ТОП 10:

Профессиональная этика в системе прикладного этического знания.



МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

по изучению дисциплины

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

 

_____________________________

 

Основная образовательная программа

подготовки бакалавра по направлению

050100 «Педагогическое образование»,

профиль «Дополнительное образование

(дизайн и компьютерная графика,

дизайн интерьера)

очная форма обучения

 

 

Авторы

к.п.н. Банишевская О.В.; к.п.н. Стаценко Е.Р.

_____________________________________________________________________________

Цель освоения дисциплины

раскрыть основные этические положения, необходимые и значимые для профессиональной деятельности педагога.

 

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина относится к циклу Б1. Гуманитарный, социальный и экономический.

Дисциплина опирается на дисциплины цикла Б3.Профессиональный цикл, а именно Б3.Б.1 Психология и Б3.Б.2 Педагогика.

_____________________________________________________________________________

 

Входные знания, умения и готовности:

1) способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности, способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся;

2) готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами.

На данную дисциплину опирается учебный модуль Б3.Б.6 «Методика организации системы дополнительного образования»

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

► владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

► готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

► осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивация к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

► совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей, а также с учетом особенностей профессиональной деятельности и конкретной ситуации;

► высшие моральные ценности и специально-профессиональные нормы и ценности; профессиональные деонтологии;

► требования, принципы и нормы отношений «по вертикали» в системе «педагог – учащийся» и «по горизонтали» – в системе «педагог-педагог»;

► этику административно-деловых отношений педагога и руководящих структур;

► этику и культуру межличностного общения, основы этикета.


Уметь:

► применять нормы и правила профессиональной этики в своей практической деятельности;

 

► соблюдать этику и культуру межличностного общения и правила этикета.

Владеть:

► владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

 

► техникой коммуникаций с позиций современной этики

 

_____________________________________________________________________________

____________СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ___________

  НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА  
1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания
2. Профессиональная этика педагога: сущность, содержание, функции
3. Этика отношений в системе «педагог – учащийся»
4. Этика отношений в системе «педагог – педагог»
5. Этика педагога и ученого в системе высшего образования
6. Этика и культура межличностного общения педагога
7. Этикет в профессиональной культуре педагога


Раздел 1.

Профессиональная этика в системе прикладного этического знания.

Профессиональная этика как способ регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности. Общие принципы профессиональной этики: профессиональный долг и особая форма ответственности, профессиональная солидарность и корпоративность. Частные принципы профессиональной этики. Специфика и разновидности профессиональной этики. Профессиональные деонтологии и моральные кодексы.

Раздел 2.

Профессиональная этика педагога: сущность, содержание, функции.

Специфика педагогической деятельности. Предмет педагогического труда и проблема ответственности педагога. Полифункциональный характер педагогической деятельности. Социальные задачи отбора (селекции), хранения (консервации) и передачи (трансляции) знания. Опасность личного консерватизма педагога. Творчество и проблема "конкурентоспособности" в педагогической деятельности. Моральные нормы отношения педагога к своему труду как отражение специфики педагогической деятельности. Нравственный смысл вопроса о профессиональной пригодности. Соответствие педагога требованиям современной школы. Необходимость постоянного самосовершенствования учителя.

Раздел 3.

Раздел 4.

Раздел 5.

Этика педагога и ученого в системе высшего образования.

Специфика вузовского образования. Особенности отношения вузовского педагога к своему труду: творческий индивидуальный подход, большая свобода действий, особенности взаимоотношений со студентами. Демократизация современного вузовского образования и переход от парадигмы "обучения" к парадигме "учения" будущих специалистов.

Научная деятельность как атрибут профессиональной работы педагога в вузе: педагог как ученый. Требования, предъявляемые к личности и поведению ученого: соблюдение научной объективности в исследованиях; честность и добросовестность (проблема ошибки, компиляции и плагиата); требование доказательности; скромность и самокритичность; уважение оппонентов и трудов предшественников. Нравственные проблемы взаимоотношений и общения в научном коллективе. Психологическая совместимость и несовместимость и их роль в научном коллективе. Специфика конфликтов в научных коллективах. Основные причины конфликтов: разномасштабность мышления, претензионизм, недоверие к научному потенциалу руководителя, неудовлетворенность оценкой своего труда, появление "варягов". Роль научного руководителя в организации продуктивного общения в научном коллективе: умение поставить задачу, аргументировано убеждать, распределять "роли" в коллективе. Соблюдение руководителем этических норм общения и управления. "Искусство руководства" научными сотрудниками. "Моральные кодексы" ученых и их роль в регуляции общения в вузовских научных коллективах.

Раздел 6.

Раздел 7.

Лекция № 1.

План.

1. Профессиональная этика как способ регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности.

2. Общие принципы профессиональной этики: профессиональный долг и особая форма ответственности, профессиональная солидарность и корпоративность.

3. Частные принципы профессиональной этики.

4. Специфика и разновидности профессиональной этики. Профессиональные деонтологии и моральные кодексы.

Основные понятия:профессиональная этика, профессиональный долг, профессиональные деонтологии, моральные кодексы, корпоративность.

 

Лекция № 2.

Тема: Профессиональная этика педагога: сущность, содержание, функции.

План.

1. Специфика педагогической деятельности.

2. Творчество и проблема "конкурентоспособности" в педагогической деятельности.

3. Моральные нормы отношения педагога к своему труду как отражение специфики педагогической деятельности.

4. Соответствие педагога требованиям современной школы. Необходимость постоянного самосовершенствования учителя.

Основные понятия:этика отношения педагога к своему труду, этика отношений «по вертикали», этика отношений «по горизонтали», этика административно-деловых отношений педагога и руководящих структур.

Лекции № 3-4.

Тема: Этика отношений в системе "педагог - учащийся".

План.

1. Отношения в системе "педагог - учащийся": общение "по вертикали".

2. Принципы межличностных отношений педагогов и учащихся.

3. Морально-психологическая культура педагога и «барьеры» его общения с учащимися.

 

Основные понятия: межличностные отношения, морально-психологическая культура педагога, эмпатия.

 

Отношения в системе "педагог - учащийся": общение "по вертикали"

Более всего профессиональная этика необходима педагогу в его общении «по вертикали» (в системе «педагог—учащийся»), и «по горизонтали» (в системе «педагог—педагог»). Общение в этих двух плоскостях является показателем профессиональной куль­туры педагога и предъявляет к нему особые требования.

Основополагающими факторами современной школьной ре­формы провозглашены принципы демократизации и гуманиза­ции. Мы готовим детей к новой жизни, где основной ценностью должна быть человеческая индивидуаль­ность, ее максимальная самореализация. Но для этого и сама личность должна ощущать собственную самоценность, раскре­пощенность, свободу. К сожалению, приходится констатировать, что сегодня многие дети, несмотря на их внешнюю развязность, скованы, зажаты, закомплексованы. Они стесняются, а порой и не умеют выразить свои мысли и чувства, т.е. выразить себя, продемонстрировать свои возможности и способности.

Лекция № 5.

Тема: Этика отношений в системе "педагог - педагог".

План.

1. Общие нормы и принципы моральной регуляции служебных отношений.

2. Специфика моральной регуляции в педагогическом коллективе.

3. Принципы и нормы отношений «по горизонтали».

Основные понятия: деловое общение, моральная регуляция, морально-психологический климат.

Лекция № 6.

Тема: Этика отношений в системе "педагог - педагог".

План.

1. Отношения "по вертикали" - административные отношения управления и подчинения
в педагогическом коллективе.

2. Стили руководства: демократический, авторитарный, либеральный.

3. Морально-этические аспекты деятельности руководителя и подчиненного.

Основные понятия:административные отношения управления, административные отношения подчинения, авторитарный стиль управления, демократический стиль управления, либеральный стиль управления.

Отношения "по вертикали" - административные

Лекция № 7.

Тема: Этика педагога и ученого в системе высшего образования.

План.

1. Специфика вузовского образования.

2. Этика и культура педагогического общения в вузе.

3. Моральные нормы-регулятивы поведения педагога как ученого.

4. "Моральные кодексы" ученых и их роль в регуляции общения в вузовских
научных коллективах.

Основные понятия:моральные нормы-регулятивы,"моральные кодексы" ученых,

Специфика вузовского образования

Педагогика высшей школы имеет свои этические аспекты, окрашенные специфическими особенностями. Этика отношений и поведения преподавателя вуза включает несколько блоков.

I. Этика отношения к своему труду, включающая: осознание ответственности перед
студентами, коллегами, своей отраслью научного знания; выбор стратегии и тактики
обучения; использование собственного научного опыта в качестве информации для
слушателей и др. В отношении вузовского педагога к учебному процессу на первый план выдвигаются такие требования, как свобода творчества, соединение в одно целое своей научной и учебной деятельности, более персонифицированная ответственность за результаты обучения студентов.

II. Этика взаимоотношений преподавателя и студента, отношения между ними
устанавливаются несколько иные, более демократичные, чем в школе между учителем и
учеником.

Ш. Этика взаимодействия педагогов в процессе достижения общей цели — передачи студентам надежных знаний и становления их как будущих коллег самих преподавателей.

IV. Этика научного творчества, востребованная особым положением вузовского педагога, который обязан сочетать в своей жизнедеятельности функции преподавателя и ученого.

Лекция № 8.

План.

1. Общение как нравственная ценность. Понятие и сущность культуры общения.

2. Нравственная протокультура и «дефекты» общения.

3. Морально-психологические «барьеры» общения.

Основные понятия:общение, культура общения, «дефекты» общения, «барьеры» общения.

 

Лекции № 9-10.

План.

1. Понятие и предназначение этикета. Основные требования этикета.

2. Общие принципы и нормы этикетной культуры.

3. Правила этикета в конкретных ситуациях.

4. Этикет в речевой деятельности.

5. Этикет официальных и неофициальных мероприятий. Культура в одежде.

Основные понятия:этикет, этикетная культуры, речевая деятельность.

Понятие и предназначение этикета. Основные требования этикета

Этикет - совокупность правил поведения, регламентирующих, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что нет.Конечно, он определяет лишь формы, «технику» общения и поведения, поэтому само по себе знание правил этикета недостаточно, чтобы считаться культурным, воспитанным человеком. Поведение в обществе должно опираться на общие принципы и нормы морали, демонстрируя связь между этикетом и этикой. Каждая проблема, связанная с этикетом, должна решаться в свете этических норм. Наши манеры — отражение наших этических представлений. Вежливость и внимание к людям, сочувствие и умение понять другого человека — эти высокие этические качества, лежащие в основе нравственного поведения, находят отражение в простых нормах этикета.

Этикету присущ ряд особенностей. Этикет есть внешнее отражение внутренней культуры человека, его моральных качеств. Это особая форма проявления его нравственной культуры, в которой выражаются внимание, уважение к другим людям, способность заботиться о них. Правда, у малообразованного человека его высокая нравственная культура - внутренняя духовность, доброта, порядочность - из-за незнания правил этикета может внешне и не проявляться. И наоборот, изысканные манеры обходительного «пижона» не обязательно свидетельствуют о его нравственной культуре.

Этикет - это принятая в обществе эстетическая форма проявления нравственной культуры человека, поскольку все виды своего общения и поведения — речь, обращение к другому при встрече и прощании, манеру двигаться, есть, носить одежду и украшения, отмечать важные события, принимать гостей — человек старается строить «по законам красоты», придавая им не только нравственный, но и эстетический характер. Не случайно мы говорим: «красивые манеры», «красивое поведение», «красивые жесты».

Этикет носит всеобщий характер, так как он распространяется на все сферы жизни: конкретные правила предписывают, как следует разговаривать, одеваться, вести себя за столом, в коллективе, семье, общественных местах, театре, на улице и т.д.

Нормы этикета носят условно-согласительный характер, характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Эта условность объясняется тем, что задача этикета - предложить людям такие формы - стереотипы поведения, которые смогут облегчить им общение и взаимопонимание.

Этикет несет в себе общечеловеческие нормы общения,сохранявшиеся столетиями и свойственные многим народам. Поэтому они соблюдаются (или должны соблюдаться) представителями не только какого-то определенного общества, но и всеми людьми (например, простые правила вежливости, приветствия, выражение благодарности).

Этикет отражает также специфические национальные особенности, поскольку различные народы вносили в этикет свои поправки и дополнения, связанные с традициями их собственной культуры. Поэтому многие обычаи, обряды, ритуалы соответствуют историческим условиям жизни разных народов.

Требования этикета не являются абсолютными, они относительны и носят исторический характер;их соблюдение зависит от места, времени и обстоятельств.

Этика и культура общения

10. Общение: искусство или наука?

11. Общение как ценность.

12. Творчество в общении и общение в творчестве.

13. Проблема понимания в общении.

14. Трагедия непонимания в общении.

15. Одиночество - альтернатива общения.

16. Симпатия и антипатия в общении.

17. Толерантность в общении: значение, границы, мера.

18. Человек - цель или средство общения?

19. " Барьеры" общения и их преодоление.

20. Общение и юмор.

21. Моральные конфликты: предупреждение и преодоление.

22. Духовность и душевность в общении.

23. Милосердие как нравственный принцип отношения человека к человеку.

24. "Секреты" общения в семье.

25. Отцы и дети: парадоксы общения.

 

Этикет и его нормы

26. Этикет: исторические корни и современный смысл.

27. Этикет народов мира.

28. Роль этикета в деловом общении.

29. Светский этикет.

30. Как вести себя в гостях.

31. Как принимать гостей.

32. Правила поведения за столом.

33. Современный речевой этикет.

34. Мода и этикет.

 

_________ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ________

______________(практических ситуаций)_______________

 

И ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА

Профессиональная этика предполагает высокий уровень общей культуры специалиста, проявляющейся, в частности, в различных ситуациях его общения с коллегами и другими людьми в формальной и неформальной обстановке. Предлагаем ответить на вопросы тестов, которые помогут Вам скорректировать свое поведение и выявить качества, необходимые в профессиональном общении учителя.
Тестирование, помогающее человеку - в шутку или всерьез - лучше узнать себя, другого и проверить собственный уровень нравственной культуры и воспитанности, эффективнее всего проводить индивидуально, по заранее подготовленным вопросам. Однако если размножить их не представляется возможным, тестирование можно провести вслух, аудиторно. У этого метода есть свои преимущества: он дает возможность педагогу прокомментировать, а слушателям - обсудить результаты тестирования. Но аудиторное тестирование требует соблюдения некоторых правил, которые должны быть доведены до учащихся: 1) на вопросы теста следует отвечать быстро, не задумываясь; 2) при ответе на вопрос недопустимо советоваться с кем-либо; З) во время ответа не допускается никаких комментариев (шуток, улыбок, комментариев и т.п.), дабы ненароком не повлиять на мнение соседа; 4) ответ должен быть предельно откровенным, искренним и честным - ведь отвечаешь для себя; 5) перед началом тестирования не желательно называть тему теста, так как это может дать определенную установку на тот или иной ответ; 6) раскрытие "ключа" и комментирование преподаватель должен проводить анонимно, не требуя от учащихся оглашения полученных результатов.

ТЕСТ 1.

ТЕСТ 2.

ТЕСТ 3.

"Любят ли Вас люди?"

Доверие, симпатия и даже любовь - чувства, которые должен вызывать учитель, и без которых у него не может быть подлинного авторитета. Проверьте, как относятся к Вам окружающие, и подумайте, от чего это зависит. Ответьте "да", если Вы согласны с утверждением, и "нет", если не согласны.

1. Вы должны помнить, что почти постоянно в течение дня Вас пристально оценивают те, с кем Вам приходится общаться.

2. У человека должно быть достаточно развито чувство независимости, чтобы обсуждать с друзьями свое хобби, независимо от того, разделяют они или нет его увлечение.

3. Самое мудрое - это сохранять достоинство даже тогда, когда у Вас имеется сильный соблазн поступить иначе.

4. Если человек замечает ошибки в речи других, ему следует их поправлять.

5. Когда Вы встречаетесь с незнакомыми людьми, Вы должны быть достаточно остроумны и привлекательны, чтобы произвести на них впечатление.

6. Когда Вас представляют другому человеку, а Вы не расслышали его имя, Вы должны попросить его повторить свое имя.

7. Вы уверены, что Вас уважают за то, что Вы никогда не позволяете другим подшучивать над собой.

8. Вы должны быть всегда настороже, не то окружающие начнут подшучивать над Вами и выставлять в смешном виде.

9. Если Вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, лучше не ввязываться в соревнование, а отдать ему должное и выйти из разговора.

10. Человек должен всегда стараться, чтобы его поведение соответствовало настроению компании, в которой он находится.

11. Вы должны всегда помогать своим друзьям, потому что может прийти время, когда Вам очень понадобится их помощь.

12. Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что в конце концов очень немногие оценивают эти услуги по достоинству.

13. Лучше, если другие зависят от Вас, чем если Вы зависите от других.

14. Настоящий друг всегда старается помогать своим друзьям.

15. Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству и одобрили.

16. Если в компании рассказывают анекдот, который Вы уже слышали, Вы должны остановить рассказчика.

17. Если в компании рассказывают анекдот, который Вы уже слышали, Вы должны быть достаточно вежливы, чтобы от сердца посмеяться над анекдотом.

18. Если Вас пригласили к другу, а Вы предпочитаете сходить в кино, Вы должны сказать, что у Вас болит голова, или придумать какое-то другое объяснение, но не рисковать возможностью обидеть друга, сообщая ему действительную причину.

19. Настоящий друг требует, чтобы его близкие поступали всегда наилучшим для него образом, даже когда они не хотят этого.

20. Люди не должны упрямо и настойчиво защищать свои убеждения всякий раз, когда кто-нибудь выразит противоположное мнение.

Оценка. За каждый ответ, совпадающий с "правильным", начислите себе по 5 баллов. Правильные ответы: "да" 6-й, 13-й, 14-й и 20-й; "нет" - все остальные.
Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:
85-100 - отлично;
75-80 - хорошо;
65-70 - удовлетворительно;
0-60 - плохо.
Чем выше сумма баллов, тем больше у Вас оснований считать, что окружающие Вас любят.

ТЕСТ 4.

"Умеете ли Вы слушать и слышать другого?"

Умение слушать, выслушать ученика - профессиональное качество учителя, от этого зависит и умение налаживать хорошие отношения с людьми. Хороший ли Вы слушатель? Выяснить это поможет данный тест. Но запомните: отвечать надо честно, выбирая максимально подходящий для Вас вариант ответа на каждый вопрос.
1. Ваш приятель(ница) пустился(лась) в длинный рассказ о каких-то своих делах, и в конце концов Вы окончательно запутались. Ваша реакция:

а) осторожно переводите разговор на другую тему, чтобы избавить и себя и коллегу от неловкой ситуации;

б) честно говорите, что потеряли нить повествования и просите повторить все с самого начала;
в) задаете вопрос, чтобы прояснить самое запутанное место в рассказе;

г) делаете вид, что все понимаете: в конце концов все выяснится.
2. Ваша подруга или друг очень расстроены: ее возлюбленный (его возлюбленная) сделал(ла) нечто, из-за чего он (она) чувствует себя ужасно. Вы:
а) выслушивая со всем вниманием, побуждаете ее (его) излить всю накопившуюся горечь;
б) помимо этого говорите, что и сами оказывались в сходной ситуации;
в) выражаете солидарность, рассказав о тех ударах, которые наносили Вам Ваши близкие;
г) сообщаете, что ее парень (его девушка) - первоклассный мерзавец, и предлагаете познакомить ее (его) с одним из своих приятелей (приятельниц).

3. После самых нежных и страстных минут Ваш партнер замечает, что Вы в эти минуты были как бы далеки, отвлечены чем-то. Вы:

а) уверяете его(ее), что это неправда;

б) пытаетесь выяснить, почему он(она) так подумал(а);

в) принимаете его(ее) замечание: впредь Вам надо будет последить за собой;

г) чувствуете себя обиженно - и говорите ему(ей) об этом.

4. Предположим, что близкий человек говорит что-то для Вас обидное. Что происходит с Вами?
а) стараетесь подавить свой гнев - Вы не любите ссориться;

б) пытаетесь тактично выяснить, почему он так думает;

в) спешите "поставить его на место";

г) предпринимаете контратаку.

5. Ваш собеседник - человек, который Вам по-настоящему дорог, - долго и нудно рассказывает о том, что Вас совершенно не интересует. Какова Ваша реакция? (Выберите столько ответов, сколько пожелаете.)

а) вежливо киваете;

б) улыбаетесь;

в) смотрите ему в глаза;

г) задаете нейтральные вопросы;

д) пересказываете наиболее важные моменты (Ага, значит ...), чтобы он видел вашу заинтересованность;
е) бормочете что-то одобрительное: "Угу", "М-м-м", "Ах, вот как ...";

ж) помимо одобрительного мычания исторгаете нечто вроде "Действительно?!" или "О, как интересно!";

з) не делаете ничего из вышеперечисленного. Напротив, честно признаетесь, что совершенно ничего не смыслите в предмете разговора, и что говорить с Вами на данную тему - бессмысленная трата времени.

6. Ваши отношения с близкими (родственниками, любимыми, друзьями):
а) холодноватые;

б) слишком бурные;

в) теплые и добрые;

г) Вы страдаете от того, что они недостаточно теплые и близкие.

7. Во время разговоров с дорогими для Вас людьми Вы в основном выступаете в роли слушателя на:

а) от 0 до 25%; б) от 26 до 50%; в) от 50 до 75%; г) от 76 до100%.

8. В умении понимать человека очень большую роль играет способность не только слушать произносимые слова, но и "читать" жесты, интонацию. Как Вы их прочитываете? Что, по вашему мнению, в действительности происходит, когда говорящий … (выберите одну из кажущихся вам правильной интерпретаций следующих "невербальных посланий"):
а) говорящий дотрагивается пальцем до носа или щеки. Вам кажется, что он:

1) подчеркивает свое превосходство;

2) пытается утаить правду;

3) испытывает неловкость.

б) Вы чувствуете, что говорящий напряжен. Вам кажется, что он:

1) что-то скрывает;

2) сердится;

3) испытывает неловкость.

в) начинает говорить громче или тише обычного:

1) защищается;

2) особенно заинтересован именно в этом вопросе;

3) хочет, чтобы разговор поскорее закончился.

9. Как часто Вы (пометьте цифрой "3", если "часто"; "2" - "иногда"; "1" - "редко"; "0" - "никогда"):
а) заканчиваете предложения, начатые собеседником(цей);

б) во время деловых переговоров размышляете, где это Ваш собеседник(ница) раздобыл(ла) такой замечательный портфель или нашел(ла) такого чудесного парикмахера;
в) смеетесь за секунду до того, как рассказчик завершил анекдот;
г) используете в качестве объяснения своего опоздания на работу рассказ Вашего друга или подруги о каком-то случившемся с ним приключении;

д) чувствуете себя обманутым, когда Ваш друг или подруга, поведав Вам о чем-то неприятном, плохом, продолжает шагать по опасной тропинке;

е) используете против близкого Вам человека нечто, рассказанное Вам в порыве откровенности;
ж) когда близкий Вам человек начинает на что-то жаловаться, думаете: "Ну, вот, опять началось";
з) чувствуете, что должны удержать за собой последнее слово в споре;
и) уходите от дискуссии, считая, что в этом споре все равно ничего ценного родиться не может.
10. Правдивы или ложны следующие утверждения? (Ставьте П, если правдивы; Л - если ложны; (?) - если не знаете ответа):

а) перерыв в беседе заставляет Вас чувствовать себя неловко;

б) слушая друга, Вам приходится делать над собой усилие, чтобы нить повествования не ускользнула от Вас;

в) считаете, что давать советы не имеет смысла;

г) как правило, заранее знаете, что собеседник собирается Вам поведать;

д) люди всегда лезут к Вам со своими личными проблемами.

Оценка. Выставьте себе баллы в соответствии с выбранными Вами пунктами
и их оценкой по следующей схеме:

а - 3; б - 2; в - 1; г - 0.  
а - 0; б - 1; в - 3; г - 2.
а - 3; б - 1; в - 0; г - 2.
а - 0; б - 1; в - 3; г - 4.
a - 0; б - 0; в - 0; г - 1; д - 1; е - 0; ж - 2; з - 5.
a - 3; б - 2; в - 1; г - 0.  
a - 3; б - 2; в - 1; г - 0.  
а 1) - 1; а 2) - 2; а 3) - 0;    
  б 1) - 2; б 2) - 1; б 3) - 0;    
  в 1) - 1; в 2) - 0; в 3) - 2.    
Оценка пунктов означает Ваши баллы.
П Л ?    
А    
Б    
В    
Г    
Д    

 

Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:

54 балла и более. По правде говоря, Вы плохой слушатель, к тому же каждый раз, когда собеседник умолкает, Вы стремитесь переложить на него свои проблемы. Такое поведение разрушает Ваши отношения с людьми, а поэтому - учитесь слушать;

36-53 балла. Хотя вы и думаете, что прислушиваетесь к тому, что происходит вокруг, окружающие так не считают. В чем Ваша ошибка? Когда говорят о том, что Вас раздражает, Вы либо отключаетесь, либо переводите разговор и уходите в сторону. Вообще-то многие из нас склонны слушать только то, что хотят услышать, однако подобное поведение может разрушить теплую дружбу или даже семью;

18-35 баллов. Поздравляем Вас! Вы - идеальный слушатель, а значит - идеальный собеседник, друг и сотрудник;

17 баллов и менее. Вы - "ходячая аудитория" для всех и каждого, но Ваша проблема в том, что Вы ничего, кроме своего "уха", предложить человеку не можете. К тому же Вы принадлежите к тому типу людей, которые боятся рисковать чем бы то ни было, а ведь человеческие отношения - рискованное дело!

ТЕСТ 5.

"Кто ты: ведущий или ведомый?"

Одно из важнейших профессиональных качеств педагога - его способность и предназначенность к лидерству. И поэтому не мешает определить, кто Вы в жизни: ведущий или ведомый. Если хотите знать, обладаете ли Вы способностью влиять на окружающих, ответьте на следующие вопросы.

1. Как Вы думаете, подошла бы Вам профессия актера или политика?

2. Раздражают ли Вас люди, которые стремятся одеваться или вести себя экстравагантно?

3. Можете ли Вы разговаривать с другим человеком о Ваших интимных проблемах?

4. Сразу ли Вы реагируете на малейшие проявления неверного понимания Ваших слов и поступков?

5. Чувствуете ли Вы дискомфорт, когда другие добиваются успеха в той сфере, где Вы сами хотели бы его добиться?

6. Любите ли Вы заниматься каким-нибудь очень трудным делом, чтобы показать, что Вы способны на это?

7. Могли бы Вы посвятить всего (всю) себя достижению чего-нибудь выдающегося?

8. Устраивает ли Вас один и тот же круг друзей?

9. Предпочитаете ли Вы вести жизнь размеренную, расписанную по часам?

10. Любите ли Вы менять мебель в квартире?

11. Нравится ли Вам делать что-нибудь всякий раз по-новому?

12. Любите ли Вы "осаживать" того, кто, на Ваш взгляд, слишком самоуверен?

13. Нравится ли Вам демонстрировать, что ваш начальник или лицо, почитаемое за авторитет, оказывается неправым?

Оценка. Выставьте себе баллы в соответствии с выбранными Вами ответами и их оценкой в табл. 4.

Таблица 4

  да нет   да нет   да нет
           

Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:

65 - 35 баллов. Вы - человек, обладающий хорошими задатками, чтобы эффективно влиять на окружающих, изменять их мнения, советовать, управлять ими. Во взаимоотношениях с людьми Вы чувствуете себя вполне уверенно. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться в стороне и думать только о себе. Вы чувствуете в себе потребность что-то делать для окружающих, руководить ими, указывать им на ошибки, учить их. А тех, кто не разделяет Ваши принципы, надо убеждать, и Вы это умеете. Однако Вам необходимо себя контролировать, чтобы Ваше отношение к людям не принимало крайних проявлений. Иначе Вы превратитесь в фанатика или тирана;
30 - 0 баллов. Вы бываете малоубедительны, даже когда абсолютно правы.

ТЕСТ 6.

"Прежде чем стать классным руководителем…"

Вам следует выбрать один из трех возможных вариантов поведения в предлагаемых ситуациях. Отвечайте сразу, не раздумывая.

1. Что в жизни лучше:

а) быть капитаном торгового корабля; 6) космонавтом; в) игроком?

2. Если Вы видите человека в опасности, Вы:

а) бросаетесь его спасать, даже рискуя жизнью; 6) просчитываете все возможные варианты; в) бежите за помощью?

3. Какая из следующих игр Вам больше нравится:

а) карты; б) бильярд; в) мозаика?

4. Если зазвонил телефон, Вы думаете, что:

а) звонят по поводу работы; б) звонят друзья; в) случилось несчастье?

5. Если предстоит важное собрание, Вы:

а) отправляетесь одетым как обычно; б) тщательно выбираете одежду; в) думаете только о деле?

6. Когда пожилой человек рассказывает о прошлом, Вы:

а) хотите знать больше подробностей; б) скучаете; в) прерываете его?

7. В компании Вы обычно:

а) веселитесь; б) скучаете; в) думаете о своих неприятностях?

8. Если предстоит поездка, Вы:

а) оповещаете об этом своих близких; 6) ничего не говорите им; в) вскользь упоминаете, что поедете куда-то?

9. Если Вы попали в затруднительное положение, Вы:

а) обсуждаете это с коллегами и друзьями; б) делитесь в семье; в) ничего никому не говорите?
10. Если Вы собираетесь приобрести картину, какую бы Вы выбрали:

а) абстрактную; б) импрессионистскую; в) реалистическую?

11. Вы замечаете, что с рабочего стола исчез нужный Вам предмет. Вы:

а) ищете его; б) думаете, что его кто-то украл; в) сразу забываете об этом и продолжаете работу?

12. Вы располагаете свободным временем в незнакомом городе. Вы:

а) посещаете музей; б) рассматриваете карту города, решая, куда пойти; в) возвращаетесь в гостиницу отдохнуть?

13. Если возник спор, Вы:

а) настаиваете на своем, пока собеседник не сдастся; б) ищете компромиссное решение; в) уступаете упорству другого?

14. Перед старой семейной фотографией:

а) Вы испытываете сильное волнение; б) она кажется Вам смешной; в) Вам почему-то становится неприятно?

15. Перед совещанием Вы замечаете, что забыли важные документы:

а) быстро возвращаетесь, чтобы их взять; б) доверяете своей памяти и способности импровизировать; в) отказываетесь участвовать в переговорах?

16. Вы проснулись на заре:

а) чувствуете себя бодрым; б) завидуете тому, кто еще спит; в) работаете без особых усилий?
17. Чем Вы заполняете свое свободное время:

а) спортом; б) встреч







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.051 с.)