Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ресурсы (факторы) производства: классификация и характеристика

Поиск

Ресурсы – это источники, средства обеспечения производства; возможности для создания благ и удовлетворения потребностей. Ресурсы, выступившие в процесс производства, называются факторами производства.

Все разнообразие ресурсов можно классифицировать в соответствии с различными подходами.

Согласно современной экономической теории, выделяются четыре основные группы ресурсов: земля, труд, капитал, предпринимательская способность. В основе данной классификации факторов лежит теория трех ресурсов производства Ж.Б. Сэя, согласно которой труд, земля и капитал, участвуя в производстве, приносят своим владельцам соответствующие доходы – ренту, заработную плату, прибыль или процент. В дальнейшем неоклассическая школа включила в число факторов производства четвертый фактор – предпринимательскую способность.

Земля, являясь естественным фактором, выступает в качестве всеобщего средства производства, предоставляет для него сферу действия, включает сельскохозяйственные земли, полезные ископаемые, леса, водные ресурсы и др. природные богатства.

Труд – целесообразная деятельность человека по созданию благ и услуг, это физические и умственные усилия людей в процессе создания благ и услуг.

Инвестиции в человеческий капитал, способствующие повышению общего и профессионального уровня личности очень эффективны и быстро окупаются, хотя и увеличивают заработную плату.

Труд характеризуется интенсивностью и производительностью.

Интенсивность – это напряженность труда, которая определяется степенью расходования физической, умственной, нервной энергии человека в единицу времени.

Производительность – это результативность труда, она измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени.

Капитал, или инвестиционные ресурсы включают в себя всю совокупность созданных прошлым трудом человека благ. К капиталу (а точнее, к реальному капиталу) относятся здания, сооружения, станки, машины, оборудования, инструменты, используемые для производства товаров и услуг.

Финансовый капитал (акции, облигации, банковские депозиты, деньги) к факторам производства не относится, так как не связан с реальным производством, а выступает лишь в качестве инструмента получения реального капитала.

 

Сам термин «капитал» имеет много значений: это и материальные блага, и человеческие способности, и образование и т.п.

Классики экономической науки (А. Смит) рассматривают капитал как накопленный и овеществленный труд. Д. Риккардо считал, что капитал – это средства производства.

По Марксу капитал – сложное понятие. Внешне он выступает в средствах производства (постоянный капитал), в деньгах (денежный капитал), в труде (переменный капитал), в товарах (товарный капитал). Но материальная форма капитала скрывает особое производственное отношение. Поэтому капитал – это самовозрастающая стоимость.

Другой аспект капитала связан с его денежной формой (Дж. Робинсон).

Несмотря на то, что взгляды на капитал разнообразны, все они едины в одном: капитал ассоциируется со способностью приносить доход.

По характеру перенесения стоимости вещественных факторов производства на готовый продукт различают капитал основной и оборотный.

Капитал, материализованный в зданиях, сооружениях, станках, оборудовании, функционирующий в процессе производства в течении нескольких производственных циклов и переносящий свою стоимость на готовый продукт по частям в течение нескольких производственных циклов называется основным капиталом.

Капитал, воплощенный в сырье, материалах, энергетических ресурсах, расходующийся за один производственный цикл и переносящий свою стоимость на готовый продукт целиком называется оборотным капиталом.

Деньги, затраченные на оборотный капитал, полностью возвращаются к предпринимателю после реализации продукции. Затраты на основной капитал не могут быть возвращены так быстро и переносят свою стоимость на готовый продукт по частям.

В процессе функционирования основной капитал подвергается физическому и моральному износу.

Физический износ – это процесс, в результате которого элементы основного капитала становятся физически непригодными для дальнейшего использования в производстве. Физический износ определяется:

· Продолжительностью и интенсивностью использования основного капитала;

· Особенностями применяемых технологий;

· Воздействием окружающей среды.

Моральный износ – это потеря части стоимости основного капитала по причинам:

а) создания аналогичных, но более дешевых средств труда (это моральный износ первого рода);

б) выпуска более производительных средств труда в результате научно-технического прогресса (моральный износ второго рода).

В отраслях определяющих научно-технический процесс моральный износ составляет примерно три года. В обрабатывающей промышленности развитых стран 60-80% капиталовложений идет на техническую модернизацию.

Морально устаревшее оборудование экономически неэффективно, а следовательно, и продукция выпускаемая на нем неконкурентоспособна.

Возмещение физически и морально устаревшего оборудования происходит за счет амортизационных отчислений (часть стоимости основного капитала, которая ежегодно входит в стоимость произведенной продукции).

 

Норма амортизации = Сумма амортизационных отчислений ×100%

Стоимость основного капитала

 

Амортизация – это процесс переноса стоимости основного капитала на стоимость произведенного товара.

Предпринимательская способность предполагает инициативную самостоятельную деятельность людей, направленную на получение прибыли (или личного дохода), осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность. Это особый вид «человеческого капитала», который организует производство, соединяя для этого все необходимые факторы; принимает основные решения по управлению производством и ведению бизнеса; рискует своими денежными средствами, временем, деловой репутацией, поскольку в условиях рынка велика неопределенность результата, а прибыль не гарантирована. Кроме того, предприниматель обязан быть новатором, активно внедрять в производство новые технологии, продукты, новые методы организации и управления производством – только в этом случае он может рассчитывать на получение прибыли.

В процессе использования результатов научно-технического прогресса и трансформации экономических отношений в качестве новых факторов современного производства выступают такие как наука, информация, время, экология.

Ресурсы комбинируются и взаимодействуют. Так, капитал расходуется предпринимателем на покупку природных и трудовых ресурсов, результатов научно-технического прогресса. В свою очередь научно-технический прогресс повышает эффективность использования капитала, увеличивает отдачу от природных и трудовых ресурсов, улучшает организацию производства.

В рыночной экономике экономические ресурсы покупаются и продаются на рынках факторов производства. Потребителями экономических ресурсов являются предприятия (фирмы), т.к. они осуществляют производство различных благ. Собственниками (владельцами) экономических ресурсов являются домашние хозяйства. Цена ресурсов определяется на рынках ресурсов. Владельцы ресурсов получают особые доходы в виде ренты (земля), процента (капитал), заработной платы (труд), прибыли (предпринимательская способность). Отметим здесь только, что прибыль нельзя трактовать как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала, земли, поскольку рынка предпринимательских способностей не существует.

Люди живут в мире ограниченных возможностей. Каждый из нас ограничен в своих физических, интеллектуальных и временных возможностях.

Природные, материальные, трудовые и финансовые ресурсы общества также имеют свои количественные и качественные пределы. Это объективно. Ограниченность ресурсов определяется естественными причинами, связанными например, с географическими условиями. Ограничены и ресурсы, создаваемые человеком.

В зависимости от возможности восполнения запасов ресурсы делятся на возобновляемые и невозобновляемые.

К возобновляемым относятся ресурсы, которые могут быть пополнены частично или полностью в результате действия естественных сил природы. Примерами таких ресурсов являются рыбные запасы, древесина, популяции животных. Однако пополнение этих ресурсов может быть затруднено, если ресурс имеет продолжительный период «созревания» (например, 30-50 лет для деревьев) или имеет место его длительная чрезмерная эксплуатация. Возобновляемость не означает, что ресурс не может быть полностью уничтожен. Возможности восполнения ресурсов зависят от научного потенциала общества, уровня его знаний и технологий.

Невозобновляемые ресурсы – это любые ресурсы, количество которых конечно, т.е. ограничено и не может быть пополнено. К наиболее очевидным невозобновляемым ресурсам относятся нефть, уголь, газ и т.д.

Различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов.

Под абсолютной ограниченностью ресурсов имеют в виду недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Но для удовлетворения каких-либо выбранных, определенных потребностей ресурсов достаточно – это и есть «относительная» ограниченность ресурсов.

Таким образом, ограниченные ресурсы, направляемые на удовлетворение неограниченных потребностей, означают их абсолютную, непреодолимую ограниченность, напротив, те же ограниченные ресурсы, направляемые на удовлетворение ограниченных потребностей, имеют относительную ограниченность. Следовательно, абсолютная ограниченность ресурсов превращается в относительную благодаря выбору потребностей, подлежащих удовлетворению.

Выбор в условиях относительной ограниченности ресурсов необходим.

Экономическая наука и есть теория выбора оптимального экономического решения.

 

Экономические блага

Благо – это средство удовлетворения потребностей. Свойство предмета удовлетворять потребность человека, еще не делает его благом. Способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком. Например, лекарственные растения, растущие в дикой природе, только тогда станут благом, когда человек осознает их целительную силу и испытает потребность в оздоровлении организма.

Классификация благ осуществляется по различным критериям и отличается большим разнообразием (так же как и потребностей).

Неоклассическая школа уделяет особое внимание разграничению экономических и неэкономических благ. Это разграничение связано с понятием редкости. Благо неэкономическое имеется в неограниченном количестве. Экономическое благо является редким благом. По мнению К. Менгера, представителя австрийской школы, соотношение между потребностью и доступным для удовлетворения этой потребности количеством благ делает их экономическими или неэкономическими. Неоклассическая школа подчеркивает, что товар – это экономическое благо, предназначенное для обмена, но в этом определении отсутствует указание на то, что товар должен обязательно быть продуктом труда. На этот факт обращает внимание К. Менгер, давая научное объяснение категории товара. Товары – это экономические блага, предназначенные для обмена.

Экономическая природа благ, определяется их стоимостью (ценностью). В соответствии с теорией К. Маркса, стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно необходимого труда, то есть труда, осуществляемого при средних общественно-нормальных условиях производства, средней интенсивности и производительности труда. Согласно неоклассическим представления о природе благ, их ценность зависит от редкости, от интенсивности потребления и количества благ, способных данную потребность удовлетворить. Предполагается, что любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей. Если q1, q2,…, qn – совокупность количеств каждого из n благ, а p1, p2,…, pn – цены благ, то стоимость совокупного набора благ, удовлетворяющих потребности, можно записать как Σpiqi, где i=1,…,n.

Классификация благ может быть представлена следующим образом:

· Блага потребительские (прямые), предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей;

· Блага производственные (косвенные) – это используемые в производстве ресурсы;

· Частные блага – блага, потребление которых является конкурентным и для которых возможно исключение, т.е. потребление блага одним индивидом сокращает доступное его количество для других. При отсутствии возможности исключения рынок работать не может, а отсутствие конкурентности потребления означает, что товар должен быть предоставлен по нулевой цене;

· Общественное благо – товар или услуга, при предоставлении которых одному индивиду они доступны и для других без дополнительных затрат;

· Нормальное благо – благо, спрос на которое падает при уменьшении дохода;

· Худшее благо – благо, для которого при прочих равных условиях рост дохода вызывает падение спроса;

· Бесплатное благо – благо может быть истинно бесплатным только в случае его неограниченности. Примеры этих благ очень редки и со временем будут становиться еще более редкими. Принято считать примером такого блага воздух, но сегодня загрязнение чистого воздуха влечет за собой значительные издержки для общества. Так что примером бесплатного блага может служить разве что солнечный свет в пустыне Сахара;

· Долговременные, предполагающие многократное использование блага (товары длительного использования);

· Недолговременные, блага разового потребления (продукты питания);

· Взаимозаменяемые блага (субституты) – блага заменяющие одно другим, обладающим сходными свойствами;

· Взаимодополняемые блага (комплементы);

· Материальные блага – дары природы, продукты сельского хозяйства, здания, машины и т.д.;

· Нематериальные блага – деловые способности, профессиональное мастерство, репутация и т.п.;

· Настоящие блага;

· Будущие блага и т.д.

 

Редкость и изобилие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.76 (0.008 с.)