Человеческие блага и потребности, экономические ресурсы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человеческие блага и потребности, экономические ресурсы



Блок 1 Введение в экономику

1 Введение в экономику для студентов технических специальностей

1.1 Предмет экономики как науки. Экономика: хозяйство, наука, отношения между людьми. Макро и микроэкономика

1.2 Экономические блага, потребности ресурсы

1.3 Экономический выбор и экономические отношения.

1.4 Виды экономических систем

 

1.1 Предмет экономической теории. Экономика: хозяйство, наука, отношения между людьми. Макро и микроэкономика

 

Дайте три определения понятия «экономика»:

а) ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дайте наиболее общее определение:

Экономика - _______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

Экономическая теория-

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заполните схему:

 
 

 


  1. Определите основны

 

Человеческие блага и потребности, экономические ресурсы

Определите основные экономические аксиомы:

Потребности - _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Ресурсы -__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как, на ваш взгляд, можно решить проблему ограниченности ресурсов?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

В течение каждых 10 лет количество видов товаров и услуг увеличивается более чем в 2 раза. Эта историческая и экономическая закономерность называется:

 

Потребности человека делятся на:

─ Первичные: _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

─ Вторичные: _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Чтобы получить блага люди ведут производственно-экономическую деятельность: преобразование определенных видов экономических ресурсов в определенный экономический продукт:

Экономические ресурсы – природные, людские и произведенные человечеством ресурсы, которые используются для производства благ.

 

Все ресурсы делятся согласно приведённой схеме:

 

Ресурсы
 
Материальные Людские
   
       
       

Капитал – ______________________________________________________________

________________________________________________________________________

Это___________________________________________– средства производства. Процесс использования капитальных товаров для расширения и совершенствования производства называют инвестированием. Отдельно в капитале выделяют свободный денежный ресурс, а сам капитал – авансированные денежные средства.

Капитал

___________________ ___________________

 

Труд – _________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Предпринимательская способность – _____________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Земля – ________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Факторы производства – ________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Экономический выбор и экономические отношения.

Так как потребности безграничны, а ресурсы ограничены, общество не в состоянии удовлетворять все потребности, поэтому оно вынуждено решать какие товары необходимо производить, а от каких в определённых условиях следует отказаться.

Проблема эффективности: ____________________________________

_____________________________________________________________

Экономическая наука это наука об эффективном использование ресурсов.

Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц ресурсов применяемых в процессе производства и количеством продукта который получается в результате эта проблема называется ___________________________________

Большое количество продуктов получаемых от данного объёма затрат означает повышение эффективности. Меньшее количество указывает на снижение эффективности.

Главной экономической задачей является: ___________________________________

________________________________________________________________________

Любое общество ищет ответы на 3 вопроса:

Что? ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Как? __________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Для кого? ______________________________________________________________

________________________________________________________________________

Примеры экономических действий:

                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           

 

1.4 Виды экономических систем

Экономическая система - _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Экономические системы различаются подходом и методами решения основных экономических проблем.

Традиционные системы

________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Командная экономика

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Рыночная экономика

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Смешанная экономика

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 


2.1 Закон возвышения потребностей и ограниченности ресурсов

2.2 Закон возрастания вмененных издержек

2.3 Закон убывающей доходности (отдачи)

2.4 Закон убывающей предельной полезности

2.5 Закон спроса

2.6 Закон предложения

2.7 Закон Энгеля

 

Экономический закон – постоянно действующие связи и отношения по поводу производства и потребления, показатели, характеризующие данные процессы в масштабах как микро- так и макроэкономики, не зависящий от желания и деятельности людей.

Признак закона – ________________________________________________________

Закон возвышения потребностей и ограниченности ресурсов

Потребностями называют _______________________________________________

_______________________________________________________________________

Потребности

Количество потребностей исчисляется миллионами и их число постоянно растет. В течении каждых десяти лет количество видов потребительских товаров увеличивается более чем в 2 раза.

Суть закона возвышения потребностей - ___________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Легко заметить, что каждое последующее увеличение производства непродовольственных товаров требует все большего снижения производства продовольственных товаров, т.е. вмененных издержек. Отсюда вытекает закон

____________________________________________________________________

Это свойство экономики – для получения каждой дополнительной единицы одного товара _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Закон спроса

Спрос – _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Объём и структура спроса зависит __________________________________________

________________________________________________________________________

Совокупный спрос – это общий объём спроса на товары и услуги в стране. Совокупный спрос зависит от доходов населения и фирм.

Закон спроса: __________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

Наглядно закон спроса показан на графике кривой спроса, где

dd – кривая спроса,

P – цена за единицу товара,

Q – объём продаж товара.

 

По графику хорошо видно, что с ростом величины Q от значения QA до QB величина P уменьшается от значения PA до PB.

Особенности закона спроса:

1. _______________________________________________________________________

2. _______________________________________________________________________

 

Последнее означает, что снижение количества покупок товара происходит не только в результате роста цены, но и вследствие насыщения потребностей.

Приращение покупок одного итого же товара, как правило, осуществляется потребителем в результате снижения его цены, однако, полезный эффект ______________

_______________________________________________________________________

Полезность каждой дополнительной единицы товара _________________________

_______________________________________________________________________

Факторы изменения спроса.

На рыночное ценообразование влияют не только цены, но и неценовые факторы. Воздействия этих неценовых факторов нейтрализуют влияние цены, и изменение количества купленных товаров происходит независимо от движения цен.

Доходы покупателя.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Покупательские ожидания.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Закон предложения

Предложение ― ________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закон предложения: с ростом цен на товар (ось P на графике) увеличивается объём предложений этого товара (ось Q на графике) при прочих равных условиях.

Закон предложения характеризует:

_________________________________

_________________________________

Каждое ресурсовложение фирмы это: ______________________________________

______________________________________.

Отказ от выпуска одних товаров ради выпуска других имеет конкретную цену, которая выплачивается за отвлекаемые в производство ресурсы, эта цена –

________________________________________________________________________

Альтернативная стоимость – _____________________________________________

________________________________________________________________________

Влияние государства.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закон Энгеля

Количество и виды приобретаемых потребителями товаров и услуг зависит от денежных доходов покупателей.

Прусский статистик Энгель обнаружил закономерность:

_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Допустим семья из 4 человек потребляет на товары первой необходимости 500 евро, а ее месячный доход 1000 евро. При увеличение дохода до 5000 евро:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 


3.1 Определение понятия «рынок»: сущность, функции, структура, условия функционирования рынка

3.2 Спрос и его изменение, график спроса. Неценовые факторы спроса. Эффект дохода и замещения.

3.3 Предложение товаров на рынке, график предложения, неценовые факторы предложения.

3.4 Рыночное равновесие цен спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения.

3.5 Основы теории потребительского поведения, кривые безразличия.

 

Классификация рынков.

Первый признак классификации - по видам деятельности его участников:

1. Производственный рынок – это часть рынка, которая обслуживает совокупность отраслей материального производства и общества и удовлетворяющих их потребности в средствах производства и предметах потребления.

Производственный рынок, в свою очередь, делят на:

а. Рынок средств и предметов производства – __________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

б. Потребительский рынок – _________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Рынок рабочей силы – __________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Рыночная экономика предоставляет юридическое право выбора рабочего места, обеспечивая взаимную согласованность интересов между работодателем и работником, способствуя эффективному использованию трудовых ресурсов, но не исключает возникновения безработицы.

3. Финансовый рынок – ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Рынок интеллектуальной собственности - ____________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Второй признак классификации – по типу экономической ситуации:

1. Рынок покупателя ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Рынок продавца ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Рыночная конкуренция.

Выделяют следующие типы рынков с учетом степени ограничения конкуренции:

Рынок чистой конкуренции.

Основные черты:

                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         

В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство:

MR = MC = AC = P.

Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда P = MC.

Рынок чистой монополии.

                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         

Чтобы максимизировать прибыль, монополист выпускает такой объем продукции, при котором MR = MC. Цена превышает предельный доход (P > MR). В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход всегда ниже ее цены.

Когда спрос эластичен, значения предельного дохода положительны и общий доход растет. Когда спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля и общий доход падает. Когда спрос единичной эластичности, MR = 0, общий доход максимален.

Монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/ Е). Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:

где IL - лернеровский индекс монопольной власти;

Pm - монопольная цена;

MC - предельные издержки;

E – Коэффициент ценовой эластичности спроса на продукцию.

Олигополистический рынок.

Олигополия – __________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Характерные черты олигополии:

1. _____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. _____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

Классификация форм рынка

 

Форма Предложе- Форма ния спроса   Конкуренция Олигополия Монополия
Конкуренция        
Олигопсония        
Монопсония        

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эластичность предложения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Варианты эластичности предложения:

1. Эластичное предложение – ______________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Единичная эластичность ________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Неэластичное предложение –_____________________________________________

_____________________________________________________________________________

A – неэластичное предложение

B – единичное предложение

 

C – эластичное предложение

 

 

Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1 процент.

где ЕрD - эластичность спроса по цене;

ΔQd - относительное изменение спроса (в процентах);

ΔP - относительное изменение цены (в процентах).

где Q1, Q0 - величина спроса до и после изменения цены; P1, P0 - цена до и после изменения.

С увеличением цены объем спроса, как правило, снижается. Чтобы избежать отрицательных чисел, значение ЕрD берут по модулю или вводят знак минус.

Спрос называют эластичным, когда Е > 1. Это означает, что спрос растет или падает быстрее цены. Когда Е < 1, спрос неэластичный (жесткий), т.е. спрос растет или падает медленнее, чем изменяются цены. Если Е = 1, то спрос единичной эластичности.

Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то Е = 0, случай абсолютной неэластичности. Если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то Е = ∞, случай абсолютной эластичности.

Классификация издержек.

1. В зависимости от влияния на издержки изменения объёма производства выделяют два вида:

а. Постоянные: ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

б. Переменные: ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 
 


Сумма постоянных и переменных издержек образует __________________________________

2. По измерению издержек на производство единицы продукции:

а. Средние постоянные;

б. Средние переменные;

в. Средние общие.

Если цена равна средним издержкам, _______________________________________________

Если цена ниже средних издержек, _________________________________________________

Если цена выше средних издержек, _________________________________________________

Средние издержки находятся путём отношения издержек к количеству произведенной продукции.

3. В зависимости от метода оценки затрат различают:

а. Бухгалтерские: __________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

б. Альтернативные: ________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

4. Определение максимального выпуска продукции.

Предельные издержки __________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Валовые издержки = _________________________________________________________

При расчете и учете издержек производства их принято в зависимости от природы и предназначения расходов делить на:

- материальные затраты _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

- Заработная плата ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

- Социальные отчисления _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

- Амортизация основных средств _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

- Дополнительные (накладные) расходы ________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Совершенная конкуренция.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Экономическая рента

Более квалифицированные работники могут получать устойчивый избыточный доход – ______________________________________________________________________

Экономическая рента – _________________________________________________

Разница между минимальной (резервированной) ценой труда и рыночной ценой составляет т_________________________________________________________________.

В условиях совершенной конкуренции наличие экономической ренты является стимулом для притока новых работников в отрасль. Поэтому в конкурентной отрасли кривая предложения в долгосрочном периоде становится абсолютно эластичной, и экономическая рента исчезает. Однако в тех случаях, когда новые работники не обладают квалификацией старых, экономическая рента может сохранятся длительное время. Это характерно для отраслей, привлекающих уникальные человеческие ресурсы. Предложение таких работников весьма ограничено, поэтому оно абсолютно неэластично. В результате рост спроса выражается в росте цены труда, в увеличении заработной платы.

Первоначальный спрос на труд обозначен кривой D1, а предложение труда - S.

В условиях неэластичного предложения _____________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Площадь четырехугольника w1 Е1 Е2 w2 _______________________________________________________

Распределение доходов

Дифференциация зарплаты предопределяет __________________________________

Факторы неравенства в доходах ____________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Сегодняшняя ценность капитала зависит от того, что капитал может произвести в будущем. Для производства дохода владелец капитала должен отказаться от текущего потребления в надежде получить более высокое вознаграждение в будущем. Поток будущего дохода должен стимулировать создание сегодняшнего запаса. Чтобы создать этот запас, в свою очередь, необходим поток сбережений.

Фактор времени - _______________________________________________ приобретает при анализе капитала первостепенное значение.

Доход на капитал будет произведен лишь в том случае, ________________________

________________________________________________________________________

Этот прирост называется процентом.

Ссудный процент –______________________________________________________

________________________________________________________________________

Для создания и увеличения капитала необходимы вложения денежных средств – инвестиции.

Инвестирование – ______________________________________________________.

Валовые инвестиции – ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Чистые инвестиции – ___________________________________________________

________________________________________________________________________

Для решения вопроса об эффективности инвестирования необходимо сравнить издержки, связанные с осуществлением проекта, и доходы, которые будут получены в результате его осуществления.

В случае использования заемных средств необходимо сравнить внутреннюю норму доходности (r) и ссудный процент (i).

Прибыль от инвестиций будет максимальной_________________________________

Инвестиции выгодны при _________________________________________________

Предельная чистая окупаемость инвестиций равна ____________________________

Чем выше рыночная ставка процента, тем на меньшее количество заемных средств существует спрос. Понижение ставки создает благоприятные предпосылки для расширения инвестиционного спроса.

Полезный срок службы основного капитала – ________________________________

________________________________________________________________________

Для расчета прибыли от долгосрочных вложений фирма должна:

1) определить полезный срок службы основного капитала;

2) рассчитать ежегодную надбавку к доходам от эксплуатации основных фондов.

Допустим, что I – предельная стоимость инвестиций, Rj – предельный вклад инвестиций в увеличение дохода (или сокращение издержек) в j –й год службы.

Для n - лет стоимость приобретенного капитала будет равна:

Ставка ссудного процента зависит от спроса и предложения заемных средств. Спрос на заемные средства зависит от выгодности предпринимательских инвестиций, размеров потребительского спроса на кредит и спроса со стороны государства, предприятий.

Номинальная ставка показывает, насколько сумма, которую заемщик возвращает кредитору, превышает величину полученного кредита.

Реальная ставка – это ставка процента, скорректированная на инфляцию, т.е. выраженная в денежных единицах постоянной покупательной способности. Именно эта ставка определяет принятие решений о целесообразности инвестиций.

 

 

Блок 1 Введение в экономику

1 Введение в экономику для студентов технических специальностей

1.1 Предмет экономики как науки. Экономика: хозяйство, наука, отношения между людьми. Макро и микроэкономика

1.2 Экономические блага, потребности ресурсы

1.3 Экономический выбор и экономические отношения.

1.4 Виды экономических систем

 

1.1 Предмет экономической теории. Экономика: хозяйство, наука, отношения между людьми. Макро и микроэкономика

 

Дайте три определения понятия «экономика»:

а) ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дайте наиболее общее определение:

Экономика - _______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

Экономическая теория-

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заполните схему:

 
 

 


  1. Определите основны

 

Человеческие блага и потребности, экономические ресурсы

Определите основные экономические аксиомы:

Потребности - _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Ресурсы -__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.213 с.)