Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институциональный строй: реальность обществаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Беспрецедентное овеществление общества именно в эпоху Модерн происходит потому, что к формированию социальных институтов — комплексов универсальных и абстрактных норм, регулирующих взаимодействие людей и превращающих это взаимодействие в систему социальных ролей, приводит ориентация деятельности на ценности Свободы и Прогресса. Рынок, денежное обращение, предприятие (фирма) стали социальными институтами в силу стремления к росту производства и потребления, к освобождению хозяйственной деятельности от религиозной, цеховой и сениориальной регламентации. Это стремление превратило хозяйственные практики из специфичных, эксклюзивных занятий отдельных кланов или сословных групп в системы универсальных обезличенных ролей “продавец — покупатель”, “кредитор — заемщик”, “руководитель/начальник — исполнитель/работник” и т.д. Экономические институты образуют комплекс норм, определяющих в представлении людей эпохи Модерн способы постановки и решения проблем создания, распределения и использования богатства. Базовыми элементами этого нормативного комплекса, инвариантными по отношению к специфике национальных экономик и различных периодов эпохи Модерн, являются: товар — вещь, чьи объективные свойства есть благо; инновация — разработка и внедрение новых товаров; труд— продуктивная деятельность, организованная в определенное время в определенном месте; платежеспособность — обладание универсальным вещественным заместителем товаров — деньгами. В институциональных нормах, реализующих идеи Свободы и Прогресса применительно к хозяйственной деятельности, отчетливо проступает отношение к ней как к эффективному обращению с вещами, как к практике сугубо материальной, а не сакральной. Решения проблем создания и использования богатства оказываются частными решениями фундаментальной проблемы располагания сущим. [27] Институты предстают по отношению к целям индивидов реальностью, с которой необходимо считаться. Хозяйственные практики как целесообразная деятельность по накоплению и распоряжению богатством становятся следованием/подчинением институциональным нормам, превращающим эту деятельность в производство стоимости. Тот, кто следует институциональным нормам, расценивается как участник экономической деятельности, и то, что он делает, наделяется стоимостью. Стоимость — наделение того, что делается, а стало быть и того, кто делает, социокультурным статусом — проявляется в отношениях между людьми как объективная характеристика продукта. Это означает, что институты не просто автономны по отношению к деятельности, они реальнее, чем она. Экономическое отличается от неэкономического по институциональной принадлежности, а не в силу специфики вещи или действия. Проведение границы между экономическим и неэкономическим становится возможным и даже жизненно важным потому, что в эпоху Модерн возникает экономика как обособленная сфера общества. Экономическую сферу образуют все те артефакты и социальные технологии, которые для людей эпохи Модерн воплощают возможные решения фундаментальной проблемы располагания сущим, представляемой в форме проблемы производства стоимости. Тенденция к овеществлению политики в полной мере проявилась с превращением власти из наследственной привилегии в делегируемые народом полномочия. Отношение к власти как к практике материальной, а не сакральной, как к эффективному управлению ресурсами (сторонниками, средствами информации, деньгами и т.д.) сформировало стремление к вовлечению в практику борьбы за власть все большего количества ресурсов. Это стремление было артикулировано в идеях расширения и совершенствования демократии, освобождения от религиозных, сословных, клановых ограничений на доступ к власти. С распространением избирательного права на большинство народа и превращением выборов в систему универсальных ролей “избиратель—кандидат” государство стало общественным институтом, который можно/нужно захватить, удержать, использовать, изменить, но который не возникает и не существует по воле человека. Государственное управление превратилось из фамильного ремесла сюзерена или вдохновенного искусства узурпатора в бюрократический аппарат. Того типа государства, суть которого блестяще сформулировал Людовик XIV, больше нет(1). Государство деперсонифицировалось и стало ролевой системой “гражданин—чиновник”. Борьба за власть и ее применение превратились из искусства клановых и кабинетных интриг в политическое предприятие. Политическое дело — это организация агитации и мобилизации масс через профессиональ- ------------------- (1) По преданию, Людовик XIV заявил членам Парижского парламента — высшей судебной палаты, регистрировавшей указы короля: “Вы думаете, господа, что государство — это вы? Вы ошибаетесь, государство — это я!”. [28] ные партийные комитеты и заключение внутри- и межпартийных союзов—политических сделок. Политические партии перестали быть группировками, возникающими на основе родственных, дружеских связей или каких-либо иных личностно ориентированных отношений и также оформились в институт, в систему ролей “лидер—сторонник”. Политические институты сформировались в эпоху Модерн как комплекс норм, определяющих способы постановки и решения проблем обладания властью. Базовые элементы этого нормативного комплекса: политический курс — программа (идеология) действий и их результаты; реформа — выработка и реализация нового курса; организация — постоянное объединение людей для выработки и реализации курса; поддержка общественности — наличие активных сторонников курса и позитивного общественного мнения. В базовых институциональных нормах, призванных реализовывать идеи Свободы и Прогресса при распределении и использовании власти, легко угадывается все та же фундаментальная ориентация на располагание сущим. Эта ориентация обнаруживает себя в артикуляции описанных институциональных норм в политическом дискурсе современности, перенасыщенном “материальными” и “хозяйственными” метафорами: “административный ресурс”, “партийное строительство”, “партийная работа”, “политический капитал” и т.п. Только деятельность, следующая определенным выше институциональным нормам, расценивается как политическая. Как и в случае экономики, политическое отличается от неполитического не в силу свойств слов и вещей, мыслей и поступков, а в силу оценки их институциональной принадлежности. Политика оформляется как автономная сфера общества. Политическая сфера — это все те артефакты и социальные технологии, которые для людей эпохи Модерн являются воплощениями решения проблемы располагания сущим как проблемы обладания властью. Наука возникла как автономная сфера общества в результате реализации идей Просвещения о науке как инструменте приращения и распространения знания на благо всех людей. Стремление избавить процесс познания от религиозных предрассудков и сословных ограничений, умножить число полезных открытий и научить человечество извлекать эту пользу превратило поиски истины и передачу знаний в научное предприятие. С одной стороны, сформировался корпус стандартизованных процедур сбора и обработки данных — технологий обращения с материалом: экспериментальными установками, препаратами, подопытными животными и людьми. Наука из интуитивных поисков, внезапных открытий и гениальных озарений превратилась в регулярное научное производство. С другой стороны, сформировалась система статусов, регулирующая отношения между научными работниками. В эпоху Модерн университет и исследовательская лаборатория — это универсальные ролевые системы “преподаватель—студент” и “научный руководитель—научный работник”. [29] Наука из занятия одиночек превратилась в функционирование “научного сообщества”. Научные институты сформировались как комплекс норм, которые обеспечивают в представлении людей эпохи Модерн решения проблем открытия истины и повышения квалификации. Базовые элементы этого нормативного комплекса: факт — положение вещей, фиксируемое органами чувств; открытие — обнаружение нового положения вещей; исследование — процедура сбора и систематизации фактов; компетентность — обладание “запасом” фактов. Институциональные нормы очевидно ориентируют человека на обладание знанием, которое предстает как реализация в плане науки универсального стремления располагать сущим. Исследовательские и учебные практики, не следующие этим институциональным нормам, квалифицируются как ненаучные, независимо от их содержания и полезности. Тем самым наука конституируется как автономная сфера общества и обособляется от ремесла, коммерции, идеологии, а заодно от паранауки. С окончанием охоты на ведьм в XVII—начале XVIII в. и вплоть до начала эпохи легитимации научной деятельности апелляциями к идеям Свободы и Прогресса занятия алхимией, астрологией, спиритизмом и т.п. никак не отделялись от занятий, ныне квалифицируемых как наука в собственном смысле слова. С превращением же науки в сегмент социальной реальности алхимия, астрология и тому подобные практики оказались не просто антинаучными, но и антиобщественными. Институционализация определила грань между реальностью квантов и нереальностью духов как грань между реальностью социальной структуры и нереальностью, эфемерностью и незначительностью субъективных стремлений индивида. Основанием процесса овеществления искусства стало превращение произведения как предмета эстетического переживания в художественную ценность. Стремление сделать искусство инструментом просвещения народа и освободить творчество от зависимости от церкви и аристократии — главных заказчиков и высокомерных покровителей художников, поэтов, музыкантов привело к превращению экспонируемости в основной эстетический принцип. В результате, со времени первых выставок импрессионистов произведение перестает быть атрибутом салонного культа красоты, разыгрываемого представителями привилегированных слоев общества, и все более становится виртуозно сработанной вещью, созданной для показа широкой публике. Ценность произведения определяется его культурной, то есть общественной значимостью. Процессы создания и восприятия произведения рационализируются и стандартизируются, превращаясь в процедуры кодировки/декодирования “художественной информации” о ценностях, обозначаемых как “новаторский стиль” или “рост изобразительного мастерства”, “свобода самовыражения” или “свободное владение техникой”. Превращение произведения в ценность открыло путь к тиражированию его в индустрии массовой [30] культуры, которая начала воспроизводить кодированную “художественную информацию”, помещая ее на дешевые носители — альбомы фотографий и репродукций, открытки, кинопленку, бумажные и пластиковые пакеты(1). Тиражирование предоставляет практически каждому возможность располагать искусством наряду с другими предметами обихода. По мере либерализации, демократизации и индустриализации художественного творчества искусство все более институционализируется. В эпоху Модерн художественная презентация (выставка, спектакль, концерт и т.п.) и художественная школа (направление) становятся социальными институтами — универсальными системами ролей “художник—публика” и “мастер—ученик/последователь”. Стандартизация, унификация художественных практик посредством институциональных норм стимулирует превращение искусства из таинства общения с музами в художественное предприятие. Эпоха Модерн знаменуется развитием художественной организации. Театр, галерея, филармония — это воплощения системы ролей “художественный руководитель—художественный работник”. Институты в сфере искусства образуют комплекс норм, определяющих способы постановки и решения проблем создания и сохранения художественной ценности. Базовые элементы этого нормативного комплекса: произведение — вещь, созерцание которой есть благо; творчество — создание оригинального произведения; вкус — обладание способностью к творчеству/созерцанию. Деятельность и ее результаты, соответствующие этим нормативным требованиям, расцениваются как принадлежащие сфере искусства. И именно следование институциональным нормам, а не “объективные” свойства вещей и поступков, определяет в конечном итоге, что же есть искусство. Даже полное отсутствие звуков, но в ситуации, когда в филармоническом зале соприсутствуют, с одной стороны — оркестранты на сцене, а с другой стороны — публика, может квалифицироваться как музыкальное произведение (опусы Джона Кейджа “4 минуты 33 секунды” и “0 минут 0 секунд”). Даже полное отсутствие изображения, но на холсте, вывешенном для обозрения публики в галерее, может расцениваться как произведение живописи (“Черный квадрат” Казимира Малевича или “Белый свет” Джексона Поллака). Таким образом, искусство — это все те артефакты и социальные технологии, которые воплощают для людей эпохи Модерн решения проблемы доставления эстетического переживания. Располагание сущим, переведенное в план искусства, предстает как обладание художественной ценностью. Семья как часть институционального строя современного общества сформировалась в результате реализации идей освобождения тела и психики индивида из-под религиозного и кланового контроля -------------- (1) Об изменении характера искусства в эпоху Модерн см.: Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости, М., 1996. [31] за его сексуальным поведением. Импульс эмансипации субъекта желаний и удовольствии, заданный идеями Просвещения (от Руссо до маркиза де Сада), парадоксальным образом привел к тому, что личная жизнь, превратившись в ценность, стала частью жизни общественной, так и не успев стать вполне интимной. Как показал М. Фуко, человек в качестве субъекта сексуальности формируется в XVIII— XIX вв. дискурсивными практиками, продуцируемыми инстанциями власти(1). Дискурс философии, медицины, педагогики, демографии, криминалистики, проникнув в повседневность, “навязал” человеку обладание сексуальностью как материальным атрибутом — психофизической структурой побуждений личности, изначально биологической, но социокультурно формируемой, познаваемой, поддающейся контролю. В процесс институционально регулируемого воспроизводства и контроля народонаселения в современном обществе (Modern society) человек включается именно как субъект сексуальности — чуткий (прислушивающийся к себе) и ответственный ее носитель. Эра сексуальной свободы наступает в модернизированном обществе в той мере, в какой сексуальность превратилась в своего рода собственность личности. Э. Гидденс артикулировал эту тенденцию, констатировав, что сексуальность стала более управляемой, открытой для разнообразных способов ее формирования, стала потенциальным “достоянием” индивида(2). Современная культура “отпускает” человека в сферу интимного только как уже сформировавшегося субъекта, располагающего собой, своими удовольствиями, своей сексуальной ориентацией, но и проблематизирующего постоянно личную жизнь как использование или наращивание этого потенциального достояния. С процессом овеществления сексуальности коррелирует вытеснение на протяжении XIX—середины XX в. так называемой большой семьи, объединявшей в единую общность несколько поколений и ветвей родственников, семьей нуклеарной, ядро (нуклеус) которой составляют супружеская пара и их дети. Предназначение нуклеарной, малодетной семьи — социально санкционированный союз разнополых эго, нацеленный на материальную и эмоциональную взаимопомощь и “воспроизводство” потомства. Нуклеарная семья — это институциональная форма воспроизводства сексуальности. В этом ее принципиальное отличие от большой семьи, которая предстает не как ряд специализированных институтов, регулирующих деятельность индивидов наряду с экономическими, политическими и т.д., а как многофункциональный сегмент традиционного общества3. Образующие феномен нуклеарной семьи социальные институты сущест- ----------------- (1) Foucault М. Histoire de la sexualite. Т. I: Volonte de savoir. Paris, 1976. (2) Giddens A. The transformation of intimacy. Cambridge, 1993. (3) Различие между институциональным типом структуры современного общества и сегментарным типом, характерным для общества традиционного отчетливо провел еще Э. Дюркгейм в трактате “О разделении общественного труда”. [32] венным образом отличаются от традиционных отношений, обозначаемых теми же терминами. Институт брака служит легитимации различных проявлений сексуальности, превращая взаимоотношения индивидов в систему универсальных ролей “женатый/замужняя—холостяк/незамужняя”. Иные аспекты традиционного брака в модернизированном обществе редуцируются. Так брак все более теряет качества межкланового отношения, в которое вовлечены многочисленные родственники и в котором реализуются мотивы вековой дружбы или вражды семей. Одновременно брак утрачивает большинство традиционно присущих ему свойств хозяйственного акта, которым перераспределялись трудовые функции в большой семье, приобретались дополнительные активы и рабочая сила. Изменяются в нуклеарной семье и отношения родства. Интеграция семьи теперь осуществляется на основе гармонии сексуальностей и эмоциональной привязанности. Родство, утратив качества отношений, складывающихся между индивидами под действием традиционной иерархии кровных связей, оформилось в систему универсальных ролей “член семьи—родственник”, причем родственники, в противоположность отношениям в большой семье, членами семьи не являются. Члены семьи — это те, чьи отношения формируются в процессе репродукции сексуальности: сексуальные партнеры и их дети. Семейное воспитание также сводится к репродукции сексуальности. В модернизированном обществе, где социализация во все большей мере осуществляется в рамках образовательных и хозяйственных институтов, семейное воспитание превращается в исполнение стандартных ролей в ролевой системе “родители—дети”, которая обеспечивает главным образом усвоение стандартов гендерного поведения. Семейные институты сформировались как комплекс норм, которые воплощают для людей эпохи Модерн решения проблемы обладания личной жизнью, удовлетворения психо-физиологических потребностей. Базовые элементы этого комплекса: личность— тело, чьи физические и психические атрибуты суть проявления сексуальности; любовь — реализация сексуальности в брачном поведении; семья — постоянный брак и домохозяйство; зрелость — обладание физической, эмоциональной способностью к заботе о близких. Практики, соответствующие этим нормативным требованиям, и расцениваются как “личная жизнь” в противовес жизни общественной, несмотря на то, что сфера семьи или сфера интимности — это часть институционального строя, однопорядковая экономике, политике, науке, искусству. Во всех рассмотренных сферах — экономике, политике, науке, искусстве, семье, прослеживается одна и та же тенденция: стремление к освобождению от произвола, к равноправию, к определенности и управляемости отношений приводит к подчинению взаимодействий универсальным безличным нормам. Следствием институционализации практик явились деперсонификация индивидов и возникновение [33] общества как исторического феномена. В ходе модернизации складывается общество как система институтов. Эмансипация индивида оборачивается институционализацией практик и утратой спонтанности. Реальность общества как системы доминирует над социальной реальностью индивида. Общество — это социальная реальность per se. Таким оно стало в ходе социокультурной трансформации, суть которой охарактеризовали, каждый по своему и все одинаково верно, Маркс, Хайдеггер, Сорокин: воля к господству над миром вещей приводит к овеществлению социального бытия. Таким образом, процесс реализации базовых для культуры Модерн ценностей Свободы и Прогресса, подлинное содержание которых — располагание сущим в любых его ипостасях, выливается в процесс реификации, овеществления общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.23.124 (0.015 с.) |