ТОП 10:

Сервис как услуга. Классификация видов услуг



 

Мы рассмотрели сервис в двух аспектах: как форму человечес­кой деятельности и как способ удовлетворения потребностей ин­дивидов и групп людей. Теперь рассмотрим подробнее третий ас­пект сервисной деятельности: сервис - это оказание услуг.

В современной экономике услуга обычно противопоставляется товару.

 

Товар - это некая вещь, предмет, произведенный для продажи. Услуга, согласно определению по маркетингу, - это "любое мероприятие или выго­да, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо».

Эту же мысль несколько другими словами выражают российские экономисты: "Услугу можно определить как продукт труда, полезный эффект которого выступает не в форме вещи, а в форме деятельности, направленной на вещь и (или) на человека".*

Более подробно особенности услуги обычно описывают так. Услу­га обладает полезностью для того, кто ее не производит (в этом она сродни товару - вещи, произведенной кем-то для продажи). Услу­га - это продукт труда, обладающий специфическими свойства­ми: неосязаемостью, неотделимостью от своего источника (невоз­можно отделить процесс обучения от преподавателя и ученика, процесс транспортировки - от перевозчика и транспортного средства, процесс предоставления информации - от того, кто ее предоставляет). Услуга не сохраняется отдельно от процесса ее предоставления, не может быть "законсервирована" как товар, храня­щийся на складе (поэтому есть склады товаров, но нет складов услуг). Услуга направлена на вещь или на человека. Она суще­ствует только в процессе ее производства и одновременно как бы "впитывается" человеком или вещью. Производство и потребле­ниеуслуг позволяет изменить полезность вещи или характер человеческой жизнедеятельности.

Следует иметь в виду, что различие между производством това­ров и оказанием услуг не является простым и абсолютным. Воз­можны виды экономической активности, как бы переходные между этими двумя формами деятельности. Так, изготовление каких-либо предметов по индивидуальному заказу (одежда, обувь, тех­нические приспособления) обычно рассматривается как оказание услуги. В то же время эти вещи могут быть проданы как обыкно­венный товар.

Существуют различные классификации типов и видов услуг, и каждая из этих классификаций отражает специфический подход к анализу сервисной деятельности.

Можно выделить пять общих типов услуг:

- производственные - инжиниринг, лизинг, обслуживание и ремонт оборудования,

- распределительные - торговля, транспорт, связь,

- профессиональные - банковские, страховые, финансовые, консультационные, рекламные,

- потребительские - так называемые массовые услуги, связан­ные с домашним хозяйством и времяпрепровождением,

- общественные - телевидение, радио, образование, культура.

____________________

* Стаханов В.Н., Стаханов Д.В. Маркетинг в сфере услуг: Учебное пособие. М.: Экспертное бюро , 2001. С. 9.

 


Другая классификация услуг делит их по прин­ципу вещественности или невещественности на четыре класса.

Осязаемые действия, направленные на тело человека

Такие услуги оказывают здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты и парикмахерские, спортивные заведения, ре­стораны и кафе.

 

Осязаемые действия, направленные на товары и другие физи­ческие объекты

Это работа грузового транспорта, ремонт и содержание оборудования, охрана, поддержание чистоты и по­рядка, прачечные, химчистки, ветеринарные услуги.

 

Неосязаемые действия, направленные на сознание человека

Сюда относятся образование, радио- и телевизионное вещание, информационные услуги, театры, музеи.

 

Неосязаемые действия с неосязаемыми активами

Это могут быть банковские, юридические и консультационные услуги, страхование, операции с ценными бумагами.

Кроме того, услуги различаются по множеству других класси­фикационных признаков. Все они позволяют оттенить и проанали­зировать разнообразные функции сервисной деятельности в совре­менном обществе.

Услуги можно разделить на материальные и нематериальные. Первые направлены на удовлетворение материальных потребностей, например: бытовое обслуживание населения и транспортные услуги, здравоохранение, общественное питание, ремонт и обслу­живание оборудования. Вторые - нематериальные услуги - удов­летворяют духовные потребности. К ним относятся образование, консультирование, музеи и театры, предоставление информации, удовлетворение религиозных потребностей.

Стандартизированные и творческие услуги различаются по степени их алгоритмизации. Стандартные виды услуг оказыва­ются по строго установленным правилам. Творческие услуги могут формироваться и изменяться по индивидуальным требо­ваниям потребителя. Так, в туристическом бизнесе могут воз­никать экзотические виды обслуживания, например, турист за­казывает экскурсовода, одетого и загримированного под какой-либо исторический персонаж. Личные и интеллектуальные ус­луги часто подвергаются изменениям и корректировке в про­цессе их реализации.

Услуги личные и коллективные направлены на разных потре­бителей. Часть услуг, например репетиторство и врачебная дея­тельность, имеют полезность только для отдельных индивидов (хирург не может оперировать целый коллектив). Другие услуги, наоборот, всегда оказываются коллективам людей: услуги лектора в студенческой аудитории, обеспечение государством об­щественного порядка, перевозка общественным транспортом, ра­бота средств массовой коммуникации.

Производственные и непроизводственные услуги осуществля­ются в разных сферах деятельности общества. К производствен­ной сфере можно отнести, например, транспортировку грузов и техническое обслуживание оборудования, к непроизводственной - услуги здравоохранения, культуры, туризма, отдыха и т. п.

Коммерческие и некоммерческие услуги различаются конеч­ной целью. Первые производятся с целью получения прибыли и другой коммерческой выгоды. Вторые не нацелены на прибыль­. К ним относятся услуги благотворительных фондов и орга­низаций, ряд государственных услуг (оборона страны, поддержа­ние общественного порядка, забота об образовании и здоровье своих граждан). По мере повышения уровня жизни населения возрастает доля услуг коммерческого характера. Это приводит к дифференциации уровня сервиса в зависимости от платежеспособности граждан. Баланс между коммерческими и некоммерческими услугами в решающей степени зависит от политической и эконо­мической системы общества. Так, в СССР были крайне ограниче­ны официально разрешенные коммерческие услуги в здравоохранении и образовании, в частном жилищном строительстве, однако сегодня в России они получили широкое распространение.

По форме организации услуг их можно разделить на государственные и негосударственные.

Главное различие этих видов услуг состоит в том, что государственные услуги в принципе не могут быть оказаны никем, кроме государства. Это касается обороны страны, общественной безопасности, ведения учета граждан, регистрации транспортных средств, государственной регистрации коммерческих операций (например, сделок с недвижимостью). В обществе существует потребность именно государственного учета рожде­ний, смертей, вступления в брак, отношений собственности и т. п. Частная фирма не может оказать такого рода услугу.

Услуги делят на чистые и смешанные. Чистая услуга является единственным видом деятельности производителя (специализированное производство услуг). Смешанная услуга сопровождает товарно-материальные ценности, облегчая их обращение и делая их более привлекательными для потребителя. Это, например, предпродажный и послепродажный сервис, сопровождающий процесс купли-продажи товара.

Легитимные и нелегитимные услуги различаются по отноше­нию к ним государства и общества. Легитимные услуги одобряют­ся государством и обществом, нелегитимные - осуждаются и обыч­но преследуются по закону. Услуги, являющиеся нелегитимными при административно-командной системе хозяйствования (напри­мер, коммерческая спекуляция), становятся легитимными в ры­ночной экономике с ее свободой торговли. Признаются легитим­ными услуги, удовлетворяющие потребности, которые в данном обществе считаются разумными, полезными, одобряемыми. Услу­ги, удовлетворяющие осуждаемые обществом потребности (наркотические, преступные, аморальные, "псевдопотребности" и т. п.), относятся к разряду нелегитимных.

Услуги могут быть разделены на личностные и безличные. Личностные услуги ценятся, прежде всего, за связь с отличитель­ными особенностями какого-то лица, обладающего исключитель­ными профессиональными качествами. Таковы услуги врачей, адвокатов, психоаналитиков, выдающихся артистов и музыкан­тов, ученых, менеджеров и других специалистов особо высокой квалификации. К безличным обычно относят более простые услу­ги, на выполнение которых мало влияет личность того, кто их оказывает (торговля, транспорт, ремонт и техническое обслужи­вание). Один специалист в области сервиса может быть довольно легко заменен другим специалистом примерно такой же квалифи­кации, но никто не может спеть за Шаляпина или нарисовать за Сальвадора Дали.

Услуги можно делить также на простые и сложные (комплекс­ное обслуживание), добровольные и навязанные и т. п. Непрерыв­ное расширение сферы услуг, формирование новых потребностей и приемов их удовлетворения приводят к постоянному обогаще­нию типов и форм сервисной деятельности. При этом могут выяв­ляться новые классификационные признаки, позволяющие луч­ше понять разнообразные отношения между этими видами услуг.

Полезный эффект от услуги - это совокупность полезных свойств услуги, непосредственно направленных на удовлетворение той или иной потребности человека.

Потребитель услуги - это гражданин, получающий, заказывающий либо имеющий намерение получить или заказать услуги для личных нужд.

Исполнитель услуги - предприятие, организация или предприниматель, оказывающие услугу потребителю.

Результатом услуги является восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств товара, создание по заказу нового изделия, перемещение, создание условий потребления, обеспечение или поддержание здоровья, духовное или физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства.

В сервисологии существуют понятия идеальной и реальной услуги.

Идеальная услуга - это абстрактная, теоретическая модель того или иного вида сервисной деятельности. Она включает правила обслуживания населения, стандарты качества, технологию оказания услуги.

Реальная услуга - это конкретные материальные действия, направленные на удовлетворение потребностей потребителя. Эти услуги индивидуализированы по исполнителям, потребителям, конкретным условиям их оказания.

Сервисные организации оказывают материальные и социально-культурные услуги.

Материальные услуги - это услуги, удовлетворяющие материальные потребности людей. Материальные услуги обеспечивают восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам потребителей, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам относятся бытовые услуги (услуги по ремонту и техническому обслуживанию изделий, зданий сооружений, фотоуслуги, парикмахерские услуги), жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта, сельскохозяйственные услуги и т. д.

Социально-культурные услуги - это услуги, удовлетворяющие духовные, интеллектуальные потребности людей и поддерживающие их нормальную жизнедеятельность. Социально-культурные услуги обеспечивают поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам относятся медицинские услуги, услуги культуры, туризма и образования.

Результатом материальных услуг является выполненная работа или изделие. Результат социально-культурных дел (собственно услуг) не имеет материальной формы (результат туристического или экскурсионного обслуживания).

Материальные и социально-культурные услуги являются взаимодополняющими. Часто приобретению товаров сопутствует потребление услуг, например, услуг по послепродажному обслуживанию, а потребление услуг сопровождается приобретением сопутствующих товаров. Например, при потреблении услуг общественного питания потребитель получает товар - продукты питания, место потребления этих пpодуктов, услугу по подаче блюд и напитков, психологическую разгрузку.

Услуги оказываются потребителям в процессе обслуживания.

Предоставление услуги - это деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуг. Предоставление услуги делится на отдельные этапы: обеспечение необходимыми ресурсами, технологический процесс исполнения, контроль и оценка, процесс обслуживания. Услуги неотделимы от потребителей и исполнителей.

Жизненный цикл услуги подразделяется на несколько этапов:

1)предоставление информации по услугам, предлагаемым потребителям;

2) принятие заказа на услугу;

3) исполнение услуги;

4) контроль качества исполнения услуги;

5) выдача заказа потребителю.

Взаимодействие потребителя и исполнителя услуги происходит в процессе обслуживания. Характер взаимодействия зависит от формы предоставления услуги и бывает непосредственным (очным) и опосредованным (заочным). При непосредственном взаимодействии происходит прямой контакт исполнителя и потребителя, а при опосредованном - контакт может осуществляться через посредников или вспомогательный персонал исполнителя услуги.

Обслуживание - это деятельность исполнителя услуги, проходящая при непосредственном контакте с потребителем. Процесс обслуживания обеспечивается средствами производства и персоналом сервисного предприятия. Обслуживание включает анализ заказа потребителя, разработку проектов оказания услуг (технических заданий и процесса оказания услуги), поиск компромиссных решений в условиях многовариантности способов оказания услуг, установление и обеспечение необходимого качества услуги, согласование, оформление и доведение услуги до потребителя.

Специалисты по сервису должны обладать профессиональными навыками обслуживания. Например, при обслуживании посетителей ресторана официант пользуется навыками общения с посетителями, знаниями этикета, навыками подачи и уборки блюд и напитков. Качество обслуживания в значительной степени определяется приемами обслуживания. Приемы обслуживания согласуются с типом предприятия. Например, на предприятиях общественного питания, выполняющих быстрое обслуживание, необходима высокая скорость приготовления и подачи блюд, а в ресторане с вечерним или ночным обслуживанием посетителей требуется постепенная подача блюд, высококвалифицированное обслуживание с учетом правил сервировки стола, подачи блюд и этикета.

Обслуживание потребителей осуществляется либо в специализированных помещениях сервисного предприятия, либо в любом другом месте, необходимом для выполнения услуги в соответствии с видом услуги и потребностью заказчика. На качество обслуживания влияют условия обслуживания, которые воздействуют на потребителя в процессе обслуживания.

Таким образом, основой сервисной деятельности являются: персонал, выполняющий обслуживание, средства обслуживания и условия обслуживания.

Эффективность работы сервисного предприятия зависит от правильной организационно-управленческой деятельности руководителей. Организационно-управленческая работа включает:

- планирование сервисной деятельности организации, прогнозирование развития организации при изменении рынка или ассортимента услуг;

- оценку производственных и непроизводственных затрат;

- оптимизацию состава, технологического оборудования, технических средств с учетом ассортимента и уровня качества услуг;

- организацию контактной зоны для общения с потребителем услуги;

- подбор сотрудников, обладающих психологическими способностями для работы с потребителями.

Таким образом, сервисная деятельность является сложным, многогранным процессом, который обеспечивается грамотным управлением персоналом и ресурсами предприятия, соблюдением требований стандартов обслуживания, соответствием оказываемых услуг запросам потребителей.

Совокупность услуг, предоставляемых населению сервисными организациями, подразделяется на однородные группы, подгруппы, виды и разновидности. Для классификации применяются фасетный и иерархический методы.

В качестве наиболее общих классификационных признаков услуг выступают назначение, конечные результаты основной услуги, характер оплаты, степень значимости для потребителя.

Классификация услуг отражается в классификаторах, которые позволяют решать различные народнохозяйственные задачи.

Классификаторы используются с различными целями:

- для развития и совершенствования стандартизации в сфере услуг населению;

- при сертификации и лицензировании услуг;

- при создании автоматизированных систем управления и систематизации данных в области сервиса;

- для учета и контроля финансово-хозяйственных показателей сервисных организаций;

- для учета и прогнозирования объемов реализации услyг населению;

- для изучения спроса населения на услуги. (Согласно ГОСТ РФ 50646-94 "Услуги населению. Общие Требования".).

В мировой практике принято проводить классификацию отраслей сферы услуг на основе сочетания производственно-технического и функционального подходов.

Производственный подход исходит из принципа производственно-технической и технологической общности отраслевых направлений в сфере услуг, как собирательного вертикального структурного образования. Функциональный подход реализует разную профильную направленность - от обслуживания производства, общества, домашнего хозяйства, функции по распределению, хранению, обеспечению ресурсами и товарами до обслуживания личности. По этому принципу услуги подразделяются на следующие группы:

- услуги торговли;

- услуги по обеспечению питания и проживания (гостиницы, предприятия общественного питания и т. д.);

- услуги транспорта;

- услуги связи и информационное обслуживание;

- услуги по снабжению, заготовкам и хранению материально-технических ресурсов;

- услуги по обеспечению функционирования рынка (кредит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью и др.);

- услуги образования, культуры и искусства;

- наука и научное обслуживание;

- услуги здравоохранения, включая физкультуру и спорт;

- услуги по обслуживанию домашнего хозяйства (поддержание и ремонт жилищного хозяйства, производственно- бытовые и коммунальные услуги);

- услуги личного характера (непроизводственные бытовые услуги, парикмахерские, фотоателье, ремонт обуви и т. п.);

- услуги государственного управления.

В настоящее время в экономической литературе и классификаторах применяются различные новые критерии и вместе с ними предлагаются разные классификации услуг. Tак, предлагаются классификации услуг по степени материализации и осязаемости, по степени потребительской ориентации, уровню личных контактов людей, трудоемкости услуг, по соотношению общественных и частных начал в сфере услуг. Каждая классификация предназначена для изучения отрасли с определенной целью.

Различия услуг вызваны их характером, целевым назначением, формами предоставления и способом оплаты.

По характеру оказываемые услуги имеют ярко выраженную отраслевую направленность:

- ремонт бытовых машин и приборов, изготовление продукции;

- услуги сельскохозяйственного, гигиенического и ритуального характера;

- транспортные, торговые, информационные, прокатные услуги;

- строительство, ремонт жилья, художественные работы и производство изделий народного творчества;

- образовательные, медицинские и др.

По целевому назначению услуги подразделяются на следующие группы:

- услуги по ремонту и уходу за вещами населения (имеющие целью восстановление потребительских свойств предметов бытового назначения, ремонт одежды, обуви, химчистки и крашение изделий и т. д.);

- услуги по изготовлению новых изделий по заказам населения, т. е. создание новых потребительских стоимостей и индивидуальный пошив одежды, вязание трикотажных изделий, изготовление мебели, строительство жилья и т. д.);

- услуги по созданию удобств в быту, удовлетворению потребностей человека как физического лица, а также связанные с ведением домашнего хозяйства (парикмахерские, санитарно-гигиенические и медицинские услуги, прокат предметов культурно-бытового назначения и т. д.);

- справочно-информационные и посреднические, туристические и другие услуги;

-услуги по удовлетворению потребностей человека как личности (образовательные, культурные).

Особое значение имеет деление услуг на платные, бесплатные и смешанные. Эта классификация основывается на принятом делении экономического пространства на частный (рыночный) и общественный (нерыночный) сектора экономики.

В отличие от бесплатных услуг, платные услуги обладают следующими свойствами:

- индивидуальный характер потребления, делимость и избирательность;

- конкурентность, отсутствие монопольного положения.

Большая часть услуг занимает промежуточное положение.

Соотношение этих групп услуг не является постоянным и зависит от степени развития рыночных отношений в стране.

По способу оплаты услуги можно сгруппировать следующим образом:

- услуги, оплачиваемые в порядке предварительного полного или частичного авансирования при приеме заказов с последующим окончательным расчетом при выдаче заказов;

- услуги, оказываемые населению бесплатно (гарантийный ремонт машин и аппаратов бытового назначения);

- услуги, оплачиваемые в рассрочку, т. е. предоставляемые в кредит.

В нормативных документах отражается классификация услуг согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН), основанная на использовании иерархической лестницы классификации с делением услуг на группы, подгруппы, которые, в свою очередь, подразделяются на виды по целевому функциональному назначению. Он разработан взамен Общесоюзного классификатора бытовых услуг населению и Общесоюзного классификатора платных услуг населению на территории РФ. ОКУН введен в действие 1 января 1994 г.

Классификация включает следующие группы услуг населению:

01 - бытовые услуги;

02 - услуги пассажирского транспорта;

03 - услуги связи;

04 - жилищно-коммунальные услуги;

05 - услуги учреждений культуры;

06 - туристические и экскурсионные услуги;

07 - услуги физической культуры и спорта;

08 - медицинские, санаторно-оздоровительные услуги;

09 - услуги правового характера;

10 - услуги банков;

11 - услуги в системе образования;

12 - услуги торговли и общественного питания, услуги рынков;

80 - прочие услуги.

Классификатор имеет 4 ступени деления. Классификатор выделяет 13 групп, группы услуг подразделяются на подгруппы, подгруппы - на виды, виды - на единичные услуги.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.019 с.)