ТОП 10:

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЕРВИСНОЙ



ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

История развития сервисной деятельности и

Ее особенности на этапах развития цивилизации

Общества

Сфера услуг - один из секторов экономики, и ее состояние всегда зависит от развития остальных секторов. Изменения в сервис­ной деятельности всегда были частью процесса развития мировой экономики. Состояние сферы услуг делится на три больших этапах развития цивилизации - в доиндустриальный, индустриальный и постин­дустриальный.

В доиндустриалъном обществе (рабовладельческая, феодальная формации и ранние стадии развития капитализма) промыш­ленность либо еще не возникла, либо давала работу намного меньшему числу людей, чем сельское хозяйство. Перепись населения, организованная в Великобритании в 1851 г., показала, что наиболее распространенные в стране профессии - сельскохозяйственные работники и домашние слуги. Именно домашняя прислуга зани­мала основное место в сфере услуг.

Выдающийся американский экономист Джон Гэлбрейт (род. 1908) так описывает особенности сервиса в эту эпоху: "В доиндустриальную эру очень большая часть несельскохозяйственной экономической деятельности сводилась к личному обслуживанию одного человека другим. Сюда относи­лось приготовление пищи, присмотр за гардеробом, помощь в личном туалете и гигиене, услуги в области образования, развле­чения и религиозного утешения, физическая защита человека, удовлетворение сексуальной потребности и многочисленные дру­гие услуги одного лица непосредственно другому.

Человек, оказы­вающий услугу, за исключением, пожалуй, священнослужителя,... находился в зависимом отношении к потребителю услуги. Умелое раболепство само по себе было атрибутом услуги. Ливрея и даже похвалы, адресованные вышколенному и поэтому самоотвержен­ному слуге, подчеркивали его низкое положение".*

 

___________________

* Гэлбрейт Д.К. Экономические иеории и цели общества: Пер. с англ.М.: Прогресс, 1979. С. 87-88.

 

 

"Низкая про­изводительность и перенаселенность обуславливают большую долю незанятого населения, которое распределяется в сельском хо­зяйстве и сфере домашних услуг, - характеризует такую соци­альную систему создатель теории постиндустриального общества Даниэл Белл (род. 1919) - Поэтому имеет место значительная занятость в сфере услуг, остающихся в своем большинстве личны­ми услугами. Поскольку работники зачастую довольствуются пла­той, достаточной лишь для пропитания, работа по дому дешева и крайне распространена. В Англии середины викторианской эпо­хи класс прислуги оставался самым многочисленным".*

Прислугу держали все более или менее состоятельные люди. Сло­жился огромный слой, или класс, людей, профессионально выпол­нявших функции домашних слуг иногда на протяжении многих поколений. У этого класса сформировались свой образ жизни, тра­диции и привычки.

В индустриальном, т. е. зрелом капиталистическом и социали­стическом, обществе развитие промышленности привело к резко­му сокращению численности домашней прислуги. Главная задача экономики в эту эпоху - массовое производство товаров. Фабрич­ное производство создало новую социальную среду, в которой на­емному работнику не надо было признавать свое приниженное положение по отношению к другому человеку. Рабочий делил обезличенное подчинение хозяину с множеством других, таких же как он, наемных работников. Механизация производства и классовая борьба постепенно привели к тому, что зарплата фаб­ричных рабочих стала превышать плату за личную службу.

Развитие сферы услуг в индустриальном обществе происходило одновременно по двум направлениям.

Во-первых, скрытая роль служанки в домашнем хозяйстве пе­реходит к женщине. Существуют многочисленные социологичес­кие исследования, показывающие, что и в современном обществе женщина тратит на ведение домашнего хозяйства во много раз больше времени, чем мужчина. В России и во многих других странах укоренилась культурная традиция, признающая ряд трудоемких видов деятельности в быту (стирка, уборка, покуп­ки, приготовление пищи и т. п.) преимущественно "женским" занятием.

Во-вторых, многочисленные услуги, выполнявшиеся ранее в домашнем хозяйстве (например, в крестьянской семье), передают­ся мелким фирмам и независимым частным предпринимателям.

____________________
* Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: Пер. с англ. М.: Academia, 1999. С. 169.

 

 

Разрабатываются многофункциональные приспособления, облегчающие домашний труд (стиральные машины, пылесосы, кухон­ные комбайны и т. д.), создаются предприятия, занятые их ре­монтом и обслуживанием. В СССР функционировала разветвленная сеть бытового обслуживания населения, занимавшаяся ремон­том одежды, обуви, бытовой техники, стиркой и т. п. Сеть домовых кухонь и предприятий общественного питания должна была, по замыслу руководства страны, освободить семью от многих бытовых забот. Развивались бесплатные услуги образования и здравоохранения, оказывались туристические, некоторые информационные услуги, услуги учреждений культуры и искусства. Получи­ли |развитие и услуги производственного характера, обеспечиваю­щие функционирование промышленности и сельского хозяйства (ремонт и обслуживание техники, грузовые перевозки, предоставление информации экономического и технического характера).

Расширение сектора услуг происходило в экономике как капи­талистических, так и социалистических стран. Различие в харак­тере сервисной деятельности при этих общественно-политичес­ких системах состояло, в основном, в том, что в социалистических странах была больше развита сеть бесплатных услуг, а в капита­листических - платных. В результате в странах социалистическо­го лагеря услуги оказывались более доступными для населения - их часто оплачивал не конкретный потребитель, а государствен­ный бюджет. Кроме того, в СССР сфера сервисной деятельности была почти целиком монополизирована государством (частное предпринимательство запрещалось законом). В капиталистичес­ких странах преобладали платные коммерческие услуги, нацелен­ные на получение прибыли.

В результате услуги становились ме­нее доступными для малообеспеченных слоев населения, однако их качество и многообразие были намного выше, чем в условиях социализма, ввиду конкуренции между многочисленными сервис­ными фирмами. Специфика сервисной деятельности такова, что ею занимаются в основном частные лица, мелкие фирмы или спе­циальные небольшие подразделения крупных корпораций. По­этому запрет на частное предпринимательство мешал развитию сферы услуг намного сильнее, чем, например, развитию тяжелой промышленности.

Постиндустриальное общество начало формироваться в промышленно развитых странах во второй половине XX века. Глав­ным видом деятельности в нем становится уже не производство товаров, а обработка информации и оказание услуг. Поэтому постиндустриальный этап развития цивилизации определяют как "информационное общество" и "экономику услуг". Вот как описывал его в 1999 г. Д. Белл: "...прежде всего, это общество, основанное на услугах. Сегодня в Соединенных Штатах более 70 процентов рабочей силы занято в сфере обслуживания...

Услуги играют важную роль в любом обществе. В доиндустриальных условиях это, главным образом, домашние или личные услуги... В индустриальном обществе услуги - это вспомогательная по отношению к производству деятельность: коммунальные службы, транспорт (включая гаражи и ремонтные мастерские), сфера фи­нансов и управление недвижимостью. В постиндустриальном обществе получают широкое распрост­ранение новые виды услуг.

Это гуманитарные - образование, здра­воохранение, социальные службы, и профессиональные услуги - анализ и планирование, дизайн, программирование и т. д.

В представлениях классиков экономики (включая марксизм) услуги счи­тались непроизводительной деятельностью, поскольку богатство ассоциировалось с товарами, а адвокаты, священнослужители, парикмахеры или официанты не преумножали национальное бо­гатство. Но, разумеется, образование и здравоохранение повыша­ют способности людей и способствуют укреплению здоровья насе­ления, а профессиональные услуги обеспечивают повышение производительности предприятия и общества в целом. Расшире­ние постиндустриального сектора требует, чтобы как можно боль­ше людей имели высшее образование, получили навыки абстрак­тно-концептуального мышления и овладели техническими и бук­венно-цифровыми приемами.

На опыте развития ведущих западных стран можно просле­дить историю формирования постиндустриального общества. (Сле­дует отметить, что эта история остается неоконченной: по мне­нию всех ведущих ученых, постиндустриальное общество пока еще находится в стадии становления). Переход от индустриально­го общества к постиндустриальному включает в себя три последовательных этапа развития сервисной деятельности.

На первом - развитие промышленности приводит к распространению преиму­щественно транспортных услуг и вообще услуг, связанных с дви­жением товаров. На втором этапе в условиях массового потребле­ния благ начинается рост сферы распределения (оптовая и роз­ничная торговля), финансовых услуг, операций с недвижимос­тью и страхования. На третьем - начинает снижаться доля се­мейного дохода, расходуемая на питание. Высвободившиеся средства население использует сначала на приобретение товаров длительного пользования (одежда, автомобили, жилье), а потом - на предметы роскоши, отдых и досуг. Расширяется сфера личных услуг: сети ресторанов, отелей, автомобильных мастерских, индустрия путешествий, развлечений и спорта. Резко усиливается интерес к двум фундаментальным сферам сервиса - здоровья и образования. Все это приводит к формированию и развитию новых видов услуг.

Во второй половине XX века в промышленно развитых странах довольно быстро росло число занятых в сфере социальных, распределительных и бытовых услуг, несколько медленнее - в об­ласти услуг производителям. Согласно существующим прогнозам, в начале XXI века наиболее высокими темпами будут развиваться услуги производителям, услуги в области образования и здравоохранения.

В настоящее время Россия значительно отстает от ведущих промышленно развитых стран по важнейшим экономическим показателям: национальному доходу на душу населения, величи­не заработной платы, производительности труда, эффективности производства (особенно в сельском хозяйстве) и т. п. Поэтому у нас, во-первых, позднее, чем в странах "большой семерки", формируется сервисная экономика и весь сектор услуг постиндустри­ального общества; во-вторых, возникает возможность целенаправ­ленно планировать и развивать сервисную деятельность, опира­ясь на опыт, накопленный другими странами.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.122.219 (0.005 с.)