Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и классификация потребностей. Экономические интересы

Поиск

Неудовлетворенные потребности толкают людей к организации производства. Многие философы говорят, о том что человек по своей природе достаточно ленив и именно по этой причине было изобретено и колесо, и другие предметы, облегчающие жизнь. «Человек жив хлебом единым, если хлеба у него нет» -- это образное высказывание подчеркивает, что именно нужда толкает человека к тому, чтобы приложить усилия для удовлетворения своих потребностей.

Целью функционирования экономики является удовлетворение экономических потребностей человека, т.е. его потребностей в товарах и услугах. В раннем периоде развития человечества люди удовлетворяли свои потребности за счет готовых продуктов природы. Но в дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет произведенных благ.

Что же представляют собой потребности, какова их роль в мире человека? Философский энциклопедический словарь определяет потребность как «нужду или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности». И все же, как правило, различают нужду человека в чем-либо и потребность.

Нужда – это чувство, которое испытывает человек при отсутствии или недостатке того, что ему необходимо или хотелось бы иметь. Человеческие нужды многочисленны и разнообразны. Люди нуждаются в тепле и пище, взаимопонимании и сочувствии, одежде, самовыражении и признании. Если нужда не удовлетворена, человек ощущает дискомфорт, напряжение. Но только это состояние и может подтолкнуть человека к действиям.

Потребность – это та же нужда, но имеющая конкретные очертания, которые определены культурой и особенностями личности человека, степенью экономического развития общества. В целом потребности – сегмент внутреннего мира человека, побудитель его активности.

Конечно же, те потребности, которые человек ощущает и выражает, вызываются физиологическими, социологическими, психологическими и моральными факторами, однако они зависят, прежде всего, от собственных желаний. К. Менгер утверждает, что не существует потребностей настоящих и потребностей вымышленных.

Потребности и желания – понятия однопорядковые, но не тождественные. Желания легковесны, они часто не совпадают в необходимости устойчивого функционирования организма и человеческой личности и поэтому иллюзорны. Например, можно желать быть вечно молодым или быть абсолютно свободным, но как мы понимаем и то и другое невозможно. Понятие экономических потребностей отличается от других определений потребностей, использующих объективные критерии от:

– физиологического понятия потребностей, выраженного, например, количеством калорий, необходимых для жизни;

– социологического понятия потребностей, учитывающего ту среду, к которой принадлежит человек;

– нравственного понятия потребностей, где критериями являются понятия пользы и вреда, или определенные ценности.

Под экономическими потребностями понимается состояние нужды или неудовлетворенности в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом. Экономические потребности – это внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Заманчиво распределить существующие потребности по группам, в соответствии с которыми можно выделить в обществе социальные группы, организовать материальное производство с целью удовлетворения всех потребностей людей. Но неустойчивость и подвижность потребностей делают такую попытку иллюзорной.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает исследователей в поиске наиболее адекватной классификации потребностей. Однако мотивы и основания, с которыми подходят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие – у психологов, третьи – у социологов. В итоге каждая классификация оригинальна, но узкопрофильна, непригодна для общего употребления.

В экономической литературе существуют различные подходы к классификации потребностей. Например, английский экономист А.Маршалл делил потребности на:

· Первичные (например, потребность в еде) и вторичные (потребность в чтении);

· Абсолютные (например, потребность в одежде) и относительные, которые обусловлены абсолютными (потребность в швейных машинах);

· Высшие (духовные) и низшие (физиологические);

· Положительные и отрицательные (например, потребность в табаке);

· Неотложные и те, которые могут подождать;

· Настоящие и будущие;

· Прямые и косвенные;

· Врожденные и приобретенные;

· Устойчивые и ситуативные;

· Обычные и чрезвычайные;

· Общие и особенные;

· Индивидуальные и коллективные;

· Частные и государственные.

Наиболее известна и часто употребляется теория иерархии потребностей, разработанная американским психологом А. Маслоу. Пирамида потребностей Маслоу состоит из пяти групп.

Первую группу составляют физиологические потребности. Эти потребности связаны с поддержанием физиологических процессов: потребности в пище, воде, воздухе и т.п. Если эти простейшие потребности удовлетворены, т.е. исключена непосредственная угроза жизни, то человек желает безопасности. Данные потребности составляют вторую группу. Человек стремится быть защищенным от страха, боли, болезней и других страданий, которые может принести жизнь. Следующая группа потребностей социальная. К ним относится стремление принадлежать к определенному кругу людей, ощущать их поддержку. Это потребности в любви, семье, друзьях и т.д. Далее следуют потребности в самоутверждении, они отражают желание завоевать признание, уважение, поднять свой престиж в глазах окружающих. Наконец, высшую ступеньку занимают потребности человека реализовать себя в этом мире, в своем деле, в понимании собственного назначения. Эта группа потребностей выражает потребность в самореализации

Маслоу полагал, что по мере удовлетворения потребностей более низкого порядка возникают потребности более высокого уровня. Пирамида Маслоу показывает иерархичность потребностей. Это их существенная черта. Иерархия существует и в рамках одного вида потребностей (например, потребность в еде). К другим существенным характеристикам потребностей следует отнести их субъективность, воспроизводимость, динамичность и изменчивость.

Для экономического анализа потребностей сводят в общую таблицу (матрицу) признак потребности и характеристики этого признака.

В экономической теории под потреблением понимается процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей. Суть категории «потребность» состоит в экономическом мотиве человека, возникающем из необходимости или желания потреблять различные блага (как вещественные, так и духовные). Желание потреблять имеет различную степень интенсивности. Однако выразить потребность количественно невозможно. Речь может идти только об интенсивности в терминах «больше» или «меньше».

При осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму – форму интереса. Таким образом, экономический интерес – это форма проявления экономических потребностей. Многообразие потребностей порождает такое же многообразие интересов. Интересы могут быть духовные, нравственно-этические, религиозные, социальные, профессиональные, идеологические, национальные, экономические и т.д.

 

Таблица 2.1. Классификация потребностей

Признак потребности Характеристики признака
Место в иерархии потребностей физиологические (голод, жажда) безопасность, защищенность Принадлежность к социальной группе Потребность в уважении, признании Потребность в самовыражении
Первичные (низшие) Социальные (высшие)
Что влияет на потребность национальность история география природа, климат пол возраст социальное положение
Историческое место потребности прошлые настоящие будущие
Уровень удовлетворения потребности полностью удовлетворенные не полностью удовлетворенные неудовлетворенные
Степень сопряженности потребности слабо сопряженная сопряженная сильно сопряженная
Масштаб распространения географический социальный
всеобщий региональный в пределах страны всеобщий внутри национальной общности внутри социальной группы по образованию     внутри социальной группы по доходу
Частота удовлетворения единично удовлетворимые периодически удовлетворимые непрерывно удовлетворимые
Природа возникновения основные вторичные косвенные
Применяемость потребности в одной области в нескольких областях во всех областях
Комплексность удовлетворения удовлетворяются одним товаром удовлетворяются взаимодополняющими товарами удовлетворяются взаимозаменяющими товарами
Отношение общества отрицательное нейтральное положительное
Степень эластичности слабоэластичные эластичные высокоэластичные
Способ удовлетворения индивидуальный групповой общественный
                                 

 

Интересы экономических субъектов обуславливаются их положением в хозяйственной системе, выполняемыми ими функциями. Домашние хозяйства, например, ранжируют свои потребности и осуществляют расходы в пределах имеющихся бюджетов. Решения, принимаемые фирмами, определяются не только стремлением получить прибыль, но и другими мотивами, например, необходимостью удержания доли рынка, расширением масштабов производства и т.д.

Т.Веблен с иронией замечал, что не стоит представлять «экономического человека» в виде «генерального» калькулятора удовольствий и тягот, который руководствуется только денежными мотивами. Поведение человека как потребителя и участника производства неоднозначно. Экономические интересы – одна из составляющих его интересов. Это – довольно сложная и противоречивая система. Помимо личных интересов, люди руководствуются интересами коллектива, города в котором они живут. В их решениях и поступках присутствуют и более широкие интересы: национальные, общества в целом.

Изучение мотивации и поведения потребителя является фактором снижения рыночного риска.

Экономический анализ потребностей основывается на двух законах.

Первый: закон убывающей интенсивности, или закон насыщения потребностей. Этот закон был сформулирован Госсеном. Госсен измерял потребность удовольствием, которое испытывает потребитель. Он отмечал, что интенсивность удовольствия вначале высокая, затем снижается и становится нулевой. Кроме того, интенсивность и продолжительность удовольствия уменьшаются тем быстрее, чем быстрее происходит повторение.

Второй закон отражает не только количественный рост потребностей, но и изменение их структуры, качественное совершенствование расширение круга потребностей, развитие взаимозаменяемости. Это закон возвышения потребностей.

Закон возвышения потребностей, закон развития общества, выражающий рост и совершенствование его потребностей с развитием производственных сил и культуры. В ходе развития общества растут и видоизменяются потребности его членов. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, в результате чего круг потребностей расширяется. Одновременно происходят качественные изменения в самой структуре потребностей. Возрастает доля интеллектуальных и социальных потребностей. Физические потребности все более «облагораживаются» в том смысле, что в их возникновении и в определении способа их удовлетворения все большую роль играют социально-культурные факторы. Закон возвышения потребностей действует и проявляется как объективный лишь по отношению к общественной системе потребностей, в том числе к совокупности личных потребностей всех членов общества. Для того чтобы выявить существенные количественные и качественные сдвиги в соотношении различных потребностей, необходимо рассматривать периоды в несколько десятков, а то и сотен лет. Современная научно-техническая революция ускорила темпы экономического развития, в связи с чем процесс возвышения потребностей отчетливо прослеживается и при анализе данных за более короткие периоды.

В структуре потребностей существенную роль играет соотношение между материальными и духовными средствами их удовлетворения. Человеку нужно и то и другое. Здесь заменяемость не пригодна, хотя порой люди готовы пожертвовать одним ради другого. Например, экономить на пище и одежде, но не сокращать посещение театров, приобретение книг и т.д.

В абсолютном большинстве стран наметилась прочная тенденция в изменении пропорций между объемами потребляемых товаров и услуг. С развитием цивилизации, насыщением рынков усиливается стремление к удовлетворению потребностей в разнообразных услугах. Большинство людей стремится освободиться от второстепенных забот и увеличить свободное время.

Структура потребностей и их удовлетворения во много зависит от уровня доходов населения. В XIX в. прусский статистик Эрнст Энгель доказал, что существует определенная зависимость между типом потребляемых товаров и уровнем дохода потребителей. Согласно закономерностям, выведенным Энгелем и подтвержденным практикой, с увеличением дохода его доля, расходуемая на товары первой необходимости, уменьшается, в то время как доля расходов на высококачественные товары и товары роскоши растет.

Для социально-экономического анализа потребностей и определения некоторого ориентира в экономической политике государства имеет значение научная разработка рациональных норм потребления материальных благ.

Проблема потребностей имеет важное практическое, прикладное знание. Организация бизнеса предполагает хорошую информированность относительно состояния, уровня и динамики потребностей. Потребности – еще не спрос, но нет спроса без потребностей. Поэтому каждому предпринимателю важно знать, какую «нишу» неудовлетворенных потребностей он может заполнить своей продукцией. Для этого необходимо понять причины возникновения потребности, ее изменения; разобраться в иерархии ее признаков, проследить их связь; определить место потребности для рынка, а также коммерческие возможности ее разработки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.52 (0.011 с.)