ТОП 10:

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ



ОБСЛУЖИВАНИЯ

 

Общие сведения о деятельности

Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека.

Каков же источник активной деятельности человека? С одной стороны, это влияния внешнего мира, на которые надо реагировать, а с другой - собственные потребности, которые нужно удовлетворять.

С внешней стороны деятельность регулируется требованиями производства, технологической дисциплиной, указаниями руководителей и т. д. Внутренними регуляторами деятельности являются психические процессы, свойства, состояния, потребности, интересы и т. д.

Психика формируется и проявляется в деятельности. В свою очередь деятельность находится под воздействием психики. Таким образом, деятельность и психика тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены.

В процессе деятельности человек, накапливая жизненный, производственный и иной опыт, постоянно развивается, самосовершенствуется. Протекание психических явлений в процессе деятельности определяется как ее целью, предметом, средствами, условиями, так и особенностями личности каждого работника, его потребностями, опытом.

Простейший элемент деятельности - движение. Находясь в состоянии бодрствования, человек постоянно двигается. Например, двигаются пальцы приёмщицы при выписывании квитанции, руки мастера при починке ботинка, глаза заказчика при осмотре образца изделия и т. д.

В своей совокупности элементарные движения создают достаточно сложное образование - действие. Человек выполняет те или иные действия, используя определенные средства, методы и способы. Выполнив действие, человек проверяет конечные результаты, исправляет допущенные ошибки и подводит итоги.

Таким образом, любая деятельность включает в свой состав те или иные действия, объединенные единством общей цели. Как правило, началом деятельности является постановка цели на основе потребностей, подлежащих удовлетворению, или осознания человеком задачи, которую ему необходимо решить. Затем следует выработка плана, схем, моделей предстоящих действий.

Рассмотрим, к примеру, деятельность столяра при изготовлении шкафа по индивидуальному заказу. Предметом его деятельности являются деревянные заготовки. Цель деятельности представлена в сознании столяра идеально: шкаф определенных форм и размеров. Мотивом деятельности служат мысли и чувства, побуждающие работника к изготовлению этого шкафа (например, величина заработка). Действия столяра самые разнообразные: с помощью рубанка он придает деревянным заготовкам нужную форму, дрелью просверливает отверстия, киянкой соединяет части в целое и т. д.

В процессе деятельности личностные свойства, способности, мастерство работника как бы переносятся на изделие (услугу). Другими словами, предмет деятельности всегда носит на себе отпечаток личности своего изготовителя. При осмотре готового изделия можно получить представление о личности работника: его способностях, профессиональном мастерстве, отношении к своему труду.

 

Основные виды деятельности

К основным видам деятельности относятся игра, учение, труд, которые человек последовательно осваивает по мере своего индивидуального развития.

Игра - ведущая форма деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Специфичность игры заключается в том, что ее целью является сама деятельность, а не ее результат. Игра - доступная для ребенка форма активного познания поступков и отношений взрослых, а также специфичная форма психической и физической подготовки его к учёбе и труду.

Учение - деятельность, направленная на освоение определенных знаний, умений, форм поведения. Учение в отличие от игры - целенаправленный процесс. Он регулируется требованиями поставленных перед учащимся задач. В процессе учебы приобретаются знания об окружающей действительности и умения использовать их по назначению. Учение также предназначено для подготовки человека к труду.

Труд - основной вид деятельности взрослого человека. Труд человека является сознательной, преобразующей деятельностью.

В труде создаются материальные (пища, жилище, одежда) и духовные (произведения литературы, живописи) блага, необходимые для существования и развития человека. В труде проверяются нравственные качества работника. Труд служит духовному и эстетическому совершенствованию людей. Труд должен осуществляться "по законам красоты". Тогда работник сможет вложить в него все свои умения и щедрость души.

Возможно ли творчество в работе, к примеру, приемщика? Конечно. Основу творчества здесь составляет увлеченность. Как лучше организовать обслуживание заказчиков? Что внести сюда нового? Здесь возникают десятки вопросов, на творческое решение которых и должна направляться энергия и способности работника.

Культуру труда работника можно рассматривать как выработку умений и навыков качественно трудиться и формирование потребности к труду. К сожалению, имеет место и бескультурье в труде работника сервиса: грубость, хамство, амбициозность, обмер, обвешивание и т. п.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.008 с.)