Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества



 

Ведущим психическим образованием для творче­ства и креативности являются потребности. Именно такие потребности, как нужда в пище, в сохранении жизни, в психической активности, в реализации свое­го Я для всеобщего, стремление к красоте, обновлению и совершенству, являются главными побудителями к созидательной деятельности. Поэтому именно с фор­мирования потребностей, желания творить, создавать нечто новое, необходимое людям, должно начинаться развитие творческих способностей. Без желания тво­рить человека практически невозможно побудить к творчеству. Наличие такой потребности в созидании яв­ляется основой креативности.

К числу биологических потребностей относятся потребности в эко­номии энергии, а также потребности в приумноже­нии и освоении пространства как источника жизнен­ных ресурсов.

Эти потребности, общие для всех, дополняют по­требности в функционировании нервно-мышечных тканей, сформированном при жизни при определен­ном виде деятельности. Например, потребность в том или ином умственном стиле деятельности (стандартном или творческом) или физическом напряжении.

Помимо формирования естественных потребнос­тей существуют так называемые «квазипотребности», т. е. потребности в потреблении и деятельности, не имеющие внутренних естественных биологических регуляторов.

Потребность в творчестве базируется на постоянном обновлении и усложнении цели и выработке определенного стиля функционирования мозговой дея­тельности, которая включает потребность в новизне, расширении и усложнении целей, разнообразии в сред­ствах и методах их достижения.

 

 

Социальные потребности

 

Эта по­требность в присоединении и эмоциональном контакте с другими людьми, нахождении своей роли и индиви­дуального смысла своего существования в социуме, а также своего статуса, который определяется количе­ством влияний, оказываемых на других.

Эта потребность выпол­няет несколько функций. Прежде всего, информаци­онную. Ребенок ориентируется в среде и контактирует со взрослыми при помощи эмоций, выражая свое не­удовольствие плачем, а удовольствие — улыбкой.

Такую же информацию несут художественные об­разы, если художник при их создании вступал в эмоци­ональный контакт с портретируемым.

Потребность в смысле индивидуальной жизни для сохранения ее конкретного вида, как говорилось выше, побуждает человека к поиску своего места и функции в ней. Смысл жизни задается проблемами самой жизни.

1) гарантированные законом или обычаями гражданские свободы (совести, волеизъявления, места проживания, равенства перед обществом и законом и т. д.);
2) конституционные или традиционно-общественные гарантии и общая степень уверенности в завтрашнем дне (отсутствие или наличие страха перед войной, иным тяжелым социальным кризисом, потерей работы, изменением ее направленности, голодом, лишением свободы за убеждения или высказывания, бандитским нападением, воровством, неожиданным острым или хроническим заболеванием в условиях плохо организованного здравоохранения, инвалидностью, старостью, распадом семьи, ее незапланированным ростом и т. д.);моральные нормы общения между людьми;
4) свобода познания и самовыражения, в том числе через уровень образования, изобразительное и другие виды искусства, максимальной отдачи сил и способностей людям, обществу с получением от них знаков внимания;
5) чувство нужности обществу (личной и эталонной для человека группы), а через него нужности самому себе;возможность образования социальных групп различного иерархического уровня и свободного общения с лицами своего круга — своей этнической, социальной, трудовой, экономической группы и их половозрастных модификаций как непосредственно, так и через средства информации;сознание своего пола и возраста, следование их общественным нормативам;наличие или возможность образования семьи как социальной ячейки; соответствие выработанных в ходе социализации стереотипов и идеалов реальным общественным нормам (совпадение индивидуальной картины мира с реальной действительностью) или терпимость общества к индивидуальным стереотипам, отличающимся от сложившихся общественных норм (если они не переходят в патологию);равномерность информационно-познавательной среды (без информационных перегрузок и информационного «вакуума»);определенный социальный фон для удовлетворения остальных групп потребностей человека.

Духовные потребности

 

Духовные потребности можно назвать «бестелес­ными». Духовные потребно­сти — сугубо внутренние, базирующиеся на выходе из плена «телесных необходимостей» и направленные на приобщение ко всеобщему.

Такое приобщение происходит через потребление уже готовых продуктов науки и искусства и через со­зидание и деяние.

Духовные потребности — это та идеальная форма Жизни, к которой стремится каждый человек в глубине Души. Это ощущение интереса к жизни, красоты и радости бытия, доброты и взаимопонимания между людьми, чувство собственной необходимости для других, выполнения своей миссии.

Дух-е п-ти базируются на развитии ин­теллектуальных и эмоциональных качественных особен­ностей. Идет расширение сферы мышления и сознания, а также углубление их в сущность и первопричину про­исходящего во внешнем мире, в ценности, связанные с законами существования жизни, о которых говорилось выше.

Формирование духовных потребностей происходит уже в детстве. Чувство прекрасного детское сознание воспринимает намного ярче и красочней. Поэтому так важно заложить в ребенке все эстетические и духовные качества, в которых он нуждается. Это поможет ему не только гармонично взаимодействовать с окружающим миром и заниматься саморазвитием, но и уже в старшем возрасте пережить кризисы, связанные с потерей близких людей, болезнями и катастрофами. Чем сильнее личность в духовном плане, тем проще переживаются разного рода жизненные невзгоды.Если потребность в духовном развитии не прекращает одолевать вас, то удовлетворить её можно с помощью тех же методов, которые используются при формировании духовных потребностей у детей. Эти способы даже не нужно запоминать. Они настолько естественны, что в повседневной жизни мы порой их даже не замечаем.

1. Общение с природой. Многие люди воспринимают дачу как каторгу, а выезд на природу им давно не приносит должного удовольствия. Попробуйте расслабиться и полюбоваться закатом или шелестом листьев под ногами. А если на даче овощи, которые вы посадили, наконец, взошли и этот факт доставил вам чувство радости и восторга, можете не сомневаться что вы находитесь в гармонии с самим собой.

2. Обращение к искусству. Многие людей способны взволновать такие сферы искусства как музыка, архитектура, живопись, графика, танец и другие. Выберите для себя то направление, к которому вы неравнодушны и ваша потребность в гармонии будет полностью удовлетворена.

3. Прислушивайтесь к себе. Ваш внутренний голос может сообщить вам много важной информации. Не нужно отстраняться от него. Найдите время, чтобы его услышать. Это может быть прогулка на природе, занятие йогой или посещение церкви. Слушайте свой внутренний голос хотя бы 5 минут в день, и вы заметите, как в душе наступает чувство умиротворенности. Вы добьетесь чувства согласия с самим собой и начнете более уверенно принимать решения.

4. Общайтесь с животными. Наши братья меньшие способны поднять на ноги даже физически неполноценного человека. Что говорить о тех, кто просто нуждается в духовной гармонии. Становясь ближе к созданиям природы, мы сами становимся её частью, а значит, обретаем душевное спокойствие.Духовные потребности человека могут проявляться даже в простых на первых взгляд желаниях – выехать на природу с друзьями и подышать воздухом, или посетить неизвестный город и встряхнуть сознание новыми впечатлениями. Если вы чувствуете подобное стремление сходите на концерт, или в церковь, съездите на природу или просто погуляйте по городу на закате. Не забывайте, что наше главное богатство – это духовные ценности и знания. Чем больше мы удовлетворяем потребность в них, тем сильнее становится наша личность.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.5.103 (0.021 с.)