ТОП 10:

Основы этического знания и профессиональной этики



Сервисная деятельность в большей степени, чем какая-либо другая деятельность человека, зависит от морального, профессионального, культурного облика субъектов деловых отношений. Деловые отношения являются разновидностью социальных отношений и формируются под влиянием технико-экономических, организационных и социальных факторов. Сущность взаимодействия в области сервиса сводится к тому, что одна сторона выгодным для себя образом предлагает товар (услугу), а другая – желает выгодно получить этот товар (услугу), но качественно и комфортно для себя. Возникает структурное образование "продавец" (субъект деловых отношений) - "покупатель" (объект деловых отношений). Причем "покупатель" находится в лучшем положении с точки зрения достижения конечного результата, так как он имеет возможность выбирать "продавца" в зависимости от своих личных симпатий и уровня притязаний. Задача же субъекта деловых отношений - привлечь и удержать объект. Именно поэтому следование законам профессиональной этики и этикета, знание психосоциальных компонентов общения являются важными в сервисной деятельности.

 

Понятие об этической культуре сервиса

Под этической культурой сервиса понимается уровень этических знаний, моральных принципов, нравственных навыков, проявляющихся в деятельности работников сервиса при обслуживании клиентов.

Этическая культура сервиса находит конкретное выражение в активном воплощении ценностей морали и этики во взаимоотношениях работников предприятий сервиса с клиентами.

 

Общие сведения о морали

Мораль является одной из форм общественного сознания людей. Под моралью понимается совокупность исторически сложившихся принципов, норм (правил) поведения людей, которые регулируют их отношения друг с другом и с обществом, а также служат для оценки поведения людей.

Мораль возникла на заре человеческого общества в виде стихийно сформировавшихся и общепринятых обычаев и нравов. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к своему роду человек не смог бы успешно противостоять природе, внешней среде и выжить. Именно потребность людей в объединении для совместных действий, в согласовании поведения каждого человека с интересами общества стала предпосылкой возникновения морали.

Отсюда одно из назначений морали - преодоление противоречий между личностью и обществом. С возникновением классового общества мораль становится классовой.

Моральные нормы служат для контроля за поведением людей внутри отдельных социальных групп, различных классов и общества в целом. В любом обществе действия и поступки различных людей должны подчиняться строго определенным моральным принципам. Согласуя свое поведение с моральными принципами, человек тем самым способствует прогрессу своего общества.

Общество, поддерживая и распространяя определенную мораль, формирует личность в соответствии со своим идеалом. Специфика норм морали заключается в том, что ее предписания имеют общечеловеческий характер, их необходимо использовать в различных ситуациях общения людей. Это не отрицает, конечно, того факта, что мораль у разных классов различна.

Современная практика России показывает, что успех сферы услуг невозможен без морального просвещения (обучения) как потребителей, так и обслуживающего персонала. В настоящее время при переходе к рыночной экономике старые идеалы утрачены, а новые еще не созданы. Поэтому важнейшей задачей сегодняшнего дня является создание новых нравственных идеалов и ценностей и внедрение их в сознание широчайших слоев населения, в том числе и работников сервиса.

Мораль отличается от права, ее требования обычно закрепляются в обиходе в виде традиций, обычаев, общепринятых норм и т. д.

 

Общие сведения об этике

Этика - наука о морали, особенностях ее происхождения и развития, о законах нравственности как одной из сторон жизнедеятельности общества и личности. В переводе с греческого "этика" означает обычай, нрав.

В этике определены высшие нравственные ценности, которые направляют нравственную жизнь общества и человека. Это - жизнь, свобода, патриотизм, социальная справедливость, национальное самосознание, уважение чести и достоинства каждой отдельной личности. Именно эти высшие нравственные ценности ответственны за то, чтобы повседневная жизнь человека была духовно насыщена.

Этика является поистине нормативной наукой. Ее называют также нравственной философией. Этика изучается не только для того, чтобы дать понятие, что именно есть добродетель, а главное, для того, чтобы человек был всегда добрым. Поэтому цель этики - помимо сообщения человеку нравственных знаний, также способствовать выработке у него привычки к совершению высоконравственных поступков.

Этика имеет действенно-практический характер. Задача этики состоит как в разработке норм поведения (нравственных кодексов), так и в практическом обосновании той или иной моральной системы.

Повседневная жизнь свидетельствует, что одно только "голое" знание этики не гарантирует нравственности помыслов поведения человека.

Этика рассматривает нравственность в процессе исторического развития, поскольку нравственность сильно меняется от эпохи к эпохе и у разных классов общества различна. Огромное внимание этика уделяет вопросам становления и развития общественной нравственности. Так, внедрение достижений научно-технического прогресса в деятельность предприятий сервиса затруднено без воспитания нравственности их работников.

Этика как элемент культуры

В последние десятилетия часто можно услышать мнение о том, что современный человек оказался моральным банкротом. В качестве очевидного аргумента высказывается мысль о существующем приоритете экономических, технологических ценностей над духовными. Суть проблемы усматривается в том, что цивилизованный процесс (в смысле технического развития) происходит гораздо активнее, чем нравственный прогресс. На самом деле вопрос о моральности индивида и общества состоит не в том, чтобы вышеназванные процессы протекали параллельно, - вопрос в том, в какой мере человек способен овладеть потребностями современности, насколько он способен превратить цивилизационный прогресс в собственное саморазвитие.

Другим словами, основная проблема этики на современном этапе заключается не в вопросе о "внутренней нравственности" как таковой, а в осознании человеком ответственности (в широком смысле) за свои деяния как субъекта исторического развития.

Этика - одна из отраслей философии, наука о морали (нравственности). Термин "этика" происходит от древнегреческого "этос", означающего в разное время "местопребывание", "нрав", а также устойчивую природу чего-либо. Позже возникло понятие "этический", подразумевающее группу добродетелей (мужество, щедрость, уверенность и т. п.). Науку, которая призвана была изучать эти добродетели и выявлять среди них достойные и недостойные человека, древнегреческий философ Аристотель назвал этикой. В Древнем Риме возник аналог "этического" - "моральный", т. е. относящийся к нраву, характеру. В русской культуре "мораль" стала синонимом "нравственности" (корень - "нрав"). Таким образом, понятийное содержание слов этика и мораль (нравственность) распределилось следующим образом: под моралью понимают реальные явления социальной жизни (нравы, обычаи, ценности, идеалы, нормы поведения), а этика - наука, изучающая эти явления. Наиболее полное определение этики звучит следующим образом:

"Этика философская наука, объектом изучения которой являются мораль в целом, нравственность как одна из важных сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление и форма общественного сознания. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует природу, внутреннюю структуру и ее роль как социального института, изучает происхождение и развитие нравственности в истории человечества, теоретически обосновывает ту или иную систему нравственности".

Нравственная культура общения

Общение людей - универсальный способ их жизнедеятельности, а моральное общение - специфическая форма этой универсальной связи. В нравственном общении проявляются моральные качества личности. Оно представляет собой непосредственную реализацию духовных принципов, идеалов и норм морали. Нравственное общение - это сфера поступков.

Нравственное общение как элемент моральной практики подразделяется на два вида.

- Собственно сфера моральных отношений, когда нравственные нормы, принципы и мотивы являются исходной целью и побуждением для поступка человека (любовь, дружба, ненависть, презрение, доверие, уважение и т. д.). Это прямое нравственное общение.

- Опосредованное нравственное общение, когда оно реализуется не в моральной сфере, а через другие формы общения (социально-экономические, политические, национальные, трудовые, семейные и т. д.). Например, организация финансовых пирамид - проблема экономическая, правовая. Недовольство, осужде­ние этого факта обманутыми вкладчиками - нравственная проблема. Но моральный фактор является здесь косвенным, сопутствующим основной деятельности индивида.

Нравственная культура общения представляет собой единство сознания и поведения. Кроме знания того, как надо поступать, человек должен быть способен следовать своему знанию. Это требует от него большой затраты эмоциональной, психической энергии и самообладания. Нравственная культура общения подразделяется на внутреннюю, внешнюю.

Внутренняя культура - это нравственные идеалы и установки, нормы и принципы поведения, являющиеся фундаментом духовного облика личности. Это те духовные основания, на которых человек строит свои отношения с другими людьми во всех сферах общественной жизни.

Внешняя культура предполагает обмен информацией, установление различных форм сотрудничества, отношения дружбы, любви и т. п.
Внутренняя и внешняя культура нравственного общения всегда взаимосвязаны, причем внутренняя культура играет определенную роль в формировании внешней культуры. Однако такая их взаимосвязь не всегда очевидна. Есть немало людей, у которых за кажущейся необщительностью, некоторой скрытностью обнаруживается духовно богатая личность, готовая откликнуться на вашу просьбу, казать, если нужно, помощь и т. д. В то же время существуют и такие индивиды, которые за внешним лоском скрывают свою убогую и непорядочную сущность. Если для человека внешняя сторона общения становится самоцелью, то такое поведение называют лицемерием, ханжеством. Нравственная культура предполагает проявление человеком в процессе общения так­тичности, бескорыстия, искренности, терпения, заинтересованности и искоренения навязчивости, болтливости, мелочности.

Культура нравственного общения предполагает существование ценностных приоритетов. В современном обществе актуальна задача восстановления иерархии ценностей. И если раньше этим вопросом занималось государство, то теперь первенство принадлежит средствам массовой информации (СМИ). Качество продукции СМИ в нравственном отношении весьма сомнительно, ибо, по определению, массовый товар рассчитан на усредненного потребителя, по интеллектуальным параметрам доступный всем. И здесь велика опасность деградации. Человек развивается и совершенствуется, решая посильные задачи, анализируя, преодолевая трудности. СМИ не требуют таких "жертв" от потребителя. Они преподносят информацию в готовом виде и в том ракурсе, в котором необходимо. Поэтому одним из рычагов нравственного становления личности является самовоспитание.

Этикет

Составной частью нравственной культуры общения является этикет.

Этикет - это совокупность правил поведения, регламентирующих внешнее проявление человеческих отношений (правила учтивости и вежливости, принятые в обществе). Этикет - это навык корректного поведения.

Слово "этикет" – французского происхождения. На дворцовых приемах у Людовика Х1У гостям вручались карточки - "этикетки" - с написанными на них правилами поведения. От названия карточки и произошло слово этикет.

Этикет воплощает в себе формы общения, манеры, являющиеся типичными для каждого общества. В традиционном обществе - это ритуалы, обряды, церемонии. В классовом обществе – это правила поведения внутри социальных групп (выделяют светский, монашеский, рыцарский, деловой этикет). Этикет играл важную роль в формировании духовной культуры на Руси. Так, уже в XII веке в "Поучении Владимира Moномаха» были зафиксированы некоторые общие правила поведения: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, и побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много… с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты... ни во что ставить всеобщий почет".

Первое печат­ное пособие по этикету в России появилось в 1717 г. при Петре I и называлось "Юности честное зерцало, или показания к житейско­му обхождению". Там, в частности, содержались такие указания: "перстом носа не чистить", "часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже", "не жри как свинья", "ногами везде не мотай", "чуб рукой не утирай" и т. д.

В современном обществе содержание этикетных норм связано с демократизацией общественных отношений. Оно становится более упрощенным, свободным, естественным и выражает общие требования вежливости, такта, любезности. Основными видами этикета являются следующие.

Придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворе монархов.

Дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различ­ных дипломатических приемах, визитах, переговорах.

Воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.

Общегражданский этикет - совокупность правил и традиций, соблюдаемых людьми при общении друг с другом.

В рамках общегражданского этикета можно выделить такие формы, как современный и деловой этикет.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту и на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода мероприятиях: приемах, церемониях. Владение основами этикета подразумевает:

- культуру речи, которая предполагает не только ее грамматическую, стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов;

- манеру разговаривать, умение поддерживать беседу, внимательность, умение слушать;

- внешний вид, одежду, умение вести себя в различных ситуация;

- умение управлять своими эмоциями.

Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей считать общепринятым, а что нет. Законы этики в целом рассматривают проблему в более широком плане и не касаются «мелочей», как обиды из-за того, что кто-то кого-то не поблагодарил за оказанную услугу и т.п. Тем не менее знание принципов и норм этикета благотворно влияет на коммуникацию, позволяет избежать конфликтов и каких-либо недоразумений. Однако этикет выполняет свою роль только тогда, когда сочетается с внутренней нравственной культурой личности. Если человек обладает низким культурным и интеллектуальным уровнем, то его манеры откровенно обнажат его ущербность.Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Повышенные моральные требования предъявляются профессиям типа «человек– человек», т.е. связанных с ответственностью за жизнь людей, требующих согласованности в действиях: здравоохранение, образование, управление, транспорт, бытовые услуги .Деятельность людей этого типа означает "вторжение" во внутренний мир человека, и нравственная ответственность приобретает здесь решающее значение. К примеру, когда мы общаемся с продавцом, мы хотим не только того, чтобы он выполнял свои прямые обязанности, но чтобы он был вежлив и обходителен с нами. Когда мы выбираем воспитательное или учебное заведение для своих детей, мы ищем не просто хорошую школу, а хороших, добрых, внимательных воспитателей, учителей. Когда мы решаем, к какому врачу обратиться за медицинской помощью, мы имеем ввиду не просто первоклассного в своей области специалиста, но аккуратного, терпеливого, способного к сочувствию человека.

Типологический анализ человеческой деятельности позволяет выделить основные виды профессиональной этики. Каждому роду человеческой деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Основными среди них являются следующие:

Врачебная этика - ориентирована на здоровье человека, его сохранение и улучшение.

Педагогическая этика рассматривает педагога как носителя глубоких и всесторонних знаний, требовательного и великодушного человека.

Этика ученого - предполагает социальную ответственность, гражданское мужество, добросовестность.

Творческая этика - ожидает от людей творческих профессий: актеров, художников, писателей - проповедования высших ценностей.

Инженерная этика - предполагает ответственность за изобретения, их безопасность, соблюдение авторских прав, неразглашение секретной информации.

Судебная этика - базируется на принципах гуманизма, верности духу и букве закона..

Деловая, или предпринимательская, этика - требует от бизнесмена осознания полезности труда, уважения законов, государственной власти, социального порядка, собственности, другой личности.

Профессиональная этика представляет собой конкретизацию общих этических норм, закрепленных в профессиональных кодексах, вызванную спецификой личностных отношений.

Профессиональный кодекс - это нормы поведения (пра­вила, образцы, эталоны), предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений, которые представ­ляются оптимальными с точки зрения выполнения про­фессиональной деятельности.

Существует, например, профессиональный кодекс врачей, основной принцип деятельности которых "не навреди!», кодекс военнослужащих (присяга), предписывающий всегда и везде защищать интересы своей страны, и т. п. Профессиональные кодексы могут иметь вид уставов, предписаний, инструкций и разрабатываться на различных уровнях: на уровне фирмы, предприятия, организации.

- на отраслевом (например, повсеместно принятые принципы ведения бизнеса по ценным бумагам);

- на региональном (например, Кодекс чести предпринимателей);

- на международном (Всеобщая декларация прав человека).

Кроме этого, профессиональные отношения регулируются различными санкциями: поощрением, стимуляцией, наказанием и т. п.

Специфика деловой этики

Особым проявлением профессиональной этики выступает деловая этика. Часто как идентичные употребляются понятия "экономическая этика", "предпринимательская этика", "этика бизнеса", "этика рынка" и др. Поэтому понятия "деловой человек" и "предприниматель", "бизнесмен" мы будем использовать как тождественные. Нравственное образование к деловой сфере не сводится к ответу на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо. Каждый бизнесмен должен понять, что ему придется принимать конкретное решение в такие моменты, когда человек не знает, каковы будут последствия его действий. Для одних они будут хороши, для других - плохи. Ответственные деловые люди должны уметь продумывать и решать подобные дилеммы. При этом их поведение должно соответствовать исторически сложившимся нормам, выступающим в виде моральных установок данной профессии. Аристотель говорил, что этика "помогает понять, что следует делать и от чего следует воздержаться".

Соотношение экономики и нравственности - проблема древняя. В частности, уже Аристотель, разрабатывая свою систему этики в этом аспекте, советовал заниматься только производством благ. Данная проблема волновала и средневековых теологов, однако они утверждали, что накопительство, богатство подлежат моральному осуждению: деньги - это от дьявола. Возникновение новых экономических отношений в Европе в XVI веке - капитализма, эпохи промышленников - тесно связано с Реформацией, возникновением протестантизма. Отрицая средневековые
установки, протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса в результате морального освящения стремления к прибыли. Стремление к прибыли и стремление к Богу стали совместимыми. А вознаграждение финансовым успехом стало пониматься как знак расположения Бога. Та идея, что нравственные люди непременно будут удачливы в предпринимательстве, а хорошие дельцы - непременно хорошие в этическом отношении люди, составила важное измерение сложившейся при капитализме экономической ситуации. Протестантизм, который возник практически одновременно с новыми экономическими отношениями (капитализмом), обеспечил моральную правомочность "делания денег".

Изучению этого вопроса (взаимосвязи религии и экономики) посвящено одно из произведений немецкого социолога М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма". Его основным инст­рументом анализа является противопоставление рационального и магического элементов религии. Вебер показывает, что степень рационализации, эффективности, допустимости экономической деятельности обратно пропорциональна силе влияния магического элемента. Чем меньше иррационального в религии (чем меньше магических заповедей), тем больше индивид в своих действиях полагается на собственный разум. Значение работы Вебера сво­дится к тому, что он выявил рациональность как фундаменталь­ный принцип индустриального общества.

Россия, как преемница традиционной православной культуры, представляет в этом плане косную структуру. Нравственные нормы в православии иррациональны и закреплены жестко. Они проецируются на все сферы человеческой деятельности. Православная доктрина проповедует нестяжательство, непритязательность, довольство малым, а сребролюбие объявляется грехом. Следует отметить, что важная роль в становлении и развитии основных идей деловой этики в России принадлежит старообрядческой ветви христианства.

В середине XVII века патриарх Никон провел ряд значительных церковных реформ, после чего приверженцы так называемой "старой веры" вынуждены были переселяться на Север, на Урал, в Сибирь, где их не могли преследовать. Они буквально осваивали новые территории: разрабатывали залежи полезных ископаемых, организовывали новые промышленные предприятия, налаживали торговые связи. Их действия были подчинены необходимости выживания. Вследствие этого складывались такие нормы общения, которые этому способствовали.

Старообрядческие семьи отличались патриархальностью (морально и психологически они были подчинены главе семейства – умудренному опытом мужчине), простотой и строгостью устоев. Жизнь старообрядческой семьи подчинялась таким этическим нормам, как безоговорочное подчинение воле родителей, уважение к старшим, трудолюбие, бережливость, отвращение к пустой праздности, аскетизм в быту (простота питания, одежды), мощность, расчетливость в делах. Поскольку старообрядцы жили обособленно, эти нравственные устои передавались из поколения в поколение не рассеиваясь, что создавало прочность и надежность взаимоотношений как на личном уровне, так и в деловой сфере. Более того, эта замкнутость общения среди старообрядцев сохранилась и впоследствии, когда старообрядчество стало распространяться в центральные части России. И в этих новых условиях существования старообрядческая общинность развивала взаимовыручку и взаимоподдержку. Вплоть до XX века большая часть российских предпринимателей принадлежала к старообрядцам, которые сохраняли свое влияние на ведение дел в центре России.

Таким образом, явно просматривается тенденция влияния религиозных постулатов на формирование экономических отношений. И если принять во внимание российские традиции предприимчивости, то очевидно, что мы имеем благодатную историческую почву для выработки цивилизованных норм деловых отношений.

Возвращаясь к современной ситуации, следует отметить, что становление рыночных отношений, нацеленных на достижение финансового и социального успеха, до сих пор не получает моральной поддержки у большинства населения. Для этого большинства очевиден только один результат экономических преобразований - глубокое расслоение общества на бедных и богатых. Причин недовольства несколько, но среди наиболее значимых - две, социального и идеологического характера:

- отсутствие или утрата привычки продуктивно работать: получать средства для жизни за счет своих личных интеллектуальных и творческих способностей;

- новая волна христианизации Руси: на данном этапе православная идеология часто используется не как убеждение, а как оправдание своей несостоятельности в новых экономических условиях.

Деньги по-прежнему рассматриваются как антитеза нравственности. Хотя должно быть понятно, что сам по себе достаток не является аморальным фактом - аморальным по своей сути являются способы его получения и размещения. Безнравственность заключается в излишествах, манерности, превращении накопительства в самоцель.

Таким образом, основная этическая проблема, заложенная в рыночных отношениях или осуществлении предпринимательской деятельности, - это соразмерность цели и средства. Цель любой экономической организации - эффективное, т. е. прибыльное (рентабельное) производство, а способы и методы достижения ее должны быть корректными не только с точки зрения правопорядка, но и с точки зрения нравственного порядка. Современный деловой человек должен прийти к осознанию того, что соблюдение определенных моральных норм снижает степень предпринимательского риска и значительно повышает культуру труда, производства, обслуживания, а, следовательно, стратегически обеспечивает комфортные условия для капиталовложений. Специфика деловой этики обусловлена потребностью оптимизации производства товаров и услуг. Формируя современную рыночную полити­ку, следует принять во внимание утверждение западных бизнесменов, что хорошая этика означает хороший бизнес.

Нормы цивилизованных деловых отношений

Деловая этика - это совокупность норм поведения пред­принимателя, требования, предъявляемые обществом к его стилю работы, характеру общения между участни­ками бизнеса, их социальному облику. Деловая этика включает адаптированные к практике рыноч­ных отношений сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека.

В настоящее время актуальна задача формулировки норм цивилизованного предпринимательства. Нормы цивилизованного предпринимательства - это при­знанный обязательным в деловой среде порядок ведения дел, соответствующий общечеловеческой морали и полу­чивший общественное признание. Нормы предпринимательства включают стандарты предпри­нимательской деятельности и стереотипы делового человека.

Стандарты предпринимательской деятельности пред­ставляют собой образцы поведения предпринимателя в деловой инфраструктуре, которым он должен соответ­ствовать в морально-профессиональном аспекте.

Специалисты по менеджменту отмечают, что основными постулатами этического кодекса цивилизованного предпринимателя являются следующие.

Цивилизованный предприниматель должен быть убежден в полезности своего труда для общества; уважает собственность и государство, личность, труд других людей, профессионализм; ценит образование, науку и технику; внимательно, заинтересованно относится к инновационным процессам; соблюдает требования технической и экологической безопасности.

Стереотипы делового человека - это совокупность профессионалъных, нравственных, психологических, физических качеств личности. Стереотипы делового человека - менее устойчивая категория, чем нормы цивилизованного предпринимательства, зависящая от конкретной исторической ситуации.

На данном этапе стереотип делового человека должен включать следующие элементы: доходный бизнес; удачную карьеру; определенную репутацию в деловом мире; собственный имидж; высокий образовательный уровень; здоровый образ жизни (хорошая физическая форма и отсутствие вредных привычек); гарант добропорядочности и ответственности в семейных и рабочих отношениях; моральную устойчивость; владение деловым этикетом.

Несоответствие данным параметрам формирует антистереотип делового человека, который отрицательным образом отражается на общественном мнении об институте бизнеса (предпринимательства) в целом - стимулирует негативное отношение к рыночным связям. Такая ситуация, в частности, сложилась в России. По мнению некоторых исследователей, ущербным отечественный бизнес сегодня делает ряд факторов: отсутствие у предпринимателей привычки и традиции обслуживать, нацеленность на получение почти мгновенной личной выгоды и прибыли, стремление к ограничению конкуренции, агрессивность, нездоровое желание унизить других, фактическое отсутствие имиджа цивилизованного делового человека, что проявляется в манерах поведения, стиле мышления.

Любая профессия имеет определенную инфраструктуру, особый характер связей, отношений людей. Предприниматель может выступать в качестве руководителя фирмы, представителя фирмы, специалиста. Нарушение нравственных норм может иметь место в любом из этих звеньев. Наиболее общая классификация иллюстрирует нарушения в отношении:

- общества и государства:

несоблюдение налогового законодательства;

нанесение ущерба государству и его собственности;

использование коррупции государственного аппарата, служебного положения и личных связей в корыстных целях;

нанесение ущерба окружающей среде;

- деловой инфраструктуры:

информационный обман,

коммерческое воровство,

фальсификация документов,

фиктивные операции

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.021 с.)