ТОП 10:

Классификация видов деятельности



Деятельность проявляется в жизненной активности человека. Это способ его бытия, простейшим элементом которого выступает его действие, поступок. Деятельность представляет собой цепочку действий человека, подчиненных достижению определенных целей, связанных между собой выполнением определенной жизненной функции. Эти цепочки взаимосвязанных действий носят устойчивый характер и выступают как виды деятельности. Жизнь человека, по мнению Л. Н. Леонтьева, представляет собой прежде всего систему видов деятельности, которая характеризует весь его образ жизни. Выделение цепочек взаимосвязанных действий означает фиксацию видов деятельности, т. е. классификацию деятельности человека. Жизнь человека складывается из бесконечно разнообразных действий, поэтому проблема классификаций деятельности чрезвычайно сложна.

Классификацию видов деятельности можно проводить по различным критериям. Прежде всего, виды деятельности обуслов­лены характером потребностей. В существующей системе деятельности индивидов основополагающей является деятельность, направленная на получение индивидом средств существования. Одни и те же виды деятельности для одних могут быть основным источником их существования, профессионально-трудовой деятельностью, а для других - свободным видом деятельности во внерабочее время.

Следует при этом подчеркнуть, что материальная деятельность, на которой основываются и из которой вытекают все другие виды деятельности, представляет собой необходимую детерминанту воспроизводства человека как творческого существа.

В отличие от животного у человека биологические потребности, материальная деятельность индивидов не сводятся лишь к приго­товлению и приему пищи. Они включают широкий спектр занятости: уход за детьми, покупку товаров, уборку жилищ, ремонт одежды, техники, активный отдых и т. д., - который можно назвать бытовым. Это и есть та область жизнедеятельности человека, где наиболее полно находит применение сервисная деятельность в любом виде.

Немаловажным является тот факт, что любая деятельность человека включает потребность его в общении. Общение - это необходимая сторона любой деятельности человека. Присутствуя во всех сферах жизнедеятельности, общение людей в бытовой сфере предполагает удовлетворение потребностей в виде услуг. "Услуга есть ни что иное, - пишет К. Маркс, - как полезное действие той или иной потребительской стоимости, - товара ли, труда ли".*

Без этих полезных действий, без услуг нельзя удовлетворить растущие бытовые потребности современных людей. Услуги взаимосвязаны и относятся как к вещественным, так и к духовным элементам быта, в то же время, полностью не включаясь в эти группы – элементов быта, качественно отличаются от них. Поэтому услуги относятся к социальным элементам быта.

Сама по себе услуга - полезное действие, являющееся, с одной стороны, результатом трудовой деятельности и, с другой - способом удовлетворения той или иной бытовой потребности человека, причем обе стороны, как правило, находятся в одном и том же пространстве и в одно и то же время. В общем и целом услуга в классическом понимании определяется как совокупность процесса и результата трудовой деятельности. Особенностью можно лишь считать отличие услуг бытовых от другого вида услуг. В зависимости от того, какие виды бытовых потребностей удовлетворяют услуги, их делят на материальные и духовные.

В бытовой сфере посредством деятельности предприятий бытового обслуживания населения производится удовлетворение потребностей с учетом индивидуальных запросов личности, т. е. в форме услуги, где услуга выступает как единство процесса и результатов трудовой деятельности по удовлетворению потребностей индивида.

 

* Маркс К. Производство абсолютной прибавочной стоимости // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 203-204

Круг же потребностей определяется функциональными особенностями службы быта как института сервисной деятельности: освобождение человека от домашних дел (бытовых мелочей); увеличение свободного времени человека и создание необходи­мых условий для его творческого развития; формирование разумных потребностей людей путем воспитания у них культуры поведения; пропаганды эстетических цен­ностей, нового и значимого в области моды, бытового дизайна и т.п.

Основная задача процесса формирования разумных потребностей человека сводится к тому, чтобы исключить всякого рода служение культу потребления на уровне мещанства.

В ряде западных государств, где быт превращен в сферу жизни, где все делается для того, чтобы приобщить человека к культуре потребления, обязать его приспосабливаться к стандартам, "запрограммированным образцам", которые навязываются частным производством и бизнесом, сервисная деятельность принципиально отличается от "ненавязчивого сервиса" российской действительности.

Было бы несправедливо не заметить в деятельности ряда пpeдприятий сервиса западных стран мгновенного отклика предпринимателей на потребность населения в том или ином виде предметов потребления, услуг. И хотя такая реакция в первую очередь предусматривает собственную прибыль, а не удовлетворение потребностей населения, тем не менее, сама система "мгновенного реагирования" заслуживает особого внимания для приобретения полезного опыта с целью совершенствования работы предприятия бытового обслуживания и сервисной деятельности.

Анализируя деятельность предприятий Японии, В. Б. Рампе отмечает, что обретение большей свободы выбора в условиях повышения заработной платы и семейных доходов вызывает не только переориентировку потребительского спроса от материально-вещных субстанций на услуги. Оно изменяет и сам характер, и само существо спроса на материально-вещные субстанции.

Чем более значительна степень селективности спроса, тем резче усиливается его изменчивость, многообразность, его диверсификация. А диверсификация спроса на материально-вещные субстанции ощущается явственнее всего на тех направлениях, которые прочнейшими узами связаны с отраслями сферы производства услуг и, в частности, с той областью, в которой неосязаемая продукция этих отраслей с наибольшей силой воздействует на продукцию отрасли материального производства.

Можно наметить несколько главных видов углубляющейся диверсификации спроса на материально-вещные субстанции, которая превращает его в источник укрепления позиций отрасли сферы производства услуг.

Во-первых, функциональная диверсификация, т. е. требование соответствия объекта спроса физической индивидуальности потребителя. Конкретным следствием этого вида диверсификации является, например, введение в обуви показателя "полнота ступни", который в сочетании с показателем "длина ступни" увеличил вариантность одного и того же размера обуви.

Во-вторых, психологическая диверсификация, т. е. требование соответствия объекта спроса духовной индивидуальности потребителя. Простейший пример реагирования индустрии на данный вид диверсификации - оформление одного и того же продукта в десятках цветовых вариантов, рассчитанных на максимально воз­можное количество эстетических взглядов.

В третьих, ситуационная диверсификация, т. е. требование соответствия объекта спроса атмосфере его использования потребителем. Реагируя на этот вид диверсификации, индустрия выпускает варианты одного и того же товара, предназначенные для использования в разное время, в разных местах и по разным слу­чаям, например ручные часы для ношения в учреждениях и в путешествии.

В четвертых, сезонная диверсификация, т. е. требование соответствия объекта спроса текущей моде. Этот вид диверсификации вряд ли нуждается в пояснениях.

В пятых, ценовая диверсификация, т. е. требование соответствия объекта спроса представлениям потребителя о его социальном статусе, желаниям одних потребителей ни в чем не отличаться от остальной массы и желаниям других потребителей непременно выделиться из основной массы. Показателем реагирования индустрии на этот вид диверсификации служит выпуск товаров различных классов (высшего, среднего, стандартного), учитывающий масштабы диверсификации доходов и характерные варианты распределения семейных доходов.

Каждый вид диверсификации спроса на материально-вещные субстанции - это доказательство окончания эпохи, когда принцип годности товара для практического использования был главенствующим.

Иными словами, обеспечить реагирование отраслей материального производства на разновидности углубляющейся диверсификации потребительского спроса было бы невозможно без ускоренного развития индустрии научных исследований, дизайна, информации и т.п.

Следует подчеркнуть, что если рост заработной платы и семейных доходов способствует повышению спроса на услуги и расширению отраслей сферы производство услуг через посредство диверсификации всего потребительского спроса, то сужение масштабов диверсификации заработной платы и семейных доходов приводит к тождественному результату через посредство унификации потребительского спроса.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.176.182 (0.005 с.)