ТОП 10:

Формирование разумных потребностей



 

По ряду объективных причин использование диверсификации в нашей действительности не представляется возможным. Альтернативой для формирования разумных потребностей могут быть кооперативы в любом своем проявлении, потому что они, независимо от формы, являются самостоятельными и самоуправляемыми организациями.

Сервисная деятельность коопераций по месту жительства, развитие системы общественного самообслуживания могут не толъко способствовать удовлетворению потребностей населения в отдельных видах бытового обслуживания или воспитания детей (кооперативные детские сады), которые государственная система обслуживания еще не может предоставить, но и развить ориентации на общественные формы удовлетворения потребностей в сфере быта.

Поиски путей кооперирования населения в сфере быта являются делом первостепенной важности. При этом обогащается само содержание соседских отношений, так как людей в этом случае связывает общность интересов. Коллективное самообслуживание, кооперации могут способствовать не только росту социальной активности населения в сфере быта, но и формированию дружеских контактов по месту жительства, общественной направленности семейных интересов, воспитанию навыков самоорганизации и самоуправления.

Наконец, использование современных информационных технологий в кооперативах позволит расширить информационное поле любого вида деятельности в рамках информационного сервиса.

Развитие кооперативов не может выступать панацеей в решении заданных проблем, поскольку их деятельность - это всего лишь часть общей деятельности сферы бытового обслуживании. Кооперативы в любом виде - это более мобильная форма организации сервисной деятельности, которая основана на принципах самоокупаемости и самоуправления. Наиболее приемлемой формой кооперативного самообслуживания сегодня выступают домовые кооперативы. Растущая потребность в домовых формах обслуживания, развитие общественных форм управления и самодеятельности жителей микрорайонов и отдельных домов вызывают необходимость дальнейшего совершенствования структуры подсобных помещений жилых комплексов.

Домовые кооперативы современного типа - явление далеко не новое, их проекты обсуждались еще на заре кооперативного движения, но именно современное реформирование общества позволило сегодня внедрить идеи кооперативного самообслуживания в полном объеме. Правовая база позволяет создавать домовые кооперативы, которые обладают рядом преимуществ.

- Перед домовым обслуживанием кооперативного типа не ставится задача получения прибыли, поэтому сервисная деятельность ориентирована исключительно на удовлетворение запросов потребителя услуг, на учет специфики его образа жизни.

- Домовое обслуживание такого типа выгодно, так как за каж­дый рубль, внесенный в кооперативную кассу, и за каждый час деятельности на пользу кооперации семья приобретает возмож­ность пользоваться набором услуг длительное время.

- В домовом кооперативе сравнительно просто решается пробле­ма обслуживающего персонала. Здесь легко применим труд пен­сионеров (особенно первых лет выхода на пенсию), женщин с маленькими детьми, подростков, возможен неполный рабочий день, в котором так нуждаются эти категории населения.

- Сочетание обслуживания и самообслуживания предопределяет гибкие формы организации работы и использования помеще­ний обслуживания в зависимости от сезона, дня недели, часа суток.

- Широкое использование принципов самоуправления позволяет прививать всем членам кооператива чувство коллективного собственника и хозяина кооператива.

Общественно-кооперативную форму следует рассматривать в качестве промежуточного звена между внутрисемейной и общественной системой культурно-бытового обслуживания, которое позволяет рационально организовать всю систему обслуживания. Снабжение более крупных, чем индивидуальные семьи, потребителей, а именно домовых хозяйств, позволит, с одной стороны, разгрузить розничную торговлю, с другой - сэкономит труд работников государственной сферы обслуживания. Такого рода сервисная деятельность частично избавит семью от ряда бытовых проблем и высвободит время и силы для более творческой, и в первую очередь, воспитательной деятельности.

Сервисная деятельность кооперации такого типа приведет к развитию нового характера и содержания соседских отношений, основанных на общих целях, потребностях и совместной деятельности в быту. Это в конечном итоге позволит каждому члену кооператива и жителю конкретного дома или квартала проявить хозяйственную заботу и хотя бы соблюдать необходимые санитарные нормы при пользовании лифтами, лестницами, мусоропроводом и т. п.

Приняв условно четыре формы бытового обслуживания (общественная, кооперативная, государственная и государственно-кооперативная), как составляющие единого института сервисной деятельности, мы получим определенную службу по оказанию различного рода услуг. Основная задача такой службы, помимо удовлетворения потребностей человека, сводится к воспитанию самого человека нового образца и, прежде всего - к воспроизводству человека как социального субъекта.

Совершенствование каждой из названных форм обслуживания способствует повышению эффективности работы службы быта, расширению спектра сервисной деятельности и созданию и упрочению специфического института воспроизводства человека как социального существа. Проблема эта из разряда дискуссионных, но очевидным становится одно: без научно обоснованного руководства развитием общественной инициативы населения в организации быта, без научной разработки социальных, экономических, психологических основ бытовой кооперации общественно-кооперативные организации в быту не могут быть реализованы в полной мере.

Конечно, деятельностью кооперативов роль службы быта в организации услуг не ограничивается. При ущербной для самой личности ее потребительской ориентации даже предметы удовлетворения духовных потребностей могут как бы обособиться от своего предназначения и превратиться в объект квазипрестижного обладания, ошибочно рассматриваемого как средство возвышения, символ жизненного успеха и социального статуса (например, приобретение книг по метражу модных полок, по гармонии их обложек, по цвету обоев как свидетельство того, что у их владельца "все как у людей", как мерило благополучия).

"Для того чтобы пользоваться множеством вещей, - писал К. Маркс, - человек должен быть способен к пользованию ими, т. е. он должен быть в высокой степени культурным человеком". Решая эту задачу на предприятиях бытового обслуживания населения, работники сервисной деятельности в определенной мере выступают консультантами по ряду проблем. Они не просто подсказывают человеку, как правильно оформить интерьер своей квартиры, провести ремонт и т. п., но и ведут пропаганду всего нового и значимого в самой доступной и обыденной форме.

Большой популярностью в Ленинграде пользовались предприятия службы быта "Сделай сам". Это новшество в сервисной сфере действительно помогало людям разных возрастов. Человек мог принести сломанный будильник или пылесос на предприятие и под присмотром консультанта сам устранить поломку. Оплатить необходимо было только время пребывания клиента на предприятии. Не меньшей известностью славились фотоуслуги, когда каждый мог обработать пленку и отпечатать негативы и тут же получить консультацию профессионала. В этой связи нельзя не вспомнить предприятие "Невские зори", особенность работы которого быстро приобрела популярность. Это предприятие предлагало услуги по организации и проведению свадебных торжеств. Задача далеко не простая - провести свадьбу так, чтобы довольны были все, и при этом учесть материальные возможности заказчика. Ведущий свадьбу должен был обладать почти уникальными способностями не только в плане организации свадьбы, но, прежде всего, быть "душой компании". Для этого надо было уметь владеть ситуацией настолько, чтобы свадьба была спектаклем, а ведущий был одновременно и режиссером, и исполнителем ролей "второго плана". В этом случае услуга, оказыва­емая человеку, была настолько многогранной, что ее качество невозможно определить одним показателем. Основным критерием качества услуги такого рода была уверенность заказчика, что он не хуже других и свадьба удалась.

Такие предприятия сервисного обслуживания были, к сожалению, единственными в своем роде, но их деятельность в рамках широкой доступности имела очень большое значение в решении проблемы разумности потребления. Человеку не навязывали свое, а приобщали к культуре потребления в самом широком смысле этого слова.

В противном случае отставание темпов роста сознательности, культуры части населения от темпов повышения жизненного уровня может вести к росту проявлений потребительского эгоизма. В этой связи повышение внимания государства к вопросам развития и совершенствования сервисной деятельности является одной из возможностей решения проблемы соотношения культуры человека и темпов повышения жизненного блага. Следует подчеркнуть, что определяющий критерий разумных потребностей личности выступает как конкретизация и проявление сущностных сил человека, его призвания и смысла жизни. Методологическая основа выявления такого определяющего критерия – это классическое положение о социальном статусе человека и его творческих силах, принцип деятельности индивида.

Раскрывающие социальную сущность человека доминирующие силы проявляются в социально значимой деятельности, объективируются в продуктах этой деятельности. Деятельность человека, преобразуя мир, объективируя сущностные силы человека, изменяет и развивает его самого. При этом любая способность человека может развиваться только в процессе его деятельности. Именно поэтому создание условий в сфере быта для развития способностей человека является одним из показателей целесообразности сервисной деятельности предприятий бытового обслуживания населения.

Преобразуя мир и самого человека, сервисная деятельность, стимулируемая его потребностями, не только выступает как способ удовлетворения конкретных потребностей, но и создает новые потребности, стимулирующие новую деятельность.

Развитие способностей как совершенствование человека-личности неразделимо с формированием разумности потребления Человек становится по-настоящему богатым как человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда.

Какие же потребности, удовлетворению которых способствует сфера услуг бытового обслуживания жизнедеятельности человека можно назвать разумными? Этот вопрос достаточно обстоятельно обсуждался в отечественной литературе.

Общим, в рассуждении авторов, является тезис, что разумными называются те потребности, которые, с одной стороны, согласуются с объективными возможностями их удовлетворения (с состоянием общественного производства и культуры), а с другой - соотносятся с интересами всестороннего развития личности. В самом деле, можно ли назвать в наши дни разумной потребность человека в индивидуальной космической ракете? Скорее, нет.

Отметим, что возникновение потребности не всегда согласуется с наличием средств ее удовлетворения, поскольку мир потребителей - это внутренний мир человека, развивающийся в известной мере как спонтанный процесс, и никакие общественные peкомендации не могут "запретить" человеку одни и "разрешить" другие потребности. И если говорить о каком-то нормировании, то его следует относить к потребностям.

Общий критерий разумности лежит в самом человеке, в отношении к потребляемым продуктам, к другим людям и обществу в целом. Разумные потребности предполагают потребление, в котором человек не теряет самого себя, и являются фактором развития его в качестве общественного и творческого индивида. А те потребности, которые будут сковывать полноценное, наполненное общественным смыслом существование человека, есть неразумные потребности.

Крайним проявлением таких потребностей можно назвать потребность в алкоголе, наркотиках. Конечно, такое деление на разумные и неразумные потребности довольно условно, поскольку в реальной жизни не так-то просто провести различие. Важно найти показатель, который был бы применим ко всем людям, но это невозможно - ведь, что разумно одному, может не быть разумным другому. Поэтому деление на разумность в области потребностей будем считать условным, но необходимо отметить, что потребности по своей природе общественно-индивидуальны и ра­зумны в том смысле, что их удовлетворение не приходит в проти­воречие с существующими принципами организации общественной жизни, распределения материальных и духовных ценностей, социально-экономическими возможностями общества, наличны­ми средствами их удовлетворения. И самое главное в этом вопросе то, что такие потребности не противоречат интересам самого человека.

Сервисная деятельность включает в себя довольно большой спектр направленности, в связи с этим и о формировании разумных потребностей следует говорить в самом широком смысле слова. 'Гак, например, в критерий разумности входит соотношение с существующими нормами, нравственными ценностями, смыслом и содержанием образа жизни людей данного общества, с возможными задатками самого индивида. И хотя мир потребностей регламентировать трудно, его можно формировать в нужном обществу направлении.

В этой связи работа предприятий сервисной деятельности, в том числе службы быта, связана как раз с ориентацией на воспитание нового человека. Важно не просто удовлетворять потребности человека, а ориентировать его в нужном направлении, прививать вкус к современному, культивировать новое в потребностях человека. Процесс формирования разумности потребления предусматривает необходимость наличия определенного уровня культуры человека.

Культура потребления - это и принятые в обществе формы удовлетворения потребностей, и следование в потреблении некоторым моральным нормам, и существующее отношение к материальным и духовным благам, предметам потребления. Кроме того, культура потребления предполагает общественно значимую деятельность, здоровый образ жизни, рационально организованный досуг. Все это под силу общественным организациям и предприятиям, занимающимся сервисной деятельностью при организации и проведении культурно-массовых мероприятий. Праздник всегда был и остается до сих пор важным средством формирования и утверждения общности, способствующий социализации человека.

Организация любого праздника - это настоящее искусство, поэтому приобщить человека к празднику так, чтобы он стал соучастником его, - дело далеко не простое. Оказывая услуги людям в организации и проведении праздничных мероприятий, учреждения сервисной деятельности занимаются культивированием всего нового и передового в сознании человека.

Таким образом, предприятия сервисной деятельности, выступая своеобразным полигоном для творческого развития и формирования человека, играют роль неформального института по формированию разумных потребностей людей, что представляет собой довольно сложный и многогранный процесс.

Доминирующей основой такого процесса выступают особенности коммуникативного общения в сервисной деятельности.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.238.169 (0.009 с.)