Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сервисные службы как институт формированияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Разумных потребностей человека Процессы становления и совершенствования современного образа жизни обуславливаются степенью развитости общественных отношений, совокупностью материальных условий и субъективных факторов. Видеть и учитывать диалектику взаимодействия их на разных этапах развития общества – одно из важных условий современного переустройства России. К ряду проблем, требующих всестороннего и углубленного теоретического осмысления и не получивших пока достаточно полного анализа в научной литературе, с полным правом может быть отнесен социально-философский анализ процессов и явлений, происходящих в бытовой сфере жизни, а именно в области сервиса. Бытовая сфера человеческой жизнедеятельности представляет собой одну из важнейших областей общественной жизни и оказывает заметное влияние на все стороны нашей действительности. В этой связи сервисная деятельность играет определенную роль в материальном жизнеобеспечении людей, здесь осуществляются самые различные виды их духовной деятельности. Начало серьезного отношения к вопросам развития службы быта и сервисного обслуживания в нашей стране было положено в советское время, когда партийное руководство приняло решение превратить службу быта в крупную механизированную область народного хозяйства. Это директивное задание выражало насущную экономическую необходимость, возникшую в ходе осуществления программы роста материального благосостояния народа. Превращение службы быта в самостоятельную отрасль народного хозяйства представлялось в то время как объективный процесс, обусловленный развивающимся разделением труда, выделением определенной части общественного труда, который реализуется в виде услуг и имеет перед собой непосредственную цель - удовлетворять нужды населения, а также формировать определенные социальные отношения, связанные с обеспечением совокупного индивида жизненными средствами. Для осуществления такого проекта предполагалось решить ряд задач: - создать достаточную материально-техническую базу для нормальной жизнедеятельности, удовлетворения исторически обусловленных потребностей человека; - умело использовать определенное количество жизненных средств для обеспечения развития способностей человека; - расширить сферу общения человека не только в процессе производства, но и в процессе удовлетворения своих потребностей, обеспечивая формирование вкусов и запросов. Поставленные задачи оказались в большей степени декларированными, нежели реально выполненными, однако в целом бытовая сфера жизнедеятельности человека обрела самостоятельный институт – «службу быта», цель которого сводилась к удовлетворению потребностей человека.
Функции кооперативного движения В службе быта
В середине 80-х годов ХХ в.: существенно возросла потребность в бытовых услугах, но при этом снизился спрос на них. Потребители стали реже прибегать к услугам, а поставщики услуг, понимая, что полностью удовлетворить требования заказчиков не имеют возможности, неохотно шли на контакт с потребителями. Такое положение объяснялось прежде всего нехваткой материалов, несовершенством уровня технического обслуживания на предприятиях службы быта и рядом других объективных причин. Стало очевидным, что если не повысить качество работ и не улучшить культуру обслуживания населения, то многие бытовые услуги не будут пользоваться спросом у населения. Людям уже не нужна просто услуга. Они хотят, чтобы служба быта была высокого качества, действительно сберегающая их время и приносящая им удовлетворение. И кооперативы оказались первыми в решении проблем перестройки системы бытового обслуживания. Население проявило повышенный интерес к кооперативам и к отдельным мелким предпринимателям, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, поскольку здесь заказчики окружены большим вниманием и заботой, нежели на государственных предприятиях службы быта, хотя качество работ и услуг было почти одинаковым. Внедрение кооперативной формы обслуживания населения потребовало: - без существенных капиталовложений значительного расширения производства товаров и услуг; - широкого использования небольших местных источников сырья и отходов крупного производства; - выравнивания уровней обслуживания в разных регионах и населенных пунктах; - вовлечения в трудовую деятельность пенсионеров, учащихся, домохозяек, инвалидов, а также всех желающих «подработать» в свободное время. Наконец, кооперативы могли бы создать дополнительные рабочие места для высвободившихся работников государственного сектора производства. Особенность кооперации в том, что члены кооператива живут от дохода, который ими же и создается. Чем больший доход создан данным кооперативом, тем выше благосостояние работников, объединившихся именно для этой цели в рамках своей организации. Кооператоры сами распределяют и используют созданный ими продукт, здесь, в сущности, стираются грани между необходимым и прибавочным трудом и внимание сосредоточено на распределении дохода по статьям накопления и потребления. В кооперативной организации преодолеваются наемные отношения, устраняется наемный труд, а вместе с ним и отчуждение работника от конечного, им же созданного продукта. Тем самым в кооперативных организациях исчезает и политэкономическая категория зарплаты, сопутствующая наемному труду. Она трансформируется в оплату труда, не зависящую от исполнения отдельной рабочей операции, а представляющую собой часть продукта, созданного данным человеком в составе данного коллектива. Для кооперативного предприятия свойственны самоокупаемость и самофинансирование, т.е. расширенное воспроизводство за счет собственных средств. Естественны и демократические принципы управления: кооперативные решения о планах производства, распределение дохода; выборы руководящих органов. На этой основе в конечном итоге формируется и тот тип работника, непосредственного руководителя, который так нам нужен: неравнодушного к делу, инициативного, предприимчивого и заинтересованного в конечном результате производства, настоящего работника-хозяина. Необходимость кооперативной формы обслуживания, особенно в сфере быта, назрела давно, но общее несовершенство службы быта, низкий уровень обслуживания привели к полуразвалу существующей системы бытового обслуживания населения. Широкое воплощения тезиса «все для блага человека», провозглашавшегося чаще всего декларативно, в большей мере связано с совершенствованием бытовой сферы общества. Заинтересованность сферы быта в человеке и человека в сфере быта выступает как живительный источник их взаимного развития. Деятельность человека тем активнее, чем глубже у него чувство социальной уверенности, социальной надежности, чем полнее обеспечены материальные и духовные возможности для его самоутверждения, самореализации личности, для самостоятельного и свободного выражения мысли, слова, дела. Человек выступает одновременно и как средство, и как цель развивающегося общества. Широкое использование творческих возможностей человека, совершенствование его способностей в бытовой сфере обеспечивают качественное изменение службы быта. Примером тому является активное развитие как кооперативной и индивидуально-трудовой деятельности, так и государственно-кооперативной формы обслуживания. Кроме этого, развивающееся кооперативное движение позволило создать новые хозяйственные, экономические условия для бытового обслуживания населения. У государственных предприятий появились соперники, конкуренты, что оказало положительное влияние в условиях рыночной экономики, поскольку подобная состязательность только стимулирует развитие сервиса, способствует расширению ассортимента услуг, повышению их качества. При этом нельзя не отметить тот факт, что конкурентные способности государственных бытовых предприятий и кооперативов отнюдь не одинаковы, не равнозначны. Частные кооперативные предприятия могут выбирать вид деятельности, оперативно менять ассортимент в зависимости от спроса, приобретать материалы за наличный расчет, повышать или снижать цены и т.д. В то же время подобные государственные предприятия лишены таких свободных прав. Но с другой стороны, у государственных предприятий есть свои преимущества. Если кооперативные предприятия сами осваивают и оснащают оборудованием свои производственные площади, то государственные предприятия финансируются в соответствии с планом. В первые годы свободного рынка государственные предприятия снабжались оборудованием и сырьем в соответствии с существующими договорными обязательствами, в то время как предприятия кооперативные могли получить оборудование по принципу «на тебе, боже, что нам не гоже». В такой ситуации кооперативы, чтобы наладить производство, вынуждены были пополнять или обновлять производственный парк своими силами. Кооперативное предприятие располагало примитивным оборудованием и выполняло заказы с большими трудностями, а рядом с ним государственное предприятие по ремонту обуви, оснащенное по последнему слову техники, простаивало из-за отсутствия заказчика-потребителя услуг. Оплата в кооперативах изначально была гораздо выше, чем на предприятиях государственного сектора, что естественно создавало постоянную текучесть кадров и лихорадило работу госпредприятий. Кроме того, существующая правовая система того времени позволяла самим кооперативам находить всякого рода лазейки для получения дохода без особых усилий. Поскольку оказывать услуги индивидуальным заказчикам дело хлопотное, некоторые кооперативы заключали договора на обслуживание предприятий. В результате кооперативы имели возможность при низком качестве работы получать высокую прибыль от предприятий. Некоторые кооператоры быстро поняли, что чем больше работающих на договорных началах в кооперативе, тем больше прибыль основным членам кооператива, потому что работающим по договору кооператоры выплачивали 60-80 % заработной платы, а остальное шло в фонд кооператива. Таким образом, высокие заработки кооператоров вряд ли можно назвать трудовым доходом. Такая же картина наблюдается и при определении цен, когда кооперативы завышали цены на дефицитные услуги. Для того чтобы решить подобного рода проблемы, необходимо было изменить как минимум существующие правовые нормы. Сама жизнь заставила ответить на главные вопросы в соседстве двух предприятий – кооперативного и государственного: как эффективнее использовать возможности государственного и кооперативного секторов, полнее учесть их экономические и социальные интересы. Наряду с критическими замечаниями нельзя не отметить важные социально-значимые функции кооператоров в службе быта. Важнейшая социальная функция – увеличение свободного времени потребителей за счет выполнения домашнего малопроизводительного труда. Кроме того, как показывали исследования тех лет, кооперативы расторопнее госпредприятий. Не случайно сроки обслуживания в кооперативах оказались главной притягательной силой для населения. Получается, что заказчик экономит свое время, а значит и свои деньги, дважды: не занимаясь бытовым «самообслуживанием» и не выстаивая очереди, не томясь в ожидании выполнения заказа на госпредприятии. Т.о., можно утверждать, что экономия времени потребителя в кооперативной сфере бытового обслуживания налицо. Другая функция кооперативов состоит в том, что они заполняли пустые «ниши» спроса на разнообразные услуги в соответствии с индивидуальным заказом. В результате удовлетворялись потребности в бытовом обслуживании (социальная функция) и увеличивался фонд личного потребления, участия в создании совокупного общественного продукта, частичного оздоровления рынка (экономическая функция). Примером экономического значения производства бытовых услуг может служить значительная экономия семейного бюджета за счет ремонта обуви, сложной радиоаппаратуры и электротехники. К положительным факторам деятельности кооперативов того времени можно отнести широкий спектр нетрадиционных услуг. Некоторые кооперативы ввели в перечень услуг для населения фотоуслуги в цирке, фотосъемки в стиле ретро, прогулки и экскурсии на старинных автомобилях, реставрационные работы и др. Ряд услуг был направлен на оказание медицинской помощи. Особого внимания заслуживала деятельность кооперативов по оказанию услуг престарелым, инвалидам, ветеранам войны и труда - услуги по уходу за больными людьми, уборке квартир, закупке продуктов. В то же время уровень развития бытового обслуживания существенно отставал от потребностей населения. Даже развивающиеся кооперативы не могли удовлетворить весь спрос на услуги. Данные социологических исследований показывали, что спрос на услуги бытового обслуживания удовлетворялся в целом по стране в конце 80-х годов всего на 30-40 %. Весьма низким было качество обслуживания на предприятиях службы быта. Причины столь низкого уровня культуры и качества обслуживания были в самой культуре кооперативов. Помимо действительных недостатков и внутренних проблем развитие кооперативного движения тормозилось существующим стереотипом настороженности и недоверия к кооперативам как со стороны потребителей (человеку свойственно считать чужие деньги), так и со стороны руководителей среднего звена, прежде всего работников различных ведомств и управлений. Причем, если в первом случае недоверие можно было объяснить русским менталитетом, то во втором – бюрократической системой управления. Кооперативная форма собственности существенно отличается от государственной большей степенью экономической свободы. Бюрократическая машина воспринимает это как попрание основ своей власти, как недопустимое зло. Однако, как бы ни был велик соблазн отдельных чиновников прибегнуть к запретам со всеми вытекающими последствиями, нельзя не согласиться с классическим утверждением о том, что кооперация играет главную роль в организации населения, особенно в период реформирования общества в конкретно-исторических условиях. Примером тому может служить кооперативное движение на заре советской власти, в годы военных событий, а также на закате социалистической системы. Основной защитой кооперативного движения в рамках службы быта можно считать их уникальную возможность сочетать производственную и потребительскую сервисную деятельность, направленную на оказание услуг населению. В конечном итоге, жизнедеятельность человека – это постоянное движение материи, а советский психолог Л.Н.Леонтьев отмечал, что человеческая жизнь – это прежде всего система сменяющих друг друга деятельностей. Отсюда вытекает задача кооперативов – наполнить свою деятельность рациональным содержанием.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.10 (0.009 с.) |