норм, определяющих способы постановки и решения проблем создания и сохранения художественной ценности. Базовые элементы этого нормативного комплекса(1) также виртуализируются в эпоху Постмодерн.

В искусстве постмодернизма произведение как таковое становится актом деконструкции как со стороны художника, так и со стороны публики. Вычленение фрагментов техник и произвольное манипулирование ими как знаками “художественного мастерства” симулируют свободное, то есть виртуозное владение техникой (письма, рисунка, танца, игры и т.п.). Вычлененные из классических произведений и традиционных стилей клише включаются в любые комбинации с бытовыми предметами и жестами и служат знаками, маркирующими эти комбинации как “художественное творчество”. Наличие знаков “художественного творчества” — достаточное условие для признания за результатом статуса “произведения искусства”. В эпоху Постмодерн создается не произведение искусства, а скорее образ его.

Комбинация цитат как конституирующий прием легко обнаруживается в постмодернистских живописи, литературе, кино, архитектуре. Частичное, но нарочитое цитирование традиционных художественных приемов в коллажах, клипах, хэппенинге, перформенсе конституировало поп-арт как особое течение в изобразительном искус-

--------------

(1) Подробнее см.стр.31.

[55]

стве. Ироничное соединение стандартных фрагментов разнородных художественных техник и бытовых предметов и жестов в изощренную комбинацию цитат становится способом создания образа “виртуозного” и “оригинального” художника-постмодерниста. Но, как и всякая ирония, постмодернистская — это ностальгическое чувство. Поп-арт симулирует “новаторский стиль” и “свободу самовыражения” модернистских течений европейского искусства середины XIX— начала XX в. Так же, как художники поп-арта, литераторы-постмодернисты, пародируя и переплетая художественные приемы детектива, философского эссе, рекламы, реалистического романа и т.д., создают ностальгически окрашенные симулякры массовой культуры XIX—XX вв. В качестве наиболее ярких примеров такого рода литературы можно назвать ставшие культовыми “Завтрак для чемпионов” (1973) Курта Воннегута и “Имя розы” (1980) Умберто Эко. В кинематографе последней четверти XX в. постмодернистская эстетика цитирования воплотилась в серии иронически-ностальгических ремейков. В 1990-х гг. на этой волне возникли фильмы — симулякры экранной славы бестселлеров 1960—70-х гг., например, “Годзилла в Нью-Йорке”, новые версии “Звездных войн”, серия фильмов об Остине Пауэрсе — пародия на пародийные же фильмы о Джеймсе Бонде. Отличительная черта постмодернистской архитектуры — цитирование функционализма начала—середины XX в., стиля модерн рубежа XIX—XX вв., барокко рубежа XVII—XVIII вв. и других направлений для создания определенного образа здания. Геометрическая лаконичность, прозрачность объемов, открытость коммуникационных сетей, не являются больше конструктивными решениями создания функционального пространства, на чем настаивал Ле Корбюзье. Это декоративные средства, создающие образ “современного центра искусств”, “университета научно-технической эры”, “динамичного и надежного банка” и т.п. Функциональность симулируется. Симулируется и индивидуальность, неповторимость. Выступающие блоки, изгибающиеся линии конструкций, цитирующие то шпили и купола барокко, то эркеры и фронтоны модерна, призваны придать образ “уникальности” и “культурной органичности” сугубо функциональным сооружениям, вроде многоквартирного дома — “жилой машины”, по словам все того же Корбюзье(1), или ресторану fast food.

Поскольку цитирование — конституирующий прием постмодернистского искусства, постольку восприятие его постмодернистской же публикой — это своего рода эстетический “анемнезис”. Публика отыскивает “следы” — узнаваемые отсылки к оригинальным, но хрестоматийным произведениям и стилям. Именно реактивация посредством отсылок к образам классики создает необходимый и достаточной эстетический эффект. Виртуальное следование институциональным нормам художественного творчества (создание набора цитат— отсылок) превращает экспонируемый объект в своего рода генератор

----------------

(1) Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М„ 1997. С. 160.

[56]

виртуальной реальности. Восприятие художественного объекта происходит как генерация миров фрагментарных образов произведений, реально не присутствующих в данном процессе экспонирования.

В ситуации, когда произведение виртуализируется, виртуализируется и художественное “производство”. Создание произведения превращается в “проект” — комплекс PR-акций, в котором утрачиваются различия между рекламой и художественными практиками в традиционном их понимании. Рекламные TV-ролики, клипы, составленные из фрагментов рабочего материала, репортажи в СМИ о проекте, интервью с авторами, презентации и продажи сопутствующих товаров — сувениров, значков, футболок с символикой проекта занимают больше времени и отнимают больше сил, чем само экспонирование: спектакль, выставка, кинопремьера и т.п. Образ проекта и эстетически и экономически превалирует над собственно его реализацией.

Мы живем и действуем в эпоху искусства образов и образов искусства. Базовые компоненты художественных практик Модерна (создания произведения искусства) — произведение, стиль, эстетическая оценка — симулируются. Как следствие, виртуализируются институты — художественное направление/школа, художественная презентация (выставка, спектакль, концерт), художественная организация (театр, киностудия, мастерская, музей).

 

СЕМЬЯ: ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ЛЮБВИ

 

Семейные институты сформировались как комплекс норм, которые воплощают для людей эпохи Модерн решения проблемы обладания личной жизнью, удовлетворения психо-физиологических потребностей. Базовые элементы брачно-семейных практик Модерна(1) на исходе XX в. виртуализируются.

В модернизированном обществе утверждается “открытый” характер сексуальной самоидентичности. Человек постоянно задает себе и окружающим вопрос “кто я?” в контексте возможных половых ролей. Решение вопроса важно, так как определяет стиль жизни. Сексуальность становится формой самоидентификации, самовыражения и самоутверждения личности. Сексуальность как совокупность биопсихических реакций и переживаний замещается практиками создания, поддержания и варьирования образа сексуальности — сексапильности: одежда, уход за телом, косметика, эротизация поведения.

Посредством санкционированной сексуальной свободы и прогресса секс-индустрии и контрацепции сексуальность отделилась от репродукции, стала автономной. Этот процесс аналогичен отделению

--------------

(1) Подробнее см. стр.33.

[57]

экономики от производства, политики от управления, науки от исследования, искусства от творчества.

В эпоху Постмодерн любовь и брак все меньше определяются реальными — материальными, физиологическими и т.п. — потребностями и все больше становятся производной от образов сексуальности и семьи, создаваемых/конструируемых индивидами, а чаще заимствуемых у масс-медиа.

Физиологические потребности можно удовлетворять без жесткой идентификации/ориентации, без официального принятия обязательств в отношении партнера и потомства. Ныне санкционируется практически любая ориентация сексуального поведения. Сексуальная свобода находит выражения в практике “открытых отношений”, “пробного брака” — партнерства/сожительства (cohabitation), гомосексуальных союзах. Брак становится виртуальным. Сейчас около половины всех браков заключаются после устоявшегося партнерства, причем не всегда оно — первое. Если в Европе, сожительство еще в 1960-х гг. было морально рискованным, а в США даже рассматривалось как правонарушение, то к концу столетия “пробный” брак стал рутинной практикой. Порядка четверти неженатых мужчин и незамужних женщин в США и Европе в возрасте 25—40 лет живут совместно с сексуальным партнером. О виртуализации института брака свидетельствует и увеличение числа рождений детей, чьи родители не находятся в браке (табл. 6). Родительство вне брака может быть альтернативой родительству в браке лишь в ситуации, когда институциональное регулирование сексуального поведения становится виртуальным, а не реальным, как это было раньше.

 

Таблица 6. Доля рождений вне брака, %

 

Страна \ Год        
США 10.7 18.4 28.0 30.0
Великобритания 8.0 11.5 27.9 34.0
ФРГ 7.2 11.9 15.3 18.0

 

Составлено по: Иванова Е. И., А. Р. Михеева. Внебрачное материнство в России// Социологические исследования. 1999. № 6; The Economist. 1999. January 23—29.

 

Материальные потребности современный человек может удовлетворять без ведения общего хозяйства, без кооперации с родственниками, без взращивания смены. Система социального обеспечения, эта воплощенная модернизация интимности, свела общественный институт родства к нуклеарной семье — минимальному объекту опеки и регулирования. Теперь даже это минимизированное родство виртуализируется. В 1994 г. в США 25% всех детей в возрасте до 18 лет воспитывалось матерями-одиночками. Еще более показательна статистика домохозяйств, вообще не имеющих “кормильца”, то есть рабо-

[58]

тающих взрослых (табл. 7). Стабильное существование неполных семей означает, что исполнение социальных ролей заботливых родителей, воспитывающих, взращивающих детей, становится виртуальным. В отсутствие реальных родительских функций, рассеянных между педагогами, чиновниками системы welfare, социальными работниками и т.п., родительство становится симулякром — образом материнства/отцовства, не имеющим референтов в реальности.

 

Таблица 7. Доля домохозяйств с детьми и без работающих взрослых, 1996 г.

 

Страна Доля в общем числе домохозяйств с детьми, %
США  
Великобритания  
ФРГ  

 

Составлено по: The Economist. 1999. September 25—October 1.

 

Виртуализация семейных отношений очевидна в гомосексуальных семьях, фактически терпимых и претендующих на легализацию. В гомосексуальных союзах со всей очевидностью симулируются брачное поведение и супружество, исполнение поло-возрастных ролей, характерные для институционального строя, предполагающего существование лишь гетеросексуалов.

Еще более виртуальными представляются неполные семьи, функционирующие “с замещением”: “предельный случай” виртуальной семьи — союзы “Эго + PC”, когда эмоции, получаемые в коммуникации с образами, генерируемыми на дисплее, компенсируют отсутствие одного из классических партнеров — отца (мужа), матери (жены), ребенка. В интимной сфере отчуждение человеческой сущности в виртуальную реальность может принимать и более изощренные формы киберпротезирования реальных сексуальности и семейных отношений'. На рубеже XX—XXI вв. на базе сети Internet происходит консолидация этих отчужденных форм в виде глобальной сферы виртуального секса.

Неполные, “пробные”, дислокальные, гомосексуальные семьи объединяет то, что в них симулируются супружество, родительство, родство по типу нуклеарной семьи. Новые семейные формы не являются “продуктами распада” семейных устоев. Они — стабильные формы симуляции. Симулируется нуклеарная семья с ее репродуктивными, психорелаксационными функциями, а также функциями легитимации секса и первичной социализации детей. В эпоху Модерн, в условиях культурно санкционированных и технически и финансово обеспеченных сексуальной свободы и социальной защиты, семья функционирует в качестве постоянного и социально призна-

--------------

(1) См., например, раздел “Киберсекс” в книге А. Бюля “Виртуальное общество” (Buhl А. Die virtuelle Gesellschaft...).

[59]

ваемого союза разнополых эго, нацеленного на материальную и эмоциональную взаимопомощь и “воспроизводство” потомства. Семенные отношения формируются и поддерживаются по соображениям достижения статуса, материального благополучия, общественного одобрения и т.п. Виртуальные же семьи эпохи Постмодерн поддерживаются не соображениями выгоды или подчинения окружающим, а аффективными “мы”-образами, сконструированной гармонией иденгичностей. В виртуальных семьях образ, идея семьи явно преобладает над реальными отношениями. Виртуальные партнеры и виртуальные роли замещают недостаток или отсутствие реальных. Мы живем в эпоху семьи образов и образов семьи. Базовые компоненты брачно-семейных практик Модерна (любви/заботы) — сексуальность, супружество, родительство — симулируются. Институты — брак, родство (по нуклеарному типу), воспитание — виртуализируются.

 

***

 

Фрагментарное описание разрозненных тенденции в пяти избранных для анализа институциональных сферах обнаруживает радующую истинного ценителя социологической информации монотонность. Однообразие это позволяет сделать обобщающий вывод: ориентация практик не на вещи, а на образы оборачивается симуляцией социальных институтов, поскольку следование социальным ролям становится виртуальным. Институты сами становятся образами, превращаются в своего рода виртуальную реальность.

[60]

 

 

ЧАСТЬ III



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.20 (0.011 с.)