Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всегда ли завтрак бесплатен?

Поиск

Основной экономической проблемой является проблема редкости. Но все ли товары и услуги редки? Может ли иметься в изобилии что-нибудь, чего мы желаем?

Прежде всего необходимо определиться, что понимается под изобилием. В экономическом смысле это такое состояние, когда предложение превышает спрос при нулевой цене. Иными словами, даже если какое-то благо бесплатно, не имеется его дефицита. И более того, не должно быть альтернативных издержек его предложения. Например, если правительство предлагает бесплатную заботу о здоровье для больных, это благо уже относится к категориям редкости, так как существуют издержки государственного управления (и, следовательно, налоговые платежи).

Два блага могут казаться имеющимися в избытке: воздух и вода.

Воздух.

В каком-то смысле действительно имеется изобилие воздуха. Не существует недостатка воздуха для дыхания для большинства людей во все времена.

Но если мы будем рассматривать чистый, незагрязненный воздух, то в некоторых регионах мира он будет в дефиците. В этих случаях должны использоваться некоторые ресурсы, для того чтобы сделать чистый воздух доступным. Если существует загрязнение воздуха в городах или около промышленных предприятий, необходимо будет осуществление затрат для его очистки. Граждане могут не платить напрямую, очистка воздуха может быть для них бесплатной, но посредством налоговых отчислений или как потребители промышленной продукции они все равно оплатят чистоту воздуха.

Другой пример – это необходимость установки в зданиях вытяжных вентиляторов для освежения воздуха.

Вода.

Всегда ли воду имеется в изобилии? Это зависит от места вашего проживания, а также от качества используемой воды.

Влажный климат означает изобилие воды для созревающего урожая. В засушливых районах должны быть затрачены ресурсы на ирригацию.

Не имеется и изобилия питьевой воды. Для ее получения должны быть построены резервуары, трубопроводы, системы очистки и насосные станции.

Дж. Сломан. Экономикс. – СПб, 2005. С. 27

 

Услуги наряду с товарами удовлетворяют потребности людей. Различие в том, что товар – это вещь, предмет, а услуга – действие. Приобретение и потребление товара можно разделить во времени, процессы приобретения и потребления услуги, как правило, совпадают.

Как уже отмечалось товары – это экономические блага, предназначенные для обмена. В этом определении обращается внимание на ограниченность благ по сравнению с потребностями в них, кроме того, не подчеркивается, что товар – продукт труда. К. Менгер утверждал, что благо становится товаром независимо от того продукт труда оно или нет, независимо от его материальности[1].

С точки зрения современной экономической теории товар обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять потребности человека (полезностью) и пригодностью к обмену (экономической ценностью).

Термин «полезность» (utility) впервые использовал философ Дж. Бентам около 200 лет назад. Он организовал общественное движение утилитаризм, целью которого было создание общества максимального блаженства для большинства людей.

Понятие «полезность» и «польза» ни в коем случае не синонимы. Например, очки обладают полезностью для близоруких людей и совершенно бесполезны для тех, у кого нет проблем со зрением. Полезность блага существенно различается для разных людей и поэтому полезность – субъективное понятие.

Что учитывает человек, оценивая полезность блага? Во-первых, значимость полезности, исходя из своих потребностей. Во-вторых, количество имеющегося блага (его запасы). Чем блага больше, тем оно менее ценно, и наоборот. В-третьих, человек учитывает степень насыщения своих потребностей.

По мере удовлетворения потребности степень насыщения растет, а величина полезности с точки зрения человека падает. Полное насыщение потребности означает, что очередная дополнительная единица блага обладает нулевой полезностью. Чем меньше блага, тем выше ценность одной его единицы.Таким образом, ценность блага определяется полезностью предельного (добавочного) его экземпляра.

И классики экономической науки, разработавшие трудовую теорию стоимости (А. Смит, Д. Риккардо, К. Маркс), согласно которой в основе ценности товара лежит труд, и маржиналисты (К.Менгер, Ф. Визер), определяющие ценность блага его предельной полезностью, исходили в своих исследованиях из принципа монизма (от греч. mono – один). Эти направления экономической мысли искали единственный источник ценности товара. Первым разрушил такой подход А. Маршалл. Спор о том, что лежит в основе цены, труд или полезность, отмечал Маршалл, подобен спору о том, каким лезвием ножниц (нижним или верхним) режется бумага.

Цена формируется под влиянием рыночных сил: спроса и предложения. Ценность блага для каждого определяется его экономической ценностью: с одной стороны полезностью, с другой – затратами на производство.

Более подробно о цене и факторах ее определяющих речь пойдет в следующих главах учебника.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.237 (0.007 с.)