Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование разумных потребностейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По ряду объективных причин использование диверсификации в нашей действительности не представляется возможным. Альтернативой для формирования разумных потребностей могут быть кооперативы в любом своем проявлении, потому что они, независимо от формы, являются самостоятельными и самоуправляемыми организациями. Сервисная деятельность коопераций по месту жительства, развитие системы общественного самообслуживания могут не толъко способствовать удовлетворению потребностей населения в отдельных видах бытового обслуживания или воспитания детей (кооперативные детские сады), которые государственная система обслуживания еще не может предоставить, но и развить ориентации на общественные формы удовлетворения потребностей в сфере быта. Поиски путей кооперирования населения в сфере быта являются делом первостепенной важности. При этом обогащается само содержание соседских отношений, так как людей в этом случае связывает общность интересов. Коллективное самообслуживание, кооперации могут способствовать не только росту социальной активности населения в сфере быта, но и формированию дружеских контактов по месту жительства, общественной направленности семейных интересов, воспитанию навыков самоорганизации и самоуправления. Наконец, использование современных информационных технологий в кооперативах позволит расширить информационное поле любого вида деятельности в рамках информационного сервиса. Развитие кооперативов не может выступать панацеей в решении заданных проблем, поскольку их деятельность - это всего лишь часть общей деятельности сферы бытового обслуживании. Кооперативы в любом виде - это более мобильная форма организации сервисной деятельности, которая основана на принципах самоокупаемости и самоуправления. Наиболее приемлемой формой кооперативного самообслуживания сегодня выступают домовые кооперативы. Растущая потребность в домовых формах обслуживания, развитие общественных форм управления и самодеятельности жителей микрорайонов и отдельных домов вызывают необходимость дальнейшего совершенствования структуры подсобных помещений жилых комплексов. Домовые кооперативы современного типа - явление далеко не новое, их проекты обсуждались еще на заре кооперативного движения, но именно современное реформирование общества позволило сегодня внедрить идеи кооперативного самообслуживания в полном объеме. Правовая база позволяет создавать домовые кооперативы, которые обладают рядом преимуществ. - Перед домовым обслуживанием кооперативного типа не ставится задача получения прибыли, поэтому сервисная деятельность ориентирована исключительно на удовлетворение запросов потребителя услуг, на учет специфики его образа жизни. - Домовое обслуживание такого типа выгодно, так как за каждый рубль, внесенный в кооперативную кассу, и за каждый час деятельности на пользу кооперации семья приобретает возможность пользоваться набором услуг длительное время. - В домовом кооперативе сравнительно просто решается проблема обслуживающего персонала. Здесь легко применим труд пенсионеров (особенно первых лет выхода на пенсию), женщин с маленькими детьми, подростков, возможен неполный рабочий день, в котором так нуждаются эти категории населения. - Сочетание обслуживания и самообслуживания предопределяет гибкие формы организации работы и использования помещений обслуживания в зависимости от сезона, дня недели, часа суток. - Широкое использование принципов самоуправления позволяет прививать всем членам кооператива чувство коллективного собственника и хозяина кооператива. Общественно-кооперативную форму следует рассматривать в качестве промежуточного звена между внутрисемейной и общественной системой культурно-бытового обслуживания, которое позволяет рационально организовать всю систему обслуживания. Снабжение более крупных, чем индивидуальные семьи, потребителей, а именно домовых хозяйств, позволит, с одной стороны, разгрузить розничную торговлю, с другой - сэкономит труд работников государственной сферы обслуживания. Такого рода сервисная деятельность частично избавит семью от ряда бытовых проблем и высвободит время и силы для более творческой, и в первую очередь, воспитательной деятельности. Сервисная деятельность кооперации такого типа приведет к развитию нового характера и содержания соседских отношений, основанных на общих целях, потребностях и совместной деятельности в быту. Это в конечном итоге позволит каждому члену кооператива и жителю конкретного дома или квартала проявить хозяйственную заботу и хотя бы соблюдать необходимые санитарные нормы при пользовании лифтами, лестницами, мусоропроводом и т. п. Приняв условно четыре формы бытового обслуживания (общественная, кооперативная, государственная и государственно-кооперативная), как составляющие единого института сервисной деятельности, мы получим определенную службу по оказанию различного рода услуг. Основная задача такой службы, помимо удовлетворения потребностей человека, сводится к воспитанию самого человека нового образца и, прежде всего - к воспроизводству человека как социального субъекта. Совершенствование каждой из названных форм обслуживания способствует повышению эффективности работы службы быта, расширению спектра сервисной деятельности и созданию и упрочению специфического института воспроизводства человека как социального существа. Проблема эта из разряда дискуссионных, но очевидным становится одно: без научно обоснованного руководства развитием общественной инициативы населения в организации быта, без научной разработки социальных, экономических, психологических основ бытовой кооперации общественно-кооперативные организации в быту не могут быть реализованы в полной мере. Конечно, деятельностью кооперативов роль службы быта в организации услуг не ограничивается. При ущербной для самой личности ее потребительской ориентации даже предметы удовлетворения духовных потребностей могут как бы обособиться от своего предназначения и превратиться в объект квазипрестижного обладания, ошибочно рассматриваемого как средство возвышения, символ жизненного успеха и социального статуса (например, приобретение книг по метражу модных полок, по гармонии их обложек, по цвету обоев как свидетельство того, что у их владельца "все как у людей", как мерило благополучия). "Для того чтобы пользоваться множеством вещей, - писал К. Маркс, - человек должен быть способен к пользованию ими, т. е. он должен быть в высокой степени культурным человеком". Решая эту задачу на предприятиях бытового обслуживания населения, работники сервисной деятельности в определенной мере выступают консультантами по ряду проблем. Они не просто подсказывают человеку, как правильно оформить интерьер своей квартиры, провести ремонт и т. п., но и ведут пропаганду всего нового и значимого в самой доступной и обыденной форме. Большой популярностью в Ленинграде пользовались предприятия службы быта "Сделай сам". Это новшество в сервисной сфере действительно помогало людям разных возрастов. Человек мог принести сломанный будильник или пылесос на предприятие и под присмотром консультанта сам устранить поломку. Оплатить необходимо было только время пребывания клиента на предприятии. Не меньшей известностью славились фотоуслуги, когда каждый мог обработать пленку и отпечатать негативы и тут же получить консультацию профессионала. В этой связи нельзя не вспомнить предприятие "Невские зори", особенность работы которого быстро приобрела популярность. Это предприятие предлагало услуги по организации и проведению свадебных торжеств. Задача далеко не простая - провести свадьбу так, чтобы довольны были все, и при этом учесть материальные возможности заказчика. Ведущий свадьбу должен был обладать почти уникальными способностями не только в плане организации свадьбы, но, прежде всего, быть "душой компании". Для этого надо было уметь владеть ситуацией настолько, чтобы свадьба была спектаклем, а ведущий был одновременно и режиссером, и исполнителем ролей "второго плана". В этом случае услуга, оказываемая человеку, была настолько многогранной, что ее качество невозможно определить одним показателем. Основным критерием качества услуги такого рода была уверенность заказчика, что он не хуже других и свадьба удалась. Такие предприятия сервисного обслуживания были, к сожалению, единственными в своем роде, но их деятельность в рамках широкой доступности имела очень большое значение в решении проблемы разумности потребления. Человеку не навязывали свое, а приобщали к культуре потребления в самом широком смысле этого слова. В противном случае отставание темпов роста сознательности, культуры части населения от темпов повышения жизненного уровня может вести к росту проявлений потребительского эгоизма. В этой связи повышение внимания государства к вопросам развития и совершенствования сервисной деятельности является одной из возможностей решения проблемы соотношения культуры человека и темпов повышения жизненного блага. Следует подчеркнуть, что определяющий критерий разумных потребностей личности выступает как конкретизация и проявление сущностных сил человека, его призвания и смысла жизни. Методологическая основа выявления такого определяющего критерия – это классическое положение о социальном статусе человека и его творческих силах, принцип деятельности индивида. Раскрывающие социальную сущность человека доминирующие силы проявляются в социально значимой деятельности, объективируются в продуктах этой деятельности. Деятельность человека, преобразуя мир, объективируя сущностные силы человека, изменяет и развивает его самого. При этом любая способность человека может развиваться только в процессе его деятельности. Именно поэтому создание условий в сфере быта для развития способностей человека является одним из показателей целесообразности сервисной деятельности предприятий бытового обслуживания населения. Преобразуя мир и самого человека, сервисная деятельность, стимулируемая его потребностями, не только выступает как способ удовлетворения конкретных потребностей, но и создает новые потребности, стимулирующие новую деятельность. Развитие способностей как совершенствование человека-личности неразделимо с формированием разумности потребления Человек становится по-настоящему богатым как человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда. Какие же потребности, удовлетворению которых способствует сфера услуг бытового обслуживания жизнедеятельности человека можно назвать разумными? Этот вопрос достаточно обстоятельно обсуждался в отечественной литературе. Общим, в рассуждении авторов, является тезис, что разумными называются те потребности, которые, с одной стороны, согласуются с объективными возможностями их удовлетворения (с состоянием общественного производства и культуры), а с другой - соотносятся с интересами всестороннего развития личности. В самом деле, можно ли назвать в наши дни разумной потребность человека в индивидуальной космической ракете? Скорее, нет. Отметим, что возникновение потребности не всегда согласуется с наличием средств ее удовлетворения, поскольку мир потребителей - это внутренний мир человека, развивающийся в известной мере как спонтанный процесс, и никакие общественные peкомендации не могут "запретить" человеку одни и "разрешить" другие потребности. И если говорить о каком-то нормировании, то его следует относить к потребностям. Общий критерий разумности лежит в самом человеке, в отношении к потребляемым продуктам, к другим людям и обществу в целом. Разумные потребности предполагают потребление, в котором человек не теряет самого себя, и являются фактором развития его в качестве общественного и творческого индивида. А те потребности, которые будут сковывать полноценное, наполненное общественным смыслом существование человека, есть неразумные потребности. Крайним проявлением таких потребностей можно назвать потребность в алкоголе, наркотиках. Конечно, такое деление на разумные и неразумные потребности довольно условно, поскольку в реальной жизни не так-то просто провести различие. Важно найти показатель, который был бы применим ко всем людям, но это невозможно - ведь, что разумно одному, может не быть разумным другому. Поэтому деление на разумность в области потребностей будем считать условным, но необходимо отметить, что потребности по своей природе общественно-индивидуальны и разумны в том смысле, что их удовлетворение не приходит в противоречие с существующими принципами организации общественной жизни, распределения материальных и духовных ценностей, социально-экономическими возможностями общества, наличными средствами их удовлетворения. И самое главное в этом вопросе то, что такие потребности не противоречат интересам самого человека. Сервисная деятельность включает в себя довольно большой спектр направленности, в связи с этим и о формировании разумных потребностей следует говорить в самом широком смысле слова. 'Гак, например, в критерий разумности входит соотношение с существующими нормами, нравственными ценностями, смыслом и содержанием образа жизни людей данного общества, с возможными задатками самого индивида. И хотя мир потребностей регламентировать трудно, его можно формировать в нужном обществу направлении. В этой связи работа предприятий сервисной деятельности, в том числе службы быта, связана как раз с ориентацией на воспитание нового человека. Важно не просто удовлетворять потребности человека, а ориентировать его в нужном направлении, прививать вкус к современному, культивировать новое в потребностях человека. Процесс формирования разумности потребления предусматривает необходимость наличия определенного уровня культуры человека. К ультура потребления - это и принятые в обществе формы удовлетворения потребностей, и следование в потреблении некоторым моральным нормам, и существующее отношение к материальным и духовным благам, предметам потребления. Кроме того, культура потребления предполагает общественно значимую деятельность, здоровый образ жизни, рационально организованный досуг. Все это под силу общественным организациям и предприятиям, занимающимся сервисной деятельностью при организации и проведении культурно-массовых мероприятий. Праздник всегда был и остается до сих пор важным средством формирования и утверждения общности, способствующий социализации человека. Организация любого праздника - это настоящее искусство, поэтому приобщить человека к празднику так, чтобы он стал соучастником его, - дело далеко не простое. Оказывая услуги людям в организации и проведении праздничных мероприятий, учреждения сервисной деятельности занимаются культивированием всего нового и передового в сознании человека. Таким образом, предприятия сервисной деятельности, выступая своеобразным полигоном для творческого развития и формирования человека, играют роль неформального института по формированию разумных потребностей людей, что представляет собой довольно сложный и многогранный процесс. Доминирующей основой такого процесса выступают особенности коммуникативного общения в сервисной деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 916; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.183.34 (0.009 с.) |