Потребности и их классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребности и их классификация



Экономические потребности – это внутренние стимулы, побуждающие общественное производство необходимых товаров, работ и услуг. Потребности побуждают использовать имеющиеся в распоряжении полезные ресурсы максимально эффективно. Экономические потребности также показывают отношение людей к условиям их деятельности. Они показывают и отношения, которые возникают между людьми в процессе распределения и производства необходимых экономических благ.

Классификация экономических потребностей:

По субъектам:

· Личные (индивидуальные), коллективные, общественные (пища, жильё, одежда, социальные потребности в разумном руководителе, положительном психологическом климате, хороших условиях трудовой деятельности, признании в коллективе. Экономические потребности общества – это экономический рост, благоприятный экономический климат в стране, отсутствие инфляции, дефицита, безработицы;

· Потребности предприятий, домашних хозяйств, государств, которые являются экономическими субъектами (потребность в качественных товарах, работах и услугах по низким ценам, повышении конкурентоспособности продукции, снижении затрат, максимализации прибыли, увеличению поступлений в государственный бюджет и т.д.)

По объектам:

· Физиологические – обусловлены тем, что человек является биологическим существом, которому необходимо поддерживать свою жизнедеятельность;

· Социальные – потребности в информации, общении, образовании, признании заслуг обществом;

· Материальные – это потребности в услугах и благах, имеющих материальную форму;

· Духовные – потребности в творчестве, самосовершенствовании, развитии таланта;

· Первоочередные – те, что могут удовлетвориться предметами первой необходимости;

· Второстепенные – те, что удовлетворяются с помощью предметов роскоши;

Наиболее наглядно экономические потребности общества и их иерархия в жизни каждого человека изображена в пирамиде Маслоу. Экономические потребности здесь расположены следующим образом (сверху вниз от менее важных к основным):

· Самореализация

· Уважение, признание социумом

· Социальные (любовь, дружба и т.д.)

· Безопасность и чувство защищенности

· Физиологические

Данная классификация на сегодняшний день являеться самой универсальной, так как она исходит в большейстепени из биологических потребностей вида, и не так подвержена влиянию культуры и других признаков, отличающих людей.

Экономические потребности: классификация по степени возможности их реализации:

Абсолютные – возникают и выявляются при текущем уровне развитии техники и науки (например, спрос на мобильные телефоны был невозможен еще несколько десятилетий назад по причине отсутствия технической возможности);

Действительные – могут быть реализованы при текущем уровне науки и производства;

Платежеспособные – те, которые человек в состоянии удовлетворить с помощью своего дохода. Именно эти потребности больше всего интересуют производителей.

Но и это еще не все. Очень многие общественные потребности также складываются исторически, они очень сильно зависят от культурных и религиозных особенностей, а также от климата, географических условий, пола, возраста и других особенностей. Так, потребности людей, населяющих разные страны, скажем, жителей Швеции и Австралии или исповедующих разную религию могут коренным образом различаться между собой.

Важная черта потребностей – они никогда не могут быть полностью удовлетворены, тогда как возможности для их удовлетворения ограничены имеющимися ресурсами. Ведь человек так устроен, что его желания обычно превышают возможности по производству товаров, их утоляющих. На этом основании был даже сформирован закон возвышения потребностей, который говорит, что они увеличиваются быстрее производства товаров. Еще в позапрошлом веке была отмечена закономерность Энгеля, которая гласит, что с ростом благосостояния уменьшается доля затрат, связанных с продуктами первой необходимости. Иными словами, лишь самая малая часть дохода уходит на продовольствие, тогда как основные траты приходятся на предметы роскоши.

 

 

Блага и их классификация

Благо - это предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

В экономической литературе есть и другие определения блага. А.Маршалл, например, под благом понимал все желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие человеческие потребности. В этом определении блага ограничиваются лишь вещами, предметами.

Классификация благ отличается большим разнообразием. Отметим важнейшие из них с точки зрения различных критериев классификации.

1. С точки зрения ограниченности благ по отношению к потребностям блага делятся на экономические и неэкономические.

Экономические блага – те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. Отметим, что с экономическим благом связана проблема редкости благ, обуславливающая соответствующее поведение человека (хозяйственная, производственная деятельность) в условиях ограниченности (редкости) ресурсов, благ.

Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения человеком усилий. Эти блага существуют в природе "свободно", в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.).

2. С точки зрения вещественного содержания, экономические блага делятся на материальные и нематериальные.

Материальные блага можно осязать. Это вещи, которые могут накапливаться и храниться длительное время. Материальные блага включают:

- естественные дары природы (земля, воздух, климат);

- продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.).

Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека, они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музеи и т.д. Нематериальные блага включают:

- внутренние блага - даны человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос - пение, декламация; музыкальный слух - музицирование; способность к научной работе и т.д.);

- внешние блага - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи и т.д.).

3. В зависимости от длительности использования, блага делятся на долговременные и недолговременные.

Долговременные блага предполагают многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, оборудование и т.д.), недолговременные - исчезают в процессе разового потребления (спички, хлеб, мясо, топливо, сырье и т.д.)

4. С точки зрения потребления благ их подразделяют на потребительские и производственные. Иногда они называются предметами потребления и средствами производства.

Потребительские блага предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, которые необходимы людям.

Производственные блага — это используемые в процессе производства ресурсы (станки, механизмы, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные навыки (квалификация).

5. В зависимости от характера потребления экономические блага делятся на частные и общественные.

Частное благо предоставляется потребителю с учетом его индивидуального спроса. Такое благо делимо, оно принадлежит индивиду на правах частной собственности, может наследоваться и обмениваться. Частное благо предоставляется тому, кто за него заплатил.

Общественные блага неделимы и принадлежат обществу, это национальная оборона, охрана окружающей среды, законотворчество, общественный транспорт и порядок, т.е. те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны.

6. Среди благ выделяют также взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага.

Взаимозаменяемые блага (субституты) - удовлетворяют одну и ту же потребность и замещают друг друга в процессе потребления (мясо и рыба, масло и маргарин, чай и кофе, хозяйственное мыло и стиральный порошок и т.д.).

Взаимодополняемые блага (комплементы) - дополняют друг друга в процессе потребления (автомобиль и бензин, стол и стул, ручка и бумага).

7. Экономические блага делятся на нормальные и низшие.

К нормальным благам относятся те блага, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния (доходов) потребителей.

Низшие блага обладают противоположной закономерностью. При росте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении дохода — увеличивается (картофель и хлеб).

Благом также является услуга. Услуга – это целесообразная деятельность человека, результатом которой является полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека. Специфика услуги заключается в том, что она не имеет вещественной формы, но она представляет собой полезный эффект деятельности, живого труда, услугу нельзя накопить, она может быть потреблена лишь в момент производства.

Стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно необходимого труда, а также зависит от их редкости, интенсивности их потребления, количества благ. При этом предполагают, что любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо можно использовать для удовлетворения нескольких потребностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2062; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.198 (0.01 с.)